Темы статей
Выбрать темы

О взятии на учет объектов права интеллектуальной собственности

Редакция ББ
Письмо от 24.10.2013 г. № 17-08/206-26318

Государственная казначейская служба Украины

О взятии на учет объектов права интеллектуальной собственности

Письмо от 24.10.2013 г. № 17-08/206-26318

 

Во исполнение поручения первого заместителя Министра финансов Украины <…> Государственная казначейская служба Украины (далее — Казначейство Украины) рассмотрела письмо <…> и в пределах компетенции сообщает следующее.

Частью первой статьи 317 Хозяйственного кодекса Украины установлено, что строительство объектов производственного и другого назначения, подготовка строительных участков, работы по оборудованию зданий, работы по завершению строительства, прикладные и экспериментальные исследования и разработки и т. п., выполняемые субъектами хозяйствования для других субъектов или по их заказу, осуществляются на условиях подряда.

В соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса Украины к объектам права интеллектуальной собственности, в частности, относятся компьютерные программы, компиляции данных (базы данных), научные открытия, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, компоновки (топографии) интегральных микросхем.

В пункте 13 Порядка формирования и выполнения заказа на проведение фундаментальных научных исследований, прикладных научных исследований и выполнение научно-технических (экспериментальных) разработок за счет средств государственного бюджета, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 25.08.2004 г. № 1084, определено, что в соответствии с законодательством полученная научно-техническая продукция с учетом заключений научно-технической экспертизы и результатов оценки ее соответствия современному уровню научно-технических знаний, тенденциям научно-технического прогресса, принципам государственной научно-технической и инновационной политики, требованиям экологической безопасности, экономической целесообразности может передаваться субъектам хозяйствования (пользователям этой продукции) для практического применения с соблюдением прав и экономических интересов государства, исполнителей заказа и владельцев имущественных и личных неимущественных прав на объекты технологий и объекты права интеллектуальной собственности, созданные в процессе выполнения заказа (в частности, на объекты авторского права, промышленной собственности, селекционные достижения, технологические знания).

Порядок и условия передачи и использования прав на научно-техническую продукцию определяются договорами между заказчиком, исполнителем и пользователем этой продукции.

Если в результате проведения научно-исследовательских работ возникают активы (основные средства, другие необоротные материальные активы, нематериальные активы, запасы и т. п.), то такие активы оприходуются на соответствующих субсчетах.

Состав счетов и субсчетов, применяемых бюджетными учреждениями, определен Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (далее — План счетов), утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 26.06.2013 г. № 611, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 18.07.2013 г. под № 1214/23746 (далее — приказ № 611).

Методологические основы формирования в бухгалтерском учете бюджетных учреждений информации об основных средствах, других необоротных материальных активах, невещественных активах и незавершенном капитальном строительстве определены Положением по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений (далее — Положение), утвержденным приказом № 611.

Нематериальные активы для взятия на учет должны быть законченными и удостоверенными соответствующими документами (патентом, сертификатом, лицензией и тому подобное) в порядке, установленном законодательством (пункт 4.3 Положения).

Не признаются нематериальным активом, а подлежат отражению в составе расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены, расходы на исследования, подготовку и переподготовку кадров (пункт 4.6 Положения).

Взятие на учет необоротных активов, вводимых в эксплуатацию после окончания строительства (изготовления, разработки), проводится на основании первичного документа о приемке в эксплуатацию законченного строительством (изготовлением, разработкой) объекта учреждением, в смете которого были заложены такие расходы. В документе указывается стоимость построенного (изготовленного, разработанного) необоротного актива, которая определяется на основании данных бухгалтерского учета (пункт 5.6 Положения).

Отражение в бухгалтерском учете операций с активами, капиталом и обязательствами осуществляется бюджетными учреждениями согласно требованиям Типовой корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами бюджетных учреждений (приложение 2 к Плану счетов).

При случае сообщаем, что Порядок определения оценочной стоимости субъектов права интеллектуальной собственности, которые находятся в государственной собственности или были созданы (приобретены) за государственные средства, с целью зачисления на бухгалтерский учет, утвержденный приказом Фонда государственного имущества Украины от 13.12.2005 г. № 3162, зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 25.04.2006 г. под № 479/12353, применяется с целью проведения оценки объектов права интеллектуальной собственности, которые находятся в государственной собственности или были созданы (приобретены) за государственные средства, для определения их стоимости по результатам инвентаризации и зачисления на бухгалтерский учет.

 

Первый заместитель Председателя А. Даневич

Комментарий редакции

 

Объекты интеллектуальной собственности: когда имеем право собственности — тогда есть объект учета

Каждый из нас, сам того не замечая, всюду сталкивается с объектами права интеллектуальной собственности. Что это за объекты? Надеемся, что подавляющее число читателей в определенной мере понимает, о чем именно мы говорим.

Бюджетные учреждения как обычные потребители и пользователи информации постоянно сталкиваются с различными видами программного обеспечения (компьютерными программами, базами данных, веб-сайтами, веб-порталами и т. п.). Отметим, что это вовсе не прихоть, а необходимость, а иногда и законодательно установленное требование. Так, требования к использованию компьютерных программ в органах исполнительной власти как объектов авторского права пре­дусмотрены действующим законодательством, а именно:

— Порядком использования компьютерных программ в органах исполнительной власти, утвержденным постановлением КМУ от 10.09.2003 г. № 1433;

— Порядком легализации компьютерных программ в органах исполнительной власти, утвержденным постановлением КМУ от 04.03.2004 г. № 253.

При этом главный вопрос, интересующий бухгалтеров: правомерно ли то или иное программное обеспечение считать объектом нематериальных активов? Учитывая это, Госказначейская служба в комментируемом письме обратила внимание на основные правила учета объектов права интеллектуальной собственности, разновидностью которых являются компьютерные программы.

Кроме тех нормативно-правовых актов, о которых напомнила Госказначейская служба в этом письме, при осуществлении операций с такими объектами советуем руководствоваться также:

— Рекомендациями по единым подходам к приобретению и отражению в бухгалтерском учете бюджетных учреждений программного обеспечения, приведенными в письме Госказначейства от 17.09.2007 г. № 3.4-04/2055-10882 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 38);

— письмом Госказначейства «Об операциях по приобретению программного обеспечения» от 19.05.2004 г. № 07-04/1005-4111.

И хотя автором этих документов является Гос­казначейство, а не Минфин, который в настоящее время регулирует вопросы методологии бухучета, и они содержат ссылку на нормативно-правовые акты, которые в настоящее время уже не действуют, обратите внимание: критерии и основания для оприходования объектов права интеллектуальной собственности и сегодня такие же. Тому, кого интересуют особенности учета расходов на приобретение (создание) и обслуживание компьютерных программ, а также порядок их инвентаризации, советуем ознакомиться с материалом специалиста Госфининспекции «Учет программного обеспечения в бюджетных учреждениях» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 45).

Несмотря на то, что на страницах газеты «Бюджетная бухгалтерия» этой теме уделяется достаточное внимание, от наших читателей и посетителей форума (www.budget.factor.ua) продолжают поступать вопросы. Больше всего интересует вопрос приобретения компьютерных программ на условиях пользования, без передачи права на распоряжение и владение ими. Являются ли такие программы объектами учета?

По нашему мнению, это связано с тем, что проверка компьютерных программ, используемых бюджетными учреждениями, выделена в отдельный вопрос ревизии, проводимой органами Госфининспекции. Кроме того, вопросы использования компьютерных программ как объектов авторского права контролирует Государственная служба интеллектуальной собственности. Тем, кто желает больше узнать о деятельности этой службы, советуем посетить сайт www.sips.gov.ua.
Кстати, на этом сайте в разделе «Авторское право и смежные права» имеется много полезной информации с рекомендациями по правомерности использования компьютерных программ в деятельности субъектов хозяйствования и использования других объектов авторского права.

Для того чтобы помочь вам избежать ошибок при отражении в бухгалтерском учете программного обеспечения, приведем наиболее важную информацию в таблице.

Учет операций по приобретению программного обеспечения

учреждение получает исключительные имущественные права интеллектуальной собственности

учреждение получает только права пользования
без владения или распоряжения

1

2

Критерием и основанием для оприходования объектов права интеллектуальной собственности являются охранные документы, которые в соответствии с действующим законодательством удостоверяют правомерность приобретения учреждением права собственности на такие объекты. В документах на приобретение программного обеспечения должно быть указано, что учреждение получает исключительные права на владение, пользование и распоряжение программным обеспечением.

Виды договоров по распоряжению имущественными правами интеллектуальной собственности приведены в ст. 1107 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV

Заказчику предоставляется право пользования программным обеспечением без права передачи самого программного обеспечения и/или полномочий на его пользование третьим лицам. То есть в таком случае имущественные права на программное обеспечение не передаются пользователю, а остаются у разработчика (поставщика)

Такие компьютерные программы учитывают в составе нематериальных активов.

Отметим, что в составе нематериальных активов учитывают приобретенные права на владение, пользование и распоряжение объектами нематериальных активов после отчуждения их (прав) от бывших владельцев и определения их стоимости. Нематериальные активы для взятия на учет должны быть законченными и удостоверены соответствующими документами (патентом, сертификатом, лицензией и т. п.) в порядке, установленном законодательством.

Учет таких объектов учреждения осуществляют согласно Положению по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденному приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611.

Приобретенное программное обеспечение (компьютерные программы) на условиях пользования, без передачи права на распоряжение и владение ими не учитывают в составе нематериальных активов.

Расходы, связанные с их приобретением (созданием), признаются расходами того отчетного периода, в течение которого они были осуществлены без признания таких расходов в будущем нематериальным активом

Электронные средства обработки информации, которые создаются структурными подразделениями бюджетных учреждений для обеспечения выполнения своих функциональных полномочий и не имеют совершенной формы (отсутствуют оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и исключительного права учреждения

Приобретенные нематериальные активы, право собственности на которые передано бюджетному учреждению, зачисляются на баланс учреждения по первоначальной стоимости (по фактическим расходам на их приобретение и изготовление)

на результаты интеллектуальной деятельности, а именно: патента, свидетельства, других охранных документов), не считаются программным обеспечением. Такие электронные средства обработки информации не являются объектом учета

Программное обеспечение (компьютерные программы) учитывается на субсчете 121 «Авторские и смежные с ними права».

Такие объекты подлежат инвентаризации в общем порядке. Для отражения результатов инвентаризации нематериальных активов учреждения применяют Инвентаризационную опись нематериальных активов (приложение 3 к Инструкции по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденной совместным приказом Главного управления Госказначейства и Минфина от 30.10.98 г. № 90)

Программное обеспечение, приобретенное учреждением на правах пользования, приобретенный объект авторского права на условиях пользования им, без передачи прав на владение и распоряжение, не являются объектом учета.

Программное обеспечение, на которое имущественные права не передаются пользователю, и электронные средства обработки информации подлежат управленческому учету.

Ведение управленческого учета таких объектов предназначено для получения оперативной информации о состоянии таких объектов и эффективности их использования. Например, на каждый компьютер можно оформлять карточку учета, в которой отметить необходимые сведения (название, вид, версию установленной программы, дату ее приобретения и установки, производителя программы и т. п.).

Подтверждением наличия такого программного обеспечения могут быть описи, реестры и т. п., оформленные по требованиям приказа руководителя учреждения. При проведении инвентаризации комиссия проверяет и уточняет информацию о таких объектах, а в случае необходимости вносит соответствующие изменения и дополнения. При этом информацию о такой компьютерной программе не отражают в Инвентаризационной описи нематериальных активов

Расходы на приобретение программного обеспечения, на которое учреждение получает исключительные права на владение, пользование и распоряжение, осуществляют по КЭКР 3160 «Приобретение земли и нематериальных активов».

Если программное обеспечение предусмотрено при покупке компьютерной техники и стоимость такого программного обеспечения включена в стоимость компьютерной техники, то оплату проводят по КЭКР 3110 «Приобретения оборудования и предметов долгосрочного пользования»

Расходы на приобретение программного обеспечения, на которое имущественные права не передаются учреждению, при этом имущественные и авторские права на объект интеллектуальной собственности на указанное программное обеспечение остаются у разработчика (поставщика), а заказчику предоставляется право пользования этим программным обеспечением без права передачи самого программного обеспечения и/или полномочий на его пользование третьим лицам, осуществляют по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)».

 

При этом по этому КЭКР учреждения осуществляют также оплату:
— услуг по техническому обслуживанию оборудования и администрированию программного обеспечения;
— установки (инсталляции) программного обеспечения (программных продуктов, информационных систем и комплексов, баз данных, web-страниц/сайтов/порталов), дальнейшего пользования, их сопровождения и обслуживания
(в том числе обучения пользователей)

 

Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета приобретения компьютерной программы рассмотрим на условных примерах.

Пример 1. Бюджетное учреждение приобрело за счет общего фонда программу для автоматизации бухгалтерского учета «Парус — Бюджет 7.40» на 5 рабочих мест стоимостью 11022 грн. (в том числе НДС — 1837 грн.). Согласно заключенному договору учреждению предоставлено право пользования этой программой без права передачи самого программного обеспечения и/или полномочий на его пользование третьим лицам.

Также учреждением заключен договор на абонентское обслуживание этой компьютерной программы. Стоимость такого обслуживания составляет 3036 грн. (в том числе НДС — 506 грн.) в год.

В регистрах бухгалтерского учета эту хозяйственную операцию отражаем следующим образом:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Установлена компьютерная программа по автоматизации бухгалтерского учета (право пользования)

801 (802)

675

11022

Расходы на приобретение компьютерной программы осуществлены по КЭКР 2240.

2

Перечислены средства за компьютерную программу, услуги по ее установке и обслуживанию

675

321

14058

3

Получены услуги по обслуживанию программы по автоматизации бухгалтерского учета

801 (802)

675

3036

Расходы на оплату услуг по установке и обслуживанию компьютерной программы осуществлены по КЭКР 2240.

 

Пример 2. По заказу бюджетного учреждения был создан веб-сайт, исключительные права на владение, пользование и распоряжение которым передано заказчику. Согласно условиям договора плата за создание веб-сайта составляет 7200 грн. (в том числе НДС — 1200 грн.). Расходы осуществлены за счет средств общего фонда.

Для отражения в учетных регистрах этой операции нужно сделать следующие записи:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Оприходованы исключительные права на веб-сайт, разработанный по техническому заказу бюджетного учреждения

121

675

6000

Одновременно (сумма без НДС)

801 (802)

401

6000

Списана сумма НДС по приобретенному нематериальному активу на фактические расходы

801 (802)

675

1200

Расходы на оплату работ по приобретению (разработке) веб-сайта, на который учреждению переданы исключительные права на владение, пользование и распоряжение, осуществлены по КЭКР 3160.

2

Перечислены средства за выполненные работы

675

321

7200

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше