Особенности трудовых отношений с работниками терцентра, предоставляющего платные услуги

Редакция ББ
Бюджетная бухгалтерия Март, 2014/№ 12
В избранном В избранное
Печать
Ответы на вопросы

Особенности трудовых отношений с работниками терцентра, предоставляющего платные услуги

 

Татьяна СТАНКУС, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Территориальный центр предоставляет платные социальные услуги. В связи с этим возникли следующие вопросы:

1. Является ли совместительством предоставление платных услуг работниками терцентра после 8 часов работы, оплачиваемой за счет средств общего фонда? Является ли совмещением предоставление платных услуг одновременно с работой, оплачиваемой средствами общего фонда сметы (в пределах 8 часов)?

2. Имеет ли право социальный рабочий терцентра, оформленный по трудовому договору по общему фонду, одновременно предоставлять платные услуги по специальному фонду, не оформляя трудовые отношения по специальному фонду?

3. Если, например, норма обслуживания для одного социального рабочего составляет 10 человек, то могут ли в эту норму входить одновременно как лица, обслуживаемые на платной основе, так и лица, которые обслуживаются бесплатно?

4. Уменьшится ли заработная плата работника по общему фонду сметы, если часть лиц по норме обслуживания он обслужит за плату, которая будет зачислена в доходы спецфонда сметы? Не будет ли это нарушением ст. 32 КЗоТ?

5. Возможен ли прием новых работников только для предоставления ими платных услуг? Возможно ли заключение гражданско-правовых договоров с социальными рабочими для предоставления платных услуг?

6. Можно ли увеличивать штатную численность работников для обслуживания платного контингента?

(г. Киев)

 

Социальное обслуживание и предоставление социальных услуг гражданам, находящимся в сложных жизненных обстоятельствах и нуждающимся в посторонней помощи, осуществляют территориальные центры социального обслуживания (предоставления социальных услуг) (далее — терцентр).

Терцентры предоставляют как бесплатное, так и платное обслуживание.

Так, в соответствии с п. 7 Перечня социальных услуг, условий и порядка их предоставления структурными подразделениями территориального центра социального обслуживания (предоставления социальных услуг), утвержденного постановлением КМУ от 29.12.2009 г. № 1417, терцентр может предоставлять платные социальные услуги (в пределах имеющихся возможностей), определенные постановлением КМУ «О порядке предоставления платных социальных услуг и утверждении их перечня» от 14.01.2004 г. № 12 (далее — Порядок № 12) и указанным Перечнем:

— гражданам преклонного возраста, инвалидам, больным, не способным к самообслуживанию и имеющим родных, которые должны обеспечить им уход и помощь;

— гражданам, находящимся в сложной жизненной ситуации в связи с безработицей и зарегистрированным в государственной службе занятости в качестве ищущих работу, стихийным бедствием, катастрофой (и имеющим на своем иждивении несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, лиц преклонного возраста, инвалидов), если среднемесячный совокупный доход их семей выше прожиточного минимума для семьи.

Виды платных услуг, которые могут предоставлять терцентры, определены Порядком № 12.

Тарифы на платные социальные услуги устанавливаются терцентром в соответствии с Порядком регулирования тарифов на платные социальные услуги, утвержденным постановлением КМУ от 09.04.2005 г. № 268.

Согласно п. 3 этого Порядка тариф на платную социальную услугу исчисляется с учетом себестоимости услуги, административных расходов и налога на добавленную стоимость.

В себестоимость платной социальной услуги включаются:

— прямые материальные расходы;

— общепроизводственные расходы;

— прямые расходы на оплату труда;

— другие прямые расходы.

Перечень статей калькулирования себестоимости платной социальной услуги определяется государственными и коммунальными предприятиями, учреждениями и заведениями социального обслуживания, юридическими лицами, физическими лицами, предоставляющими платные социальные услуги.

К прямым расходам на оплату труда относятся расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы, которые рассчитываются согласно законодательно принятым системам оплаты труда в виде тарифных ставок (окладов) работников, непосредственно занятых в предоставлении услуг, а также в соответствии со схемами организации и предоставления каждого вида услуг, премий и поощрений, материальной помощи на оздоровление, компенсационных выплат, оплату отпусков и другого неотработанного времени, другие расходы на оплату труда.

Количество часов работы, ставок и должностных окладов работников определяется исходя из продолжительности выполнения работ по предоставлению платных социальных услуг и норм нагрузки (или времени для их выполнения). Примерный перечень социальных услуг, которые могут предоставляться терцентром, и средние расходы времени на их выполнение приведены в приложении 1 к Методическим рекомендациям по расчету тарифов на платные социальные услуги, предоставляемые территориальным центром социального обслуживания (предоставления социальных услуг), утвержденным приказом Минтруда от 24.02.2010 г. № 32 (далее — Методические рекомендации № 32).

Средства, поступившие от предоставления платных услуг, должны использоваться в соответствии с п. 4 ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ).

Так, плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности, относится к первой подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений.

Тратить средства этой подгруппы следует на покрытие расходов, связанных с организацией и предоставлением услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности.

То есть вся сумма заработной платы, которая учтена в калькуляции, должна быть потрачена на оплату труда тех работников, которые непосредственно предоставляют платные услуги. В связи с этим необходимо правильно учесть сумму заработной платы в калькуляции.

Дальше ответим по очереди на вопросы, поставленные нашим читателем.

1. Совмещение профессий (должностей) — это выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) в пределах рабочего времени по основной работе на одном и том же предприятии, в учреждении, организации с согласия работника и если это экономически целесообразно и не приводит к ухудшению качества выполняемых обязанностей.

Предоставление платных услуг социальным рабочим по своей сути является выполнением обязанностей по той же должности, но оплата труда за такое выполнение обязанностей производится из другого источника — за счет средств спецфонда.

Кроме того, согласно п.п. «а» п. 3 постановления КМУ «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298 за совмещение профессий (должностей) предусмотрена доплата в размере до 50 % должностного оклада (тарифной ставки).

Однако при предоставлении платных услуг в калькуляции учитывается заработная плата, а не доплата. Поэтому предоставление социальным рабочим платных услуг в пределах основной нормы рабочего времени не может являться совмещением профессий.

В случае если социальный рабочий работает 8 часов по общему фонду сметы, а затем еще предоставляет платные услуги, то такую работу, которая превышает 8 часов, можно расценивать как совместительство.

Совместительством считается выполнение работником, кроме своей основной, другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время на том же или другом предприятии, в учреждении, организации или у гражданина (предпринимателя, частного лица) по найму.

2. Платные услуги социальные рабочие могут предоставлять как в основное рабочее время, так и вне его пределов.

В случае предоставления платных услуг вне основного рабочего времени заработная плата социальному рабочему выплачивается пропорционально выполненной работе из общего и специального фондов.

В таком случае заключается один трудовой договор на выполнение работы.

Если социальный рабочий предоставляет платные услуги вне своего основного рабочего времени, то с ним заключается отдельный трудовой договор. Это связано с тем, что такая работа является внутренним совместительством. Как указало Минсоцполитики в письме от 28.09.2011 г. № 697/18/155-11, при работе по совместительству с работником заключается трудовой договор.

3. Граждане, обслуживаемые на платной основе, входят в общее количество граждан, которые обслуживаются в терцентре.

Приказом Минтруда от 10.06.2010 г. № 134 утверждены Типовые штатные нормативы численности работников территориального центра социального обслуживания (предоставления социальных услуг) (далее — Типовые штатные нормативы), согласно которым, в частности, один социальный рабочий отделения социальной помощи на дому обслуживает 6 человек в сельской (пригородной) местности, других местностях, не имеющих транспортного сообщения, частном или государственном секторе без коммунальных удобств и 10 человек в городах с коммунальными удобствами.

Кроме того, один социальный рабочий обслуживает двух нетрудоспособных граждан с V группой двигательной активности.

Так, например, один социальный рабочий для выполнения нормы в сельской местности может обслуживать 5 человек бесплатно и одного человека на платной основе.

Однако следует отметить, что эти нормы соответствуют одной ставке. То есть, если социальный рабочий работает на 1 ставку по общему фонду и на 0,5 ставки по специальному фонду, то в городах с коммунальными удобствами он должен обслужить 15 человек.

4. Если социальный рабочий из нормы 10 человек будет обслуживать 7 человек на бесплатной основе и 3 человека за плату, то его заработная плата из общего фонда сметы соответственно уменьшится. Но в общей сумме он получит ту же заработную плату за 10 человек, ведь за обслуживание 3 человек платного контингента он получит заработную плату из специального фонда сметы.

В данном случае это не является нарушением ст. 32 Кодекса законов о труде Украины от 10.12.71 г., поскольку перевод на другую работу не происходит и никакие существенные условия труда не изменяются.

5. Отметим, что самым удобным способом разделения заработной платы по общему и специальному фондам является отделение работников по этим фондам, то есть удобно выделить отдельных работников, которые будут предоставлять услуги бесплатному контингенту и получать заработную плату по общему фонду сметы, и работников, которые будут обслуживать платный контингент и получать заработную плату по специальному фонду сметы.

В связи с этим принимать социальных рабочих для предоставления платных услуг не только можно, но еще и целесообразно.

При этом напомним, что для штатного расписания по специальному фонду сметы применяются те же штатные нормативы, что и для общего фонда сметы.

Например, если по штатным нормативам преду­смотрено 6 должностей рабочих, то вводить седьмого по специальному фонду нельзя, а следует распределить эти 6 должностей по общему и специальному фондам сметы.

Прием социальных рабочих по гражданско-правовым договорам возможен лишь для выполнения разовых работ, а прием их для предоставления услуг на постоянной основе невозможен, ведь в этом случае будут иметь место сверхштатные единицы, что является нарушением и влечет за собой определенную ответственность.

6. Штатную численность можно увеличивать в пределах норм, определенных в Типовых штатных нормативах. Нормы для введения штатных должностей социальных рабочих мы уже указали в ответе на вопрос 3. Таким образом, при увеличении контингента на обслуживание в терцентре соответственно увеличивается и норма должностей социальных рабочих.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно