(066) 87-010-10
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 27
  • № 26
  • № 25
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
12/12
Бюджетная бухгалтерия
Бюджетная бухгалтерия
Июль , 2014/№ 28

Терцентр предоставляет платные услуги: подлежат ли они налогообложению

Территориальный центр социального обслуживания (предоставления социальных услуг) является бюджетным учреждением, финансируемым за счет средств местного бюджета. Терцентр осуществляет социальное обслуживание и предоставляет социальные услуги гражданам, находящимся в сложных жизненных обстоятельствах и нуждающимся в посторонней помощи, по месту жительства, в условиях дневного пребывания. За последние 12 месяцев учреждение предоставило платных услуг на сумму 281,7 тыс. грн. Такие услуги предоставляются отделениями социальной помощи на дому и отделениями организации предоставления адресной натуральной и денежной помощи. Налог на добавленную стоимость в тарифы на платные услуги учреждение не включало. В связи с этим разъясните: освобождаются ли от налогообложения платные услуги, предоставляемые терцентром? Если в будущих периодах общая сумма предоставленных платных услуг превысит 300 тыс. грн., нужно ли учреждению регистрироваться плательщиком НДС?

Для того, чтобы выяснить, какие платные услуги территориального центра социального обслуживания освобождены от обложения налогом на добавленную стоимость (далее — НДС), обратимся к Налоговому кодексу Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ).

Так, перечень операций, освобожденных от обложения НДС, определен в ст. 197 НКУ. В частности, освобождаются от налогообложения операции по поставке услуг по содержанию лиц в домах-интернатах для граждан преклонного возраста и инвалидов, детских домах-интернатах, пансионатах для ветеранов войны и труда, гериатрических пансионатах, реабилитационных учреждениях, территориальных центрах социального обслуживания (предоставления социальных услуг).

Терцентры создаются для осуществления социального обслуживания и предоставления социальных услуг гражданам, находящимся в сложных жизненных обстоятельствах и нуждающимся в посторонней помощи, по месту жительства, в условиях стационарного, временного или дневного пребывания.

Под социальным обслуживанием нужно понимать систему социальных мероприятий, пре­дусматривающую содействие, поддержку и услуги, которые предоставляют социальные службы отдельным лицам или группам населения для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержки их социального статуса и полноценной жизнедеятельности. К социальным услугам относят комплекс мероприятий по предоставлению помощи лицам, отдельным социальным группам, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах и не могут самостоятельно их преодолеть, с целью решения их жизненных проблем.

Социальные услуги могут предоставляться пользователям как за плату, так и безвозмездно. Это определено в ст. 7 Закона Украины «О социальных услугах» от 19.06.2003 г. № 966-IV (далее — Закон № 966).

Также в этой статье Закона № 966 определено, что субъекты, предоставляющие социальные услуги, осуществляют свою деятельность в соответствии с уставными документами, в которых определен перечень социальных услуг, категории лиц, которым они предоставляются, при наличии соответствующей подготовки их работников, с соблюдением государственных стандартов социальных услуг, этических, правовых норм и принципов предоставления социальных услуг.

В связи с этим напомним, что вопросы предоставления платных услуг терцентрами определены постановлением КМУ «Некоторые вопросы деятельности территориальных центров социального обслуживания (предоставления социальных услуг)» от 29.12.2009 г. № 1417 (далее — постановление № 1417) и постановлением КМУ «О порядке предоставления платных социальных услуг и утверждении их перечня» от 14.01.2004 г. № 12 (далее — постановление № 12).

Терцентры осуществляют социальное обслуживание по следующим направлениям:

социально-бытовые услуги — обеспечение продуктами питания, мягким и твердым инвентарем, горячим питанием, транспортными услугами, средствами малой механизации, осуществление социально-бытового патронажа, вызов врача, приобретение и доставка медикаментов, ремонт одежды и обуви, парикмахерские услуги и т. п.;

психологические услуги — предоставление консультаций по вопросам психического здоровья и улучшение отношений с окружающей социальной средой, психологической коррекции, методических советов;

социально-педагогические услуги — выявление и содействие развитию разносторонних интересов и потребностей граждан, которых обслуживает территориальный центр, организация их досуга;

социально-медицинские услуги — консультации по предотвращению возникновения и развития возможных органических расстройств, сохранению, поддержке здоровья, осуществлению профилактических, лечебно-оздоровительных мероприятий, трудотерапии;

социально-экономические услуги — предоставление натуральной или денежной помощи;

юридические услуги — предоставление консультаций по вопросам действующего законодательства, защита прав и интересов граждан, которых обслуживает территориальный центр;

информационные услуги — предоставление информации, необходимой для решения сложной жизненной ситуации, в том числе предоставление информации о возможности получения бесплатной правовой помощи в соответствии с Законом Украины «О бесплатной правовой помощи» от 02.06.2011 г. № 3460-VI (справочные услуги), распространение просветительских и культурно-образовательных знаний (просветительские услуги), распространение объективной информации о потребительских свойствах и видах социальных услуг;

другие социальные услуги, перечень, условия и порядок предоставления которых определяют в случае необходимости местные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, которые создали территориальный центр.

Следовательно, именно такие платные социальные услуги (в рамках имеющихся возможностей), определенные постановлением № 12 и Перечнем № 1417, имеет право предоставлять терцентр.

Как видим, платные услуги по социальному обслуживанию, которые разрешено предоставлять терцентрам, в вышеуказанных документах изложены подробнее, чем в п.п. 197.1.7 НКУ. Но считаем, что в этом нет никаких противоречий между данными документами.

Поэтому платные социальные услуги, которые разрешено предоставлять терцентрам, освобождаются от обложения НДС.

Теперь что касается необходимости регистрации терцентра плательщиком НДС.

В соответствии с п. 181.1 НКУ лицо подлежит обязательной регистрации как плательщик НДС, если общая сумма от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих налого­обложению, в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних ­ 12 календарных месяцев, совокупно превышает 300 тыс. грн. (без учета НДС).

Таким образом, одним из критериев обязательной регистрации лица плательщиком НДС является превышение им за последние 12 календарных месяцев объема налогооблагаемых поставок товаров/услуг (в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети) 300 тыс. грн. (без учета НДС).

О достоверности достижения субъектом хозяйствования 300-тысячного уровня, по мнению ГНСУ, изложенному в письме от 12.09.2012 г. № 3208/0/71-12/18-3117, должны свидетельствовать любые первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие факт осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению (акт выполненных работ, кассовый чек, платежное поручение и т. п.).

Внимание! К налогооблагаемым операциям по поставке товаров/услуг относятся не только операции, облагаемые НДС по основной ставке 20 %, ставке 7 % и нулевой ставке, но также и освобожденные (условно освобожденные) от налогообложения.

Следовательно, в расчет 300-тысячного предела для целей регистрации лица плательщиком НДС не включаются только те операции, которые не являются объектом обложения НДС (ст. 196 НКУ) и не соответствуют критериям поставки товаров/услуг, приведенным в пп. 14.1.185 и 14.1.191 НКУ.

Поэтому, как только объем доходов, освобожденных от налогообложения на основании п.п. 197.1.7 НКУ, превысит 300 тыс. грн., такое бюджетное учреждение должно зарегистрироваться плательщиком НДС в общем порядке. Для этого учреждению необходимо подать в контролирующий орган регистрационное заявление не позднее 10-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые достигнут такой 300-тысячный объем. Порядок регистрации осуществляется на основании Положения о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденного приказом Миндоходов от 16.01.2014 г. № 26.

платные услуги, НДС добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
12/12
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье