Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Порядка бухгалтерского учета отдельных активов и обязательств бюджетных учреждений и внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету бюджетных учреждений

Редакция ББ
Приказ от 02.04.2014 г. № 372

Министерство финансов Украины

Об утверждении Порядка бухгалтерского учета отдельных активов и обязательств бюджетных учреждений и внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету бюджетных учреждений

Приказ от 02.04.2014 г. № 372

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 16.04.2014 г. под № 426/25203

 

В соответствии со статьей 56 Бюджетного кодекса Украины, Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», Положением о Министерстве финансов Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 08 апреля 2011 года № 446, приказываю:

1. Утвердить Порядок бухгалтерского учета отдельных активов и обязательств бюджетных учреждений (прилагается).

2. Утвердить Изменения к приложению 2 к Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденному приказом Министерства финансов Украины от 26 июня 2013 года № 611, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 18 июля 2013 года под № 1214/23746 (прилагаются).

3. В пункте 11 раздела V Положения по бухгалтерскому учету запасов бюджетных учреждений, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 14 ноября 2013 года № 947, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 05 декабря 2013 года под № 2063/24595, слово «осуществляется» заменить словами «может осуществляться».

4. Признать утратившими силу приказы Государственного казначейства Украины:

от 08 мая 2001 года № 73 «Об утверждении Порядка списания кредиторской задолженности бюджетных учреждений, срок исковой давности которой истек», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 29 мая 2001 года под № 458/5649 (с изменениями);

от 24 июля 2001 года № 126 «Об утверждении Порядка отражения в учете операций в иностранной валюте», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 06 августа 2001 года под № 670/5861 (с изменениями);

от 26 декабря 2003 года № 242 «Об утверждении Инструкции по учету средств, расчетов и других активов бюджетных учреждений», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 23 января 2004 года под № 106/8705 (с изменениями).

5. Департаменту налоговой, таможенной политики и методологии бухгалтерского учета (Чмерук Н. А.) в установленном порядке обеспечить подачу настоящего приказа на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины.

6. Управлению коммуникаций (Пресс-служба) (Капко М. А.) в десятидневный срок со дня государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Украины обеспечить его обнародование на официальном веб-сайте Министерства финансов Украины в сети Интернет.

7. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

8. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Мярковского А. И.

 

Министр А. Шлапак

 

 

Утвержден приказом Министерства финансов Украины от 02.04.2014 г. № 372

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 16.04.2014 г. под № 426/25203

Порядок бухгалтерского учета отдельных активов и обязательств бюджетных учреждений

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации об операциях с денежными средствами, расчетами в национальной и иностранной валютах с дебиторами и кредиторами бюджетных учреждений. Нормы настоящего Порядка применяются бюджетными учреждениями (далее — учреждение).

1.2. Термины, приведенные в настоящем Порядке, имеют следующие значения:

безнадежная дебиторская задолженность — текущая дебиторская задолженность, по которой существует уверенность в ее невозврате должником, или дебиторская задолженность, срок исковой давности которой истек;

валюта отчетности — денежная единица Украины;

валютный курс — установленный Национальным банком Украины курс денежной единицы Украины к денежной единице другой страны;

дебиторы — юридические и физические лица, которые в результате прошлых событий задолжали учреждению определенные суммы денежных средств, их эквивалентов или других активов;

дебиторская задолженность — сумма задолженности дебиторов учреждению на определенную дату;

дебиторская задолженность, срок исковой давности которой истек, — дебиторская задолженность, учитываемая после окончания срока исковой давности;

депозитные счета — счета, открывающиеся в органах Государственной казначейской службы Украины (далее — органы Казначейства) и/или в учреждениях банков для учета депозитных сумм, которые с наступлением соответствующих условий подлежат возврату или перечислению по назначению;

иностранная валюта — валюта иная, нежели валюта отчетности;

кассовые расходы и предоставление кредитов — все суммы средств, перечисленных органом Казначейства или учреждением банка c регистрационных, специальных регистрационных, текущих счетов как наличными, так и путем безналичной оплаты счетов, по всем операциям;

средства в пути — средства, которые перечислены в последние дни месяца на регистрационные, специальные регистрационные, текущие счета учреждения, но будут зачислены на эти счета в следующем месяце;

кредиторская задолженность, срок исковой давности которой истек, — просроченная кредиторская задолженность, по которой кредитор утратил право обратиться в суд с требованием о защите своего гражданского права или интереса;

курсовая разница — разница между оценками одинакового количества единиц иностранной валюты при разных валютных курсах;

монетарные статьи — статьи баланса о денежных средствах, а также активах и обязательствах, которые будут получены или уплачены в фиксированной (определенной) сумме денег или их эквивалентов;

немонетарные статьи — иные, нежели монетарные, статьи баланса;

операция в иностранной валюте — хозяйственная операция, стоимость которой определена в иностранной валюте или которая нуждается в расчетах в иностранной валюте;

подотчетное лицо — работник учреждения, получивший под отчет средства для будущих расходов;

подотчетная сумма — средства, выданные работнику учреждения на расходы, связанные со служебными командировками, и/или на административно-хозяйственные расходы;

предварительная оплата (аванс) — оплата товаров (работ, услуг), которые будут поставлены (выполнены, предоставлены) учреждению после получения платежа, если осуществление предварительной оплаты (аванса) предусмотрено бюджетным законодательством;

просроченная дебиторская задолженность — дебиторская задолженность, возникающая на 30-й день после окончания срока обязательного платежа согласно заключенным договорам или если дата платежа не определена после выписки счета на оплату;

просроченная кредиторская задолженность — сумма кредиторской задолженности, возникающая на 30-й день после окончания срока обязательного платежа согласно заключенным договорам или если дата платежа не определена после получения подтверждающих документов за полученные товары, выполненные работы, предоставленные услуги;

средневзвешенный валютный курс — результат деления суммы произведений величин курсов Национального банка Украины и количества дней их действия в отчетном месяце (квартале, году) на количество календарных дней в этом месяце (квартале, году).

 

II. Бухгалтерский учет денежных средств

2.1. Активы учреждения в форме денежных средств включают наличные в кассе, денежные средства на счетах в банках, денежные средства на счетах в органах Казначейства, другие средства, краткосрочные векселя полученные.

2.2. Оформление и ведение кассовых операций в учреждении, прием наличности и расчет лимита кассы осуществляются в соответствии с законодательством.

Кассовые операции оформляются соответствующими документами, формы которых утверждены в установленном законодательством порядке.

2.3. Средства, фактически поступившие на имя учреждения, зачисляются на лицевые, регистрационные, специальные регистрационные счета, другие счета, открытые в органах Казначейства, или текущие счета, открытые в учреждениях банков, и используются в установленном законодательством порядке.

Аналитический учет наличия и движения средств на лицевых, регистрационных, специальных регистрационных и других счетах учреждения, открытых в органах Казначейства, и текущих счетах, открытых в учреждениях банков, ведется по их видам и в разрезе бюджетов, кодов бюджетной классификации доходов, расходов и кредитования бюджета.

Аналитический учет операций по суммам, полученным от предприятий, организаций, физических лиц и от других учреждений для выполнения целевых мероприятий, в том числе мероприятий по отчуждению для общественных нужд земельных участков и размещенных на них других объектов недвижимого имущества, находящихся в частной собственности физических или юридических лиц, ведется дополнительно в разрезе предоставителей.

2.4. Суммы средств, поступающие в текущем бюджетном периоде на регистрационные, специальные регистрационные счета, открытые в органах Казначейства, или текущие счета, открытые в учреждениях банков (кроме собственных поступлений), как возврат дебиторской задолженности, возникшей в предыдущих бюджетных периодах, перечисляются в доходы общего фонда соответствующего бюджета.

На суммы средств, поступающие в текущем бюджетном периоде на специальные регистрационные счета, открытые в органах Казначейства, или текущие счета, открытые в учреждениях банков, как возврат дебиторской задолженности, возникшей в предыдущих бюджетных периодах, за счет собственных поступлений бюджетных учреждений корректируется результат выполнения сметы с одновременным увеличением доходов текущего периода.

2.5. В соответствующих учетных регистрах ведется учет кассовых расходов и кредитование в установленном законодательством порядке.

Остатки средств на счете в бухгалтерском учете должны соответствовать остаткам средств по выписке органа Казначейства и/или учреждения банка c соответствующего регистрационного, специального регистрационного, лицевого, текущего счета, открытого на имя учреждения.

2.6. К прочим средствам учреждения относятся денежные документы (в национальной и иностранной валютах), находящиеся в кассе учреждения (почтовые марки, оплаченные проездные документы, путевки в санатории, пансионаты, дома отдыха, средства, содержащиеся в аккредитивах, в чековых книжках, оплаченных талонах на бензин, мазут, питание и в других денежных документах и т. п.), и средства в пути.

Если учреждениями применяются смарт-карты при получении топлива, горючего и смазочных материалов, отражение в учете приобретения топлива, горючего и смазочных материалов осуществляется в порядке отражения операций по приобретению этих материалов по талонам. Стоимость самой смарт-карты учитывается в порядке, определенном для малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

Аналитический учет операций с прочими средствами ведется по каждому денежному документу и каждой сумме в пути в разрезе видов средств и кодов бюджетной классификации. Записи проводятся по мере осуществления операций, но не позднее следующего дня.

2.7. Порядок осуществления операций с векселями регламентируется законодательством.

Аналитический учет краткосрочных векселей ведется в приходно-расходной книге произвольной формы по каждому полученному векселю. Книга должна быть пронумерована, прошнурована, заверена подписями руководителя и главного бухгалтера (специалиста, на которого возложено выполнение обязанностей бухгалтерской службы) и скреплена печатью учреждения.

 

III. Бухгалтерский учет дебиторской задолженности

3.1. Активы учреждения в форме дебиторской задолженности включают расчеты с покупателями, заказчиками и разными дебиторами (расчеты в порядке плановых платежей, с подотчетными лицами, с возмещением нанесенных убытков, с другими дебиторами и государственными целевыми фондами).

3.2. Дебиторская задолженность признается активом, если существует вероятность получения учреждением будущих экономических выгод или достижения поставленной цели и/или удовлетворения нужд учреждения и может быть достоверно определена ее сумма.

3.3. Бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами ведется по кодам бюджетной классификации и в разрезе подотчетных лиц выданными из кассы учреждения (зачисленными на карточный счет) суммами, по которым оплату расходов в безналичной форме невозможно или нецелесообразно проводить.

Подотчетные суммы имеют целевое назначение и должны расходоваться на цели, на которые они выданы, согласно кодам бюджетной классификации. В случае наличия у подотчетных лиц остатка непогашенной задолженности по предыдущим суммам выдача новых сумм под отчет не осуществляется.

3.4. Аналитический учет расчетов по возмещению нанесенных убытков ведется по каждому виновному лицу с указанием фамилии, имени и отчества, занимаемой должности, даты возникновения недостачи и ее суммы.

3.5. Дебиторская задолженность, срок исковой давности которой истек и которая является безнадежной к взысканию, списывается по результатам инвентаризации расчетов на основании решения руководителя учреждения с отражением изменения результатов выполнения сметы.

Безнадежная дебиторская задолженность учитывается на соответствующем забалансовом счете в течение трех лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменений имущественного положения неплатежеспособных дебиторов.

Сумма возмещения ранее списанной безнадежной дебиторской задолженности отражается в бухгалтерском учете учреждения в соответствии с требованиями пункта 2.4 раздела II настоящего Порядка.

3.6. Аналитический учет задолженности по кредитам (финансовой помощи на возвратной основе), выданным из бюджета, ведется в разрезе бюджетов, кодов бюджетной классификации, заемщиков.

3.7. Расчеты с другими дебиторами отражаются развернуто: дебетовое сальдо — в составе оборотных активов, а кредитовое — в составе обязательств.

 

IV. Бухгалтерский учет операций в иностранной валюте

4.1. Операции в иностранной валюте при первоначальном признании отражаются в валюте отчетности путем пересчета суммы в иностранной валюте с применением валютного курса на дату осуществления операции (дата признания актива, обязательства, собственного капитала, доходов и расходов).

4.2. Сумма предварительной оплаты (аванса) в иностранной валюте, предоставленная другим лицам по расчетам по приобретению немонетарных активов (необоротных активов, запасов и т. п.), получению работ и услуг, при включении в стоимость этих активов (работ, услуг) пересчитывается в валюту отчетности с применением валютного курса на дату ее получения.

Сумма предварительной оплаты (аванса) в иностранной валюте, полученная от других лиц по расчетам по предоставлению услуг (выполненных работ), поставке немонетарных активов, при включении в состав дохода отчетного периода пересчитывается в валюту отчетности с применением валютного курса на дату получения предварительной оплаты (аванса) и на отчетную дату.

Фактические расходы командированного работника в иностранной валюте, которые определяются согласно утвержденному отчету об использовании средств, но не более суммы аванса, перечисляются в валюту отчетности по валютному курсу на дату получения аванса.

Если фактические расходы работника в иностранной валюте в утвержденном отчете об использовании средств больше полученного аванса, такое превышение подлежит пересчету в валюту отчетности по валютному курсу на дату утверждения отчета об использовании средств.

4.3. Покупка иностранной валюты учреждениями осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Приобретенная иностранная валюта зачисляется на текущий валютный счет, открытый в учреждении уполномоченного банка на имя учреждения.

При изменении валютного курса на остаток средств на валютном счете начисляется курсовая разница.

Курсовая разница по монетарным статьям в иностранной валюте определяется на дату осуществления операции и на отчетную дату.

Отражение проведенных операций оформляется соответствующими документами, формы которых утверждены в установленном законодательством порядке.

4.4. В финансовой отчетности, составляемой в валюте отчетности:

монетарные статьи в иностранной валюте отражаются с использованием валютного курса на отчетную дату;

немонетарные статьи, связанные с операциями в иностранной валюте и отражаемые по первоначальной стоимости, в валюту отчетности пересчитываются по валютному курсу на дату осуществления операции;

немонетарные статьи, связанные с операциями в иностранной валюте и отражаемые по справедливой стоимости (полученные бесплатно), в валюту отчетности пересчитываются по валютному курсу на дату определения этой справедливой стоимости.

4.5. Учреждения, имеющие подведомственные учреждения, расположенные за пределами Украины, составляют финансовую отчетность с учетом следующих требований к пересчету статей финансовой отчетности из иностранной валюты в валюту отчетности:

все статьи отчетности (кроме статей доходов и расходов) учреждения, расположенного за пределами Украины, пересчитываются в валюту отчетности по валютному курсу на отчетную дату;

статьи доходов и расходов учреждения, расположенного за пределами Украины, пересчитываются в валюту отчетности по средневзвешенному валютному курсу.

4.6. Операции в иностранной валюте отражаются в регистрах бухгалтерского учета в валюте отчетности путем пересчета суммы иностранной валюты по валютному курсу с одновременным отражением операций в иностранной валюте.

4.7. При проведении операций в иностранной валюте учреждения составляют справку об операциях в иностранной валюте по форме, приведенной в приложении к настоящему Порядку, которая подается в бумажном виде и электронном виде в орган Казначейства в течение трех рабочих дней месяца, следующего за отчетным, по каждому виду (коду) иностранной валюты отдельно.

 

V. Бухгалтерский учет обязательств

5.1. Обязательства делятся на долгосрочные (долгосрочные займы и долгосрочные векселя выданные и другие долгосрочные финансовые обязательства) и текущие (краткосрочные займы, текущая задолженность по долгосрочным обязательствам, краткосрочные векселя выданные, расчеты за выполненные работы, расчеты по налогам и сборам, расчеты по страхованию, расчеты по оплате труда, расчеты по другим операциям с кредиторами, внутренние расчеты).

5.2. Обязательство признается, если его оценка может быть достоверно определена и существует вероятность уменьшения экономических выгод в будущем в результате его погашения.

Обязательства учреждения, погашение которых ожидается в течение двенадцати месяцев с даты баланса, признаются текущими.

Обязательства учреждения, погашение которых ожидается в период, превышающий двенадцать месяцев, признаются долгосрочными.

5.3. Обязательства по договорам, заключенным учреждением с юридическими и физическими лицами, отражаются в соответствующих регистрах бухгалтерского учета.

5.4. Кредиторская задолженность, срок исковой давности которой истек, по общему и специальному фондам соответствующего бюджета (кроме собственных поступлений бюджетных учреждений) списывается учреждениями ежеквартально.

Комиссия, назначенная распорядительным документом руководителя учреждения, проводит инвентаризацию расчетов с целью определения кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек.

Состав комиссии определяется в соответствии с законодательством.

Инвентаризацию расчетов с целью определения кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек, может проводить как отдельно созданная комиссия, так и инвентаризационная комиссия при проведении инвентаризации в соответствии с законодательством.

5.5. Составленный инвентаризационной комиссией акт инвентаризации кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек и которая планируется к списанию, утверждается руководителем учреждения.

Главные распорядители средств, центральные органы исполнительной власти отражают в бухгалтерском учете списание кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек, на основании распорядительного документа руководителя учреждения.

Нижестоящие распорядители средств передают по ведомственной подчиненности утвержденный акт вышестоящему учреждению для принятия решения о целесообразности списания.

Для учреждений, имеющих двойную подчиненность, такое решение принимает вышестоящее учреждение, утверждающее смету.

5.6. Вышестоящее учреждение рассматривает поданные акты и в случае принятия соответствующего решения издает распорядительный документ о списании с учета подведомственного учреждения кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек, по общему и специальному фондам соответствующего бюджета (кроме собственных поступлений бюджетных учреждений).

5.7. Нижестоящие распорядители отражают в бухгалтерском учете списание кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек, на основании распорядительного документа вышестоящего руководителя учреждения.

5.8. Учреждения осуществляют списание кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек, по собственным поступлениям бюджетных учреждений ежеквартально в порядке, предусмотренном настоящим разделом, но решение о списании принимается руководителем такого учреждения самостоятельно. Списание проводится на основании распорядительного документа руководителя учреждения.

Информация о списании с учета кредиторской задолженности по собственным поступлениям бюджетных учреждений, срок исковой давности которой истек, доводится до сведения вышестоящего учреждения.

5.9. Суммы кредиторской задолженности по депонированной заработной плате, стипендиям, пенсиям, пособиям и другим выплатам населению, которые не получены в установленный срок и срок исковой давности которых истек, подлежат списанию с бухгалтерского учета в общем порядке.

В случае списания с бухгалтерского учета кредиторской задолженности по депонированной заработной плате, стипендиям, пенсиям, пособиям и другим выплатам населению, срок исковой давности которой истек, средства, учитываемые на депозитном счете в органах Казначейства, перечисляются учреждением в соответствующий бюджет согласно законодательству.

5.10. Расчеты за выполненные работы, расчеты по налогам и сборам, расчеты по страхованию, расчеты по оплате труда, расчеты по другим операциям с кредиторами и внутренние расчеты отражаются развернуто: кредитовое сальдо — в составе обязательств, а дебетовое — в составе оборотных активов.

 

Директор Департамента налоговой,
 таможенной политики и методологии бухгалтерского учета
 Н. Чмерук

Додаток
до Порядку бухгалтерського обліку окремих активів
 та зобов’язань бюджетних установ
(пункт 4.7)

Довідка

про операції в іноземній валюті

_______________________________________1

за ____________ 20__ року
(місяць)        

Дані розпорядника бюджетних коштів

Код за ЄДРПОУ клієнта (розпорядника бюджетних коштів)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Клієнт (найменування розпорядника бюджетних коштів)

 

ОДКСУ

Код

 

 

 

 

 

Назва

Бюджет

Код

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Назва

КВК

Код

 

 

 

 

Назва

Код розпорядника (одержувача) бюджетних коштів відповідно до Єдиного реєстру розпорядників бюджетних коштів та одержувачів бюджетних коштів

 

 

 

 

 

Рівень розпорядника бюджетних коштів

 

КПКВК/КТКВМБ

Код

 

 

 

 

 

 

 

 

Назва

Фонд1

Код

 

 

 

Назва

 

Іноземна валюта

Код

 

 

 

(цифрами)                      

 

 

_________________________________________
(словами)

 

Показники

Код класифікації

Код рядка

Залишок на початок місяця2

Перераховано залишок за місяць5

Отримано
залишок
за місяць
6

Надійшло коштів
за місяць
3

Касові видатки за місяць4

Курсова різниця, грн., коп.7

Залишок на кінець
місяця
2

іноземна валюта

грн., коп.

іноземна валюта

грн., коп.

іноземна валюта

грн., коп.

іноземна валюта

грн., коп.

іноземна валюта

грн., коп.

іноземна валюта

грн., коп.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Залишок2

Х

010

 

 

 

 

 

 

Х

Х

Х

Х

Х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надходження коштів3 — усього

Х

020

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у тому числі:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видатки та надання кредитів4 — усього

Х

150

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у тому числі:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поточні видатки

2000

160

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у тому числі:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Капітальні видатки

3000

500

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у тому числі:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внутрішнє кредитування

4100

700

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у тому числі:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зовнішнє кредитування

4200

750

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у тому числі:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Заповнюється за надходженням і використанням коштів за загальним фондом (код 00), отриманих як плата за послуги (код 02), за іншими джерелами власних надходжень (код 03), іншими надходженнями спеціального фонду (код 01), іншими надходженнями спеціального фонду (позики міжнародних фінансових організацій) (код 01).

2 Заповнюється за залишками бюджетних асигнувань на початок та кінець місяця за загальним фондом, іншими надходженнями спеціального фонду, іншими надходженнями спеціального фонду (позики міжнародних фінансових організацій) у розрізі кодів економічної класифікації видатків бюджету та класифікації кредитування бюджету, затвердженої наказом Міністерства фінансів України від 14 січня 2011 року № 11.

3 Заповнюється за власними надходженнями бюджетних установ у розрізі кодів класифікації доходів бюджету. За надходженнями бюджетних асигнувань за загальним фондом, іншими надходженнями спеціального фонду, іншими надходженнями спеціального фонду (позики міжнародних фінансових організацій) — у розрізі кодів економічної класифікації видатків бюджету та класифікації кредитування бюджету, затвердженої наказом Міністерства фінансів України від 14 січня 2011 року № 11. Також наводиться сума курсової різниці за відповідним джерелом надходження, бюджетними асигнуваннями.

4 Заповнюється у розрізі кодів економічної класифікації видатків бюджету, а за загальним фондом, іншими джерелами власних надходжень, іншими надходженнями спеціального фонду, іншими надходженнями спеціального фонду (позики міжнародних фінансових організацій) також у розрізі класифікації кредитування бюджету, затвердженої наказом Міністерства фінансів України від 14 січня 2011 року № 11.

5 Відображається сума залишку коштів минулого звітного року, що була перерахована у звітному періоді (повернена установі, що надала ці кошти) і не є касовими видатками, а також не може бути віднесена на зменшення надходжень звітного року відповідно в іноземній валюті та перерахована у валюту звітності — національну валюту України. За коштами загального фонду не заповнюється.

6 Заповнюється за коштами, отриманими як плата за послуги. Наводиться сума коштів минулого бюджетного періоду, що була отримана у звітному періоді і не може бути віднесена на збільшення надходжень звітного періоду (року) без розподілу за кодами економічної класифікації видатків бюджету.

7 Інформація про суми курсової різниці, на які збільшено (зменшено) відповідні надходження, наводиться довідково. Заповнюється за загальним фондом, іншими надходженнями спеціального фонду, іншими надходженнями спеціального фонду (позики міжнародних фінансових організацій) у розрізі кодів економічної класифікації видатків бюджету та класифікації кредитування бюджету, а за власними надходженнями бюджетних установ — у розрізі кодів класифікації доходів бюджету, затвердженої наказом Міністерства фінансів України від 14 січня 2011 року № 11.

 

Керівник

_________________
(підпис)

_________________________
(ініціали і прізвище)

Головний бухгалтер

_________________
(підпис)

_________________________
(ініціали і прізвище)

«___» _____________________ 20__ р.

 

 

 

Утверждены приказом Министерства финансов Украины
 от 02.04.2014 г. № 372

Изменения к приложению 2
к Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений

1. Строку 1.16 раздела 1 изложить в следующей редакции:

«

1.16

Приобретение долгосрочных финансовых инвестиций путем внесения в уставный капитал предприятий:

а) денежных средств

151, 152

321, 326

Одновременно отражается фонд в финансовых инвестициях

801, 813

421, 422

б) необоротных активов по балансовой (остаточной) стоимости

151, 152

10 — 12, 14

списывается сумма начисленного износа

131 — 133

10 — 12

Одновременно отражается фонд в финансовых инвестициях

401, 402

421, 422

 

2. В разделе 3:

1) строку 3.34 изложить в следующей редакции:

«

3.34

Начислена курсовая разница на средства на валютном счете (ежемесячно при изменении курса):

при увеличении курса

318

442

Одновременно осуществляется вторая запись

442

701, 702, 711 — 713

при уменьшении курса

442

318

Одновременно осуществляется вторая запись

701, 702, 711 — 713

442

 

2) дополнить раздел новыми строками 3.35, 3.36 следующего содержания:

«

3.35

Переоценка обязательств, взятых в иностранной валюте:

при увеличении курса

801, 802, 811 — 813

442

Одновременно осуществляется вторая запись

442

675

при уменьшении курса

442

801, 802, 811 — 813

Одновременно осуществляется вторая запись

675

442

3.36

Пересчет в валюту отчетности предварительной оплаты, уплаченной другим лицам в иностранной валюте:

при увеличении курса

364

442

В момент получения товара (работ, услуг)

442

801, 802, 811 — 813

при уменьшении курса

442

364

В момент получения товара (работ, услуг)

801, 802, 811 — 813

442

 

В связи с этим строки 3.35 — 3.43 считать соответственно строками 3.37 — 3.45.

3. Строку 4.12 раздела 4 исключить.

В связи с этим строки 4.13 — 4.15 считать соответственно строками 4.12 — 4.14.

 


 таможенной политики и методологии бухгалтерского учета
Н. Чмерук

Комментарий редакции

 

Утвержден новый порядок бухучета отдельных активов и обязательств бюджетных учреждений

Минфин приказом от 02.04.2014 г. № 372 утвердил Порядок бухгалтерского учета отдельных активов и обязательств бюджетных учреждений (далее — Порядок). В данном документе определены методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации об операциях с денежными средствами, расчетами в национальной и иностранной валютах с дебиторами и кредиторами бюджетных учреждений.

Отметим, что Порядок пришел на смену следующим документам Госказначейства:

Порядку списания кредиторской задолженности бюджетных учреждений, срок исковой давности которой истек, утвержденному приказом Госказначейства от 08.05.2001 г. № 73 (далее — Порядок № 73);

Порядку отражения в учете операций в иностранной валюте, утвержденному приказом Гос­казначейства от 24.07.2001 г. № 126 (далее — Порядок № 126);

Инструкции по учету средств, расчетов и других активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 26.12.2003 г. № 242 (далее — Инструкция № 242).

Принятие этого документа следует воспринимать как очередной шаг Минфина к приближению действующих нормативно-правовых актов к требованиям национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в государственном секторе, вступление в силу которых запланировано с 01.01.2015 г. Далее рассмотрим наиболее существенные положения Порядка.

По аналогии с Инструкцией № 242, Порядок содержит определение некоторых терминов, применяемых бюджетными учреждениями при осуществлении операций со средствами и расчетами. Кроме ранее знакомых, советуем учреждениям обратить внимание на новые термины: «дебиторы», «дебиторская задолженность», «кредиторская задолженность, срок исковой давности которой истек», «просроченная кредиторская задолженность», а также на обновленную терминологию: «депозитные счета», «средства в пути», «немонетарные статьи», «операция в иностранной валюте».

 

Учет денежных средств

В сравнении с Инструкцией № 242, в Порядке достаточно кратко определены требования по учету операций с наличностью в кассе, денежными средствами на счетах в банках, денежными средствами на счетах в органах Казначейства, другими средствами, краткосрочными векселями полученными.

Но хотим вас успокоить: правила учета таких объектов остались без изменений.

Вероятно, Минфин решил не загружать свои документы информацией, которая определена в соответствующих нормативно-правовых актах и уже хорошо известна многим бухгалтерам.

Итак, напомним, что сейчас основным документом, определяющим порядок осуществления операций с наличностью, является Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением НБУ от 15.12.2004 г. № 637 (далее — Положение № 637). Кроме того, при осуществлении операций с наличностью в кассе, денежными средствами на счетах в органах Казначейства, другими средствами бюджетные учреждения должны руководствоваться следующими документами:

Порядком открытия и закрытия счетов в национальной валюте в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденным приказом Минфина от 22.06.2012 г. № 758;

— Порядком казначейского обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденным приказом Минфина от 24.12.2012 г. № 1407;

— Порядком казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденным приказом Минфина от 23.08.2012 г. № 938;

— Порядком организации работы органов Государственной казначейской службы Украины в процессе казначейского обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденным приказом Госказначейской службы от 07.06.2013 г. № 101;

— Инструкцией о формах мемориальных ордеров бюджетных учреждений и порядке их составления, утвержденной приказом Госказначейства от 27.07.2000 г. № 68;

— приказом Госказначейства «Об утверждении форм карточек и книг аналитического учета бюджетных учреждений и порядка их составления» от 06.10.2000 г. № 100.

Далее остановимся на самых интересных положениях Порядка.

Во-первых, в п. 2.4 Порядка определено, как действовать учреждениям при поступлении в текущем году средств в счет погашения ранее списанной дебиторской задолженности прошлых лет, а именно:

— суммы средств, поступающих в текущем бюджетном периоде на регистрационные, специальные регистрационные счета, открытые в органах Казначейства, или текущие счета, открытые в учреждениях банков (кроме собственных поступлений), как возврат дебиторской задолженности, возникшей в предыдущих бюджетных периодах, перечисляют в доходы общего фонда соответствующего бюджета. На этот момент обращало внимание Госказначейство в письме от 31.05.2011 г. № 17-04/1412-7555 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 30);

— на суммы средств, поступающие в текущем бюджетном периоде на специальные регистрационные счета, открытые в органах Казначейства, или текущие счета, открытые в учреждениях банков, как возврат дебиторской задолженности, возникшей в предыдущих бюджетных периодах, за счет собственных поступлений бюджетных учреждений корректируется результат выполнения сметы с одновременным увеличением доходов текущего периода.

Поэтому средства, поступившие в счет погашения ранее списанной дебиторской задолженности по спецфонду, учреждение оставляет в своем распоряжении. Такие средства можно использовать по направлениям, определенным ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI. Подобную ситуацию мы рассматривали подробно на страницах нашей газеты в материале «Вернулась списанная дебиторская задолженность: как ее учитывать» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 45, с. 16).

Во-вторых, в Порядке определены особенности аналитического учета отдельных денежных средств, а именно:

— учет операций по суммам, полученным от предприятий, организаций, физических лиц и от других учреждений для выполнения целевых мероприятий (в том числе мероприятий по отчуждению для общественных нужд земельных участков и размещенных на них других объектов недвижимого имущества, находящихся в частной собственности физических или юридических лиц), нужно вести дополнительно в разрезе предоставителей;

— учет краткосрочных векселей нужно вести в приходно-расходной книге. Такую книгу ведут в произвольной форме по каждому полученному векселю. Книга должна быть пронумерована, прошнурована, заверена подписями руководителя и главного бухгалтера (специалиста, на которого возложено выполнение обязанностей бухгалтерской службы) и скреплена печатью учреждения.

Что касается средств на лицевых, регистрационных, специальных регистрационных и других счетах учреждения, открытых в органах Казначейства, и текущих счетах, открытых в учреждениях банков, то их аналитический учет ведется, как и ранее, по их видам и в разрезе бюджетов, кодов бюджетной классификации доходов, расходов и кредитования бюджета.

 

Учет дебиторской задолженности

Отдельный раздел Порядка посвящен учету дебиторской задолженности. Определено, что дебиторская задолженность признается активом, если существует вероятность получения учреждением будущих экономических выгод или достижения поставленной цели и/или удовлетворения нужд учреждения и может быть достоверно определена ее сумма.

Определим основные требования к учету дебиторской задолженности:

1. Расчеты с подотчетными лицами бюджетные учреждения ведут по КЭКР и в разрезе выданных подотчетных лиц.

Подотчетные суммы имеют целевое назначение и должны расходоваться на ту цель, на которую они выданы, согласно КЭКР. При наличии у подотчетных лиц остатка непогашенной задолженности по предыдущим суммам выдача новых сумм под отчет не разрешается.

Порядок выдачи средств подотчетным лицам и их возврат (в случае неиспользованного остатка), требования к подаче авансовых отчетов определены Положением № 637. Форма Отчета об использовании средств, выданных на командировку или под отчет, и Порядок его составления утверждены приказом Миндоходов от 24.12.2013 г. № 845.

2. К расчетам с дебиторами отнесены также расчеты по возмещению нанесенных убытков, т. е. расчеты по нанесенным учреждению убыткам в виде недостач и краж денежных средств, материальных ценностей, потерь от порчи материальных ценностей, а также суммы, которые согласно действующему законодательству Украины подлежат удержанию с должностных лиц, виновных в нарушении расходования средств на служебные командировки, и другие назначенные к удержанию суммы.

Аналитический учет расчетов по возмещению нанесенных убытков учреждения должны вести по каждому виновному лицу с указанием фамилии, имени и отчества, занимаемой должности, даты возникновения недостачи и ее суммы. Для учета таких расчетов предусмотрен субсчет 363 «Расчеты по возмещению нанесенных убытков».

3. Дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности подлежит списанию с баланса бюджетного учреждения. Но для того, чтобы это осуществить, учреждение должно провести определенные мероприятия.

Прежде всего с целью контроля за наличием и состоянием дебиторской задолженности, сроками ее возникновения, течением срока исковой давности и выявлением задолженности, срок исковой давности которой истек, нужно проводить инвентаризации.

Во время инвентаризации расчетов осуществляют сверку документов и записей в регистрах учета, а также проверку обоснованности сумм, отраженных на соответствующих счетах. При этом обратите внимание на то, что после инвентаризации на счетах расчетов с дебиторами должны остаться только согласованные суммы, т. е. подтвержденные актами сверки.

Для отражения результатов инвентаризации дебиторской задолженности, состоящей на учете учреждения на момент проведения инвентаризации, составляют Акт инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами (приложение 9 к Инструкции по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденной приказом Главного управления Госказначейства от 30.10.98 г. № 90, далее — Инструкция № 90). Акт составляет инвентаризационная комиссия на основании выявленных остатков сумм по документам, отражаемым на соответствующих субсчетах, подписывает и передает в бухгалтерию. К акту нужно приложить Справку (приложение 10 к Инструкции № 90), в которой расшифровывается информация о выявленной непогашенной задолженности.

Инвентаризационная комиссия должна не только зафиксировать факт наличия просроченной дебиторской задолженности, но и указать проведенные мероприятия по погашению этой задолженности.

Если, несмотря на принятые меры по взысканию дебиторской задолженности, такая задолженность в течение срока исковой давности все же не была погашена, дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности подлежит списанию с баланса бюджетного учреждения на результат выполнения сметы по решению руководителя учреждения (по дебету субсчетов 431, 432 и кредиту субсчетов 361, 362, 363, 364, 675). В этом случае разрешение вышестоящей организации на списание не нужно. Однако нужно уведомить вышестоящую организацию, что такое списание было проведено, например, в пояснительной записке к годовому отчету.

Списанную дебиторскую задолженность учитывают на забалансовом счете 07 «Списанные активы и обязательства». На этом забалансовом счете также учитывают задолженность по недостачам и хищениям материальных ценностей, по которым не выявлены виновные лица, в отношении которых дела находятся в судебных органах. Об учете такой задолженности мы подробно рассказывали в материале «Списанная дебиторская задолженность и невозмещенные потери и недостачи: учитываем по-новому» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 46).

Внимание! Срок учета списанной дебиторской задолженности составляет 3 года с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения неплатежеспособных дебиторов.

Как действовать учреждению, чтобы не допустить возникновения просроченной дебиторской задолженности, а в случае ее возникновения какие следует принимать меры по сокращению такой задолженности и как ускорить процесс ее погашения? Ответы на эти вопросы вы найдете в консультации специалиста Госфининспекции «Списание дебиторской задолженности с баланса учреждения» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 13).

 

Учет операций в иностранной валюте

В отдельном разделе Порядка описан учет операций в иностранной валюте. Ранее бухгалтерский учет таких объектов учреждения осуществляли на основании требований Порядка № 126. Отметим, что порядок учета таких операций несколько откорректирован. Среди новшеств есть такие, на которые нужно обратить особое внимание.

Во-первых, сумму предварительной оплаты (аванса) в иностранной валюте, полученную от других лиц по расчетам по предоставлению услуг (выполнению работ), поставке немонетарных активов, при включении в состав дохода отчетного периода учреждения пересчитывают в валюту отчетности с применением валютного курса на дату получения предварительной оплаты (аванса) и на отчетную дату.

Напомним: Порядок № 126 содержал требование о том, что авансы, предварительная оплата, полученные бюджетным учреждением в иностранной валюте от других лиц, пересчитываются в национальную валюту Украины с применением валютного курса на дату получения аванса, предварительной оплаты.

Конечно, те учреждения, которые имели дело с иностранной валютой, уже давно поняли, что Порядок № 126 содержит белые пятна в этом вопросе. И поэтому пересчет иностранной валюты по полученной предварительной оплате фактически осуществляли с применением валютного курса на дату получения предварительной оплаты (аванса) и на отчетную дату. Кстати, именно такой вариант отражения в бухгалтерском учете операций в иностранной валюте рассматривался специалистом Госказначейской службы в материале «Как учитывать плату за услугу, поступающую в валюте» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 42, с. 11). Конечно, нам приятно, что сейчас такую позицию поддержал Минфин.

Во-вторых, в новой редакции изложена Справка об операциях в иностранной валюте.

Обратите внимание: теперь ее нужно подавать в течение 3 рабочих дней месяца, следующего за отчетным (ранее — не позже последнего рабочего дня месяца) по каждому виду (коду) иностранной валюты отдельно. Как определено в п. 4.7 Порядка, такую Справку учреждения должны подавать в бумажном и электронном виде в орган Казначейства.

В-третьих, в новой редакции изложен п. 3.34 Типовой корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами бюджетных учреждений (приложение 2 к Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденному приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611). Также в этот документ добавлены новые строки с корреспонденцией субсчетов (пп. 3.35 и 3.36).

Учет обязательств

Отдельный раздел Порядка посвящен учету обязательств. Определено, что обязательство признается, если его оценка может быть достоверно определена и существует вероятность уменьшения экономических выгод в будущем в результате его погашения.

Также в Порядке предусмотрено, что обязательства по сроку погашения делятся на:

текущие (краткосрочные займы, текущая задолженность по долгосрочным обязательствам, краткосрочные векселя выданные, расчеты за выполненные работы, расчеты по налогам и сборам, расчеты по страхованию, расчеты по оплате труда, расчеты по другим операциям с кредиторами, внутренние расчеты). Таковыми признают обязательства учреждения, погашение которых ожидается в течение 12 месяцев с даты баланса;

долгосрочные (долгосрочные займы и долгосрочные векселя выданные и другие долгосрочные финансовые обязательства). Таковыми признают обязательства учреждения, погашение которых ожидается в период, превышающий 12 месяцев.

Напомним, что бюджетные учреждения при списании кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек, до недавнего времени руководствовались требованиями Порядка № 73. Теперь же эти вопросы урегулированы комментируемым Порядком.

Отметим, что порядок списания такой задолженности остался без изменений.

Далее выделим основные требования к порядку списания кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек:

1. Для контроля за наличием и состоянием кредиторской задолженности, сроками ее возникновения, течением срока исковой давности и выявлением задолженности, срок исковой давности которой истек, нужно проводить инвентаризации.

Списание кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек, следует осуществлять ежеквартально.

Этим вопросом в учреждении должна заниматься инвентаризационная комиссия. Такая комиссия может быть создана по приказу руководителя отдельно в учреждении, или же выполнение такой задачи возложено на постоянно действующую инвентаризационную комиссию.

В такую комиссию должны обязательно входить главный бухгалтер или его заместитель и работник бухгалтерии, который ведет учет расчетов.

2. По результатам проведения инвентаризации составляют Акт инвентаризации кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек и которая планируется к списанию. При составлении такого акта целесообразно ориентироваться на форму Акта инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами, приведенного в приложении 9 к Инструкции № 90. К данному акту обязательно прилагают справку по форме, приведенной в приложении 10 к Инструкции № 90. В такой справке расшифровывают информацию о выявленной задолженности: указывают наименование и адрес кредитора, за что и с какого времени возникла задолженность, сумму задолженности.

3. Главные распорядители средств, центральные органы исполнительной власти отражают в бухгалтерском учете списание кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек, на основании распорядительного документа руководителя учреждения.

Для получения такого разрешения акт инвентаризационной комиссии, утвержденный руководителем бюджетного учреждения, передается по ведомственной подчиненности вышестоящему учреждению для принятия решения о целесо­образности списания.

Нижестоящие распорядители средств такой акт передают по ведомственной подчиненности вышестоящему учреждению, поскольку именно оно принимает решение о целесообразности списания кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек. Для тех учреждений, которые имеют двойную подчиненность, такое решение принимает вышестоящее учреждение, утверждающее смету.

В свою очередь, вышестоящее учреждение рассматривает поданные акты и в случае принятия соответствующего решения выдает распорядительный документ о списании с учета подведомственного учреждения кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек, по общему и специальному фондам соответствующего бюджета (кроме собственных поступлений бюджетных учреждений).

4. Как и ранее, решение о списании кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек, по собственным поступлениям специального фонда руководитель учреждения принимает самостоятельно. Списание задолженности проводят на основании распорядительного документа руководителя учреждения.

При этом информацию о списании с учета кредиторской задолженности по собственным поступлениям, срок исковой давности которой истек, бюджетное учреждение должно сообщить вышестоящему учреждению.

5. В бухгалтерском учете списание сумм кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек, относят на результат выполнения сметы (по дебету субсчета 675 и кредиту субсчетов 431, 432).

Списанная кредиторская задолженность, срок исковой давности которой истек, отражается в форме № 7д, № 7м «Отчет о задолженности по бюджетным средствам» и в пояснительной записке к годовому и квартальному финансовым отчетам. Вопрос, касающийся учета кредиторской задолженности, на страницах нашей газеты был отражен в материале специалиста Госфининспекции «Учет кредиторской задолженности» // «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 42, с. 21.

Также Порядок содержит требования к списанию кредиторской задолженности по депонированной заработной плате, стипендиям, пенсиям, пособиям и другим выплатам населению, которые не получены в установленный срок и срок исковой давности которых истек.

Прежде всего для учета таких сумм учреждению необходимо открыть в органах Казначейства депозитный счет.

В этом случае суммы депонированной заработной платы и стипендий, перечисленные с регистрационных (специальных регистрационных) счетов распорядителей бюджетных средств, будут учитываться на депозитных счетах до момента их уплаты (перенос, перечисление или списание задолженности, по которой срок исковой давности истек).

И последний момент. Все расчеты с дебиторами и кредиторами учреждения отражают развернуто: дебетовое сальдо — в составе оборотных активов, а кредитовое — в составе обязательств.

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше