Государственная казначейская служба Украины
О взятии на учет объектов права интеллектуальной собственности
Письмо от 24.10.2013 г. № 17-08/206-26318
Во исполнение поручения первого заместителя Министра финансов Украины <…> Государственная казначейская служба Украины (далее — Казначейство Украины) рассмотрела письмо <…> и в пределах компетенции сообщает следующее.
Частью первой статьи 317 Хозяйственного кодекса Украины установлено, что строительство объектов производственного и другого назначения, подготовка строительных участков, работы по оборудованию зданий, работы по завершению строительства, прикладные и экспериментальные исследования и разработки и т. п., выполняемые субъектами хозяйствования для других субъектов или по их заказу, осуществляются на условиях подряда.
В соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса Украины к объектам права интеллектуальной собственности, в частности, относятся компьютерные программы, компиляции данных (базы данных), научные открытия, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, компоновки (топографии) интегральных микросхем.
В пункте 13 Порядка формирования и выполнения заказа на проведение фундаментальных научных исследований, прикладных научных исследований и выполнение научно-технических (экспериментальных) разработок за счет средств государственного бюджета, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 25.08.2004 г. № 1084, определено, что в соответствии с законодательством полученная научно-техническая продукция с учетом заключений научно-технической экспертизы и результатов оценки ее соответствия современному уровню научно-технических знаний, тенденциям научно-технического прогресса, принципам государственной научно-технической и инновационной политики, требованиям экологической безопасности, экономической целесообразности может передаваться субъектам хозяйствования (пользователям этой продукции) для практического применения с соблюдением прав и экономических интересов государства, исполнителей заказа и владельцев имущественных и личных неимущественных прав на объекты технологий и объекты права интеллектуальной собственности, созданные в процессе выполнения заказа (в частности, на объекты авторского права, промышленной собственности, селекционные достижения, технологические знания).
Порядок и условия передачи и использования прав на научно-техническую продукцию определяются договорами между заказчиком, исполнителем и пользователем этой продукции.
Если в результате проведения научно-исследовательских работ возникают активы (основные средства, другие необоротные материальные активы, нематериальные активы, запасы и т. п.), то такие активы оприходуются на соответствующих субсчетах.
Состав счетов и субсчетов, применяемых бюджетными учреждениями, определен Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (далее — План счетов), утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 26.06.2013 г. № 611, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 18.07.2013 г. под № 1214/23746 (далее — приказ № 611).
Методологические основы формирования в бухгалтерском учете бюджетных учреждений информации об основных средствах, других необоротных материальных активах, невещественных активах и незавершенном капитальном строительстве определены Положением по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений (далее — Положение), утвержденным приказом № 611.
Нематериальные активы для взятия на учет должны быть законченными и удостоверенными соответствующими документами (патентом, сертификатом, лицензией и тому подобное) в порядке, установленном законодательством (пункт 4.3 Положения).
Не признаются нематериальным активом, а подлежат отражению в составе расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены, расходы на исследования, подготовку и переподготовку кадров (пункт 4.6 Положения).
Взятие на учет необоротных активов, вводимых в эксплуатацию после окончания строительства (изготовления, разработки), проводится на основании первичного документа о приемке в эксплуатацию законченного строительством (изготовлением, разработкой) объекта учреждением, в смете которого были заложены такие расходы. В документе указывается стоимость построенного (изготовленного, разработанного) необоротного актива, которая определяется на основании данных бухгалтерского учета (пункт 5.6 Положения).
Отражение в бухгалтерском учете операций с активами, капиталом и обязательствами осуществляется бюджетными учреждениями согласно требованиям Типовой корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами бюджетных учреждений (приложение 2 к Плану счетов).
При случае сообщаем, что Порядок определения оценочной стоимости субъектов права интеллектуальной собственности, которые находятся в государственной собственности или были созданы (приобретены) за государственные средства, с целью зачисления на бухгалтерский учет, утвержденный приказом Фонда государственного имущества Украины от 13.12.2005 г. № 3162, зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 25.04.2006 г. под № 479/12353, применяется с целью проведения оценки объектов права интеллектуальной собственности, которые находятся в государственной собственности или были созданы (приобретены) за государственные средства, для определения их стоимости по результатам инвентаризации и зачисления на бухгалтерский учет.
Первый заместитель Председателя А. Даневич
Комментарий редакции
Объекты интеллектуальной собственности: когда имеем право собственности — тогда есть объект учета
Каждый из нас, сам того не замечая, всюду сталкивается с объектами права интеллектуальной собственности. Что это за объекты? Надеемся, что подавляющее число читателей в определенной мере понимает, о чем именно мы говорим.
Бюджетные учреждения как обычные потребители и пользователи информации постоянно сталкиваются с различными видами программного обеспечения (компьютерными программами, базами данных, веб-сайтами, веб-порталами и т. п.). Отметим, что это вовсе не прихоть, а необходимость, а иногда и законодательно установленное требование. Так, требования к использованию компьютерных программ в органах исполнительной власти как объектов авторского права предусмотрены действующим законодательством, а именно:
— Порядком использования компьютерных программ в органах исполнительной власти, утвержденным постановлением КМУ от 10.09.2003 г. № 1433;
— Порядком легализации компьютерных программ в органах исполнительной власти, утвержденным постановлением КМУ от 04.03.2004 г. № 253.
При этом главный вопрос, интересующий бухгалтеров: правомерно ли то или иное программное обеспечение считать объектом нематериальных активов? Учитывая это, Госказначейская служба в комментируемом письме обратила внимание на основные правила учета объектов права интеллектуальной собственности, разновидностью которых являются компьютерные программы.
Кроме тех нормативно-правовых актов, о которых напомнила Госказначейская служба в этом письме, при осуществлении операций с такими объектами советуем руководствоваться также:
— Рекомендациями по единым подходам к приобретению и отражению в бухгалтерском учете бюджетных учреждений программного обеспечения, приведенными в письме Госказначейства от 17.09.2007 г. № 3.4-04/2055-10882 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 38);
— письмом Госказначейства «Об операциях по приобретению программного обеспечения» от 19.05.2004 г. № 07-04/1005-4111.
И хотя автором этих документов является Госказначейство, а не Минфин, который в настоящее время регулирует вопросы методологии бухучета, и они содержат ссылку на нормативно-правовые акты, которые в настоящее время уже не действуют, обратите внимание: критерии и основания для оприходования объектов права интеллектуальной собственности и сегодня такие же. Тому, кого интересуют особенности учета расходов на приобретение (создание) и обслуживание компьютерных программ, а также порядок их инвентаризации, советуем ознакомиться с материалом специалиста Госфининспекции «Учет программного обеспечения в бюджетных учреждениях» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 45).
Несмотря на то, что на страницах газеты «Бюджетная бухгалтерия» этой теме уделяется достаточное внимание, от наших читателей и посетителей форума (www.budget.factor.ua) продолжают поступать вопросы. Больше всего интересует вопрос приобретения компьютерных программ на условиях пользования, без передачи права на распоряжение и владение ими. Являются ли такие программы объектами учета?
По нашему мнению, это связано с тем, что проверка компьютерных программ, используемых бюджетными учреждениями, выделена в отдельный вопрос ревизии, проводимой органами Госфининспекции. Кроме того, вопросы использования компьютерных программ как объектов авторского права контролирует Государственная служба интеллектуальной собственности. Тем, кто желает больше узнать о деятельности этой службы, советуем посетить сайт www.sips.gov.ua.
Кстати, на этом сайте в разделе «Авторское право и смежные права» имеется много полезной информации с рекомендациями по правомерности использования компьютерных программ в деятельности субъектов хозяйствования и использования других объектов авторского права.
Для того чтобы помочь вам избежать ошибок при отражении в бухгалтерском учете программного обеспечения, приведем наиболее важную информацию в таблице.
Учет операций по приобретению программного обеспечения | |
учреждение получает исключительные имущественные права интеллектуальной собственности | учреждение получает только права пользования |
1 | 2 |
Критерием и основанием для оприходования объектов права интеллектуальной собственности являются охранные документы, которые в соответствии с действующим законодательством удостоверяют правомерность приобретения учреждением права собственности на такие объекты. В документах на приобретение программного обеспечения должно быть указано, что учреждение получает исключительные права на владение, пользование и распоряжение программным обеспечением. Виды договоров по распоряжению имущественными правами интеллектуальной собственности приведены в ст. 1107 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV | Заказчику предоставляется право пользования программным обеспечением без права передачи самого программного обеспечения и/или полномочий на его пользование третьим лицам. То есть в таком случае имущественные права на программное обеспечение не передаются пользователю, а остаются у разработчика (поставщика) |
Такие компьютерные программы учитывают в составе нематериальных активов. Отметим, что в составе нематериальных активов учитывают приобретенные права на владение, пользование и распоряжение объектами нематериальных активов после отчуждения их (прав) от бывших владельцев и определения их стоимости. Нематериальные активы для взятия на учет должны быть законченными и удостоверены соответствующими документами (патентом, сертификатом, лицензией и т. п.) в порядке, установленном законодательством. Учет таких объектов учреждения осуществляют согласно Положению по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденному приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611. | Приобретенное программное обеспечение (компьютерные программы) на условиях пользования, без передачи права на распоряжение и владение ими не учитывают в составе нематериальных активов. Расходы, связанные с их приобретением (созданием), признаются расходами того отчетного периода, в течение которого они были осуществлены без признания таких расходов в будущем нематериальным активом |
Электронные средства обработки информации, которые создаются структурными подразделениями бюджетных учреждений для обеспечения выполнения своих функциональных полномочий и не имеют совершенной формы (отсутствуют оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и исключительного права учреждения | |
Приобретенные нематериальные активы, право собственности на которые передано бюджетному учреждению, зачисляются на баланс учреждения по первоначальной стоимости (по фактическим расходам на их приобретение и изготовление) | на результаты интеллектуальной деятельности, а именно: патента, свидетельства, других охранных документов), не считаются программным обеспечением. Такие электронные средства обработки информации не являются объектом учета |
Программное обеспечение (компьютерные программы) учитывается на субсчете 121 «Авторские и смежные с ними права». Такие объекты подлежат инвентаризации в общем порядке. Для отражения результатов инвентаризации нематериальных активов учреждения применяют Инвентаризационную опись нематериальных активов (приложение 3 к Инструкции по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденной совместным приказом Главного управления Госказначейства и Минфина от 30.10.98 г. № 90) | Программное обеспечение, приобретенное учреждением на правах пользования, приобретенный объект авторского права на условиях пользования им, без передачи прав на владение и распоряжение, не являются объектом учета. Программное обеспечение, на которое имущественные права не передаются пользователю, и электронные средства обработки информации подлежат управленческому учету. Ведение управленческого учета таких объектов предназначено для получения оперативной информации о состоянии таких объектов и эффективности их использования. Например, на каждый компьютер можно оформлять карточку учета, в которой отметить необходимые сведения (название, вид, версию установленной программы, дату ее приобретения и установки, производителя программы и т. п.). Подтверждением наличия такого программного обеспечения могут быть описи, реестры и т. п., оформленные по требованиям приказа руководителя учреждения. При проведении инвентаризации комиссия проверяет и уточняет информацию о таких объектах, а в случае необходимости вносит соответствующие изменения и дополнения. При этом информацию о такой компьютерной программе не отражают в Инвентаризационной описи нематериальных активов |
Расходы на приобретение программного обеспечения, на которое учреждение получает исключительные права на владение, пользование и распоряжение, осуществляют по КЭКР 3160 «Приобретение земли и нематериальных активов». Если программное обеспечение предусмотрено при покупке компьютерной техники и стоимость такого программного обеспечения включена в стоимость компьютерной техники, то оплату проводят по КЭКР 3110 «Приобретения оборудования и предметов долгосрочного пользования» | Расходы на приобретение программного обеспечения, на которое имущественные права не передаются учреждению, при этом имущественные и авторские права на объект интеллектуальной собственности на указанное программное обеспечение остаются у разработчика (поставщика), а заказчику предоставляется право пользования этим программным обеспечением без права передачи самого программного обеспечения и/или полномочий на его пользование третьим лицам, осуществляют по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)». |
| При этом по этому КЭКР учреждения осуществляют также оплату: |
Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета приобретения компьютерной программы рассмотрим на условных примерах.
Пример 1. Бюджетное учреждение приобрело за счет общего фонда программу для автоматизации бухгалтерского учета «Парус — Бюджет 7.40» на 5 рабочих мест стоимостью 11022 грн. (в том числе НДС — 1837 грн.). Согласно заключенному договору учреждению предоставлено право пользования этой программой без права передачи самого программного обеспечения и/или полномочий на его пользование третьим лицам.
Также учреждением заключен договор на абонентское обслуживание этой компьютерной программы. Стоимость такого обслуживания составляет 3036 грн. (в том числе НДС — 506 грн.) в год.
В регистрах бухгалтерского учета эту хозяйственную операцию отражаем следующим образом:
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция субсчетов | Сумма, грн. | |
дебет | кредит | |||
1 | Установлена компьютерная программа по автоматизации бухгалтерского учета (право пользования) | 801 (802) | 675 | 11022 |
Расходы на приобретение компьютерной программы осуществлены по КЭКР 2240. | ||||
2 | Перечислены средства за компьютерную программу, услуги по ее установке и обслуживанию | 675 | 321 | 14058 |
3 | Получены услуги по обслуживанию программы по автоматизации бухгалтерского учета | 801 (802) | 675 | 3036 |
Расходы на оплату услуг по установке и обслуживанию компьютерной программы осуществлены по КЭКР 2240. |
Пример 2. По заказу бюджетного учреждения был создан веб-сайт, исключительные права на владение, пользование и распоряжение которым передано заказчику. Согласно условиям договора плата за создание веб-сайта составляет 7200 грн. (в том числе НДС — 1200 грн.). Расходы осуществлены за счет средств общего фонда.
Для отражения в учетных регистрах этой операции нужно сделать следующие записи:
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция субсчетов | Сумма, грн. | |
дебет | кредит | |||
1 | Оприходованы исключительные права на веб-сайт, разработанный по техническому заказу бюджетного учреждения | 121 | 675 | 6000 |
Одновременно (сумма без НДС) | 801 (802) | 401 | 6000 | |
Списана сумма НДС по приобретенному нематериальному активу на фактические расходы | 801 (802) | 675 | 1200 | |
Расходы на оплату работ по приобретению (разработке) веб-сайта, на который учреждению переданы исключительные права на владение, пользование и распоряжение, осуществлены по КЭКР 3160. | ||||
2 | Перечислены средства за выполненные работы | 675 | 321 | 7200 |
Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик