Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Типовых штатных нормативов высших учебных заведений I — II уровней аккредитации

Редакция ББ
Приказ от 23.01.2014 г. № 60

Министерство образования и науки Украины

Об утверждении Типовых штатных нормативов высших учебных заведений I — II уровней аккредитации

Приказ от 23.01.2014 г. № 60

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 31.01.2014 г. под № 200/24977

 

В соответствии с подпунктом 34.2 пункта 34 раздела IV Национального плана действий на 2013 год по внедрению Программы экономических реформ на 2010 — 2014 годы «Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», утвержденного Указом Президента Украины от 12 марта 2013 года № 128, статьей 64 Закона Украины «О высшем образовании» и с целью упорядочивания штатов и штатных нормативов высших учебных заведений I — II уровней аккредитации приказываю:

1. Утвердить Типовые штатные нормативы высших учебных заведений I — II уровней аккредитации (прилагаются).

2. Руководителям высших учебных заведений I — II уровней аккредитации (далее — заведение) привести штатные расписания заведений в соответствие с настоящим приказом.

С целью экономного и рационального использования средств не допускать увеличение численности работников, оплата труда которых осуществляется за счет средств общего фонда, сложившейся на 1 сентября 2014 года, кроме создания новых высших учебных заведений или случаев увеличения численности работников этих заведений по решениям Кабинета Министров Украины.

Предоставить право руководителям заведений вводить численность должностей работников, определенную по утвержденным нормативам, в полном объеме за счет средств специального фонда.

3. Предоставить право руководителям заведений в случае производственной необходимости в пределах утвержденных в установленном порядке средств на оплату труда и количества должностей, определенных по нормативам, утвержденным настоящим приказом, осуществлять замену должностей (кроме руководящих) с целью учета специфики учебно-воспитательного процесса в конкретном заведении. Замена должностей работников может осуществляться в пределах одной категории (педагогического, хозяйственно-обслуживающего и т. п.) персонала.

В случае производственной необходимости или на период осуществления заведением определенной ограниченной во времени деятельности (в частности организации подготовки и прохождения лицензионной или аккредитационной экспертиз) учебными заведениями за счет специального фонда могут быть введены дополнительные должности, но не более 10 процентов от общей численности работников учебного заведения, рассчитанной по нормативам, утвержденным настоящим приказом.

4. Департаменту экономики и финансирования (Даниленко С. В.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Украины.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра — руководителя аппарата Днипрова О. С.

6. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2014 года.

 

Министр Д. Табачник

 

 

Утверждены приказом Министерства образования и науки Украины от 23.01.2014 г. № 60

Зарегистрированы в Министерстве юстиции Украины 31.01.2014 г. под № 200/24977

Типовые штатные нормативы высших учебных заведений I — II уровней аккредитации

 

1. Настоящие Типовые штатные нормативы устанавливают нормы введения должностей в высших учебных заведениях I — II уровней аккредитации.

Структура высшего учебного заведения формируется руководителем учебного заведения в зависимости от потребностей учебно-воспитательного процесса и с целью рационального и эффективного использования средств и рабочего времени работников.

Настоящие Типовые штатные нормативы высших учебных заведений I — II уровней аккредитации определяют максимальное количество должностей (штатных единиц) и распространяются на:

высшие учебные заведения I — II уровней аккредитации государственной и коммунальной формы собственности всех типов независимо от подчиненности, кроме высших военных учебных заведений, военных учебных подразделений высших учебных заведений, а также специализированных учебных заведений спортивного профиля;

техникумы, колледжи, училища, являющиеся обособленными структурными подразделениями высших учебных заведений III — IV уровней аккредитации, которые имеют отдельно определенный в установленном порядке лицензированный объем и непосредственно осуществляют обучение по образовательно-квалификационному уровню младшего специалиста и/или бакалавра.

Штатные расписания Харьковского учетно-экономического техникума-интерната им. Ф. Г. Ананченко и Каменец-Подольского планово-экономического техникума-интерната разрабатываются и утверждаются в пределах утвержденных в установленном порядке средств на оплату труда в индивидуальном порядке.

Настоящие Типовые штатные нормативы не устанавливают нормы по определению количества преподавателей учебных заведений. Количество ставок преподавателей определяется в зависимости от контингента лиц, обучающихся по государственному заказу и за средства физических (юридических) лиц, и количества часов по учебным планам на их подготовку по определенным образовательно-квалификационным уровням.

2. Штатное расписание учебного заведения на соответствующий период разрабатывается в пределах утвержденных в установленном порядке средств на оплату труда с соблюдением наименований должностей и требований, предусмотренных настоящими Типовыми штатными нормативами.

3. В настоящих Типовых штатных нормативах контингент обучающихся лиц, в том числе расчетный (приведенный), определяется по состоянию на 01 января соответствующего календарного года по установленным настоящим приказом условиям введения как общее количество студентов (слушателей), курсантов, обучающихся за средства государственного (местного) бюджета(ов) и средства физических (юридических) лиц, количество учащихся, обучающихся рабочим профессиям в учебном заведении.

При этом расчетный (приведенный) контингент определяется с учетом количества лиц, обучающихся по дневной и экстернатной формам обучения с коэффициентом 1, вечерней форме обучения — с коэффициентом 0,25, заочной (дистанционной) форме обучения — с коэффициентом 0,1.

Должности работников высших учебных заведений I — II уровней аккредитации, количество которых зависит от контингента обучающихся лиц (в том числе расчетного (приведенного)), вводятся за счет средств общего и специального фондов пропорционально количеству лиц, обучающихся за средства государственного (местных) бюджета(ов) и за средства физических (юридических) лиц соответственно.

№ п/п

Наименование должности

Максимальная нормативная численность

Условия введения

1

2

3

4

1

Руководитель (директор, начальник)

1

На учебное заведение

2

Заместитель руководителя*

(кроме заместителя руководителя по административно-хозяйственной работе)

1

По расчетному (приведенному) контингенту до 300 человек включительно

2

По расчетному (приведенному) контингенту 301 — 800 человек включительно

3

По расчетному (приведенному) контингенту свыше 800 человек

* Направление деятельности заместителя руководителя определяет руководитель учебного заведения.

3

Заместитель директора по административно-хозяйственной работе

1

На учебное заведение

4

Заведующий филиалом

1

На каждое территориально-обособленное структурное подразделение (филиал)

5

Помощник директора

1

При наличии контингента иностранных студентов, курсантов, учащихся

6

Секретарь-машинистка

1

По расчетному (приведенному) контингенту обучающихся лиц: до 400 человек включительно

2

401 и более человек

7

Заведующий учебно-производственной практикой

0,5

По расчетному (приведенному) контингенту от 300 до 500 человек включительно, обучающихся по образовательно-квалификационному уровню младшего специалиста и бакалавра

1

По расчетному (приведенному) контингенту 501 и более человек, обучающихся по образовательно-квалификационному уровню младшего специалиста и бакалавра

8

Руководитель физического воспитания

0,5

При наличии контингента лиц, обучающихся по дневной форме, до 300 человек включительно

1

При наличии контингента лиц, обучающихся по дневной форме, свыше 300 человек

9

Юрисконсульт

1

На учебное заведение

0,5

Дополнительно при наличии контингента обучающихся лиц свыше 1000 человек

10

Начальник штаба гражданской обороны

1

На учебное заведение

11

Культорганизатор

0,5

При наличии контингента лиц, обучающихся по дневной форме обучения, до 300 человек включительно

1

При наличии контингента лиц, обучающихся по дневной форме обучения, свыше 300 человек

12

Практический психолог

Вводятся в соответствии с Положением о психологической службе системы образования Украины, утвержденным приказом Министерства образования Украины от 03 мая 1999 года № 127, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 30 декабря 1999 года под № 922/4215 (в редакции приказа Министерства образования и науки Украины от 02 июля 2009 года № 616)

13

Социальный педагог

14

Руководитель кружка, секции, студии, других форм кружковой работы*

Вводится из расчета 0,5 должности на каждые 150 лиц, обучающихся по дневной форме обучения

* За счет средств общего фонда сметы заведения вводится не более одной должности на учебное заведение.

15

Переводчик-дактилолог

1

На каждую учебную группу студентов, имеющих недостатки слуха

16

Врач

1

При контингенте свыше 800 обучающихся лиц, если медицинское обслуживание учебного заведения не осуществляется заведениями здравоохранения

17

Сестра медицинская или фельдшер

1

На заведение независимо от контингента, если медицинское обслуживание учебного заведения не осуществляется заведениями здравоохранения

1

На территориально обособленное структурное подразделение (филиал), если медицинское обслуживание филиала не осуществляется заведениями здравоохранения

Отделение

18

Заведующий отделением

1

При наличии контингента студентов (курсантов, слушателей) не менее 150 лиц дневной, экстернатной формы обучения, которые учатся в учебных группах по одной или нескольким специальностям.

Допускается учет групп с контингентом студентов (слушателей) заочной, дистанционной, вечерней форм обучения по соответствующей или родственной специальности (специальностям) при условии недостаточного контингента лиц, обучающихся по заочной, дистанционной, вечерней формам обучения, для создания отдельного отделения

1

При наличии контингента студентов (слушателей) не менее 200 физических лиц, обучающихся по заочной, дистанционной, вечерней формам обучения в учебных группах по одной или нескольким специальностям

19

Методист отделения

0,5

На отделение

20

Секретарь-машинистка

1

На отделение

Учебно-методическое подразделение

21

Заведующий учебно-методическим кабинетом

1

На учебное заведение

22

Заведующий учебно-методической лабораторией

1

На учебное заведение

23

Методист

1

На подразделение

0,5

Дополнительно при наличии контингента обучающихся лиц
свыше 800 человек

24

Секретарь-машинистка

1

На подразделение

25

Секретарь учебной части

1

На учебное заведение

26

Инженер-программист или администратор базы данных (обслуживание Единой государственной электронной базы по вопросам образования (ЕГЭБО))

1

При наличии контингента обучающихся лиц до 1000 человек

0,5

Дополнительно при наличии контингента обучающихся лиц свыше 1000 человек

Учебно-производственная мастерская

27

Заведующий учебно-производственной мастерской

1

На каждую оснащенную учебно-производственную мастерскую с соответствующим оборудованием, где осуществляются практические занятия и проведение различных видов практик, согласно учебным планам

В художественных учебных заведениях декоративно-прикладного, изобразительного искусства и дизайна вводится одна должность заведующего учебно-производственной мастерской на специализацию (художественная обработка дерева, художественное кузнечество; ювелирное дело; художественная керамика; изобразительное искусство, черчение и художественный труд, художественная вышивка, моделирование и конструирование одежды; художественное ткачество), но не более 7 должностей на учебное заведение

28

Мастер производственного обучения (кроме мастеров производственного обучения вождению транспортных средств)

Из расчета 1 ставка на 1080 часов/год практического обучения студентов, курсантов в соответствии с учебными планами по специальностям и направлениям подготовки.

При условии подготовки в учебном заведении учащихся по профессии «квалифицированный рабочий» должность мастера производственного обучения вводится на учебную группу с контингентом до 23 учащихся; две должности — на учебную группу с контингентом 24 и более учащихся

29

Мастер производственного обучения вождению транспортных средств

Из расчета 1 ставка на 1500 часов/год практического обучения студентов, курсантов в соответствии с учебными планами

30

Инженер (ведущий, I, II категорий, без категории)

1

На учебную мастерскую со сложным техническим/технологическим оборудованием, но не более 2 должностей на учебное заведение

Учебная лаборатория

31

Заведующий учебной лабораторией

1

На учебную лабораторию со сложным техническим/технологическим оборудованием

32

Лаборант (старший лаборант)

1

На учебную лабораторию.

В лабораториях, где установлено оборудование, обслуживание которого требует предварительной профессиональной подготовки, вместо должности лаборанта вводится должность старшего лаборанта

33

Инженер (инженер-электронщик) (ведущий, I, II категорий, без категории)

1

На учебную лабораторию при наличии сложного оборудования, компьютеров, аудио- и видеотехники, используемой в учебно-воспитательном процессе, но не более 2 должностей на учебное заведение

Подразделение содействия трудоустройству

34

Руководитель подразделения содействия трудоустройству выпускни­ков учебного заведения

1

На учебное заведение

35

Специалист по профориентации выпускников учебного заведения (ведущий, I, II категорий, без категории)

1

На каждые 500 студентов, курсантов, обучающихся по дневной форме обучения, но не более 2 должностей на учебное заведение

Подразделение по охране труда

36

Руководитель подразде­ления по охране труда

1

По расчетному (приведенному) контингенту от 800 человек

37

Инженер по охране труда (ведущий, I, II категорий, без категории)

1

На учебное заведение

38

Инструктор по противопожарной профилактике

1

На учебное заведение

Учебно-консультационный пункт

39

Заведующий учебно-консультационным пунктом

1

Должность вводится при наличии не менее 150 лиц заочной (дистанционной) формы обучения, компактно проживающих за пределами населенного пункта, где расположено учебное заведение

40

Секретарь-машинистка

1

При условии создания учебно-консультационного пункта.

Должность вводится при наличии не менее 150 лиц заочной (дистанционной) формы обучения, компактно проживающих за пределами населенного пункта, где расположено учебное заведение

Библиотека

41

Заведующий библиотекой

1

На учебное заведение

42

Библиотекарь (ведущий, I, II категорий, без категории)

1

По расчетному (приведенному) контингенту до 300 человек включительно

2

По расчетному (приведенному) контингенту от 301 до 800 человек включительно

3

По расчетному (приведенному) контингенту от 801 до 1000 человек включительно

4

По расчетному (приведенному) контингенту свыше 1000 человек

1

Дополнительно на каждое территориально-обособленное подразделение с отдельным библиотечным фондом

43

Библиограф

1

По расчетному (приведенному) контингенту свыше 1000 человек

44

Администратор базы данных

1

На подразделение

45

Инженер компьютерных систем

1

На подразделение

Режимно-секретное и военно-мобилизационное подразделения

46

Специалист по режиму секретности (I, II категорий, без категории)

1

На учебное заведение

47

Инженер по мобилизационной работе (ведущий I, II категорий, без категории)

1

На учебное заведение

Подразделение по работе с кадрами

48

Помощник директора по кадровой работе

1

При наличии общего контингента обучающихся лиц и сотрудников свыше 800 человек

49

Старший инспектор по кадрам

1

На учебное заведение

50

Инспектор по кадрам (по учету студентов)

1

При наличии общего контингента обучающихся лиц от 300 до 1000 человек включительно

0,5

Дополнительно при наличии контингента обучающихся лиц свыше 1000 человек

51

Секретарь-машинистка

1

На подразделение

Бухгалтерская служба

52

Главный бухгалтер

1

На учебное заведение.

Бухгалтерская служба создается в соответствии с Типовым положением о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 26 января 2011 года № 59

53

Заместитель главного бухгалтера

1

По расчетному (приведенному) контингенту обучающихся лиц свыше 400 человек

1

На территориально обособленное подразделение (филиал)

54

Бухгалтер (ведущий, I, II категорий, без категории)

3

По расчетному (приведенному) контингенту обучающихся лиц
до 400 человек включительно

4

По расчетному (приведенному) контингенту обучающихся лиц 401 — 800 человек включительно

5

По расчетному (приведенному) контингенту обучающихся лиц свыше 800 человек

55

Старший кассир (кассир)

1

На учебное заведение

56

Экономист (ведущий, I, II категорий, без категории)

1

При наличии численности работников и расчетного (приведенного) контингента обучающихся лиц свыше
400 человек

57

Инженер-электронщик (обслуживание компьютерной техники) (ведущий, I, II категорий, без категории)

0,5

На службу

Канцелярия и архив

58

Заведующий канцелярией

1

На учебное заведение

59

Секретарь-машинистка

0,5

При наличии контингента обучающихся лиц до 800 человек включительно

1

При наличии контингента обучающихся лиц 801 и более человек

60

Делопроизводитель

1

На учебное заведение

61

Курьер

1

На учебное заведение

62

Архивариус

1

На учебное заведение

Хозяйственное подразделение

63

Заведующий хозяйством

1

На каждый учебный корпус

1

На каждое территориально обособленное структурное подразделение (филиал)

64

Диспетчер

1

На учебное заведение

65

Инженер по ремонту (ведущий, I, II категорий, без категории)

1

На учебное заведение

1

Дополнительно при наличии не менее двух отдельно расположенных зданий учебных корпусов или сооружений

66

Техник электросвязи

Должность работника по обслуживанию автоматической телефонной станции устанавливается из расчета 0,35 человеко-часа в месяц на один монтированный номер станции.

Для обслуживания АТС (цифровая) вводится 2 должности техника электросвязи

67

Заведующий складом

Должность вводится вместо должности кладовщика при наличии ценностей на сумму не менее 100 тыс. гривень.

При территориальной обособленности на каждый склад по этим же нормативам может вводиться должность заведующего складом

68

Кладовщик

Вводится при наличии объема ценностей для хранения на сумму до 100 тыс. гривень. При этом должность заведующего складом не вводится.

При территориальной обособленности на каждую кладовую по этим же нормативам может вводиться должность кладовщика

69

Агент по снабжению

1

На учебное заведение

70

Гардеробщик

0,5

Вводится в осенне-зимний период:

при количестве 350 (включительно) мест, обслуживаемых в гардеробе

1

при количестве свыше 350 мест, обслуживаемых в гардеробе

0,5

дополнительно в учебных заведениях, работающих в две смены

71

Уборщик служебных помещений*

1

Вводится из расчета: одна должность на 550 кв. метров убираемой площади

0,12

Дополнительно на каждые 550 кв. метров убираемой площади в учебных заведениях, работающих в две смены

* Нормы времени и работы, выполняемые уборщиками служебных помещений, определяются в соответствии с Межотраслевыми нормами численности рабочих, обслуживающих общественные здания (здания управлений, конструкторские и проектные организации), утвержденными приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 11 мая 2004 года № 105.

72

Садовник

0,5

Вводится при наличии обустроенного земельного участка (сад, территория с элементами ландшафтного дизайна, травяной газон и т. п.) площадью до 1 гектара

1

Вводится при наличии обустроенного земельного участка (сад, территория с элементами ландшафтного дизайна, травяной газон и т. п.) площадью свыше 1 гектара

73

Швейцар (вахтер)

1

Вводится из расчета 1 должность в смену на учебный корпус или на обособленную учебно-производственную мастерскую (лабораторию), находящуюся в отдельном здании

74

Водитель автотранспортных средств

1

Устанавливается из расчета одна должность водителя на работающее автотранспортное средство. В случае необходимости за счет общего фонда могут содержаться ставки водителей автотранспортных средств, которые согласно учебным планам используются в учебном процессе

75

Механик

0,5

Вводится при наличии до 5 включительно работающих автотранспортных средств

1

Вводится при наличии более 5 работающих автотранспортных средств

 

76. Должность дворника вводится в соответствии с Межотраслевыми нормами численности рабочих, обслуживающих общественные здания (здания управлений, конструкторские и проектные организации), утвержденными приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 11 мая 2004 года № 105.

77. Должность сторожа вводится в штатные расписания учебных заведений, где нет возможности передать охрану помещения на пульт вневедомственной охраны. Количество штатных единиц должности сторожа определяется в соответствии с Межотраслевыми нормами численности рабочих, обслуживающих общественные здания (здания управлений, конструкторские и проектные организации), утвержденными приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 11 мая 2004 года № 105.

78. Количество рабочих, занятых обслуживанием домов (зданий) (рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту домов, операторов котельных, слесарей-сантехников, электромонтеров по обслуживанию и ремонту электрооборудования, столяров, лифтеров и т. п.), определяется в соответствии с Межотраслевыми нормами численности рабочих, обслуживающих общественные здания (здания управлений, конструкторские и проектные организации), утвержденными приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 11 мая 2004 года № 105.

№ п/п

Наименование должности

Максимальная нормативная численность

Условия введения

1

2

3

4

Столовая (при наличии)*

79

Заведующий столовой

1

При наличии свыше 150 питающихся лиц

80

Шеф-повар

1

На подразделение

81

Повар

1

С количеством до 150 питающихся лиц

2

С количеством 151 — 400 питающихся лиц

3

С количеством 401 — 800 питающихся лиц

0,5

Дополнительно на каждые 200 питающихся лиц, свыше 800 человек

82

Подсобный рабочий

1

С количеством до 150 питающихся лиц

2

С количеством 151 — 400 питающихся лиц

3

С количеством 401 — 800 питающихся лиц

83

Сестра медицинская по диетическому питанию

0,5

На учебное заведение при условии одноразового питания

1

На учебное заведение при условии двух- или трехразового питания

* Должности вводятся за счет средств специального фонда.

Общежитие

84

Заведующий общежитием

1

На каждое общежитие

85

Воспитатель

1

При количестве лиц, проживающих в общежитии, до 100 человек включительно.
Дополнительно одна должность на каждые следующие 100 лиц, проживающих в общежитии, но не более 3 должностей на общежитие

86

Заведующий камерой хранения

0,5

При количестве лиц, проживающих в общежитии, до 250 человек включительно

1

При количестве лиц, проживающих в общежитии, свыше 250 человек

87

Кастелянша

0,5

При количестве лиц, проживающих в общежитии, до 100 человек включительно

1

При количестве лиц, проживающих в общежитии, свыше 100 человек

88

Паспортист

0,5

При количестве лиц, проживающих в общежитии, до 500 человек включительно

1

При количестве лиц, проживающих в общежитии, свыше 500 человек

89

Дежурный общежития

1

В смену при 40-часовой рабочей неделе

90

Гардеробщик

1

Вводится в общежитии, оборудованном гардеробом, при наличии не менее 300 лиц, проживающих в общежитии

91

Уборщик служебных помещений

1

В расчете на 550 кв. м убираемой площади общежития без учета площади комнат, где проживают учащиеся, студенты, курсанты

92

Дворник

 

В соответствии с Межотраслевыми нормами численности рабочих, обслуживающих общественные здания (здания управлений, конструкторские и проектные организации), утвержденными приказом Министерства труда и социальной политики Украины
от 11 мая 2004 года № 105

93

Электромонтер по обслуживанию и ремонту электрооборудования, слесарь-сантехник, столяр, сторож, лифтер, оператор котельной и другие рабочие, обслуживающие дома (здания)

 

В соответствии с Межотраслевыми нормами численности рабочих, обслуживающих общественные здания (здания управлений, конструкторские и проектные организации), утвержденными приказом Министерства труда и социальной политики Украины
от 11 мая 2004 года № 105

 

Формирование штатов структурных подразделений высших учебных заведений, имеющих учебные, учебно-производственные суда, учебные самолеты (вертолеты), которые согласно учебным планам являются непосредственной базой обучения и практики студентов (курсантов) и не предусмотрены настоящим приказом, а именно определение численности командного состава и экипажей морских/речных судов, командно-летного состава воздушных судов, специалистов наземных служб, медицинских подразделений и т. п., осуществляется заведением самостоятельно с соблюдением требований нормативно-правовой базы соответствующей отрасли в пределах средств на оплату труда, утвержденных в установленном порядке.

 

Директор Департамента экономики и финансирования С. Даниленко

Комментарий редакции

 

Для вузов I — II уровней аккредитации появились Типовые штаты

К началу нового учебного года Минобразования сделало подарок вузам I — II уровней аккредитации — комментируемым приказом утвердило Типовые штатные нормативы высших учебных заведений I — II уровней аккредитации (далее — Типовые штаты).

Он вступит в силу 01.09.2014 г., так что времени «на раскачку» не так уж и много. Уже сегодня нужно начинать разбираться в новых правилах введения должностей в штатное расписание учебного заведения. Мы постараемся вам в этом помочь. Но поскольку все сразу охватить не получится, к этой теме вернемся еще не раз.

 

Что устанавливают Типовые штаты?

Учебные заведения, которым предстоит иметь дело с комментируемым приказом, перечислены в п. 1 Типовых штатов. Последние определяют нормы введения должностей в штатное расписание учебного заведения, за исключением:

а) преподавательского состава. Количество ставок преподавателей определяют в зависимости от контингента учащихся по госзаказу и за средства физических (юридических) лиц и количества часов по учебным планам на их подготовку по определенным образовательно-квалификационным уровням;

б) отдельных структурных подразделений. Это подразделения, имеющие учебные, учебно-производственные суда, учебные самолеты (вертолеты), которые согласно учебным планам являются непосредственной базой обучения и практики студентов (курсантов) и не предусмотрены Типовыми штатами. Численность работников таких подразделений (командного состава и экипажей морских/речных судов, командно-летного состава воздушных судов, специалистов наземных служб, медицинских подразделений и т. п.) определяют самостоятельно с соблюдением требований нормативно-правовой базы соответствующей отрасли в пределах средств на оплату труда.

 

Каковы основные правила введения должностей в штатное расписание?

1. Типовыми штатами определено максимальное количество должностей (штатных единиц), которое может быть введено в штатное расписание учебного заведения. Но при его формировании увеличить численность работников за счет средств общего фонда, сложившуюся на 01.09.2014 г., нельзя (исключение — создание новых вузов или случаев увеличения численности работников этих заведений по решениям КМУ).

Важно! Руководителям вузов разрешено вводить должности полностью за счет средств спецфонда (абз. 3 п. 2 комментируемого приказа).

Но вот как реализовать эту норму на практике — пока непонятно. Если речь идет о платных услугах по обучению, тогда расходы на оплату труда таких работников следует включить в калькуляцию на обу­чение. Но тогда получается, что со студентами, обучающимися за счет бюджетных средств, они будут работать бесплатно или не будут работать вообще? Ввести же такие должности за счет других поступлений не получится — они имеют установленные направления их использования. Поэтому этот момент требует дополнительных разъяснений со стороны Минобразования.

2. Дополнительно должности можно ввести, если на то есть производственная необходимость или на период осуществления заведением ограниченной во времени деятельности (в том числе организация подготовки и прохождения лицензионной или аккредитационной экспертиз) и только на таких условиях (абз. 2 п. 3 комментируемого приказа):

а) дополнительные должности вводят только за счет средств спецфонда;

б) количество дополнительных должностей не должно превышать 10 % от общей численности работников, рассчитанной по Типовым штатам. Надо понимать, что здесь речь идет о штатных единицах. Ведь численность работников зачастую не совпадает с количеством штатных единиц, так как работник может занимать как 1 ставку, так и 0,25; 0,5; 0,75; 1,5 ставки. Например, если штатным расписанием утверждено 87,25 штатных единиц, то количество работающих может составлять и 70, и 87, и 100 человек.

Но количество дополнительных должностей, введенных за счет спецфонда, не должно превышать 10 % от рассчитанных штатных единиц.

3. При необходимости руководитель вуза может изменить должности отдельных структурных подразделений, кроме руководящих (абз. 1 п. 3 комментируемого приказа). Делают это в пределах фонда оплаты труда и количества должностей, определенных по Типовым штатам.

Важно! Замена должностей возможна только в пределах одной категории персонала (педагогического, научно-педагогического, хозяйственно-обслуживающего и т. п.).

Значит, заменять должности, принадлежащие к разным категориям персонала, нельзя. Например, в пределах одной категории «профессионалы», можно заменить должность «инженер-электроник» на должность «бухгалтер (с дипломом специалиста)», а вот ввести того же бухгалтера за счет рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (категория «рабочие») — нет.

Внимание! Заменить можно только те должности, которые введены в штатное расписание.

Например, должность экономиста вводят при численности работников и расчетного (приведенного) контингента обучающихся более 400 лиц. Поэтому, если численность таких лиц составляет менее 400, должность «экономиста» в штатное расписание не вводят вообще. Значит, и заменить ее нельзя.

4. В штатное расписание вводят также вакантные должности.

5. Штатное расписание разрабатывают в пределах утвержденных средств на оплату труда с соблюдением наименований должностей и требований, предусмотренных Типовыми штатами.

 

Определяем контингент студентов

Количество отдельных штатных единиц должностей зависит от контингента обучающихся. Этот показатель определяют по-разному в зависимости от ситуации.

Первый случай — расчетный (приведенный) контингент. Этот показатель равен общему количеству студентов (слушателей, курсантов), обучающихся за средства государственного (местных) бюджета(ов) и средства физических (юридических) лиц, а также учащихся, обучающихся рабочим профессиям. При этом учащихся:

— дневной формы обучения и экстернов учитывают с коэффициентом 1;

— вечерней формы обучения — с коэффициентом 0,25;

— заочной (дистанционной) формы обучения — с коэффициентом 0,1.

 

Пример. На 01.01.2014 г. численность учащихся дневной формы обучения и экстернов составляет 1000 чел.; вечерней формы обучения — 300 чел.; заочной (дистанционной) формы обучения — 150 чел.

Расчетный (приведенный) контингент обучающихся составит: 1000 чел. х 1 + 300 чел. х х 0,25 + 150 чел. х 0,1 = 1090 чел.

В основном для введения должностей используют такой общий расчетный (приведенный) контингент обучающихся. Исключение — должность заведующего учебно-производственной практики, которую вводят в зависимости от расчетного (приведенного) контингента обучающихся по образовательно-квалификационному уровню младшего специалиста и бакалавра.

Второй случай — прямой подсчет. Контингент учащихся определяют, когда введение должности зависит не от смешанного, а от определенного контингента обучающихся. К примеру, количество штатных единиц должности руководителя физического воспитания зависит только от контингента дневной формы обучения.

Важно! Контингент обучающихся (как в первом, так и во втором случае) определяют на 1 января соответствующего календарного года.

Судя по всему, при составлении штатных расписаний на 1 сентября 2014 года надо будет взять контингент обучающихся на 1 января 2014 года.

Внимание! Должности работников, количество которых зависит от контингента студентов (в том числе расчетного (приведенного)), вводят за счет средств общего и специального фондов пропорционально количеству студентов, обучающихся за бюджетные средства и за средства физических (юридических) лиц соответственно (абз. 3 п. 3 Типовых штатов).

Другими словами, в случае предоставления платных услуг по обучению в пределах основного рабочего времени зарплату работникам, занятым в предоставлении таких услуг, выплачивают пропорционально выполненной работе из общего и специального фондов.

В этой связи опять же непонятен абз. 3 п. 2 комментируемого приказа, который позволяет руководителям вузов вводить должности полностью за счет средств спецфонда.

 

Нюансы введения отдельных должностей

В общем, порядок введения должностей, установленный Типовыми штатами, прост. Но обратим внимание на ряд должностей.

Культорганизатор. Здесь вся «соль» в том, что с 2007 года в Классификаторе профессий ДК 003:2010, утвержденном приказом Госпотребстандарта от 28.07.2010 г. № 327 (далее — Классификатор профессий), такой должности нет. Изменениями № 2 к Классификатору профессий ДК 003:2005, утвержденными приказом Госпотребстандарта от 29.01.2007 г. № 4, профессиональное название работы «Культорганизатор» с кодом «3474» изменено на «Организатор культурно-досуговой деятельности» с сохранением кода. В действующем Классификаторе профессий пре­дусмотрено профессиональное название работы «Организатор культурно-досуговой деятельности».

Но поскольку все «зарплатные» документы Мин­образования до сих пор не приведены в соответствие с такими изменениями и в них продолжает фигурировать должность «культорганизатор», то придется так же называть ее в штатном расписании.

Напомним: согласно Перечню должностей педагогических и научно-педагогических работников, утвержденному постановлением КМУ от 14.06.2000 г. № 963, культорганизатор заведений образования является педагогическим работником.

Практический психолог и социальный педагог. Эти должности, как и прежде, вводят согласно требованиям Положения о психологической службе системы образования Украины, утвержденного приказом Минобразования от 03.05.99 г. № 127. Так, согласно приложению к этому документу как должность практического психолога, так и социального педагога вводят из расчета не более одной ставки на учебное заведение за счет средств общего фонда бюджета.

Гардеробщик. Пунктом 70 Типовых штатов установлено, что должность гардеробщика вводят в осенне-зимний период из расчета:

— 0,5 штатной единицы при количестве 350 (включительно) мест, обслуживаемых в гардеробе;

— 1 штатная единица при количестве более 350 мест, обслуживаемых в гардеробе.

Считаем, что здесь имеет место банальная описка, ведь не может количество мест в гардеробе составлять ровно 350. Поэтому 0,5 штатной единицы должности гардеробщика вводят при количестве мест до 350 (включительно).

Поскольку такую должность вводят в осенне-зимний период, то с работником заключают срочный трудовой договор на основании ст. 23 КЗоТ на период работы гардероба.

Водитель и механик. Безусловно, такие должности вводят в штатное расписание при наличии на балансе учебного заведения автотранспортного средства. Но здесь важное значение имеет уточнение — такое средство должно быть исправным, т. е. работать согласно предназначению.

Если же на балансе заведения имеется неработающий автомобиль, вводить должности водителя и механика нельзя.

Дворник. Такую должность вводят согласно Межотраслевым нормам численности рабочих, обслуживающих общественные здания (здания управлений, конструкторские и проектные организации), утвержденным приказом Минтруда от 11.05.2004 г. № 105 (далее — Межотраслевые нормы № 105). С особенностями ее введения вы можете ознакомиться в статье специалиста Госфининспекции «Штатное расписание общеобразовательного учебного заведения согласно новым требованиям» («Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 19), а также в письме Минтруда от 01.12.2011 г. № 436/13-116-11 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 2).

Сторож. Согласно Типовым штатам должность сторожа вводят в штатное расписание, если нет возможности передать охрану помещения на пульт вневедомственной охраны.

Штатные нормативы общей численности сторожей определяют согласно Межотраслевым нормам № 105.

Нормативная численность сторожей определяется согласно карте 3 Межотраслевых норм № 105. Приведем ее.

№ пор.

Количество постов, ед.

Продолжительность охраны объекта в сутки, час.

8

12

16

24

численность, лиц

1

1

1,7

2,5

3,4

4,5

2

2

3,4

5,0

6,8

10,0

3

3

5,1

7,5

10,2

15,0

<…>

 

Например, при продолжительности охраны объекта 12 часов и наличии одного поста охраны, норматив численности сторожей равен 2,5. Штатная численность сторожей составит: 2,5 х х 1,15 (коэффициент невыходов) = 2,875 штатных единиц, что по правилам округления составляет 3 штатные единицы.

Слесарь-сантехник, оператор котельной и прочие работники. Должности таких работников вводят согласно Межотраслевым нормам № 105. При этом их перечень не ограничен. Так, в п. 78 Типовых штатов указано, что это рабочие по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, операторы котельных, слесари-сантехники, электромонтеры по обслуживанию и ремонту электрооборудования, столяры, лифтеры и другие. Перечислять должности, попадающие в категорию «другие», можно долго, но мы же помним о п. 2 комментируемого приказа. Он предписывает не допускать увеличения численности работников в учреждениях, сложившейся на 01.09.2014 г.

Должности работников столовой. Типовыми штатами предписано вводить все должности работников столовой (при ее наличии) за счет средств специального фонда.

Учебные заведения могут предоставлять платные услуги по производству и реализации продукции общественного питания, организации ее потребления (п.п. 5 п. 8 Перечня платных услуг, которые могут предоставляться учебными заведениями, другими учреждениями и заведениями системы образования, относящимися к государственной и коммунальной форме собственности, утвержденного постановлением КМУ от 27.08.2010 г. № 796).

Стоимость платных услуг определяют на основании калькуляции расходов, которые несет заведение в связи с предоставлением платных услуг.

Те категории учащихся, которые питаются на платной основе, вносят плату самостоятельно. Питание учащихся, которые имеют право на бесплатное питание, осуществляется за счет соответствующих бюджетных средств.

 

Ольга ВИТКОВСКАЯ, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше