Темы статей
Выбрать темы

Погашение задолженности общего фонда средствами специального фонда

Редакция ББ
Ответы на вопросы

Погашение задолженности общего фонда средствами специального фонда

 

Татьяна СТАНКУС, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

В связи с ограничением расходов Государственной казначейской службой в конце 2013 года по состоянию на 01.01.2014 г. возникла кредиторская задолженность по общему фонду в результате неуплаты платежей за полученные товары и услуги. При выведении результатов выполнения сметы были списаны доходы и расходы за бюджетный год заключительными оборотами на результат выполнения сметы.

В марте 2014 года кредиторская задолженность по общему фонду была погашена за счет средств специального фонда. Какими бухгалтерскими проводками отразить эти операции?

(Закарпатская обл.)

 

При определении объемов расходов бюджета и/или предоставления кредитов из бюджета распорядителей нижестоящего уровня главные распорядители должны учитывать объективную потребность в средствах каждого учреждения исходя из его основных производственных показателей и контингентов, которые устанавливаются для учреждений (количество классов, учащихся в школах, коек в больницах, детей в дошкольных заведениях и т. п.), объема выполняемой работы, штатной численности, необходимости погашения дебиторской и кредиторской задолженности и реализации отдельных программ и намеченных мероприятий по сокращению расходов в плановом периоде. Об этом речь идет в п. 20 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228 (далее — Порядок № 228).

Обязательным является выполнение требования по первоочередному обеспечению бюджетными средствами расходов на оплату труда с начислениями, выплату стипендии, а также на хозяйственное содержание учреждений. При определении расходов в проектах смет учреждения должен обеспечиваться строгий режим экономии средств и материальных ценностей. В сметы могут включаться только расходы, предусмотренные законодательством, необходимость которых обусловлена характером деятельности учреждения. Расходы на приобретение оборудования, капитальный ремонт помещений и т. п., не являющиеся первоочередными, могут предусматриваться только при условии обеспечения средствами безотлагательных расходов и отсутствия задолженности.

Пунктом 46 Порядка № 228 определено, что распорядители бюджетных средств имеют право брать бюджетные обязательства по расходам бюджета или предоставлению кредитов из бюджета согласно смете, плану ассигнований общего фонда бюджета, плану предоставления кредитов из общего фонда бюджета и плану специального фонда исходя из потребности в обеспечении осуществления приоритетных мероприятий и с учетом платежей, необходимых для погашения обязательств прошлых периодов, если иное не предусмотрено законодательством.

Распорядители бюджетных средств имеют право брать бюджетные обязательства по специальному фонду бюджета исключительно в пределах соответствующих фактических поступлений в такой фонд (с соблюдением требований ч. 2 ст. 57 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ)), если иное не предусмотрено законодательством.

Объем бюджетных обязательств, взятых учреждением в течение бюджетного периода, должен обеспечить уменьшение уровня задолженности по бюджетным обязательствам прошлых периодов и недопущение возникновения задолженности по бюджетным обязательствам в текущем году.

Порядком № 228 также определены условия планирования и фактического использования средств специального фонда.

При планировании расходов специального фонда сметы следует руководствоваться п. 23 Порядка № 228, в котором определено, что расходы специального фонда сметы за счет собственных поступлений планируются в такой последовательности:

1) по установленным направлениям использования;

2) на погашение задолженности учреждения по бюджетным обязательствам по специальному и общему фондам сметы;

3) на проведение мероприятий, связанных с выполнением основных функций, не обеспеченных (или частично обеспеченных) расходами общего фонда.

Согласно п. 49 Порядка № 228 расходы специального фонда сметы осуществляются в последовательности, предусмотренной п. 23 Порядка № 228 для их планирования.

Таким образом, погашение задолженности по общему фонду может проводиться только во вторую очередь, т. е. после использования средств специального фонда по установленным направлениям использования. Напомним, что направления использования собственных поступлений бюджетных учреждений установлены п. 4 ст. 13 БКУ.

В п. 9 ст. 51 БКУ указано: если объемы собственных поступлений бюджетных учреждений превышают соответствующие расходы, утвержденные законом о Госбюджете (решением о местном бюджете), распорядитель бюджетных средств предусматривает направление таких сверхплановых объемов в первую очередь на погашение задолженности по оплате труда, начислений на заработную плату, стипендий, коммунальных услуг и энергоносителей.

Если такой задолженности нет, распорядитель бюджетных средств направляет 50 % средств на мероприятия, осуществляемые за счет соответствующих поступлений, и 50 % средств — на мероприятия, необходимые для выполнения основных функций, но не обеспеченные средствами общего фонда бюджета по соответствующей бюджетной программе.

В таком случае распорядитель бюджетных средств осуществляет перераспределение объемов взятых бюджетных обязательств по общему фонду бюджета для проведения расходов по этим обязательствам из специального фонда бюджета.

При этом суммы кредиторской задолженности из формы № 7д, № 7м «Отчет о задолженности по бюджетным средствам» по общему фонду в соответствии с бухгалтерскими проводками сторнируются и отражаются в форме № 7д, № 7м «Отчет о задолженности по бюджетным средствам» по специальному фонду.

Сумма кредиторской задолженности, которая учитывается на соответствующем субсчете учета этой задолженности по общему фонду, отражается бухгалтерской проводкой по дебету соответствующего счета по учету расчетов и по кредиту субсчета 431 «Результат выполнения сметы по общему фонду».

Когда задолженность погашена, дебетуется соответствующий субсчет счета 81 «Расходы специального фонда» и кредитуется соответствующий субсчет по учету расчетов.

Кассовые расходы по специальному фонду, направленные на погашение кредиторской задолженности общего фонда, и соответствующие фактические расходы по специальному фонду в соответствии с Порядком составления финансовой и бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, утвержденным приказом Минфина от 24.01.2012 г. № 44, отражаются в форме № 4-1д, № 4-1м «Отчет о поступлении и использовании средств, полученных как плата за услуги», в графе 10 «Кассовые за отчетный период (год) всего» и одновременно в графе 11 «Кассовые за отчетный период (год), в том числе направленные на погашение задолженности общего фонда» и в графе 12 «Фактические за отчетный период (год) всего», с одновременным отражением в графе 13 «Фактические за отчетный период (год), в том числе проведенные по расходам общего фонда».

Бухгалтерские проводки, которые должны быть осуществлены при погашении кредиторской задолженности общего фонда средствами специального фонда, рассмотрим на примере.

 

Пример. Учреждением здравоохранения в конце 2013 года за счет средств общего фонда в пределах сметных назначений по КЭКР 2220 «Медикаменты и перевязочные материалы» были приобретены медикаменты на общую сумму 7500 грн., но ассигнования не поступили. В 2014 году в связи с недостаточными сметными назначениями по общему фонду по КЭКР 2220 руководителем учреждения принято решение погасить задолженность средствами специального фонда.

В бухгалтерском учете эти операции следует отражать так:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

2

3

4

5

2013 год

1

Оприходованы медикаменты

233

675

7500,00

2

Отнесена на фактические расходы сумма НДС

801

675

1250,00

3

Списана стоимость медикаментов после их фактического использования на лечение больных

801

233

6250,00

4

Списаны расходы, произведенные за счет средств общего фонда

431

801

7500,00

2014 год

1

Откорректирован результат выполнения сметы по общему фонду

675

431

7500,00

2

Отнесена кредиторская задолженность за медикаменты на фактические расходы по специальному фонду

811

675

7500,00

3

Перечислены средства поставщику медикаментов

675

323

7500,00

4

В конце года списаны расходы, произведенные за счет средств специального фонда

432

811

7500,00

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше