Темы статей
Выбрать темы

Новый Закон о закупках: изучаем вместе

Редакция ББ
Статья

Новый Закон о закупках: изучаем вместе

 

Данная консультация является расширенным комментарием к Закону Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII, опубликованному на с. 4 этого номера нашей газеты.

В ней расскажем об основных новых требованиях данного документа к процедурам закупки товаров, работ и услуг за бюджетные средства.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Наверное, большинство бухгалтеров спрашивают друг друга: почему именно сейчас нужно было принимать новый Закон? Неужели нельзя было оставить хотя бы на этот год все, как раньше? И вообще, почему новый Закон приняли так поспешно, почти в пожарном порядке?

Сразу хотим вас успокоить: новый Закон не так уж и страшен, хотя его принятие добавит хлопот тем субъектам, которые имеют дело с бюджетными средствами, которые раньше были исключены из перечня заказчиков. Основной целью принятия Закона является создание условий для преодоления коррупции, упрощения процедур закупок, повышения прозрачности осуществления государственных закупок, усиления государственного и общественного контроля за расходованием и рациональным использованием государственных средств.

Данный Закон опубликован в газете «Голос Украины» от 19.04.2014 г. № 78. Он пришел на смену Закону № 2289. В соответствии с п. 1 Заключительных положений Закона, он вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, т. е. с 20.04.2014 г.

Кабмину в десятидневный срок со дня вступления в силу Закона приказано привести свои нормативно-правовые акты и нормативно-правовые акты министерств и других центральных органов исполнительной власти в соответствие с Законом, а также обеспечить принятие нормативно-правовых актов, необходимых для реализации положений Закона. Кроме того, Кабмин обязан в двухмесячный срок со дня вступления в силу Закона разработать и подать на рассмотрение Верховной Рады проект Закона по электронным закупкам. В результате Закон принят без норм об электронных торгах. О механизме проведения таких торгов депутаты планируют позже принять специальные документы.

Сфера применения Закона

Безусловно, главной фишкой нового Закона является значительное расширение сферы его применения.

Первое, что привлекает внимание, — это существенное изменение термина «заказчики», который изложен согласно принципам Директив ЕС. Далее сравним старое и новое определения этого термина.

До 20.04.2014

После 20.04.2014

Заказчики — распорядители государственных средств, осуществляющие закупку в порядке, определенном Законом № 2289;

Распорядитель государственных средств — государственные органы, органы власти АР Крым, органы местного самоуправления, другие органы, учреждения, организации, определенные Конституцией и другими актами законодательства Украины, а также учреждения или организации, созданные в установленном порядке государственными органами, органами власти АР Крым или органами местного самоуправления и уполномоченные на получение государственных средств, принятие по ним обязательств и осуществление платежей, а также предприятия и их объединения

Заказчики — органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также юридические лица (предприятия, учреждения, организации) и их объединения, обеспечивающие нужды государства или территориальной громады, если такая деятельность не осуществляется на промышленной или коммерческой основе при наличии одного из следующих признаков:

1) юридическое лицо является получателем бюджетных средств и уполномочено распорядителем бюджетных средств на осуществление мероприятий, предусмотренных бюджетной программой, в рамках такого финансирования;

2) органы государственной власти или органы местного самоуправления или другие заказчики владеют большинством голосов в высшем органе управления юридического лица;

3) в уставном капитале юридического лица государственная или коммунальная доля акций (долей, паев) превышает 50 %.

Кроме того, к заказчикам также относятся заказчики, определенные в п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона № 4851.

В понимании Закона № 4851 к этой категории заказчиков отнесены:

1) юридические лица, осуществляющие деятельность в любой из сфер, определенных ст. 2 Закона № 4851;

2) субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в любой из сфер*, определенных ст. 2 Закона № 4851, и соответствующие хотя бы одному из таких признаков:

— органам государственной власти, органам власти АР Крым, органам местного самоуправления принадлежит доля в уставном капитале субъекта хозяйствования в размере более 50 % или такие органы владеют большинством голосов в высшем органе субъекта хозяйствования либо правом назначать больше половины состава исполнительного органа или наблюдательного совета субъекта хозяйствования;

— наличие специальных или эксклюзивных прав**.

* При этом отметим, что действие Закона № 4851 распространяется на субъектов, являющихся заказчиками и осуществляющих деятельность в таких сферах:

— обеспечение производства, транспортировки и поставки тепловой энергии;

— обеспечение производства, передачи, распределения, купли-продажи, поставки электрической энергии и централизованного диспетчерского (оперативно-технологического) управления объединенной энергетической системой Украины;

— обеспечение производства, транспортировки и поставки питьевой воды;

— обеспечение функционирования централизованного водоотведения;

— предоставление услуг по пользованию инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования;

— обеспечение функционирования городского электрического транспорта и эксплуатация его объектов для предоставления услуг по перевозке;

— предоставление услуг автостанций, портов, аэропортов;

— предоставление услуг по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов;

— предоставление услуг почтовой связи;

— геологическое изучение (в том числе опытно-промышленная разработка месторождений) нефтегазоносных недр, месторождений угля и других видов твердого топлива;

— обеспечение функционирования и эксплуатация телекоммуникационных сетей фиксированной связи общего пользования или предоставление общедоступных телекоммуникационных услуг;

— обеспечение транспортировки, хранения, переработки нефти и нефтепродуктов сырых;

— обеспечение функционирования рынка электрической энергии, рынка «на сутки вперед», балансирующего рынка, рынка вспомогательных услуг, а также предоставление услуг системного оператора, администратора расчетов, администратора коммерческого учета, оператора рынка, гарантированного покупателя в соответствии с положениями Закона Украины «О принципах функционирования рынка электрической энергии Украины»;

— предоставление вспомогательных услуг на рынке вспомогательных услуг и услуг по выравниванию условий для конкуренции в соответствии с положениями Закона Украины «О принципах функционирования рынка электрической энергии Украины».

** Специальные или эксклюзивные права — права, предоставленные в рамках полномочий органом государственной власти или органом местного самоуправления на основании любого нормативно-правового акта и/или акта индивидуального действия, ограничивающие осуществление деятельности в сферах, определенных Законом № 4851, одним или несколькими лицами, что существенно влияет на способность других лиц осуществлять деятельность в указанных сферах. Особенности отнесения указанных актов к предусматривающим наличие специальных или эксклюзивных прав устанавливаются КМУ.

 

Как видим, благодаря изменению терминологии, сфера действия Закона существенно расширена. Фактически это означает, что под действие нового Закона попадают не только распорядители бюджетных средств, но и предприятия, 51 % акций которых находится в государственной или коммунальной собственности.

Вместе с тем в Законе отсутствует определение такого термина, как «государственные средства», а вместо него по тексту Закона упоминаются только «бюджетные средства». К бюджетным средствам (средствам бюджета) относятся надлежащие в соответствии с законодательством поступления бюджета и расходы бюджета. Определение этого термина приведено в ст. 2 БКУ.

В Законе появился термин «электронные средства» — электронное оборудование и программное обеспечение для создания, обработки, передачи и хранения данных и электронных документов.

В ст. 12 Закона определено, что заказчик имеет право осуществлять процедуры закупки с использованием электронных средств. В случае использования электронных средств с целью подачи предложений конкурсных торгов, квалификационных и ценовых предложений и осуществления их оценки заказчики должны создавать документы и подавать данные с учетом требований Закона Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» от 22.05.2003 г. № 851-IV и Закона Украины «Об электронной цифровой подписи» от 22.05.2003 г. № 852-IV.

При этом электронные средства, используемые заказчиком при осуществлении процедур закупок, должны быть общедоступными и гарантировать недискриминацию и равный доступ к информации всем участникам процедур закупок. Также в Законе указано, что особенности применения электронных средств при осуществлении процедур закупки определяются Кабмином.

Несколько расширено понятие «связанное лицо». Кроме ранее определенных лиц, к ним также отнесены физические лица — члены комитета по конкурсным торгам заказчика и/или члены их семей, которые осуществляют контроль над участниками процедуры закупки или уполномочены осуществлять от имени участника процедуры закупки юридические действия, направленные на установление, изменение или приостановление гражданско-правовых отношений.

Также уточнено, что под осуществлением контроля следует понимать возможность осуществления решающего влияния или решающее влияние на хозяйственную деятельность участника процедуры закупки непосредственно либо из-за большего количества связанных физических или юридических лиц, которое осуществляется, в частности, путем реализации права владения или пользования всеми активами либо их значительной долей, права решающего влияния на формирование состава, результаты голосования, а также совершение сделок, предоставляющих возможность определять условия хозяйственной деятельности, давать обязательные к исполнению указания либо выполнять функции органа управления участника процедуры закупки, или владение долей (паем, пакетом акций), составляющей не менее 25 % уставного капитала участника процедуры закупки.

 

Изменение предельной стоимости предмета закупки

Законом откорректирована ч. 1 ст. 2, в которой приведен порядок определения предельной стоимости предмета закупки. Давайте посмотрим, как выглядела эта статья Закона до и после 20.04.2014 г.

До 20.04.2014

После 20.04.2014

Данный Закон применяется ко всем заказчикам и закупкам товаров, работ и услуг, которые полностью или частично осуществляются за счет государственных средств, при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 100 тыс. грн. (в строительстве — 300 тыс. грн.), а работ — 1 млн грн., кроме закупок по процедуре электронного реверсивного аукциона, условия применения которой установлены разд. VIII1 Закона, в том числе на техническое обслуживание, иную оплатную поддержку на будущее объекта закупки или выплат, связанных с использованием объектов права интеллектуальной собственности.
Действие Закона распространяется на предприятия, определенные в п. 21 ч. 1 ст. 1 этого Закона, только в случае осуществления ими закупок за счет государственных средств, определенных в п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона.
Действие Закона не распространяется на случаи заключения трудовых договоров

Данный Закон применяется ко всем заказчикам и закупкам товаров, работ и услуг, при условии, что стоимость предмета закупки (без учета НДС), товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 100 тыс. грн., а работ — 1 млн грн.
Стоимость предмета закупки товаров, работ и услуг, установленная в абз. 1 этой части, пересматривается каждые 24 месяца с учетом индексов потребительских цен, индексов цен производителей промышленной продукции. По результатам пересмотра Кабмин вносит в Верховную Раду Украины проект закона о внесении изменений в данный Закон

 

Следовательно, начиная с 20.04.2014 г. при определении предельной стоимости предмета закупки заказчики должны учесть следующее:

1) в ст. 2 Закона четко определено, что предельная стоимость предмета закупки товаров, услуг и работ установлена на уровне 100 тыс. грн. и 1 млн грн. без учета НДС. При превышении указанных сумм заказчики должны применять одну из процедур закупок.

Фактически это означает, что предельная стоимость предмета закупки увеличена на ставку НДС. Например, ожидаемая стоимость предмета закупки товара — 108 тыс. грн., в том числе НДС — 18 тыс. грн. Поскольку в таком случае стоимость предмета закупки составляет менее 100 тыс. грн., а именно 90 тыс. грн. (108 тыс. грн. - 18 тыс. грн.), бюджетному учреждению не нужно проводить процедуру закупки.

Вместе с тем обратите внимание: в годовом плане закупок в колонке 4 нужно указывать ожидаемую стоимость предмета закупки с указанием суммы НДС. То есть указываете такую стоимость со словами: «с НДС». Именно такие требования предусмотрены п. 6 Инструкции по заполнению формы годового плана закупок, утвержденной приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 922;

2) предельную стоимость предмета закупки товаров и услуг в строительстве заказчики определяют, как и при закупке обычных товаров и услуг, т. е. в общем порядке.

Следовательно, теперь у заказчиков отсутствует возможность заключать прямые договоры о закупке товаров и услуг в строительстве до 300 тыс. грн. (т. е. прямые договоры разрешено заключать заказчикам только до 100 тыс. грн.);

3) Закон обещает заказчикам пересматривать каждые 2 года предельную стоимость предмета закупки товаров, услуг и работ. Поскольку такая стоимость будет определяться в зависимости от уровня индексов потребительских цен и индексов цен производителей промышленной продукции, то ее изменение выглядит как своего рода индексация пороговой стоимости предмета закупки.

Законом внесены изменения в ст. 2 Закона № 4851. Согласно этим изменениям действие Закона № 4851 распространяется на закупки заказчиками товаров, работ и услуг для осуществления ими деятельности в сферах, определенных ст. 2 данного Закона, которые:

— полностью или частично осуществляются за счет бюджетных средств при условии, что стоимость закупки товаров и услуг равна или превышает 100 тыс. грн., а работ — равна или превышает 1 млн грн.;

— осуществляются за счет собственных средств при условии, что стоимость закупки товаров и услуг равна или превышает 1 млн грн., а работ 5 млн грн.

Таким образом, предел закупок товаров и услуг для таких заказчиков снижен с 5 млн грн. до 1 млн грн., а работ — с 10 млн грн. до 5 млн грн.

 

Перечень тендерных льгот сокращен

В Законе значительно сокращен (почти в 4 раза) перечень товаров, работ и услуг, на которые не распространяется его действие.

Уже сейчас определенная часть заказчиков ищут ответы на вопросы: действительно ли надо проводить тендеры на те товары, которые до 20.04.2014 г. попадали под исключение? Какие из этих исключений сейчас попадают под действие Закона? Прежде всего давайте посмотрим и сравним перечни товаров, работ и услуг, на которые не распространялось действие Закона № 2289 и не распространяется действие Закона.

До 20.04.2014

После 20.04.2014

1

2

1) товары, работы и услуги, связанные с разработкой дизайна, изготовлением защищенной бумаги, банкнот, монет и государственных наград Украины, их хранением, транспортировкой и учетом;

2) услуги, закупка которых осуществляется государственными банками и банками, в капитализации которых приняло участие государство, исключительно для проведения ими банковских операций в соответствии с Законом Украины «О банках и банковской деятельности» от 07.12.2000 г. № 2121-III;

3) товары, работы и услуги, закупка которых осуществляется заказчиками, расположенными за пределами Украины;

4) товары, работы и услуги, закупка которых составляет государственную тайну в соответствии с Законом Украины «О государственной тайне» от 21.01.94 г. № 3855-XII;

5) услуги, необходимые для осуществления государственных заимствований, обслуживания и погашения государственного долга;

6) товары, работы и услуги, закупка которых осуществляется для подготовки и проведения выборов и референдумов в Украине;

7) услуги по медицинскому обслуживанию населения, предоставляемые по договору, заключенному в соответствии с Законом Украины «О порядке проведения реформирования системы здравоохранения в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и городе Киеве» от 07.07.2011 г. № 3612-VI;

8) товары, работы и услуги, закупка которых осуществляется в соответствии с программами Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией в Украине, выполняемые в соответствии с законом;

9) товары, работы и услуги, связанные с операциями Национального банка Украины по обеспечению управления золотовалютными резервами, их размещению, покупке и продаже на вторичном рынке ценных бумаг, осуществлению валютных интервенций путем купли-продажи валютных ценностей на валютных рынках;

10) услуги по аренде нежилых помещений, находящихся в государственной и коммунальной собственности, для размещения бюджетных учреждений;

11) юридические услуги, связанные с защитой прав и интересов Украины при урегулировании споров, рассмотрение в заграничных юрисдикционных органах дел при участии иностранного субъекта и Украины;

12) объекты государственного ценового регулирования и услуги, закупка которых осуществляется Аграрным фондом в соответствии с Законом Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» от 24.06.2004 г. № 1877-IV;

13) товары, закупка которых осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного материального резерва, и его предприятиями путем заключения договоров купли-продажи, фьючерсных, форвардных контрактов исключительно на биржевом рынке (товарных, фондовых биржах) в установленном законодательством порядке согласно номенклатуре, утверждаемой КМУ;

14) товары, реализуемые в соответствии с Законом Украины «О государственном материальном резерве» от 24.01.97 г. № 51/97-ВР, закупка которых осуществляется распорядителями бюджетных средств. Условия такой реализации определяются КМУ;

15) услуги по авиаперевозкам лиц, в отношении которых осуществляется государственная охрана в соответствии со ст. 5 и ч. 1 ст. 6 Закона Украины «О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц» от 04.03.98 г. № 160/98-ВР;

16) работы по сносу самовольно построенных объектов в соответствии со ст. 38 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI;

17) услуги по нормированию и стандартизации в строительстве;

18) товары, работы и услуги, закупка которых осуществляется высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими учреждениями за счет собственных поступлений;

19) природный газ; услуги по его транспортировке (в том числе перемещение, фрахтование, страхование, слив/налив, инспек-
тирование количества и качества), распределению, поставке, хранению; финансовые инструменты, операции с деривативами и управление рисками, финансовые услуги, услуги бирж, аукционов, систем электронных торгов и другие услуги, применяемые в международной торговой и финансовой практике при закупке и реализации природного газа, закупка которых осуществляется субъектом, уполномоченным КМУ на формирование ресурса природного газа для потребителей Украины, в том числе для нужд населения;

20) товары, в соответствии с комплектующей ведомостью на самолеты или вертолеты и со спецификацией материалов и агрегатов на авиационные двигатели, внесенные в конструкторскую документацию разработчика изделия;

21) услуги по подготовке специалистов, научных, научно-педагогических и рабочих кадров, повышению квалификации и переподготовке кадров (последипломное образование) по государственному заказу;

22) товары, работы и услуги, закупка которых осуществляется в рамках реализации проектов целевых экологических (зеленых) инвестиций и предложений по осуществлению мероприятий, связанных с реализацией таких проектов и выполнением обязательств сторон Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, за средства, полученные от продажи частей установленного количества выбросов парниковых газов;

23) приобретение, аренда земли, зданий, другого недвижимого имущества или имущественных прав на землю, здания, другое недвижимое имущество;

24) услуги третейских судов, арбитражей для рассмотрения и решения споров, в которых принимает участие заказчик;

25) товары и услуги, закупаемые непосредственно для проведения выездных гастрольных мероприятий творческих коллективов и исполнителей, а также культурно-художественных и туристических мероприятий и фестивалей, имеющих общественно-политическое, культурное или историческое значение, срочность и целесообразность проведения которых определяются актами и поручениями Президента Украины или актами КМУ;

26) корма для цирковых животных;

27) товары и услуги, необходимые для создания новых постановок (концертов), изготовления (создания) исходных фильмовых материалов, аудиовизуальных произведений;

28) услуги по авиаперевозкам, автоперевозкам, организации питания, проживания, эксплуатации спортивных сооружений, специального оборудования и обустройства мест для проведения учебно-тренировочных сборов, спортивных соревнований и мероприятий всеукраинского и международного уровня, лекарственные и фармацевтические препараты для сборных команд Украины;

29) финансовые услуги, предоставляемые в связи с эмиссией, куплей, продажей, передачей ценных бумаг или других финансовых инструментов;

30) ценные бумаги, акции (доли, паи) в уставном (составном) капитале хозяйственного общества;

31) образовательные услуги, предоставляемые иностранными высшими учебными заведениями и научными учреждениями студентам, аспирантам, научным и научно-педагогическим работникам за пределами Украины;

32) услуги по осуществлению научной, научно-технической деятельности, финансируемые на конкурсной основе в порядке, определенном ст. 34 Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности» от 13.12.91 г. № 1977-XII;

33) товары, работы и услуги, закупка которых осуществляется Фондом гарантирования вкладов физических лиц;

34) товары, работы и услуги, закупаемые заказчиками, принимающими участие в заключении соглашений о разделе продукции и/или являющимися инвесторами по соглашениям о разделе продукции, заключенными в соответствии с Законом Украины «О соглашениях о разделе продукции» от 14.09.99 г. № 1039-XIV, с целью реализации прав и выполнения обязанностей инвесторов по таким соглашениям;

35) товары, работы и услуги, закупка которых осуществляется заказчиками за счет кредитов, привлеченных под государственные гарантии для финансирования проектов в сфере сельского хозяйства в рамках выполнения требований Меморандума о взаимопонимании в отношении сотрудничества в реализации приоритетных проектов в сфере сельского хозяйства;

36) товары, работы и услуги, закупка которых осуществляется государственными коммерческими предприятиями и хозяйственными обществами судостроительной промышленности (класс 30.11
группа 30.1 раздел 30, класс 33.15 группа 33.1 раздел 33 КВЭД ДК 009:2010
), опытно-конструкторскими организациями (класс 72.19 группа 72.1 раздел 72, класс 71.12 группа 71.1 раздел 71, класс 71.20
группа 71.2 раздел 71 КВЭД ДК 009:2010
), предоставляющими услуги предприятиям судостроительной промышленности (класс 30.11 группа 30.1 раздел 30, класс 33.15 группа 33.1 раздел 33 КВЭД ДК 009:2010), если они являются исполнителями государственных оборонных заказов;

37) бланки ценных бумаг, бланки для оформления результатов предоставления административных услуг, бланки документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство Украины, бланки документов, удостоверяющих личность и подтверждающих ее специальный статус, бланки других документов, которые в соответствии с законодательством требуют использования специальных элементов защиты, марки акцизного налога;

38) услуги по поддержанию, обслуживанию и модификации Единой информационно-аналитической системы «Выборы»

1) товары, работы и услуги, связанные с разработкой дизайна, изготовлением защищенной бумаги, банкнот, монет и государственных наград Украины, их хранением, транспортировкой и учетом;

2) товары, работы и услуги, закупка которых осуществляется заграничными дипломатическими учреждениями;

3) товары, работы и услуги, закупка которых составляет государственную тайну в соответствии с Законом Украины «О государственной тайне» от 21.01.94 г. № 3855-XII;

4) услуги, необходимые для осуществления государственных заимствований, обслуживания и погашения государственного долга;

5) товары и услуги, закупка которых осуществляется для подготовки и проведения выборов и референдумов в Украине*;

6) товары, услуги, связанные с операциями Национального банка Украины по обеспечению управления золотовалютными резервами, их размещению, покупке и продаже на вторичном рынке ценных бумаг, осуществлению валютных интервенций путем покупки-продажи валютных ценностей на валютных рынках;

7) приобретение, аренда земли, зданий, другого недвижимого имущества или имущественных прав на землю, здания, другое недвижимое имущество;

8) услуги международных третейских судов, международных коммерческих арбитражей для рассмотрения и решения споров, в которых принимает участие заказчик;

9) услуги финансовых учреждений, в том числе международных финансовых организаций, связанные с привлечением кредитных ресурсов и средств в уставный капитал заказчиком;

10) финансовые услуги, предоставляемые в связи с эмиссией, куплей, продажей, передачей ценных бумаг или других финансовых инструментов;

11) услуги, закупка которых осуществляется банками для предоставления ими банковских услуг и проведения банковских операций в соответствии с законами Украины «О банках и банковской деятельности» от 07.12.2000 г. № 2121-III и «О Национальном банке Украины» от 20.05.99 г. № 679-XIV;

12) услуги, предоставляемые Национальным банком Украины в соответствии с законом;

13) бланки документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство Украины, — паспорта, бланки документов, удостоверяющих личность и подтверждающих ее специальный статус, бланки других документов, которые в соответствии с законодательством Украины требуют использования специальных элементов защиты, марки акцизного налога, изготовляемых предприятиями, входящими в сферу управления Национального банка Украины, а также товары, работы и услуги, необходимые для их изготовления;

14) услуги по осуществлению научной, научно-технической деятельности, финансируемые на конкурсной основе в порядке, определенном ст. 34 Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности» от 13.12.91 г. № 1977-XII

* Это исключение в Законе действует до 31.12.2014 г.

 

Следовательно, если вы нашли товары, работы и услуги в колонке 2 этой таблицы, то их закупку можете проводить путем заключения прямых договоров без осуществления процедуры закупки (причем независимо от суммы такого договора).

Также в п. 4 ст. 2 Закона приведены перечень товаров, работ и услуг, по которым отдельными законами Украины будут определены особенности осуществления закупок. В такой перечень попали практически все товары, работы и услуги, определенные в п. 4 ст. 2 Закона № 2289. Если помните, Кабмину было поручено разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады Украины проекты законов, определяющих особенности осуществления закупок за государственные средства товаров, работ и услуг, указанных в ч. 4 ст. 2 Закона № 2289. Также было установлено, что до принятия Верховной Радой Украины соответствующих законов закупка указанных товаров, работ и услуг осуществляется в соответствии с Законом № 2289, т. е. на общих основаниях.

Обидно, но воз и ныне там. Дело в том, что во время действия Закона № 2289 Верховная Рада не приняла ни одного такого закона. Как быстро будут приняты специальные законы, которые бы определяли особенности осуществления закупок таких товаров, работ и услуг, покажет время.

 

Планирование закупок

Как и раньше, закупка товаров, работ и услуг осуществляется в соответствии с годовым планом.

Закон упростил для заказчиков способ направления годового плана контролирующим органам. Для наглядности сравним такие требования в таблице.

До 20.04.2014

После 20.04.2014

1. Закупка осуществляется в соответствии с годовым планом. Годовой план, изменения в него направляются центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, годовой план, смета (временная смета), финансовый план (план ассигнований, план использования бюджетных (государственных) средств), изменения в них направляются Уполномоченному органу в течение 5 рабочих дней со дня их утверждения.
Годовой план закупок и изменения в него обнародуются заказчиком путем размещения на собственном веб-сайте или при его отсутствии на веб-сайте главного распорядителя бюджетных средств в течение пяти рабочих дней со дня их утверждения

1. Закупка осуществляется в соответствии с годовым планом. Годовой план, изменения в него направляются в органы, осуществляющие казначейское обслуживание бюджетных средств, или обслуживающему банку по месту обслуживания заказчика в течение 5 рабочих дней со дня их утверждения.
2. Годовой план, изменения в него обязательно бесплатно обнародуются на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок в течение 5 рабочих дней со дня утверждения годового плана или изменений в него. Годовой план и изменения в него также обнародуются заказчиком на собственном веб-сайте или при его отсутствии — на веб-сайте главного распорядителя бюджетных средств

 

Таким образом, заказчики в течение 5 рабочих дней со дня утверждения годового плана закупок (изменений в него) должны:

— направить его в органы Госказначейства;

— бесплатно обнародовать на веб-портале Мин-
экономразвития
.

Так же, как и раньше, заказчик должен обнародовать годовой план на собственном веб-сайте или при его отсутствии — на веб-сайте главного распорядителя бюджетных средств.

Конечно, если в течение года возникнет необходимость осуществить закупку товаров, работ или услуг с применением одной из процедур закупок, то распорядителям бюджетных средств нужно будет внести изменения в годовой план закупок. Про­цедура направления таких изменений в годовой план закупок аналогична рассмотренному порядку.

Уверены, что упрощение порядка обнародования годового плана откроет широкий доступ общественности к информации о запланированных закупках за бюджетные средства.

 

Обнародование информации о закупке

Еще одной из главных новаций Закона является отмена обязательного опубликования информации о закупке в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок (информационном бюллетене «Вісник державних закупівель»). Также отменено опубликование информации о закупке в международном информационном издании по вопросам государственных закупок (международное печатное издание «Announcer of the public purchasing»).

В связи с этим заказчики получили право исключительно по своему желанию публиковать информацию о закупках. Так, информация о закупках может дополнительно обнародоваться по выбору заказчика в других средствах массовой информации, на веб-сайтах заказчика (в случае наличия) или веб-сайтах соответствующих органов власти, органов местного самоуправления. Такое право предусмотрено ч. 2 ст. 10 Закона.

Безусловно, отмена обязательного опубликования информации о закупках является положительным моментом, поскольку заказчики всегда сталкивались с определенными сложностями при размещении информации о закупках в «Віснику державних закупівель». Кроме того, задекларированная бесплатность опубликования такой информации за последние годы постепенно перешла на коммерческие рельсы, поскольку фактически требовала от заказчиков оплачивать дополнительные расходы на размещение такой информации или исправление ошибок в ней.

Следовательно, Закон предусматривает, что всю информацию о закупке заказчики обнародуют на веб-портале Уполномоченного органа. Сейчас веб-порталом уполномоченного органа по вопросам закупок является официальный общегосударственный веб-портал «Государственные закупки» по адресу www.tender.me.gov.ua.

Внимание! Перечень информации о закупках, подлежащих обнародованию, в сравнении с требованиями Закона № 2289 увеличен. Кроме того изменены (сокращены) сроки обнародования такой информации на веб-портале.

Далее приведем в таблице, какую информацию о закупке заказчики обнародуют на веб-портале, а также укажем сроки, в течение которых они должны это сделать.

Название документа

Сроки обнародования

1

2

Объявление о проведении процедуры закупки

Не позднее чем за 20 дней (ранее — 30 дней) до дня раскрытия предложений конкурсных торгов или квалификационных предложений, если Законом для отдельных процедур закупки не установлен иной срок

Такая информация обязательно дополнительно обнародуется на веб-портале на английском языке, если ожидаемая стоимость закупки превышает сумму, эквивалентную:

— для товаров 200 тыс. евро;

— для услуг 300 тыс. евро;

— для работ 500 тыс. евро.

Курс евро определяется согласно официальному курсу НБУ, установленному на день предоставления для обнародования на веб-портале Уполномоченного органа объявления о проведении процедуры закупки

Обоснование применения переговорной процедуры закупки

Одновременно с объявлением о проведении процедуры закупки

Документация конкурсных торгов или квалификационная документация

Не позднее чем за 20 дней (ранее — 30 дней) до дня раскрытия предложений конкурсных торгов или квалификационных предложений, если Законом для отдельных процедур закупки не установлен иной срок

Изменения к документации конкурсных торгов или квалификационной документации и разъяснения к ней (при наличии)

В течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об их внесении, но не позднее чем за 7 дней до даты раскрытия предложений конкурсных торгов или квалификационных предложений

Объявление со сведениями о заключенном рамочном соглашении (в случае проведения закупки по рамочным соглашениям)

Не позднее чем через 7 дней со дня заключения рамочного соглашения

Протокол раскрытия предложений конкурсных торгов, ценовых предложений, квалификационных предложений

В течение 3 рабочих дней со дня раскрытия предложений конкурсных торгов, ценовых предложений, квалификационных предложений

Информация об отклонении предложений конкурсных торгов, ценовых предложений, квалификационных предложений и основания такого отклонения в виде протокола

В течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения

Уведомление об акцепте предложения конкурсных торгов или ценового предложения (предложения по результатам применения переговорной процедуры закупки

В течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об определении победителя процедуры закупки

Объявление о результатах процедуры закупки

Не позднее чем через 7 дней со дня заключения договора о закупке или принятия решения об отмене торгов или признании их несостоявшимися

Обратите внимание: такое объявление может быть обнародовано отдельно по каждому лоту

Такая информация обязательно дополнительно обнародуется на веб-портале на английском языке, если ожидаемая стоимость закупки превышает сумму, эквивалентную:

— для товаров 200 тыс. евро;

— для услуг 300 тыс. евро;

— для работ 500 тыс. евро.

Курс евро определяется согласно официальному курсу НБУ, установленному на день подачи для обнародования на веб-портале объявления о проведении процедуры закупки

Отчет о результатах проведения процедуры закупки

Не позднее чем через 3 дня со дня его утверждения

Уведомление о внесении изменений в договор*

В течение 3 рабочих дней со дня внесения изменений

* Такая информация подлежит обнародованию на веб-портале в случаях, предусмотренных пп. 1, 2, 4, 5 и 8 ч. 5 ст. 40 Закона.

Отметим, что к таким случаям отнесено изменение существенных условий договора о закупке в случае:

— уменьшения объемов закупки, в частности с учетом фактического объема расходов заказчика;

— изменения цены за единицу товара не более чем на 10 % в случае колебания цены такого товара на рынке при условии, что указанное изменение не приведет к увеличению суммы, определенной в договоре;

— продления срока действия договора и выполнения обязательств о передаче товара, выполнении работ, предоставлении услуг в случае возникновения документально подтвержденных объективных обстоятельств, вызвавших такое продление, в том числе непреодолимой силы, задержки финансирования расходов заказчика при условии, что такие изменения не приведут к увеличению суммы, определенной в договоре;

— согласованного изменения цены в сторону уменьшения (без изменения количества (объема) и качества товаров, работ и услуг);

— изменения условий в связи с применением положений ч. 6 ст. 40 Закона. Эта норма предусматривает, что действие договора о закупке может продлеваться на срок, достаточный для проведения процедуры о закупке в начале следующего года, в объеме, не превышающем 20 % суммы, определенной в договоре, заключенном в предыдущем году, если расходы на эту цель утверждены в установленном порядке.

Отчет о выполнении договора о закупке

В течение 3 рабочих дней со дня окончания срока действия договора, выполнения договора о закупке или его расторжении

 

Как видим, начиная с 20.04.2014 г. информацию о закупках заказчики должны обнародовать на веб-портале обо всех этапах процедуры закупки. Следовательно, начиная с годового плана и заканчивая информацией о выполнении договора о закупке, заказчикам нужно обнародовать на веб-портале всю информацию о закупках.

Закон также предостерегает заказчиков: процедуры закупки, предварительная квалификация участников не могут проводиться до/без обнародования объявления о проведении процедуры закупки на веб-портале.

Заказчики, при размещении информации о закупке на веб-портале будьте внимательны! Ведь ответственность за полноту и достоверность информации, обнародуемой на веб-портале, возложена на председателя и секретаря комитета по конкурсным торгам заказчика.

Информацию для обнародования на веб-портале заказчики могут подавать в форме электронных документов. В случае подачи информации в другой форме содержание такой информации необходимо подтвердить в письменной форме.

 

Дополнительная информация о закупках тоже подлежит обнародованию на веб-портале

В целом, Закон достаточно много внимания уделяет обнародованию информации о закупках на веб-портале. Конечно, такие мероприятия введены для того, чтобы вся информация о процедурах закупки была максимально открытой и доступной для ознакомления широкой общественности.

Так, кроме основной информации о закупке, Закон требует обязательно обнародовать на веб-портале дополнительную информацию о закупках. Далее приведем в таблице требования к ее обнародованию на веб-портале.

Название документа

Порядок и сроки обнародования

Решения, принятые по результатам обращения
с требованием об устранении нарушения при проведении процедуры закупки

Заказчик, генеральный заказчик должны уведомить всех заинтересованных лиц о решениях, принятых по результатам рассмотрения обращения, и одновременно подать для обнародования такое решение вместе с обращением на веб-портал

Жалоба в орган обжалования

Орган обжалования должен в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня регистрации жалобы в органе обжалования, уведомить субъекта обжалования, заказчика, генерального заказчика о времени и месте рассмотрения жалобы и в тот же срок подать для обнародования такое уведомление на веб-портал

Орган обжалования обязан проинформировать субъекта обжалования, заказчика, генерального заказчика об оставлении жалобы без рассмотрения не позднее следующего рабочего дня после принятия такого решения и в тот же срок подать для обнародования такое решение на веб-портал

Решение о приостановлении процедуры закупки

Орган обжалования имеет право по собственной инициативе или по заявлению субъекта обжалования принять решение о приостановлении процедуры закупки сроком до вынесения решения по жалобе, решения о прекращении рассмотрения жалобы или решения об оставлении жалобы без рассмотрения. В течение 1 рабочего дня орган обжалования уведомляет о приостановлении процедуры закупки центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, уполномоченный орган, заказчика, генерального заказчика и субъекта обжалования и в тот же срок подает на обнародование такое решение на веб-портал

Решение органа обжалования

Такие решения подлежат обязательному обнародованию после их принятия на веб-портале и не позднее следующего рабочего дня также обнародуются на веб-портале Антимонопольного комитета Украины

Разъяснение о документации конкурсных торгов и внесении изменений в нее

Заказчик должен предоставить разъяснение на обращение в течение 3 дней со дня его получения и обнародовать его на веб-портале.

В случае проведения собраний с целью разъяснения любых обращений по документации конкурсных торгов заказчик должен обеспечить ведение протокола таких собраний с изложением в нем всех разъяснений по обращениям и обнародовать его на веб-портале.

Заказчик имеет право по собственной инициативе или по результатам обращений внести изменения в документацию конкурсных торгов, продлив срок подачи и раскрытия предложений конкурсных торгов не менее чем на 7 дней, и уведомить в письменном виде в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения о внесении указанных изменений всех лиц, которым была выдана документация конкурсных торгов

Информация о применении переговорной процедуры закупки

В течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о применении переговорной процедуры закупки

 

Обучение членов комитета теперь по желанию

Закон подготовил достаточно приятную новость для всех заказчиков. Теперь Закон не обязывает председателя, секретаря и других членов комитета по конкурсным торгам проходить обучение по вопросам организации и осуществления закупок. Такое обучение указанные лица могут пройти исключительно по собственному желанию.

Также соответствующие изменения внесены в ст. 16414 КУоАП. Следовательно, теперь непрохождение обучения или повышения квалификации по вопросам организации и осуществления процедур закупок не является основанием для применения админштрафа.

Добавим, что требование о прохождении обучения по вопросам организации и осуществления закупок для председателя и секретаря комитета по конкурсным торгам было предусмотрено в ст. 11 Закона № 2289. Выполнить же такое требование на практике было практически невозможно, поскольку так и не был утвержден нормативный документ, который бы регулировал вопрос прохождения обучения или повышения квалификации по вопросам организации и осуществления процедур закупок.

 

Увеличены основания для отказа в участии в процедуре закупки

Перечень оснований для отказа в участии в процедуре закупки предусмотрен ст. 17 Закона. Отметим, что их стало больше, чем предусматривалось в Законе № 2289.

Так, кроме ранее предусмотренных оснований, когда заказчик принимает решение об отказе участнику, участнику предварительной квалификации в участии в процедуре закупки, предварительной квалификации участников и обязан отклонить предложение конкурсных торгов (квалификационное, ценовое предложение) участника (участника предварительной квалификации), добавлены следующие:

— субъект хозяйствования (участник или участник предварительной квалификации) в течение последних 3 лет привлекался к ответственности за нарушение, предусмотренное п. 4 ч. 2 ст. 6, п. 1 ст. 50 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 г. № 2210-III, в виде совершения антиконкурентных согласованных действий, касающихся искажения результатов торгов (тендеров);

— физическое лицо, являющееся участником или участником предварительной квалификации, было осуждено за преступление, совершенное из корыстных побуждений, судимость с которого не снята или не погашена в установленном законом порядке.

Кроме того, добавлен перечень оснований, когда принятие решения об отказе в участии в процедуре закупки является не обязанностью, а только правом заказчика (ч. 2 ст. 17 Закона).

Так, заказчик также может принять решение об отказе участнику, участнику предварительной квалификации в участии в процедуре закупки, предварительной квалификации участников и может отклонить предложение конкурсных торгов (квалификационное, ценовое предложение) участника (участника предварительной квалификации), если участник или участник предварительной квалификации зарегистрирован в оффшорных зонах. Перечень оффшорных зон устанавливается Кабинетом Министров Украины. Сейчас действует распоряжение КМУ «О перечне оффшорных зон» от 23.02.2011 г. № 143-р.

 

Порядок обжалования процедур закупок

Определенным изменениям подверглись требования к обжалованию процедур закупок (ст. 18 Закона). Интересно то, что не только проведение процедур закупок, но и порядок их обжалования теперь станет более открытым процессом. Рассмотрение жалобы является открытым, все желающие могут присутствовать на рассмотрении. Лица, присутствующие на рассмотрении, могут использовать средства фото-, киносъемки, видео- и звукозаписи. Решение, принятое органом обжалования, оглашается публично.

Определим основные изменения:

— жалобы подаются в орган обжалования не позднее 10 (раньше — 14 дней) дней со дня, когда субъект обжалования узнал или должен был узнать о нарушении его прав либо законных интересов принятым решением, действием или бездействием заказчика, генерального заказчика, но до дня заключения договора о закупке;

— рассмотрение жалобы приостанавливает течение сроков, установленных абз. 3 и 4 ч. 2 ст. 31, абз. 4 ч. 5 ст. 36, абз. 2 ч. 3 ст. 39 Закона.

Течение этих сроков продолжается со дня, следующего за днем принятия решения органом обжалования по результатам рассмотрения жалобы, решения о прекращении рассмотрения жалобы или решения об оставлении жалобы без рассмотрения;

— решения органа обжалования вступают в силу со дня их принятия и являются обязательными для выполнения заказчиками, генеральными заказчиками, лицами, которых они касаются;

— решение органа обжалования может быть обжаловано субъектом обжалования, заказчиком в суд в течение 30 дней со дня, когда лицо узнало о его принятии.

 

Новая информация в отчете о результатах проведения процедуры закупки

Перечень информации, которая обязательно должна быть указана в отчете о результатах проведения процедуры закупки, дополнен важным пунктом.

Так, в случае закупки работ или услуг заказчики должны указывать полное наименование и местонахождение каждого юридического субъекта хозяйствования, которого участник, с которым заключен договор о закупке, будет привлекать к выполнению работ как субподрядчика в объеме не менее 20 % стоимости договора о закупке (если об этом указано в договоре о закупке).

В связи с тем также дополнен перечень информации, которая должна быть указана в документации конкурсных торгов (ст. 22 Закона). А именно — в случае закупки работ или услуг документация конкурсных торгов должна содержать требование об указании участником в предложении конкурсных торгов информации (полное наименование и местонахождение) о каждом субъекте хозяйствования, которого участник планирует привлекать к выполнению работ как субподрядчика в объеме не менее 20 % от стоимости договора о закупке.

 

Квалификационные требования к участникам

Закон несколько подкорректировал квалификационные требования к участникам. Теперь они следующие:

— наличие оборудования и материально-технической базы;

— наличие работников соответствующей квалификации, имеющих необходимые знания и опыт;

— наличие документально подтвержденного опыта выполнения аналогичных договоров;

— наличие финансовой возможности (баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, справка из обслуживающего банка об отсутствии (наличии) задолженности по кредитам).

Как видим, из этого перечня исключено такое требование, как наличие собственных производственных мощностей и/или центров обслуживания на территории Украины.

 

Виды процедур закупок

Законом установлены такие процедуры закупки, как:

открытые торги;

двухступенчатые торги;

запрос ценовых предложений;

предварительная квалификация участников;

переговорная процедура закупки.

Как видим, из перечня процедур исключена процедура электронного реверсивного аукциона. Также появилась еще одна процедура — переговорная (раньше она называлась процедурой закупки у одного участника).

Порядок применения некоторых процедур закупок Законом несколько изменен. Рассмотрим основные изменения.

 

Процедура запроса ценовых предложений

Законом определено, что такая процедура применяется в отношении товаров и услуг, для которых существует постоянно действующий рынок, при условии, что их стоимость не превышает 300 тыс. грн. (раньше для такой процедуры стоимость не должна была превышать 200 тыс. грн.).

 

Процедура закупки у одного участника — под новым соусом

Сейчас в Законе процедура закупок у одного участника имеет название «переговорная процедура».

В отношении этой процедуры закупок Закон также подготовил определенные изменения.

Во-первых, уточнены основания для применения этой закупки. Приведем полный перечень оснований для применения переговорной процедуры закупки:

1) закупка произведений искусства или закупка, связанная с защитой прав интеллектуальной собственности, или заключение договора о закупке с победителем архитектурного или художественного конкурса;

2) отсутствие конкуренции (в том числе по техническим причинам) на соответствующем рынке, в результате чего договор о закупке может быть заключен только с одним поставщиком, при отсутствии при этом альтернативы;

3) неотложная необходимость в осуществлении закупки в связи с возникновением особых экономических или социальных обстоятельств, которые делают невозможным соблюдение заказчиками сроков для проведения процедур конкурсных торгов, а именно связанных с немедленной ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также предоставлением в установленном порядке Украиной гуманитарной помощи другим государствам;

4) заказчиком была дважды отменена процедура закупки из-за отсутствия достаточного количества участников;

5) потребность осуществить дополнительную закупку у того же поставщика с целью унификации, стандартизации или обеспечения совместимости с имеющимися товарами, технологиями, работами или услугами, если замена предыдущего поставщика (исполнителя работ, предоставителя услуг) может привести к несовместимости или возникновению проблем технического характера, связанных с эксплуатацией и обслуживанием;

6) необходимость проведения дополнительных строительных работ, не указанных в начальном проекте, но которые стали в силу непредсказуемых обстоятельств необходимыми для выполнения проекта за совокупность таких условий: договор будет заключен с предыдущим исполнителем этих работ, такие работы технически или экономически связаны с главным (первичным) договором; общая стоимость дополнительных работ не превышает 50 % стоимости главного (первичного) договора;

7) закупка юридических услуг, связанных с защитой прав и интересов Украины, в том числе с целью защиты национальной безопасности и обороны, при урегулировании споров, рассмотрение в заграничных юрисдикционных органах дел при участии иностранного субъекта и Украины на основании решения Кабинета Министров Украины или Совета национальной безопасности и обороны Украины.

Во-вторых, Законом уменьшены случаи, когда переговорная процедура закупки отменяется. Перечислим их:

— если заказчиком допущено нарушение порядка обнародования информации о применении переговорной процедуры закупки;

— и/или если заказчиком допущены нарушения, повлиявшие на объективность определения победителя процедуры закупки.

В-третьих, обратите внимание: Закон позволяет заказчику отменять переговорную процедуру закупки частично (по лоту).

 

Обеспечение конкурсных торгов и договора о закупке

Законом изменен, а именно уменьшен размер обеспечения конкурсных торгов. В частности, он составляет:

— при закупке работ не более 0,5 % от ожидаемой стоимости закупки;

— при закупке товаров и услуг не более 3 % от ожидаемой стоимости закупки.

Если заказчик торгов предоставляет участникам возможность подавать свои тендерные предложения к отдельным частям предмета торгов (лотов), заказчик торгов устанавливает размер тендерного обеспечения для каждого отдельного лота исходя из ожидаемой стоимости предмета закупки (ст. 24 Закона).

Размер обеспечения договора о закупке не изменился. Он не может превышать 5 % стоимости договора.

 

Сокращена продолжительность процедур закупок

Благодаря новым требованиям в Законе сокращены сроки подачи и заключения определенных документов, в результате чего общая продолжительность процедур закупок также сокращена. Приведем в таблице информацию о таких сроках:

Название документа

Сроки подачи и заключения документов

Срок подачи участниками ценовых предложений

Не может быть меньше 7 рабочих дней со дня обнародования запроса ценовых предложений на веб-портале. Раньше такой срок не мог быть меньше 10 рабочих дней

Срок для подачи предложений открытых конкурсных торгов

Не может быть меньше 20 рабочих дней со дня обнародования объявления о проведении процедуры открытых торгов на веб-портале. Раньше такой срок не мог быть меньше 30 дней

В случае применения сокращенной процедуры срок подачи таких предложений может быть сокращен до 10 рабочих дней. Раньше такой срок разрешено было сокращать до 15 дней.
Вместе с тем обратите внимание, что Закон разрешает проводить сокращенную процедуру в случае обоснованной неотложной необходимости в закупке продукции пищевой промышленности, лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Раньше такое разрешение также распространялось и на закупку продуктов питания, услуг по организации питания

Договор о закупке с победителем процедуры запроса ценовых предложений

Не ранее чем через 3 рабочих дня со дня обнародования на веб-портале уведомления об акцепте ценового предложения, но не позднее чем через 14 дней со дня определения победителя. Раньше такой срок не мог быть меньше 5 рабочих дней

Договор о закупке по результатам применения переговорной процедуры закупки

Не ранее чем через 10 дней со дня обнародования на веб-портале уведомления об акцепте предложения по результатам применения переговорной процедуры закупки. Раньше заказчик имел право заключить договор не ранее чем через 14 дней.
Не раньше чем через 5 дней 
— в случае применения переговорной процедуры закупки на основаниях*, определенных п. 3 ч. 2 ст. 39 Закона, а также в случае закупки нефти, нефтепродуктов сырых, электрической энергии, услуг по ее передаче и распределению, централизованной поставке тепловой энергии, услуг почтовой связи, почтовых марок и маркированных конвертов, телекоммуникационных услуг, в том числе по трансляции радио- и телесигналов, услуг по централизованному водоснабжению и водоотведению и услуг по перевозке железнодорожным транспортом общего пользования

* К таким основаниям отнесена неотложная необходимость в осуществлении закупки в связи с возникновением особых экономических или социальных обстоятельств, которые делают невозможным соблюдение заказчиками сроков для проведения процедур конкурсных торгов, а именно связанных с немедленной ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также предоставлением в установленном порядке Украиной гуманитарной помощи другим государствам.

 

Изменение существенных условий договора

Одна из наиболее популярных статей Закона ст. 40. В ней определены случаи внесения изменений в существенные условия договора о закупке. Она оставлена без изменений.

Так, существенные условия договора о закупке не могут изменяться после его подписания до выполнения обязательств сторонами в полном объеме, кроме следующих случаев:

1) уменьшение объемов закупки, в частности с учетом фактического объема расходов заказчика;

2) изменение цены за единицу товара не более чем на 10 % в случае колебания цены такого товара на рынке при условии, что указанное изменение не приведет к увеличению суммы, определенной в договоре;

3) улучшение качества предмета закупки при условии, что такое улучшение не приведет к увеличению суммы, определенной в договоре;

4) продление срока действия договора и выполнение обязательств по передаче товара, выполнению работ, предоставлению услуг в случае возникновения документально подтвержденных объективных обстоятельств, вызвавших такое продление, в том числе непреодолимой силы, задержки финансирования расходов заказчика при условии, что такие изменения не приведут к увеличению суммы, определенной в договоре;

5) согласованное изменение цены в сторону уменьшения (без изменения количества (объема) и качества товаров, работ и услуг);

6) изменение цены в связи с изменением ставок налогов и сборов пропорционально изменениям таких ставок;

7) изменение установленного согласно законодательству органами государственной статистики индекса инфляции, изменения курса иностранной валюты в случае установления в договоре о закупке порядка изменения цены в зависимости от изменения такого курса, изменения биржевых котировок, регулируемых цен (тарифов) и нормативов, применяемых в договоре о закупке;

8) изменения условий в связи с применением положений ч. 6 ст. 40 Закона. Эта норма предусматривает, что действие договора о закупке может продлеваться на срок, достаточный для проведения процедуры закупки в начале следующего года, в объеме, не превышающем 20 % суммы, определенной в договоре, заключенном в предыдущем году, если расходы на эту цель утверждены в установленном порядке.

Обратите внимание на то, что, как и раньше, ст. 40 Закона не предусмотрена возможность увеличения суммы, определенной в договоре о закупках.

Таким образом, поскольку основания для внесения изменений в существенные условия договора о закупке остались такими же, как и во время действия Закона № 2289, это означает, что стороны договора могут продолжать руководствоваться разъяснениями Минэкономразвития по этому вопросу.

 

Как заканчивать процедуры, начатые до 20.04.2014 г.

По общему правилу законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени. Так, согласно ст5 ГКУ акт гражданского законодательства не имеет обратного действия во времени, кроме случаев, когда он смягчает или отменяет гражданскую ответственность. При этом ст4 ГКУ уточняет, что актами гражданского законодательства, в частности, являются законы Украины.

В соответствии с п. 3 Заключительных положений Закона процедуры закупок товаров, работ и услуг, начатые до вступления в силу данного Закона, завершаются в соответствии с порядком, который был установлен Законом № 2289, но не позднее чем в трехмесячный срок.

Следовательно, те процедуры закупок товаров, работ и услуг, которые были начаты до вступления в силу данного Закона, нужно завершать в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу данного Закона. Другими словами, те процедуры закупок, которые были начаты до 20.04.2014 г., нужно завершить по прежним правилам в течение трех месяцев.

 

Нормативные документы

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.06.2010 г. № 2456-VI.

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон — Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII.

Закон № 2289 — Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI.

Закон № 4851 — Закон Украины «Об особенностях осуществления закупок в отдельных сферах хозяйственной деятельности» от 24.05.2012 г. № 4851-VI.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше