Темы статей
Выбрать темы

О выполнении обязанностей временно отсутствующих работников

Редакция ББ
Письмо от 30.05.2014 г. № 853/13/84-14

Министерство социальной политики Украины

О выполнении обязанностей временно отсутствующих работников

Письмо от 30.05.2014 г. № 853/13/84-14

 

Департамент заработной платы и условий труда рассмотрел письмо и сообщает.

Согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 30.08.2002 г. № 1298 «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» работникам за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников, за совмещение профессий (должностей), за расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ устанавливаются доплаты в размере до 50 процентов должностного оклада.

Отмеченные виды доплат не устанавливаются руководителям бюджетных учреждений, заведений и организаций, их заместителям, руководителям структурных подразделений этих учреждений, заведений и организаций, их заместителям.

Под выполнением обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы следует понимать замену работника, отсутствующего в связи с болезнью, командировкой и т. п., когда в соответствии с действующим законодательством за ним сохраняется рабочее место (должность).

Если работник выполняет в том же учреждении, организации наряду со своей основной работой, обус­ловленной трудовым договором, обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы, то за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника ему осуществляется соответствующая доплата.

Эти виды работ допускаются в одном учреждении, заведении с согласия работника в течение установленной продолжительности рабочего времени, если это экономически оправдано и не приводит к ухудшению работы по основной должности.

Решение о конкретном размере доплаты принимается руководителем учреждения, заведения в зависимости от сложности, характера, объема выполняемых работ, расходов основного рабочего времени.

Доплаты могут устанавливаться нескольким работникам в размере до 50 процентов должностного оклада по основной должности в рамках экономии по должностному окладу (ставке заработной платы) отсутствующего работника.

Следует отметить, что в соответствии с положениями, утверждаемыми приказом учреждения или организации, на структурное подразделение возлагается выполнение функций, которые, как правило, не распространяются на другие структурные подразделения. Так, и полномочия в соответствии с должностными обязанностями у каждого работника определенного структурного подразделения свои.

Поэтому, учитывая указанное, возложение выполнения обязанностей временно отсутствующего юрисконсульта на специалиста отдела кадров является невозможным.

В то же время отмечаем, что письма министерств не являются нормативно-правовыми актами, по своей природе они носят информационный, разъяснительный и рекомендательный характер.

Вместе с тем, пунктом 12 Мероприятий по экономному и рациональному использованию государственных средств, предусмотренных для содержания органов государственной власти и других государственных органов, созданных органами государственной власти предприятий, учреждений и организаций, использующих средства государственного бюджета, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 01.03.2014 г. № 65, предусмотрено временное прекращение установления доплат за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников (кроме врачей, специалистов с базовым и неполным высшим медицинским образованием и профессионалов с высшим немедицинским образованием и научных работников, допущенных к медицинской деятельности, воспитателей, помощников воспитателей, учителей, мастеров производственного обучения, преподавателей профессионально-технических и высших учебных заведений).

 

Директор Департамента А. Товстенко

Комментарий редакции

 

Инспектор по кадрам временно выполняет обязанности юрисконсульта: возможно ли это

В комментируемом письме дан ответ на такой вопрос нашего читателя: «Правомерно ли возложить обязанности временно отсутствующего юрисконсульта (на время его болезни, отпуска и т. д.), с установлением доплаты, на специалиста отдела кадров, который не имеет юридического образования?».

Вопрос кажется несложным только на первый взгляд. Но если копнуть глубже, увидим: нормы, которая бы давала на него четкий ответ, в законодательстве нет. Как же быть? В таких случаях последнее слово за Минсоцполитики, к которому и обратилась редакция нашей газеты.

Мнение главного «зарплатного» ведомства приведено в комментируемом письме. Но прежде чем предметно его рассмотреть, конечно, нужно вспомнить о п. 12 Мероприятий по экономному и рациональному использованию государственных средств, предусмотренных для содержания органов государственной власти и других государственных органов, образованных органами государственной власти предприятий, учреждений и организаций, которые используют средства государственного бюджета, утвержденных постановлением КМУ от 01.03.2014 г. № 65.

Этой нормой с 12.03.2014 г. приостановлена выплата доплат за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника в учреждениях, финансируемых из госбюджета. Правда, с недавнего времени для отдельных категорий работников сделано исключение, но инспектор по кадрам к ним не относится. Поэтому на сегодняшний день установить такому работнику доплату за выполнение дополнительных обязанностей нельзя.

Но очень надеемся, что трудные времена скоро пройдут и тогда комментируемое письмо придется как нельзя кстати. Кроме того, доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника могла быть сохранена местными органами власти для работников коммунальных учреждений. Поэтому далее обсудим порядок ее установления более детально.

Итак, согласно ст. 105 КЗоТ работникам, выполняющим в этом же учреждении наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительные обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата.

Такое предписание нашло отражение, прежде всего, в п.п. «а» п.п. 3 п. 3 постановления КМУ «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298 (далее — постановление № 1298). Согласно этой норме работникам за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливают доплату в размере до 50 % должностного оклада.

Важно! Доплату не устанавливают руководителям учреждений, их заместителям, руководителям структурных подразделений этих учреждений и их заместителям.

Нормы аналогичного содержания предусмотрены отраслевыми документами по оплате труда работников бюджетной сферы (здравоохранение, образование и т. д.), разработанными во исполнение постановления № 1298.

Но, собственно говоря, это все, что в них сказано об установлении рассматриваемой доплаты. На сегодняшний день в украинском законодательстве нет даже определения этой формы построения трудовых отношений.

Восполняют этот пробел письменные разъяс­нения Минсоцполитики. В частности, практически все пояснения, которые предоставлялись им ранее, собраны в комментируемом письме. Укажем их.

1. Выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы — это замена работника, отсутствующего в связи с болезнью, отпуском, командировкой и по другим причинам, когда в соответствии с действующим законодательством за ним сохраняют рабочее место (должность).

То есть осуществление таких обязанностей не происходит в отношении вакантных должностей, а осуществляется в пределах продолжительности рабочего дня (смены). От основной работы работника, выполняющего обязанности временного отсутствующего работника, не освобождают.

2. Такой вид работ допускается в одном учреждении по согласию работника в течение установленной продолжительности рабочего времени, если это экономически оправдано и не приводит к ухудшению качества выполняемой им работы по основной должности.

3. Конкретный размер доплаты определяет руководитель в зависимости от сложности, характера, объема выполняемых работ, расходов основного рабочего времени.

4. Доплату устанавливают в размере до 50 % должностного оклада по основной должности. Ее можно установить нескольким работникам, если они вместе выполняют обязанности временно отсутствующего работника. Правда, при этом Минсоцполитики утверждает, что доплату устанавливают в пределах экономии по должностному окладу (ставке зарплаты) отсутствующего работника. Но по факту существенной экономии не будет, ведь если работник отсутствует по причинам, когда за ним сохраняют рабочее место (должность), то ему за этот период выплачивают среднюю зарплату.

Как видим, каких-либо требований к образованию работника для выполнения им обязанностей временно отсутствующего работника ни КЗоТ, ни отраслевые документы по оплате труда не предъявляют.

Квалификационные требования, которые предусмотрены законодательством для занятия той или иной должности, тоже не станут препятствием. Ведь инспектор по кадрам не занимает должность юрисконсульта, а только временно выполняет его обязанности.

Однако, по мнению Минсоцполитики, приведенному в комментируемом письме, возложить обязанности юрисконсульта на инспектора по кад­рам все же нельзя. Аргументы таковы: функции одного структурного подразделения (в нашем случае — отдел кадров) не могут распространяться на другие структурные подразделения (в нашем случае — административно-хозяйственный аппарат). Вследствие чего должностные обязанности у каждого работника определенного структурного подразделения свои.

Получается, что выполнение обязанностей временно отсутствующего работника возможно в пределах одного структурного подразделения и по схожим должностным обязанностям.

Подтвердить или опровергнуть это утверждение законодательной нормой нельзя. Таковой, как мы уже отмечали в начале комментария, попросту нет. Но поскольку Минсоцполитики — орган, который уполномочен разъяснять нормы трудового законодательства, то последнее слово за ним. Поэтому советуем к нему прислушаться и, по возможности, выполнение должностных обязанностей отсутствующего работника поручать работнику аналогичной категории или одного структурного подразделения.

Правда, как правило, в штатных расписаниях бюджетных учреждений утверждено не более одной единицы должности юрисконсульта, поэтому подыскать ему замену будет непросто.

 

Ольга ВИТКОВСКАЯ, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше