Темы статей
Выбрать темы

Потребитель не платит за предоставленные ему услуги по теплоснабжению: как быть

Редакция ББ
Ответы на вопросы

Потребитель не платит за предоставленные ему услуги по теплоснабжению: как быть

 

Юлия КРОТ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

На балансе техникума находится угольная котельная. Ее используют для отопления собственных корпусов техникума и расположенного неподалеку лицея. Однако начиная с 1 января 2012 года лицей не уплачивает за полученные услуги по теплоснабжению. Руководство лицея ссылается на отсутствие средств. Причем такая ситуация повторяется почти ежегодно.

Какие действия может предпринять техникум для взыскания долгов с лицея? Имеет ли право техникум прекратить теплоснабжение такому потребителю?

(Донецкая обл.)

Недобросовестные контрагенты встречаются в практике чуть ли не каждого учреждения. Таковы уж реалии ведения хозяйственной деятельности. Поэтому следует быть внимательным при выборе партнеров и в то же время готовым отстаивать собственные интересы. Однако доказывать правоту или отстаивать интересы учреждения нужно прежде всего в рамках правового поля. Как это сделать — расскажем далее.

И для начала вспомним, что бюджетные учреждения имеют право предоставлять на платной основе только те услуги, которые предусмотрены КМУ. Так, Перечень платных услуг, которые могут предоставляться учебными заведениями, другими учреждениями и заведениями системы образования, относящимися к государственной и коммунальной форме собственности, утвержден постановлением КМУ от 27.08.2010 г. № 796, и услуга по предоставлению коммунальных услуг пользователям помещений и зданий, не находящихся на балансе учебных заведений, есть в этом Перечне. Поэтому одно учебное заведение полностью правомерно может предоставлять услуги по теплоснабжению другому заведению.

А теперь поговорим о правовом регулировании взаимоотношений между техникумом как теплоснабжающей организацией и лицеем как потребителем тепловой энергии.

В первую очередь отметим: все хозяйственные отношения бюджетных учреждений с поставщиками, покупателями, заказчиками и другими дебиторами обязательно нужно оформлять договорами. Следовательно права и обязанности теплоснабжающей организации и потребителя тепловой энергии (в том числе финансовые санкции за несвоевременную оплату услуг) должны быть закреплены условиями договора купли-продажи тепловой энергии.

Следует также иметь в виду, что в соответствии с ч. 1 ст. 48 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) взятие распорядителями бюджетных средств бюджетных обязательств и осуществление платежей предусмотрено только в рамках бюджетных ассигнований, установленных сметами. При этом учитывают также наличие бюджетных обязательств прошлых лет, взятых на учет органами Госказначейской службы. В то же время расходы по договорам, заключенным без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, не считаются бюджетными обязательствами. Поэтому осуществление последних не возможно.

Вместе с тем распорядители бюджетных средств, т. е. бюджетные учреждения в лице их руководителей, обязаны обеспечивать проведение расчетов за тепловую энергию, которую потребляют бюджетные учреждения, в полном объеме. Причем договоры по каждому виду энергоносителей заключают только в рамках обоснованных лимитов потребления. Такие лимиты устанавливают соответствующие главные распорядители бюджетных средств (ч. 3 ст. 51 БКУ).

Следует также отметить, что оплата коммунальных услуг и энергоносителей в соответствии с ч. 2 ст. 55 БКУ относится к защищенным расходам государственного бюджета. Объем этих расходов не может изменяться даже при сокращении утвержденных бюджетных назначений. Более того, распорядители не имеют права брать обязательства и осуществлять платежи по другим мероприятиям при наличии просроченной кредиторской задолженности за потребленные коммунальные услуги. Четкое указание на это содержит ч. 4 ст. 51 БКУ.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что обеспечение отопления помещения лицея (в том числе заключение договора на теплоснабжение и своевременная оплата за потребленное тепло) относится к обязанностям руководства этого учебного заведения.

Дальше поговорим о действиях техникума как теплопоставляющей организации по отношению к должнику — потребителю тепловой энергии. Собственно выясним, какие меры воздействия можно применять к таким недобросовестным дебиторам. И в этом нам поможет ст. 611 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV (далее — ГКУ). Так вот, нарушение обязательства, т. е. его невыполнение или ненадлежащее выполнение, имеет следующие правовые последствия:

1) прекращение обязательства в результате одностороннего отказа от обязательства, если это установлено договором или законом, или расторжение договора;

2) изменение условий обязательства;

3) уплата неустойки.

Кроме того, при наличии задолженности за потребленное тепло, теплоснабжающая организация согласно ст. 25 Закона Украины «О теплоснабжении» от 02.06.2005 г. № 2633-IV имеет право ограничивать или прекращать поставку тепловой энергии потребителям. Конечно, этому должно предшествовать письменное предупреждение должников, отправленное не позднее чем за три рабочих дня. Отметим также, что никаких ограничений по отключению от отопления заведений образования действующим законодательством не предусмотрено.

Следовательно, руководство техникума должно принять все возможные меры для получения от лицея средств за предоставленные услуги, в том числе и прекратить теплоснабжение. Если же задолженность не погашена несмотря на все попытки ее взыскать, следует обратиться с иском в суд.

Напомним, что понятие и виды исковой давности, конкретные сроки, в пределах которых вы можете обратиться в суд с требованием о защите своего гражданского права, определены гл. 19 ГКУ. В частности, общая исковая давность установлена продолжительностью в три года (ст. 257 ГКУ). Зато пропуск сроков исковой давности кредитором фактически является потерей должника в обязательстве, которое влечет за собой потерю активов учреждением. А это, в свою очередь, квалифицируется как нанесение убытков по вине лиц, не принявших соответствующие меры. Это в свое время отметило Главное контрольно-ревизионное управление в письме от 01.03.2011 г. № 25-18/287 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 31, с. 30).

Важно! Организация претензионной и исковой работы, а также анализ ее результатов относятся к обязанностям юридической службы учреждения (п.п. 8 п. 11 Общего положения о юридической службе министерства, другого органа исполнительной власти, государственного предприятия, учреждения и организации, утвержденного постановлением КМУ от 26.11.2008 г. № 1040). Ответственность за состояние претензионно-исковой работы согласно Рекомендациям Минюста «О порядке ведения претензионной и исковой работы на предприятии, в учреждении, организации» от 15.01.96 г. № 2 несет руководитель учреждения.

Несоблюдение установленного порядка предъявления и рассмотрения претензий и исков является нарушением государственной дисциплины и влечет за собой ответственность виновных в этом должностных лиц. Так, служебная небрежность согласно ст367 Уголовного кодекса Украины от 05.04.2001 г. № 2341-ІІІ (далее — УКУ) наказывается штрафом от 250 до 500 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, или исправительными работами сроком до двух лет. Кроме того, за совершение этого преступления предусмотрено наказание в виде ограничения свободы до трех лет, с лишением права занимать соответствующие должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет.

Кстати, под служебной халатностью понимают невыполнение или ненадлежащее выполнение служебным лицом своих обязанностей из-за недобросовестного отношения к ним, что нанесло существенный вред правам, свободам и интересам физических, юридических лиц или интересам государства (ст. 367 УКУ).

И чтобы окончательно расставить все точки над «і», вспомним, кто относится к служебным лицам и что следует понимать под существенным вредом.

К служебным лицам относятся лица, которые постоянно или временно осуществляют функции представителей власти. Также служебными считаются лица, занимающие на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей. А существенный вред заключается в нанесении убытков в размере от 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан* и более (прим. 1 ст. 364 УКУ).

Отметим также, что работники в соответствии со ст. 130 Кодекса законов о труде Украины от 10.12.71 г. несут материальную ответственность за вред, причиненный предприятию, учреждению, организации в результате нарушения возложенных на них трудовых обязанностей.

Следовательно, вы не только имеете право отстаи­вать свои интересы, но и обязаны это делать. Ведь правда на вашей стороне.


* Для норм административного и уголовного законодательства в части квалификации административных или уголовных правонарушений сумма не облагаемого налогом минимума устанавливается на уровне налоговой социальной льготы (п. 5 подразд. 1 разд. XX Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI). Объем последней в 2014 году составляет 609 грн.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше