Темы статей
Выбрать темы

О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 1 марта 2014 г. № 65

Редакция ББ
Постановление от 23.04.2014 г. № 128

Кабинет Министров Украины

О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 1 марта 2014 г. № 65

Постановление от 23.04.2014 г. № 128

 

Кабинет Министров Украины постановляет:

Внести в постановление Кабинета Министров Украины от 1 марта 2014 г. № 65 «Об экономии

государственных средств и недопущении потерь бюджета» изменения (прилагаются).

 

Премьер-министр Украины А. Яценюк

 

 

Утверждены постановлением КМУ от 23.04.2014 г. № 128

Изменения, вносимые в постановление Кабинета Министров Украины от 1 марта 2014 г. № 65

 

1. В постановлении:

1) абзац второй подпункта 1 пункта 11 после слов «оплату коммунальных услуг и энергоносителей;» дополнить словами «обеспечение работы специализированных санитарных автомобилей экстренной медицинской помощи (обеспечение горюче-смазочными материалами, запасными частями, услугами связи);», а после слов «учреждений и начисления на заработную плату» — словами «, оплату коммунальных услуг и энергоносителей»;

2) пункт 13 дополнить подпунктом 3 следующего содержания:

«3) Конституционному Суду Украины, Верховному Суду Украины, высшим специализированным судам, Государственной судебной администрации — утвердить мероприятия по экономному и рациональному использованию бюджетных средств с учетом положений Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» и процессуального законодательства.».

2. В приложении к постановлению:

1) пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:

«1**. Прекращение приобретения автотранспортных средств (кроме специализированных санитарных автомобилей экстренной медицинской помощи, пожарных и специальных аварийно-спасательных машин), мебели, мобильных телефонов, ноутбуков, бытовой техники и проведение ремонта помещений (кроме помещений, находящихся в аварийном состоянии, помещений учебных, оздоровительных, санаторно-курортных заведений и реабилитационных учреждений, ремонт которых осуществляется за счет средств специального фонда с целью соблюдения требований санитарных норм и норм пожарной безопасности для обеспечения учебно-воспитательного процесса, оздоровления детей, санаторно-курортного лечения ветеранов войны, инвалидов и реабилитации детей-инвалидов).

2. Прекращение приобретения форменной одежды (кроме форменной одежды для военнослужащих, военнообязанных, резервистов, лиц рядового и начальствующего состава, которые согласно закону обязаны исполнять обязанности военной службы и службы в сфере гражданской защиты, по организации специальной связи и защите информации, осуществлению правоохранительной и охранной деятельности в форменной одежде, государственных исполнителей, кадетов и курсантов учебных заведений).»;

2) пункт 4 после слов «мобильной связи» дополнить словами «(кроме организации линий связи во время внестудийных трансляций событий государственными телерадиокомпаниями; осуществления Вооруженными Силами, другими воинскими формированиями и правоохранительными органами, Администрацией Госспецсвязи, Государственной специальной службой транспорта, органами и подразделениями службы гражданской защиты мобильной связи для осуществления служебной деятельности и осуществления мероприятий по обороноспособности государства)»;

3) в пункте 5:

первое предложение после слов «Кабинета Министров Украины» дополнить словами «(кроме автотранспортных средств, которые согласно учебным планам используются в учебном процессе для подготовки, переподготовки, повышения квалификации учащихся, студентов и обучающихся лиц для выездов журналистов на места происшествий с целью сбора информации)»;

второе предложение изложить в следующей редакции: «Недопущение привлечения легковых автомобилей для транспортного обслуживания должностных лиц свыше количества автомобилей, определенного Кабинетом Министров Украины.»;

4) пункт 12 после слова «работников» дополнить словами «(кроме врачей, специалистов с базовым и неполным высшим медицинским образованием и профессионалов с высшим немедицинским образованием и научных работников, допущенных к медицинской деятельности, воспитателям, помощникам воспитателей, учителей, мастеров производственного обучения, преподавателей профессионально-технических и высших учебных заведений)»;

5) пункты 13 и 15 изложить в следующей редакции:

«13. Ограничение максимального размера месячной заработной оплаты (денежного обеспечения) руководящих работников органов государственной власти и других государственных органов, созданных органами государственной власти и органами местного самоуправления предприятий, учреждений и организаций 15 размерами минимальной заработной платы (выплата пособия по временной нетрудоспособности, помощи для оздоровления, материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов и оплата времени ежегодного отпуска не учитываются в указанном максимальном размере).»;

«15. Осуществление заполнения вакантных должностей при условии обеспечения в полном объеме в пределах утвержденного фонда оплаты труда всех обязательных выплат по заработной плате работникам.»;

6) сноску «*» после слов «принимающей стороны» дополнить словами «, или за счет средств специального фонда сметы бюджетных учреждений, полученных на указанную цель как гранты, международная техническая помощь, благотворительные взносы»;

7) дополнить приложение сноской «**» следующего содержания:

«**Кроме случаев, когда для Вооруженных Сил, других воинских формирований и правоохранительных органов, Администрации Госспецсвязи, Государственной специальной службы транспорта, органов и подразделений службы гражданской защиты приобретение транспортных средств специального и специализированного назначения, проведение ремонта, связанного с передислокацией и отселением из Автономной Республики Крым и г. Севастополя в другие регионы Украины, осуществляются в связи с проведением мероприятий по мобилизации, а также случаев приобретения за счет средств специального фонда государственного бюджета, полученных на указанную цель как гранты, международная техническая помощь, благотворительные взносы.».

Комментарий редакции

 

Кабмин решил: экономия не должна быть слишком жесткой

Совсем недавно Кабмин утвердил постановление «Об экономии государственных средств и недопущении потерь бюджета» от 01.03.2014 г. № 65 (далее — постановление № 65 // «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 11). Этим постановлением утверждены Меры по экономному и рациональному использованию государственных средств, предусмотренных для содержания органов государственной власти и других государственных органов, созданных органами государственной власти предприятий, учреждений и организаций, использующих средства государственного бюджета (далее — Меры). Однако некоторые из пунктов этих Мер оказались слишком строгими. Поэтому Кабмин комментируемым постановлением решил немного ослабить их требования. Рассмотрим подробно внесенные изменения.

Появились новые условия для приобретения автомобилей и ремонта помещений

В новой редакции изложен п. 1 Мер. Прежде всего отметим, что, как и раньше, действует запрет на приобретение автотранспортных средств (кроме специализированных санитарных автомобилей экстренной медицинской помощи, пожарных и специальных аварийно-спасательных машин), мебели, мобильных телефонов, ноутбуков и бытовой техники.

Вместе с тем уменьшены ограничения, касающиеся проведения ремонта помещений. Так, постановление № 65 позволяло бюджетным учреждениям производить ремонт только тех помещений, которые находятся в аварийном состоянии. Теперь же благодаря изменениям, внесенным комментируемым постановлением, Кабмин разрешил производить ремонт помещений:

учебных заведений;

оздоровительных заведений;

санаторно-курортных заведений;

реабилитационных учреждений.

Внимание! Расходы на ремонт указанных помещений разрешено осуществлять при условии, если такой ремонт производится:

1) за счет средств специального фонда;

2) с целью соблюдения требований санитарных норм и норм пожарной безопасности;

3) для обеспечения учебно-воспитательного процесса, оздоровления детей, санаторно-курортного лечения ветеранов войны, инвалидов и реабилитации детей-инвалидов.

Если хотя бы одно из указанных условий не выполняется (например, расходы осуществляются за счет общего фонда), производить ремонт помещений учреждение не имеет права.

Еще одно новое уточнение появилось в п. 1 Мер (оно обозначено как сноска «**»). Так, ограничение на осуществление расходов, указанных в п. 1 Мер, не распространяется на:

приобретение транспортных средств специального и специализированного назначения для Вооруженных Сил, других воинских формирований и правоохранительных органов, Администрации Госспецсвязи, Государственной специальной службы транспорта, органов и подразделений службы гражданской защиты;

проведение ремонта, связанного с передислокацией и отселением из АР Крым и г. Севастополя в другие регионы Украины;

— осуществление этих расходов в связи с проведением мероприятий по мобилизации;

приобретение за счет средств специального фонда государственного бюджета, полученных на указанную цель как гранты, международная техническая помощь, благотворительные взносы.

 

Для кого разрешили приобретать форменную одежду

Изложен в новой редакции п. 2 Мер, в котором предусмотрен запрет на приобретение форменной одежды.

Так, комментируемым постановлением Кабмин разрешил приобретать форменную одежду для:

— военнослужащих, военнообязанных, резервистов, лиц рядового и начальствующего состава, которые согласно закону обязаны исполнять обязанности военной службы и службы в сфере гражданской защиты, по организации специальной связи и защите информации, осуществлению правоохранительной и охранной деятельности в форменной одежде;

— государственных исполнителей;

— кадетов и курсантов учебных заведений.

 

Мобильной связью можно пользоваться, но в отдельных случаях

Внесены изменения в п. 4 Мер. Именно в этом пункте Кабмин запретил осуществлять расходы на оплату услуг мобильной связи.

Комментируемым постановлением Кабмин разрешил осуществлять такие расходы для:

организации линий связи во время внестудийных трансляций событий государственными телерадиокомпаниями;

— осуществления Вооруженными Силами, другими воинскими формированиями и правоохранительными органами, Администрацией Госспецсвязи, Государственной специальной службой транспорта, органами и подразделениями службы гражданской защиты мобильной связи для осуществления служебной деятельности и осуществления мероприятий по обороноспособности государства.

 

Кому можно использовать больше 1 легкового автомобиля

Внесены изменения в п. 5 Мер. Напомним, что согласно требованиям этого пункта органам государственной власти и другим государственным органам, созданным органами государственной власти предприятиям, учреждениям и организациям, использующим средства государственного бюджета, разрешено использовать для обслуживания не больше 1 легкового автомобиля, если иное не предусмотрено законом или актом Кабинета Министров Украины.

Благодаря изменениям, внесенным комментируемым постановлением, указанное ограничение не касается:

автотранспортных средств, которые согласно учебным планам используются в учебном процессе для подготовки, переподготовки, повышения квалификации учащихся, студентов и обучающихся лиц;

автотранспортных средств, используемых для выездов журналистов к местам происшествий с целью сбора информации.

Кроме того, в новой редакции изложено второе предложение п. 5 Мер. Вот как оно выглядит сейчас: «Недопущение привлечения легковых автомобилей для транспортного обслуживания должностных лиц сверх количества автомобилей, определенного Кабинетом Министров Украины».

Считаем, что внесение изменений во второе предложение п. 5 Мер является полностью целесообразным, поскольку предыдущая редакция этого предложения требовала дополнительного толкования. Напомним, что до внесенных изменений это предложение выглядело так: «Недопущение транспортного обслуживания должностных лиц по вызову». В связи с тем, что действующие нормативно-правовые акты не содержат такого понятия, как транспортное обслуживание должностных лиц по вызову, было непонятно, как выполнять такое ограничение.

Добавим, что практически сразу после принятия постановления № 65 Кабмин сократил количество автомобилей центральных и местных органов исполнительной власти. Об этом свидетельствуют изменения, внесенные постановлением КМУ от 01.03.2014 г. № 79 в постановление КМУ «Об установлении лимита легковых автомобилей, обслуживающих органы исполнительной власти» от 26.12.2011 г. № 1399.

Таким образом, теперь согласно требованиям второго предложения п. 5 Мер центральные и местные органы исполнительной власти не могут использовать для своего обслуживания легковые автомобили в количестве большем, чем определено в указанном постановлении.

 

Первоочередных платежей прибавилось

Кабмин несколько откорректировал обязательства, возложенные на Госказначейскую службу, определенные в п. 11 постановления № 65.

Так, в первоочередном порядке в полном объеме Госказначейская служба, кроме ранее определенных расходов, должна осуществлять платежи:

— по расходам общего фонда государственного бюджета — для обеспечения работы специализированных санитарных автомобилей экстренной медицинской помощи (обеспечение горюче-смазочными материалами, запасными частями, услугами связи);

— по расходам специального фонда государственного бюджета — оплату коммунальных услуг и энергоносителей.

Суды должны разработать меры по экономии бюджетных средств

Благодаря изменениям, внесенным комментируемым постановлением, определенные указания даны Конституционному Суду Украины, Верховному Суду Украины, высшим специализированным судам, Государственной судебной администрации. А именно: органам судебной власти необходимо утвердить меры по экономному и рациональному использованию бюджетных средств с учетом положений Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 07.07.2010 г. № 2453-VI и процессуального законодательства.

 

Доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника: установить можно, но не всем

Наиболее противоречивым из всех «экономных предложений» был и, в принципе, остается п. 12 Мер. Вы помните, что в нем речь идет о приостановлении выплаты доплат за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников.

Такое требование идет вразрез с положениями КЗоТ и Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР, а также приводит к социальному напряжению среди работников.

Поэтому первыми забили тревогу профсоюзы работников образования и здравоохранения. Подключились к ним и соответствующие министерства (см. письма Минобразования от 17.04.2014 г. № 1/12-2303 и Минздрава от 08.04.2014 г. № 10.03-68). Они требовали если не убрать злополучную норму, то хотя бы сделать исключения для медиков и педагогов.

Их аргументы возымели действие. Комментируемым постановлением норма п. 12 Мер подкорректирована. Теперь установить доплату за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников можно:

— врачам;

— специалистам с базовым и неполным высшим медицинским образованием;

— профессионалам с высшим немедицинским образованием, допущенным к медицинской деятельности;

— научным работникам, допущенным к медицинской деятельности;

— воспитателям, помощникам воспитателей;

— учителям;

 — мастерам производственного обучения, преподавателям профессионально-технических и высших учебных заведений.

Для других категорий работников (например, госслужащих) п. 12 Мер продолжает действовать. Значит, как и прежде, претендовать на доплату за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника они не могут. Мы такую «избирательность» приветствовать не можем, ведь госслужащие, как и другие категории работников, имеют право на то, чтобы их дополнительный труд был оплачен.

Заметим, что аналогичные требования Проф­союза работников государственных учреждений относительно исключения п. 12 Мер действия не возымели. Так, по мнению Минфина, изложенному в письме от 05.05.2014 г. № 31-07240-09-27/10518, на сегодня доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника не имеет широкого применения в органах государственной власти. Раз так, то непонятно, какие средства пытались сэкономить законодатели, запретив устанавливать соответствующие доплаты.

При этом Минфин считает, что если есть острая необходимость возложения на работника госоргана обязанностей временно отсутствующего работника, что сопровождается значительной нагрузкой, руководитель учреждения может в пределах фонда оплаты труда компенсировать такому работнику дополнительную нагрузку путем:

— установления ему надбавки за высокие достижения в труде или выполнение особо важной работы в повышенном размере;

— увеличения размеров его премирования.

 

Вакантные должности теперь заполняют все, но при одном условии

Комментируемым постановлением полностью переписан п. 15 Мер — самый необдуманный и оказавшийся нереализуемым на практике. Он требовал прекратить заполнение вакантных должностей (за исключением единичных должностей).

То, что эта норма долго не продержится, было понятно сразу, ведь она фактически ставит под сомнение нормальное функционирование всех госучреждений. Надо было лишь запастись терпением и подождать, пока это поймут и законодатели.

Но соответствующее решение им далось не сразу. Сначала разрешено было заполнять только вакантные должности в органах внутренних дел, Национальной гвардии, Госпогранслужбы, научно-педагогических работников высших учебных заведений III и IV уровней аккредитации (см. постановление КМУ от 23.03.2014 г. № 99).

Теперь же «индульгенция» действует в отношении всех должностей. При этом главное — соблюсти условие: обеспечить в полном объеме в пределах утвержденного фонда оплаты труда выплату всех обязательных выплат по зарплате работникам.

По большому счету п. 15 Мер можно было бы исключить вовсе. Ведь и ранее при нехватке средств на обязательные выплаты работникам заполнить вакантную должность было невозможно.

 

Ограничение размера месячной зарплаты руководителей: перечень расширен

Как и прежде, п. 13 Мер ограничивает размер месячной зарплаты руководящих работников органов государственной власти и других госорганов, образованных органами госвласти предприятий, учреждений и организаций, 15-ю минимальными зарплатами.

Но теперь к ним присоединились также руководящие работники предприятий, учреждений и организаций, образованных органами местного самоуправления.

Обратите внимание: в указанном максимальном размере не учитывают пособие по временной нетрудоспособности, помощь для оздоровления, материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов и оплату времени ежегодного отпуска.

 

В загранкомандировку можно поехать за счет грантов и благотворительных взносов

Напомним: пп. 22 — 24 Мер установлены ограничения относительно осуществления загранкомандировок работниками госучреждений, в том числе и полный их запрет для обычных госслужащих и военнослужащих. При этом разрешается осуществлять такие командировки за счет принимающей стороны.

Теперь в загранкомандировку можно будет отправиться также за счет средств спецфонда, полученных на указанные цели как гранты, международная техническая помощь, благотворительные взносы (обновленная сноска «*» к Мерам).

Комментируемое постановление вступило в силу 07.05.2014 г.

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик

Ольга ВИТКОВСКАЯ, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше