Темы статей
Выбрать темы

Об уплате ЕСВ и НДФЛ с больничных

Редакция ББ
Письмо от 30.12.2013 г. № 17-08/503-35119

Государственная казначейская служба Украины

Об уплате ЕСВ и НДФЛ с больничных

Письмо от 30.12.2013 г. № 17-08/503-35119

(извлечение)

 

Государственная казначейская служба <…> рассмотрела запрос <…> об уплате распорядителями бюджетных средств удержанного единого социального взноса и налога с доходов физических лиц из страховых средств, которые выделяются Фондом социального страхования по временной потере трудоспособности страхователям, и в рамках компетенции сообщает.

Согласно Бюджетному кодексу Украины бюджетное ассигнование — полномочия распорядителя бюджетных средств, предоставленные в соответствии с бюджетным назначением, на взятие бюджетного обязательства и осуществление платежей, имеющее количественные, временные и целевые ограничения.

Статьей 23 Кодекса установлено, что любые бюджетные обязательства и платежи из бюджета осуществляются только при наличии соответствующего бюджетного назначения, если иное не предусмотрено Законом о Государственном бюджете Украины. Бюджетные назначения устанавливаются Законом О Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете) в порядке, определенном Кодексом (ч. 1, 2).

Распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и осуществляют платежи только в рамках бюджетных ассигнований, установленных сметами, учитывая необходимость выполнения бюджетных обязательств прошлых лет, взятых на учет органами, осуществляющими казначейское обслуживание бюджетных средств (ч. 1 ст. 48 Кодекса).

Паспорт бюджетной программы — документ, определяющий цель, задачи, направления использования бюджетных средств, ответственных исполнителей, результативные показатели и другие характеристики бюджетной программы в соответствии с бюджетным назначением, установленным законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете) (п.п. 40 ст. 2 Кодекса).

Правилами составления паспортов бюджетных программ и отчетов об их выполнении, утвержденными приказом Министерства финансов Украины от 29.12.2002 г. № 1098, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 21.01.2003 г. под № 47/7368, определено, что цель бюджетной программы отражает цели, которых следует достичь при выполнении бюджетной программы в среднесрочном периоде, соответствует приоритетам государственной политики в соответствующей сфере, определенным нормативно-правовым актами, и способствует реализации плана деятельности главного распорядителя бюджетных средств на плановый и следующие за плановым два бюджетных периода. Цель должна быть четкой, реальной и досягаемой.

Статьей 21 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением»
предусмотрено, что финансирование страхователей-работодателей для предоставления материального обеспечения наемным работникам осуществляется районными, межрайонными, городскими исполнительными дирекциями отделений Фонда в порядке, установленном правлением Фонда.

Страхователь-работодатель, являющийся бюджетным учреждением, открывает отдельный счет для зачисления страховых средств в органе, осуществляющем казначейское обслуживание бюджетных средств, в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики.

Средства Фонда, поступающие на указанный счет, учитываются на отдельном субсчете.

Страховые средства, зачисленные на отдельный текущий счет в банке или на отдельный счет в органе, осуществляющем казначейское обслуживание бюджетных средств, могут быть использованы страхователем исключительно на предоставление материального обеспечения и социальных услуг застрахованным лицам.

Учитывая указанное, распорядитель бюджетных средств проводит оплату единого взноса и налога с доходов физических лиц, удержанных из страховых средств, выделенных Фондом социального страхования по временной потере трудоспособности, за счет средств, зачисленных на отдельный счет распорядителя бюджетных средств в органе Казначейства.

 

Первый заместитель Председателя А. Даневич

Комментарий редакции

 

Возможно ли за бюджетные средства заплатить ЕСВ и НДФЛ из суммы соцстраховского больничного?

Все мы помним, какая ситуация сложилась в конце 2013 года с выплатой пособия по временной нетрудоспособности. Тогда ФССВПТ значительно задерживал перечисление такого пособия на отдельные счета работодателей, открытые в органах Госказначейства для проведения расчетов в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III (далее — Закон № 2240).

Так, в соответствии со ст. 52 данного Закона после получения заявления-расчета от работодателя ФССВПТ обязан в течение 10 рабочих дней перечислить средства на его целевой счет. Однако в нарушение этой нормы ФССВПТ значительно задерживал их перечисление.

Задержка иногда составляла больше месяца, а то и двух. Вследствие этого работодатель нарушал трудовое законодательство, поскольку не мог предоставить пособие по временной нетрудоспособности работникам, ведь механизм выплаты страховых средств предусматривает их предоставление только после поступления денег от ФССВПТ.

Но самое главное, работодатель нарушал сроки уплаты единого взноса на социальное страхование (далее — ЕСВ) и налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) из сумм пособия по временной нетрудоспособности. Так, если такое пособие было начислено (отражено в бухучете), но не выплачено, то ЕСВ и НДФЛ, удержание которых из суммы пособия было отражено в момент его начисления, уплачивают в общем порядке, а именно:

— ЕСВ — не позднее 20-го числа следующего месяца;

— НДФЛ — в течение 30 календарных дней месяца, следующего за месяцем начисления.

Проблема в том, что ЕСВ и НДФЛ уплачивают только за счет средств, поступивших от ФССВПТ на эти цели. Вот такой замкнутый круг. И обидно, что работодатель в такой ситуации не виноват, а уплачивать штрафы за несвоевременное перечисление налогов придется именно ему.

Возможно ли избежать штрафов за неуплату ЕСВ и НДФЛ с пособия по временной нетрудоспособности, например, уплатив их за собственные средства? Именно с таким вопросом мы обратились в Госказначейство. Его ответ в комментируемом письме. Рассмотрим подробнее.

В соответствии с п. 20 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228, при определении объемов расходов бюджета и/или предоставления кредитов из бюджета нижестоящих распорядителей главные распорядители должны учитывать объективную потребность в средствах каждого учреждения исходя из его основных производственных показателей и контингентов, устанавливаемых для учреждений (количество классов, учащихся в школах, коек в больницах, детей в дошкольных заведениях и т. п.), объема выполняемой работы, штатной численности, необходимости погашения дебиторской и кредиторской задолженности и реализации отдельных программ и намеченных мероприятий по сокращению расходов в плановом периоде.

Также согласно п. 1 ст. 48 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и осуществляют платежи только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами.

При этом бюджетное обязательство — это любое осуществленное в соответствии с бюджетным ассигнованием размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода, согласно которым необходимо осуществить платежи в течение этого же периода или в будущем.

Любые бюджетные обязательства и платежи из бюджета осуществляются только при наличии соответствующего бюджетного назначения, если иное не предусмотрено законом о Государственном бюджете Украины (п. 1 ст. 23 БКУ).

То есть, говоря проще, бюджетное учреждение не имеет права запланировать и провести расходы по платежам, которые должны проводиться не за счет бюджетных средств, а за счет средств ФССВПТ.

Таким образом уплатить ЕСВ и НДФЛ до того, как поступят средства ФССВПТ, ни за счет средств общего фонда, ни за счет средств спецфонда бюджетного учреждения невозможно.

Как отметила Госказначейская служба в комментируемом письме, распорядитель бюджетных средств должен проводить оплату ЕСВ и НДФЛ за счет средств ФССВПТ, зачисленных на отдельный счет распорядителя в органе Госказначейства.

 

Татьяна СТАНКУС, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше