Темы статей
Выбрать темы

Об изменениях, внесенных в Закон Украины «Об особенностях осуществления закупок в отдельных сферах хозяйственной деятельности»

Редакция ББ
Разъяснение от 23.05.2014 г. № 3302-05/16628-03

Министерство экономического развития и торговли Украины

Об изменениях, внесенных в Закон Украины «Об особенностях осуществления закупок в отдельных сферах хозяйственной деятельности»

Разъяснение от 23.05.2014 г. № 3302-05/16628-03

(извлечение)

 

<…>

В связи со вступлением в силу 20.04.2014 г. Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII (далее — Закон), которым внесены изменения в Закон Украины «Об особенностях осуществления закупок в отдельных сферах хозяйственной деятельности» (далее — Закон об особенностях), Министерство экономического развития и торговли Украины (далее — Минэкономразвития), как центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере государственных закупок, сообщает.

Определение понятия «заказчики» приведено в пункте 9 части первой статьи 1 Закона. Так, к заказчикам также относятся заказчики, определенные в пункте 1 части первой статьи 1 Закона об особенностях.

Закон об особенностях устанавливает правовые и экономические принципы осуществления закупок в отдельных сферах хозяйственной деятельности, определенных данным Законом.

В соответствии с пунктом 1 части первой статьи 1 Закона об особенностях заказчики:

юридические лица, осуществляющие деятельность в любой из сфер, определенных статьей 2 данного Закона;

субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в любой из сфер, определенных статьей 2 данного Закона, и соответствующие хотя бы одному из следующих признаков: органам государственной власти, органам власти Автономной Республики Крым, органам местного самоуправления принадлежит доля в уставном капитале субъекта хозяйствования в размере более 50 процентов или такие органы владеют большинством голосов в высшем органе субъекта хозяйствования либо правом назначать больше половины состава исполнительного органа или наблюдательного совета субъекта хозяйствования; наличие специальных или эксклюзивных прав.

Определение понятия «специальные или эксклюзивные права» приведено в пункте 2 части первой статьи 1 Закона об особенностях.

Так, специальные или эксклюзивные права — права, предоставленные в рамках полномочий органом государственной власти или органом местного самоуправления на основании любого нормативно-правового акта и/или акта индивидуального действия, ограничивающие осуществление деятельности в сферах, определенных данным Законом, одним или несколькими лицами, что существенно влияет на способность других лиц осуществлять деятельность в указанных сферах. Особенности отнесения указанных актов к таким, которые предусматривают наличие специальных или эксклюзивных прав, устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Вместе с тем следует отметить, что изменениями, внесенными в Закон об особенностях, снижены стоимостные пределы для закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых за счет собственных средств заказчиками в понимании данного Закона. Согласно части третьей статьи 2 Закона об особенностях его действие распространяется на закупку заказчиками товаров, работ и услуг для осуществления ими деятельности в сферах, определенных статьей 2 данного Закона, которые:

полностью или частично осуществляются за счет бюджетных средств при условии, что стоимость закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 100 тысяч гривень, а работ — равна или превышает 1 миллион гривень;

осуществляются за счет собственных средств при условии, что стоимость закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 1 миллион гривень, а работ — 5 миллионов гривень.

При этом в соответствии с пунктом 11 части первой статьи 2 Бюджетного кодекса Украины бюджетные средства (средства бюджета) — надлежащие в соответствии с законодательством поступления бюджета и расходы бюджета.

Заказчики осуществляют закупки в соответствии с Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок» с учетом особенностей, определенных данным Законом (часть вторая статьи 2 Закона об особенностях).

Частью первой статьи 4 Закона об особенностях установлен перечень случаев, в которых заказчик осуществляет закупки без применения процедур закупок, предусмотренных Законом и Законом об особенностях.

Кроме того, согласно части второй статьи 3 Закона об особенностях заказчик обязан по результатам осуществления закупок, предусмотренных частью первой статьи 4 данного Закона, обнародовать на веб-портале Уполномоченного органа (бесплатно) отчет о результатах осуществления закупок в течение трех рабочих дней со дня его утверждения.

Отчет по результатам осуществления закупок, предусмотренных частью первой статьи 4, утверждается заказчиком раз в квартал не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Форма годового плана закупок и форма отчета о результатах осуществления закупок, предусмотренных частью первой статьи 4 данного Закона, утверждаются Уполномоченным органом с учетом особенностей, предусмотренных данным Законом.

Таким образом, субъекты, являющиеся заказчиками в понимании Закона об особенностях, осуществляют закупки товаров, работ и услуг за счет бюджетных и собственных средств в соответствии с Законом об особенностях, руководствуясь стоимостными пределами, определенными данным Законом.

В то же время обращаем внимание заказчиков в понимании Закона об особенностях, что в отличие от Закона, устанавливающего стоимостные пределы предмета закупок без учета налога на добавленную стоимость, Закон об особенностях устанавливает стоимость закупки товаров, работ и услуг в целом. То есть стоимостью закупки является сумма с учетом налогов и обязательных платежей, которую фактически планирует потратить заказчик в понимании Закона об особенностях.

 

Заместитель директора Департамента государственных закупок и государственного заказа Л. Дудник

Комментарий редакции

 

Минэкономразвития разъясняет основные изменения в закупках для монополистов

Одним из изменений, внесенных Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII (далее — Закон № 1197), является расширение понятия «заказчики».

Так, в частности, к ним относятся заказчики, определенные в п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона Украины «Об особенностях осуществления закупок в отдельных сферах хозяйственной деятельности» от 24.05.2012 г. № 4851-VI (далее — Закон № 4851), а именно:

1) юридические лица, осуществляющие деятельность в любой из таких сфер:

— обеспечение производства, транспортировки и поставки тепловой энергии;

— обеспечение производства, передачи, распределения, купли-продажи, поставки электрической энергии и централизованного диспетчерского (оперативно-технологического) управления объединенной энергетической системой Украины;

— обеспечение производства, транспортировки и поставки питьевой воды;

— обеспечение функционирования централизованного водоотведения;

— предоставление услуг по пользованию инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования;

— обеспечение функционирования городского электрического транспорта и эксплуатация его объектов для предоставления услуг по перевозке;

— предоставление услуг автостанций, портов, аэропортов;

— предоставление услуг по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов;

— предоставление услуг почтовой связи;

— геологическое изучение (в том числе опытно-промышленная разработка месторождений) нефте­газоносных недр, месторождений угля и других видов твердого топлива;

— обеспечение функционирования и эксплуатация телекоммуникационных сетей фиксированной связи общего пользования или предоставление общедоступных телекоммуникационных услуг;

— обеспечение транспортировки, хранения, переработки нефти и нефтепродуктов сырых;

— обеспечение функционирования рынка электрической энергии, рынка «на сутки вперед», балансирующего рынка, рынка вспомогательных услуг, а также предоставление услуг системного оператора, администратора расчетов, администратора коммерческого учета, оператора рынка, гарантированного покупателя в соответствии с положениями Закона Украины «О принципах функционирования рынка электрической энергии Украины» от 24.10.2013 г. № 663-VII;

— предоставление вспомогательных услуг на рынке вспомогательных услуг и услуг по выравниванию условий для конкуренции в соответствии с положениями Закона Украины «О принципах функционирования рынка электрической энергии Украины» от 24.10.2013 г. № 663-VII;

2) субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в любой из вышеупомянутых сфер и соответствующие хотя бы одному из следующих признаков:

— органам государственной власти, органам власти АР Крым, органам местного самоуправления принадлежит доля в уставном капитале субъекта хозяйствования в размере более 50 % или такие органы владеют большинством голосов в высшем органе субъекта хозяйствования или правом определять больше половины состава исполнительного органа или наблюдательного совета субъекта хозяйствования;

— наличие специальных и эксклюзивных прав.

Именно для тех, кто, начиная с 20.04.2014 г. относится к заказчикам в понимании Закона № 4851, в комментируемом письме Минэкономразвития разъяснило ключевые изменения.

Во-первых, стоимостные пределы предмета закупок товаров, работ и услуг для вышеуказанных заказчиков определены в ст. 2 Закона № 4851. Кстати, такие суммы несколько отличаются по размеру от тех стоимостных пределов, которые определены Законом № 1197.

Также такие стоимостные пределы определены с учетом суммы НДС. В то время как в Законе № 1197 такие пределы установлены без учета НДС. Поэтому для субъектов, являющихся заказчиками в понимании Закона № 4851, стоимостью закупки является сумма, которую такой заказчик фактически планирует потратить.

Во-вторых, заказчики, на которых распространяются требования Закона № 4851, обязаны обнародовать на веб-портале «Государственные закупки» отчет о результатах осуществления закупок в течение 3-х дней со дня его утверждения. То есть срок обнародования такого отчета, как и раньше, соответствует требованиям ст. 10 Закона № 1197.

Такой отчет заказчик должен утверждать 1 раз в квартал не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Кстати, форма такого отчета так и не была утверждена Минэкономразвития. В свое время уполномоченный орган рекомендовал подавать такой отчет по форме, приведенной в приложении 2 к письму Минэкономразвития от 09.07.2012 г. № 3305-07/25866-06 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 28).

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше