Государственная казначейская служба Украины рассмотрела письмо <…> о списании имущества бюджетных учреждений и в рамках компетенции сообщает.
В соответствии с пунктом 12 части первой статьи 2 Бюджетного кодекса Украины (далее — Кодекс) бюджетные учреждения — органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации, созданные ими в установленном порядке, полностью содержащиеся за счет соответственно государственного бюджета или местного бюджета.
Бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета и другими нормативно-правовыми актами по ведению бухгалтерского учета в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной бюджетной политики (статья 56 Кодекса).
В пункте 9.1 главы IX Положения по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 26.06.2013 г. № 611, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 18.07.2013 г. под № 1214/23746, определено, что необоротный актив прекращает признаваться активом (списывается с баланса) в случае его выбытия в результате продажи, ликвидации, бесплатной передачи, недостачи, окончательной порчи или других причин несоответствия критериям признания активом.
Типовые формы по учету и списанию основных средств, принадлежащих учреждениям и организациям, содержащимся за счет государственного или местных бюджетов, утверждены приказом Главного управления Госказначейства и Государственного комитета статистики Украины от 02.12.97 г. № 125/70 и зарегистрированы в Министерстве юстиции Украины 22.12.97 г. под № 612/2416.
Механизм списания объектов государственной собственности, которыми являются объекты незавершенного строительства (незавершенные капитальные инвестиции в необоротные материальные активы), материальные активы, которые в соответствии с законодательством признаются основными фондами (средствами), определен Порядком списания объектов государственной собственности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 08.11.2007 г. № 1314.
Списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов, не введенных в эксплуатацию, инструментов, производственного, хозяйственного инвентаря и других запасов, которые стали непригодными для дальнейшего использования, осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету запасов бюджетных учреждений и внесению изменений в некоторые нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету бюджетных учреждений, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 14.11.2013 г. № 947 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 05.12.2013 г. под № 2063/24595.
Что касается объектов права коммунальной собственности, то в соответствии с частью 5 статьи 60 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР (далее — Закон № 280) органы местного самоуправления от имени и в интересах территориальных громад в соответствии с законом осуществляют правомочия по владению, пользованию и распоряжению объектами права коммунальной собственности, в том числе выполняют все имущественные операции, могут передавать объекты права коммунальной собственности в постоянное или временное пользование юридическим и физическим лицам, сдавать их в аренду, продавать и покупать, использовать в качестве залога, решать вопрос их отчуждения, определять в соглашениях и договорах условия использования и финансирования объектов, которые приватизируются и передаются в пользование и аренду.
Принятие решений о наделении органов самоорганизации населения отдельными собственными полномочиями органов местного самоуправления, а также о передаче средств, материально-технических и других ресурсов, необходимых для их осуществления; об отчуждении в соответствии с законом коммунального имущества; о передаче другим органам отдельных полномочий по управлению имуществом, относящимся к коммунальной собственности соответствующей территориальной громады, определении рамок этих полномочий и условий их осуществления, осуществляется исключительно на пленарных заседаниях соответствующего совета (статьи 26, 43 Закона № 280).
Типовая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами бюджетных учреждений приведена в приложении 2 к Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденному приказом Министерства финансов Украины от 26.06.2013 г. № 611 и зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 18.07.2013 г. под № 1214/23746.
Первый заместитель Председателя А. Даневич
Комментарий редакции
Казначейство напомнило об основных документах, в которые надо заглянуть перед списанием имущества
Комментируемое письмо примечательно тем, что в нем Казначейская служба указала на основные нормативные документы, которыми необходимо руководствоваться бюджетным учреждениям при списании основных средств и запасов.
Со своей стороны хотелось бы отметить, что вопросы, касающиеся порядка списания различных материальных ценностей, не теряют своей актуальности. Поэтому на страницах нашей газеты мы постоянно уделяем внимание этой теме.
Конечно, в рамках одного комментария рассмотреть все эти особенности достаточно сложно. Поэтому предлагаем вам ознакомиться с нашими материалами, в которых подробно были освещены все нюансы списания различного имущества бюджетных учреждений:
— «Нюансы списания имущества: отвечаем на ваши вопросы» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 34);
— «Проверка состояния сохранности имущества бюджетных учреждений» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 35);
— «Как определить нормы расхода сжиженного нефтяного газа» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 35);
— «Установление норм расхода топлива с учетом корректировочных коэффициентов» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 38);
— «Порядок списания мебели» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 44);
— «Вопросы списания основных средств» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 47);
— «Учет спецодежды и обуви» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 1);
— «Замена сантехники: отражаем правильно» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 3);
— «Оформляем приобретение и списание горючего» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 5);
— «Как сформировать комиссию по списанию запасов» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 7);
— «Списываем автомобиль: нужен ли сторонний эксперт» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 22);
— «Как списать картофель по нормам естественной убыли» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 22).
А если в этом перечне материалов вы не найдете ответа на свой вопрос, отчаиваться не стоит. Ведь вы можете смело направить его в нашу редакцию. Мы обязательно вам поможем!
Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик