Темы статей
Выбрать темы

За чьи средства строить и ремонтировать газопроводы

Редакция ББ
Ответы на вопросы

За чьи средства строить и ремонтировать газопроводы

 

Татьяна СТАНКУС, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Может ли городской совет производить капитальный ремонт газовых домовых сетей, находящихся на балансе ПАО «Львівгаз»?

Может ли городской совет провести капитальное строительство нового газопровода за средства местного бюджета, а затем передать его на баланс ПАО «Львівгаз»?

(Львовская обл.)

 

Сначала рассмотрим вопрос, касающийся строительства нового газопровода. Строительство газопровода может проводиться как за бюджетные средства, так и за средства населения, нуждающегося в газификации, и за средства других физических или юридических лиц.

Обычно строительство газопроводов осуществляется в рамках государственных или региональных программ газификации определенных регионов.

В таких программах четко определено, за какие средства проводится строительство и каких именно участков газосетей.

Вопросы строительства газопровода мы детально рассматривали в консультации «Строительство газопровода» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 26, с. 14).

После строительства газопровода его целесо­образно принять в коммунальную собственность.

С вопросами принятия построенного газопровода в коммунальную собственность вы имеете возможность ознакомиться, обратившись к консультации «О принятии уличных газопроводов в коммунальную собственность» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 39, с. 21).

Однако мы все же считаем, что некоторые моменты следует рассмотреть подробнее.

Так, в соответствии со ст. 1 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР (далее — Закон № 280) право коммунальной собственности — это право территориальной громады владеть, целесообразно, экономно, эффективно пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению и в своих интересах имуществом, принадлежащим ей, как непосредственно, так и через органы местного самоуправления.

Сельские, поселковые, городские советы правомочны рассматривать и решать вопросы, отнесенные Конституцией Украины, Законом № 280 и другими законами к их ведению (ст. 25 Закона № 280).

В соответствии со ст. 60 Закона № 280 территориальным громадам сел, поселков, городов, районов в городах принадлежит право коммунальной собственности на движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, другие средства, землю, природные ресурсы, предприятия, учреждения и организации, в том числе банки, страховые общества, а также пенсионные фонды, долю в имуществе предприятий, жилой фонд, нежилые помещения, заведения культуры, образования, спорта, здравоохранения, социального обслуживания, науки и другое имущество и имущественные права, движимые и недвижимые объекты, определенные в соответствии с законом как объекты права коммунальной собственности, а также средства, полученные от их отчуждения.

Основанием для приобретения права коммунальной собственности являются передача имущества территориальным громадам бесплатно государством, другими субъектами права собственности, а также имущественных прав, создание, приобретение имущества органами местного самоуправления в порядке, установленном законом.

Органы местного самоуправления от имени и в интересах территориальных громад осуществляют правомочия по владению, пользованию и распоряжению объектами права коммунальной собственности, в том числе выполняют все имущественные операции, могут передавать объекты права коммунальной собственности в постоянное или временное пользование юридическим и физическим лицам, сдавать их в аренду, продавать и покупать, использовать в качестве залога, решать вопрос их отчуждения, определять в соглашениях и договорах условия использования и финансирования объектов, которые приватизируются и передаются в пользование и аренду.

Также обратим внимание на п.п. 1 п. 9 ст. 60 Закона № 280, в котором определено, что сельские, поселковые, городские, районные в городах (в случае их создания) советы имеют право вносить предложения по передаче или продаже в коммунальную собственность соответствующих территориальных громад предприятий, учреждений и организаций, их структурных подразделений и других объектов, относящихся к государственной и другим формам собственности, если они имеют важное значение для обеспечения коммунально-бытовых и социально-культурных нужд территориальных громад.

Таким образом, решения о принятии газопроводов в коммунальную собственность принимаются соответствующим местным советом, в данном случае — городским советом.

Такое решение может быть принято на основании ходатайства уличных комитетов или по инициативе самого местного совета.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с письмом Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины от 06.11.2007 г. № 6420/14/17-07 (далее — письмо) эксплуатацию газопровода могут осуществлять специализированные организации, которые в установленном законом порядке получили соответствующие разрешения, сертификаты и лицензии.

Учитывая вышеизложенное, собственник газопровода, если он самостоятельно с соблюдением требований законодательства не может осуществлять эксплуатацию газопровода, имеет право передать газопровод специализированной организации в собственность, пользование, аренду и т. п.

Таким образом, в вашем случае будет целесообразно передать построенный газопровод ПАО «Львівгаз» как специализированному предприятию, имеющему право осуществлять эксплуатацию газопровода.

В отношении проведения ремонта газопровода отметим следующее.

Газоснабжающие организации рассчитывают тариф на поставку природного газа в соответствии с Методикой расчета тарифов на транспортировку и поставку природного газа для предприятий по газоснабжению и газификации, утвержденной постановлением Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины от 04.09.2002 г. № 983.

Так, в соответствии с п. 5.3 этой Методики величина тарифа (услуг) на поставку 1000 куб. метров природного газа рассчитывается таким образом, чтобы обеспечить возмещение обоснованных расходов при обслуживании потребителей газа, получение прибыли, уплату налогов, обязательных платежей и отчислений в зависимости от объема поставленного газа потребителям в течение планового периода.

При этом плановая прибыль предприятий по газоснабжению и газификации устанавливается таким образом, чтобы обеспечить, в частности, финансирование экономически обоснованных и согласованных с Национальной комиссией регулирования электроэнергетики программ технического переоснащения, капитального ремонта, замены, модернизации, реконструкции, консервации и технической ликвидации основных производственных фондов, научно-исследовательских, опытно-конструкторских разработок в части, не покрываемой амортизационными отчислениями.

То есть по существу расходы на проведение капитального ремонта газопроводов предусматриваются в тарифе на поставку газа. Следовательно, расходы на проведение капитального ремонта должны производиться за счет платы потребителей за газ.

Это же подтверждается и письмом, в котором определено: если газопровод находится на балансе газораспределительного предприятия, то Национальная комиссия регулирования электроэнергетики учитывает в тарифе расходы на его техническое обслуживание и эксплуатацию. Таким образом, расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт газопроводов включаются в состав тарифа на транспортировку природного газа по распределительным трубопроводам и входят в состав розничных цен на природный газ для населения.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше