Начнем с того, что расходы на продукты питания рассчитывают исходя из утвержденных специальными нормативными актами весовых продуктовых норм на одного больного в день, которые представляют собой перечень наименований и количество продуктов.
В настоящее время для организации лечебного питания в общем, детском, родильном, онкологическом и гастроэнтерологическом отделениях больниц следует руководствоваться приказом МОЗ «О совершенствовании лечебного питания и работы диетологической системы в Украине» от 29.10.2013 г. № 931 (далее — приказ № 931). Приложения к этому приказу содержат среднесуточные наборы продуктов питания для больных разных отделений в учреждениях здравоохранения.
Отметим, что расчет материальных расходов входит в обязанности экономиста, о чем говорится в выпуске 1 Справочника квалификационных характеристик профессий работников, утвержденного приказом Минтруда от 29.12.2004 г. № 336.
В основу системы лечебного питания положены принципы достаточного и сбалансированного питания. Продуктовые нормы для больных разрабатываются на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии здорового человека.
Нововведением приказа № 931 является деление всех больных в зависимости от индекса массы тела на три группы: больные с гипотрофией, нормотрофией и гипертрофией и определение суточного количества продуктов в соответствии с этими группами. Для больного с нормотрофией индекс массы тела равен 18,2 — 25 кг/м2, считается оптимальной масса тела для мужчин 70 кг, а для женщин — 60 кг. Вследствие такого подхода по приказу № 931 нормы по некоторым наименованиям продуктов для больных с нормотрофией в 2 — 3 раза меньше действовавших ранее.
Заметим, что общее руководство лечебным питанием осуществляет главный врач, на которого в том числе возлагается и ответственность за соблюдение продуктовых норм питания больных. Об этом говорится в п. 1.5 Порядка организации системы лечебного питания больных в учреждениях здравоохранения (далее — Порядок) и п. 1.8 Инструкции по организации лечебного питания в учреждениях здравоохранения (далее — Инструкция), утвержденных приказом № 931).
Ответственность за главврачом сохраняется и в случае заключения договора со сторонним предприятием общепита на оказание услуг по питанию больных, что возможно согласно п. 1.10 Инструкции. Также отметим, что в Украине действуют и другие нормативные документы, регулирующие предоставление питания в лечебных заведениях.
В частности, для питания больных туберкулезом руководствуются постановлением КМУ «О нормах питания в противотуберкулезных учреждениях для лиц, больных туберкулезом, и молодых и несовершеннолетних лиц, инфицированных микобактериями туберкулеза» от 27.12.2001 г. № 1752, ветеранов войны — постановлением КМУ «Об увеличении норм денежных расходов на питание и медикаменты в лечебно-профилактических учреждениях ветеранов войны» от 26.04.2007 г. № 680 и приказом МОЗ «Об утверждении рекомендуемого среднесуточного набора продуктов питания для ветеранов войны в лечебно-профилактических учреждениях» от 21.04.2009 г. № 262.
Чтобы перевести весовую продуктовую норму в денежный эквивалент, необходимо умножить приведенное в нормативном документе количество продукта на его рыночную цену с НДС и транспортными расходами согласно договору поставки. Найдя в результате стоимость для каждого наименования продуктов, цифры суммируют для всех наименований и получают искомый денежный эквивалент нормы.
При расчетах надо иметь в виду, что некоторые продукты, при механической обработке которых имеются отходы (овощи, мясо и др.), берутся для приготовления блюд по норме брутто, которая больше нормы нетто, закрепленной нормативом.
Пример. Стоимость продуктовой корзины для больных с нормальным весом для общего отделения рассчитывают следующим образом:
картофель — 150 г* х 120 %** х 7,00 грн./кг = 1,26 грн.;
мясо птицы — 50 г*** х 45 грн./кг = 2,25 грн.
и т. п.
Итого: 1,26 + 2,25 + … (по всем наименованиям продуктов согласно приказу № 931) грн.
* Норма-нетто по приказу № 931.
** Норма-брутто с учетом 20 % отходов.
*** Норма-нетто, так как используют филе.
Рассчитанный таким способом денежный эквивалент нормы экономисту надо сравнить с аналогичным показателем, рассчитанным и утвержденным исполкомом местного совета народных депутатов. Напомним, что денежный лимит на питание 1 больного в сутки должен быть получен исполкомом тоже в результате расчета согласно принципу обоснованности построения бюджетной системы, заложенному ст. 7 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ).
Соотношение денежного лимита к денежному эквиваленту нормы в процентах означает степень внедрения продуктовых норм в жизнь.
Еще одним способом проверки соответствия фактических расходов на питание гарантированным государством нормам является сравнение среднедневной калорийности действующего в учреждении недельного меню и калорийности нормы. В этой связи очень важно то, что в приказе № 931 все продуктовые нормы приводятся вместе с суммарной энергетической ценностью питания и количеством белков, жиров и углеводов,которые, являясь интегральными показателями, могут быть использованы для контроля качества питания. Подобные показатели содержатся и в технологических картах на приготовление блюд.
Просуммировав по технологическим картам калорийность всех блюд недельного меню и найдя средний за день показатель, далее рассчитывают его отношение к калорийности нормы. Это отношение также означает степень внедрения продуктовых норм в жизнь. Отметим, что калорийность питания больного устанавливается с учетом режима лечения: для больных со строгим постельным режимом энергорасходы не превышают 2000 ккал в день.
В случае если в результате вышеприведенных расчетов степень внедрения продуктовых норм в жизнь окажется существенно ниже 100 %, заведению здравоохранения уместно воспользоваться правом участника бюджетного процесса,предоставленным ему наряду с главным распорядителем бюджетных средств согласно ст. 19 БКУ. Первой стадией бюджетного процессаявляется составление проекта бюджета на плановый и два последующих периода в порядке и в сроки, устанавливаемые Минфином и местными финансовыми органами. В пояснительной записке к проекту и отражают процент выполнения действующего норматива и нехватку денежных средств на продукты питания в абсолютном выражении. С учетом проектов бюджетов подчиненных учреждений главный распорядитель бюджетных средств составляет бюджетный запрос Минфину (местному финансовому органу) в соответствии со ст. 35 БКУ.
С одной стороны, согласно ст. 34 БКУ инструкции Минфина по подготовке бюджетных запросов могут вводить финансовые и другие ограничения, которые обязаны соблюдать все распорядители бюджетных средств. С другой стороны, согласно п. 2.3 Инструкции по подготовке бюджетных запросов, утвержденной приказом Минфина от 06.06.2012 г. № 687, расчет размера будущих расходов осуществляют с учетом действующих нормативов и текущих цен на соответствующие товары. Если главному распорядителю бюджетных средств не удается выполнить оба требования собственными силами, необходимо указать это в пояснительной записке к бюджетному запросу. Тогда вопрос перейдет к компетенции местного финансового органа или Минфина.
Согласно ст. 36 БКУ в ходе анализа бюджетных запросов стороны должны принимать меры по устранению разногласий, если таковые имеются, в процессе чего вопросу будет уделено дополнительное внимание и найден оптимальный ответ. Особенности составления проекта и принятия решения о местном бюджете оговорены в ст. 75 — 76 БКУ. Проект Государственного бюджета Украины одобряется постановлением КМУ и подается на утверждение Верховному Совету и Президенту не позднее 15 сентября года, предшествующего плановому, в соответствии со ст. 37 БКУ. А через неделю после этого начинается процесс составления проектов местных бюджетов согласно ст. 35 БКУ.
Согласно Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333, рассматриваемыерасходы планируют, финансируют и осуществляют по КЭКР 2230 «Продукты питания».
Такие расходы планируются по общему фонду бюджета.
Сумма расходов на питание исчисляется как произведение денежного лимита на одного больного в день, утвержденного исполкомом местных советов, и количества коек в стационаре определенного профиля, умноженного на количество дней функционирования коек. Количество койко-дней берут за год, предшествовавший плановому. Если в заведении здравоохранения открыто несколько разных отделений, то подобный расчет делают для каждого из них, а чтобы получить цифру по учреждению в целом, результаты суммируют.
Финансирование питания осуществляют в пределах утвержденной сметы учреждения согласно данным о фактическом количестве больных в текущем периоде, которое регулярно фиксируется.
В заключение добавим, что услуги по питанию больных согласно действующим продуктовым нормам, предоставляемые в составе медицинской помощи, финансируемой за бюджетные средства, не облагаются НДС на основании п.п. «г» ст. 197.1.7 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI и Порядка предоставления услуг по питанию граждан в заведениях здравоохранения, операции по предоставлению которых освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденного постановлением КМУ от 05.09.2012 г. № 818.
Выводы
1. Расходы на продукты питания больных надо рассчитывать исходя из весовых продуктовых норм на 1 человека в сутки отдельно для разных профильных отделений больниц и количества функционирующих коек в стационарах.
2. Перевод весовых продуктовых норм в денежный эквивалент осуществляется по текущим ценам на продукты питания экономистами заведений здравоохранения, а утверждается органами местного самоуправления с учетом финансовых ограничений, вводимых Минфином.
3. Степень внедрения продуктовых норм в жизнь определяют по отношению денежного лимита к денежному эквиваленту нормы или по отношению калорийности действующего меню к калорийности нормы.
4. В случае существенного занижения денежного лимита по сравнению с нормой заведению здравоохранения следует воспользоваться статусом участника бюджетного процесса и отразить эту информацию в проекте бюджета учреждения на будущий год. Это будет способствовать постепенному доведению размера бюджетных ассигнований на продукты питания до гарантированных государством норм и вследствие этого повышению качества питания больных как части терапии.