Выполнение программы по благоустройству города
Татьяна СТАНКУС, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Наше учреждение — управление жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной собственности городского совета — исполнительный орган, бюджетное учреждение со статусом юридического лица и главного распорядителя бюджетных средств.
Получателем бюджетных средств является коммунальное предприятие, созданное городским советом с целью удовлетворения общественной необходимости в работах и услугах жилищно-коммунального хозяйства. Имущество этого коммунального предприятия является коммунальной собственностью. Предприятие — балансодержатель объектов благоустройства (дорог, сетей наружного освещения, памятников, кладбищ).
Городской совет утвердил Программу развития жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города с планом мероприятий по благоустройству города (санитарная очистка улиц, содержание сетей наружного освещения, озеленение, содержание и текущий ремонт и т. п.). На выполнение мероприятий, предусмотренных Программой, коммунальному предприятию выделяются и перечисляются бюджетные средства в соответствии с предоставленными им калькуляциями стоимости работ, связанных с выполнением программы.
Может ли городской совет выделять средства на содержание и ремонт объектов благоустройства балансодержателю? Какие расходы может включать предприятие в калькуляцию стоимости работ? Можно ли включать в калькуляцию общепроизводственные, административные расходы, рентабельность?
(Винницкая обл.)
Напомним, что под бюджетной программой согласно Бюджетному кодексу Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) следует понимать совокупность мероприятий, направленных на достижение единой цели, задач и ожидаемого результата, определение и реализацию которых осуществляет распорядитель бюджетных средств в соответствии с возложенными на него функциями.
Согласно п.п. 22 п. 1 ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР исключительно на пленарных заседаниях сельского, поселкового, городского совета решаются вопросы об утверждении программ социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц и целевых программ по другим вопросам местного самоуправления.
Виды расходов, которые могут осуществляться из местных бюджетов, определены БКУ.
Так, согласно п.п. 5 п. 1 ст. 91 БКУ к расходам местных бюджетов, не учитываемым при определении объема межбюджетных трансфертов, относятся расходы на местные программы развития жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства населенных пунктов.
Следовательно, городской совет может выделять средства на содержание и ремонт объектов благоустройства в рамках выполнения местных программ развития жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства населенных пунктов.
В данном случае управление жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной собственности городского совета является главным распорядителем бюджетных средств, а коммунальное предприятие — получателем бюджетных средств.
В соответствии с Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333, если распорядитель бюджетных средств является непосредственным исполнителем программ и мероприятий, то расходы осуществляются по соответствующим кодам экономической классификации расходов бюджета в зависимости от вида расходов и сути платежа.
В этом случае городской совет не является исполнителем программы, поэтому расходы должны осуществляться по КЭКР 2282 «Отдельные мероприятия по реализации государственных (региональных) программ, не отнесенные к мероприятиям развития».
Предприятие в калькуляцию стоимости работ может включать все расходы, связанные с выполнением программы.
Так, базой для определения цены услуги является расчет расходов, связанных с непосредственным предоставлением услуги. Как указано в п. 138.8 ст. 138 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI, себестоимость изготовленных и реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг состоит из расходов, прямо связанных с производством таких товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, а именно:
— прямых материальных расходов;
— прямых расходов на оплату труда;
— амортизации производственных основных средств и нематериальных активов, непосредственно связанных с производством товаров, выполнением работ, предоставлением услуг;
— стоимости приобретенных услуг, прямо связанных с производством товаров, выполнением работ, предоставлением услуг;
— прочих прямых расходов, в том числе расходов по приобретению электрической энергии (включая реактивную).
По каждому виду работ (ремонт дорог, освещение, озеленение и т. п.) стоимость определяется отдельно по определенным нормативным документам, разработанным для соответствующего вида работ.
Так, например, при расчете стоимости работ по содержанию улично-дорожной сети руководствуются Методическими рекомендациями по определению стоимости работ по содержанию улично-дорожной сети населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства по вопросам ЖКХ от 21.08.2008 г. № 254 (далее — Методические рекомендации № 254).
Согласно п.п. 5.1 этих Методических рекомендаций административные расходы определяются в соответствии с п. 18 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденного приказом Минфина от 31.12.99 г. № 318.
В соответствии с п. 7 Методических рекомендаций № 254 в стоимость работ по содержанию улично-дорожной сети населенных пунктов рекомендуется включать прибыль, предельный размер которой согласовывается.
Рекомендованный размер прибыли составляет не менее 12 % полной планируемой себестоимости работ по содержанию улично-дорожной сети населенных пунктов.
Также напомним, что в случае, когда ремонтные или строительные работы выполняются за бюджетные средства, при определении их стоимости с 01.01.2014 г. обязательно применяются Правила определения стоимости строительства (ДСТУ Б Д.1.1-1:2013), утвержденные приказом Минрегионразвития от 05.07.2013 г. № 293, которые пришли на смену ранее действующим Правилам определения стоимости строительства (ДБН Д.1.1-1-2000), утвержденным приказом Госстроя от 27.08.2000 г. № 174.
Эти строительные нормы устанавливают основные правила по определению стоимости нового строительства, реконструкции, капитального ремонта и технического переоснащения домов, зданий и сооружений любого назначения, их комплексов, линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, а также реставрации памятников архитектуры и градостроительства. Они носят обязательный характер при определении стоимости строительства объектов, сооружаемых за счет бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также кредитов, предоставленных под государственные гарантии.