Темы статей
Выбрать темы

Об отдельных вопросах проверки достоверности кредиторской задолженности

Редакция ББ
Письмо от 24.03.2014 г. № 02-18/313

Государственная финансовая инспекция Украины

Об отдельных вопросах проверки достоверности кредиторской задолженности

Письмо от 24.03.2014 г. № 02-18/313

 

По результатам селекторного совещания, состоявшегося 20.03.2014, Госфининспекция Украины разъясняет отдельные вопросы, которые возникают при организации и проведении проверок достоверности объемов кредиторской задолженности во исполнение требований постановления Кабинета Министров Украины от 1 марта 2014 года № 65 «Об экономии государственных средств и недопущении потерь бюджета» (далее — постановление № 65) и приказа Госфининспекции Украины от 13.03.2014 № 78.

 

1. Об объектах, которые должны быть охвачены контрольными мероприятиями

Госфининспекция Украины повторно обращает внимание на требования письма от 19.03.2014 № 02-18/291, которым, в частности, определено следующее.

Учитывая специфику операций, подлежащих проверке (в частности, независимо от суммы кредиторской задолженности по состоянию на 1 марта 2014 года; независимо от того, зарегистрирована ли такая кредиторская задолженность в органах Государственной казначейской службы; независимо от того, проведены ли обязательные процедуры закупки при осуществлении таких операций), определить объекты для проведения контрольных мероприятий по имеющимся данным (в частности, данным Государственной казначейской службы, данным, содержащимся в «Вестнике государственных закупок» и т. п.) практически невозможно.

В связи с этим, во исполнение требований постановления № 65 и приказа Госфининспекции Украины от 13.03.2014 № 78 необходимым является выход на всех распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии с их реестром, полученным от органов Государственной казначейской службы Украины, с учетом информации о количестве учреждений и организаций, включенных в Единый реестр распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств (приложение 2 к Рекомендациям по проведению проверки достоверности объемов кредиторской задолженности распорядителей и получателей бюджетных средств).

Обращаем внимание, что контрольные мероприятия проводятся госфининспекциями в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе у всех распорядителей и получателей бюджетных средств, обслуживаемых в органе Государственной казначейской службы соответствующего региона.

Для примера: если объект контроля включен в сеть Госфининспекции Украины, но он обслуживается в Главном управлении Государственного казначейства в г. Киеве, то такой объект проверяется Госфин­инспекцией в г. Киеве.

При этом следует учитывать требования о приоритетности проведения контрольных мероприятий, определенные пунктом 3 приказа Госфининспекции Украины от 13.03.2014 № 78, и необходимость завершения до конца мая текущего года контрольных мероприятий у всех распорядителей и получателей средств государственного бюджета.

Повторно обращаем внимание, что в случае установления проверкой государственных закупок отсутствия кредиторской задолженности по состоянию на 1 марта 2014 года по оплате товаров, работ и услуг, на закупку которых распространяется действие Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» и/или установления кредиторской задолженности по расходам, возникшей по операциям, на которые не распространяется действие Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок», по результатам такой проверки составляется акт, в котором фиксируется соответствующая информация, и проверка вопросов программы не осуществляется.

В то же время в случае установления кредиторской задолженности по капитальным расходам, возникшей по операциям, на которые не распространяется действие Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок», на таком объекте организуется проведение ревизии в соответствии с Рекомендациями по проведению проверки достоверности объемов кредиторской задолженности распорядителей и получателей бюджетных средств.

Также отмечаем, что проверке подлежит и кредиторская задолженность по состоянию на 1 марта 2014 года, которая на момент проведения контрольного мероприятия уже погашена.

Если до выхода на объект контроля есть достоверная информация о наличии в учете объекта контроля кредиторской задолженности по капитальным расходам по операциям, на которые не распространяется действие Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок», на таком объекте целесообразно организовывать проведение ревизии, а не проверки государственных закупок, с целью избежания повторных выходов на объект контроля. В ходе такой ревизии будут исследоваться вопросы как кредиторской задолженности по оплате товаров, работ и услуг, на закупку которых распространяется действие Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» (п. 12.1 постановления № 65), так и кредиторской задолженности по капитальным расходам, в том числе возникшей по операциям, на которые не распространяется действие Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» (п. 11.2 постановления № 65).

 

2. Об организации встречных сверок на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в других регионах

Обращение о проведении встречной сверки на объекте, расположенном в другом регионе, направляется одной Инспекцией в другую Инспекцию (на территории которой расположен такой объект) самостоятельно, кроме объектов встречных сверок, расположенных в г. Киеве.

Обращение о проведении встречной сверки на объекте, расположенном в г. Киеве, направляется региональной Инспекцией в Госфининспекцию Украины (Департамент организационной работы). В дальнейшем Госфининспекцией Украины проведение таких встречных сверок будет распределяться между подразделениями Госфининспекции Украины, Госфининспекциями в Киевской области и г. Киеве с учетом их текущей загруженности.

Обращаем внимание, что такой порядок обращения о проведении встречных сверок на объектах, расположенных в г. Киеве, касается только контрольных мероприятий, которые проводятся во исполнение постановления № 65.

В то же время обращаем внимание начальников госфининспекций на их ответственность за качество и оперативность проведения встречных сверок по обращениям госфининспекций в других регионах в рамках выполнения требований постановления № 65.

3. О порядке реализации материалов контрольных мероприятий

Реализация материалов контрольных мероприятий (ревизий и проверок государственных закупок), проведенных в рамках выполнения постановления № 65 (в частности, направление требований об устранении нарушений, составление протоколов об административных правонарушениях, применение мер воздействия за нарушение бюджетного законодательства, передача материалов/информирование правоохранительных органов о результатах контрольных мероприятий и других мерах по реализации материалов), осуществляется органами Госфининспекции на общих основаниях в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Кроме того, о результатах такого контрольного мероприятия в обязательном порядке информируется соответствующий орган Государственной казначейской службы Украины, осуществляющий обслуживание такого распорядителя (получателя).

Информирование органа Государственной казначейской службы осуществляется по результатам всех контрольных мероприятий, которые проводились в рамках выполнения постановления № 65, независимо от того, подтверждена кредиторская задолженность распорядителя (получателя) бюджетных средств или не подтверждена.

При этом обращаем внимание, что информирование осуществляется и по результатам контрольных мероприятий на объектах контроля, в которых по состоянию на 1 марта 2014 года кредиторская задолженность отсутствует.

Такое информирование осуществляется в однодневный срок после подписания объектом контроля акта ревизии (проверки государственных закупок), а в случае поступления возражений (замечаний) — в однодневный срок после направления заключения на них.

При информировании органа Государственной казначейской службы следует ссылаться на подпункт 1
пункта 12 и/или подпункт 2 пункта 11 постановления Кабинета Министров Украины от 1 марта 2014 года № 65 «Об экономии государственных средств и недопущении потерь бюджета».

В информации обязательно должны быть указаны: суммы кредиторской задолженности распорядителя (получателя) бюджетных средств по состоянию на 
1 марта 2014 года, которые были проверены; сумма кредиторской задолженности, подтвержденной по результатам контрольного мероприятия и/или не подтвержденной по результатам контрольного мероприятия; причины неподтверждения объемов кредиторской задолженности; сумма кредиторской задолженности, которую невозможно подтвердить (например, ввиду отсутствия контрагента по месту регистрации и т. д.) и т. п. Также обязательно следует указать сумму кредиторской задолженности, которая числилась по состоянию на 1 марта 2014 года, но на момент проведения контрольного мероприятия уже погашена. Информация должна быть детализирована по средствам государственного бюджета и средствам местного бюджета с разбивкой по капитальным и текущим расходам (с указанием КФК, КПКР, КЭКР и т. п.).

В случае недопуска к проведению контрольного мероприятия, неподачи необходимых для проверки документов, недопуска к проведению встречной сверки и т. п., также осуществляется информирование органа Государственной казначейской службы Украины, осуществляющей обслуживание распорядителя (получателя), с указанием о невозможности подтверждения кредиторской задолженности такого распорядителя (получателя) бюджетных средств по соответствующим причинам.

 

4. О кредиторской задолженности по операциям, которые в нарушение законодательства осуществлены без проведения процедуры закупки

Если объектом контроля в нарушение законодательства осуществлена оплата за государственные средства стоимости товаров, работ и услуг без проведения процедуры закупки (т. е. договор заключен без процедур закупки, но стоимость предмета закупки подпадает под определенные статьей 2 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» требования об обязательном применении процедур закупки), кредиторская задолженность по таким операциям также подлежит проверке.

Для установления реального объема такой кредиторской задолженности осуществляется весь необходимый комплекс ревизионных действий.

В то же время, учитывая, что такая кредиторская задолженность возникла по операциям, проведенным с нарушением действующего законодательства, в акте ревизии (проверки) делается соответствующее заключение, что такая кредиторская задолженность не подтверждается, поскольку возникла по операциям, проведенным в нарушение требований законодательства об осуществлении государственных закупок в части непроведения обязательных процедур закупок.

Обращаем внимание, что в отчетности о результатах контрольно-ревизионной работы соответствующее нарушение отражается на общих основаниях (по коду 30503 «Оплата за государственные средства стоимости товаров, работ и услуг без проведения процедуры закупки», а не по кодам группы кодов 302 «Операции, которые приводят к завышению кредиторской задолженности»).

При этом в случае, если по результатам контрольного мероприятия установлено, что по таким операциям (оплата за государственные средства стоимости товаров, работ и услуг без проведения процедуры закупки в нарушение требований законодательства) установлены также и факты отражения в учете кредиторской задолженности по таким операциям в размерах, больше фактической (например, по результатам инвентаризации установлено, что фактически товары не поставлены и/или поставлены не в полном объеме, установлено завышение стоимости выполненных по таким договорам работ и т. п.), в акте ревизии (проверки) и в информации в орган Государственной казначейской службы обязательно указывается общая сумма кредиторской задолженности, которая не подтверждается в связи с заключением договора с нарушением требований законодательства об осуществлении государственных закупок в части непроведения обязательных процедур закупок, и в том числе выделяется сумма кредиторской задолженности, которая не подтверждена по результатам фактической проверки поставки товаров, выполнения работ или предоставления услуг.

Аналогично, в случаях, например, когда поставленный товар не соответствует спецификации к договору, такая кредиторская задолженность также не подтверждается с указанием соответствующих причин.

 

5. Об отражении результатов контрольных мероприятий в отчетности о контрольно-ревизионной работе

Отражение результатов контрольных мероприятий (ревизий и проверок государственных закупок), проведенных в рамках выполнения постановления № 65 в отчетности о результатах контрольно-ревизионной работы (в частности, составление информационных карт, включение данных в Отчет формы № 1-кр, направление срочных донесений), осуществляется органами Госфининспекции на общих основаниях в соответствии с требованиями нормативных документов Госфининспекции Украины.

Справочно: при осуществлении анализа результатов работы региональных инспекций, в частности на предмет проведения безрезультативных и малорезультативных контрольных мероприятий и т. п., Госфининспекцией Украины не будут учитываться мало(без)результативные контрольные мероприятия, проведенные в рамках выполнения постановления № 65.

Кроме того, учитывая незначительное количество начатых проверок государственных закупок в рамках выполнения постановления № 65 польшинству региональных инспекций, Госфининспекция Украины отмечает необходимость существенной активизации соответствующей работы.

Также Госфининспекция Украины обязывает начальников госфининспекций в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе обеспечить доведение до сведения всех подчиненных подразделений и ознакомление (под подпись) работников с приказами Госфининспекции Украины от 13.03.2014 № 78, от 19.03.2014 № 81, от 24.03.2014 № 88, этим письмом и письмом Госфининспекции Украины от 19.03.2014 № 02-18/291.

 

И. о. Председателя В. Костюшко

Консультируют специалисты Госфининспекции

 

Как фининспекторы проверяют достоверность объемов кредиторской задолженности

Сначала рассмотрим разъяснение, которое предоставил Минфин в письме от 23.04.2014 г. № 31-05/60-10-10/9401 (см. с. 4 этого номера) о порядке проведения платежей и регистрации обязательств.

Так, Минфин отметил: органы Госказначейства имеют право не регистрировать бюджетные обязательства только на основаниях, определенных в п. 2.9 Порядка регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденного приказом Минфина от 02.03.2012 г. № 309.

Также п. 10.7 Порядка казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденного приказом Минфина от 23.08.2012 г. № 938, предусмотрены исчерпывающие условия, при которых органы Госказначейства не принимают к исполнению платежные поручения.

Имейте в виду, что к органам Госказначейства могут применяться меры воздействия при необоснованном отказе в регистрации или несвое­временной регистрации бюджетных обязательств и безосновательном отказе в проведении платежа.

При наличии просроченной кредиторской задолженности по заработной плате (денежному обеспечению), стипендии, а также за потребленные коммунальные услуги и энергоносители распорядители бюджетных средств в рамках бюджетных ассигнований по общему фонду не имеют права брать бюджетные обязательства и осуществлять платежи по другим мероприятиям, связанным с деятельностью учреждения.

Также важно знать, что погашение кредиторской задолженности по капитальным расходам поручено осуществлять исключительно после подтверждения объемов такой задолженности.

Именно на органы Госфининспекции возложена функция по подтверждению объемов кредиторской задолженности.

В этой связи на сегодняшний день специалисты Госфининспекции особое внимание уделяют проверке требований постановления КМУ «Об экономии государственных средств и недопущении потерь бюджета» от 01.03.2014 г. № 65 (далее — постановление № 65).

Так, п.п. 1 п. 12 этого постановления Кабмин поручил Госфининспекции провести в течение марта — мая 2014 года контрольные мероприятия по проверке достоверности объемов кредиторской задолженности распорядителей и получателей средств государственного бюджета по оплате товаров, работ и услуг, на закупку которых распространяется действие Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII (далее — Закон № 1197), по состоянию на 1 марта 2014 года

При этом п.п. 2 п. 11 постановления № 65 Госказначейской службе поручено осуществлять операции по погашению кредиторской задолженности по капитальным расходам по состоянию на 1 марта 2014 года исключительно в объемах, соответствующих объемам, установленным по результатам контрольных мероприятий Госфининспекции.

Проверку достоверности объемов кредиторской задолженности специалисты Госфининспекции осуществляют в соответствии с требованиями приказа Госфининспекции «О проверке достоверности объемов кредиторской задолженности» от 13.03.2014 г. № 78 (далее — приказ № 78, см. с. 5 этого номера).

В соответствии с приказом № 78 органы Госфининспекции должны обеспечить при проведении ревизий и государственных аудитов проверку достоверности объемов кредиторской задолженности по оплате товаров, работ и услуг, на закупку которых распространяется действие Закона № 1197, и кредиторской задолженности по капитальным расходам, а также провести проверку этого вопроса у всех распорядителей и получателей бюджетных средств, ревизии в которых не запланированы.

При этом проверки следует провести по всем операциям, по которым возникла кредиторская задолженность по капитальным расходам, независимо от того, распространяется на такие операции действие Закона № 1197 или нет.

Приказом № 78 утверждены Рекомендации по проведению проверки достоверности объемов кредиторской задолженности распорядителей и получателей бюджетных средств.

В этих Рекомендациях указано, что проверку достоверности кредиторской задолженности основной части распорядителей и получателей бюджетных средств нужно провести в виде проверок государственных закупок.

И здесь необходимо обратить внимание на следующее.

У распорядителей и получателей средств государственного бюджета проводится проверка кредиторской задолженности по оплате товаров, работ и услуг, на закупку которых распространяется действие Закона № 1197.

У распорядителей и получателей средств местных бюджетов проводится проверка кредиторской задолженности по оплате товаров, работ и услуг, на закупку которых распространяется действие Закона № 1197, но возникшей только по капитальным расходам.

Если же распорядитель или получатель средств государственного бюджета является одновременно и распорядителем или получателем средств местного бюджета, то проверке подлежат также вопросы достоверности объемов кредиторской задолженности по капитальным расходам, которая возникла по операциям со средствами местного бюджета, подпадающим под действие Закона № 1197.

При этом, учитывая, что в соответствии с п.п. 2 п. 11 постановления № 65 нужно проверить достоверность кредиторской задолженности по капитальным расходам, возникшей и по операциям, на которые не распространяется действие Закона № 1197, контрольные мероприятия на таких объектах следует осуществлять в форме ревизий. Причем инициировать проведение такой ревизии должны сами подконтрольные учреждения.

Также, как указано в письме Госфининспекции от 24.03.2014 г. № 02-18/313 (см. с. 11 этого номера), в обязательном порядке следует проверить и погашенную задолженность.

Контрольные мероприятия специалисты Госфин­инспекции проводят в соответствии с Примерной программой проверки государственных закупок (см. с. 9 этого номера).

Проверки достоверности кредиторской задолженности должны быть проведены у всех распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии с реестром, полученным от органов Госказначейской службы, с учетом информации о количестве учреждений и организаций, включенных в Единый реестр распорядителей и получателей бюджетных средств.

Проверки проводятся в соответствии с территориальной принадлежностью объектов контроля исходя из обслуживания органами Госказначейства.

После проведения проверки органы Госфининспекции в обязательном порядке информируют соответствующий орган Госказначейства о результатах контрольного мероприятия. При этом такое информирование проводится независимо от результатов проверки и наличия кредиторской задолженности на объекте контроля.

Отметим, что орган Госказначейства должен узнать о результатах проверки в однодневный срок после подписания акта ревизии. При наличии возражений к акту ревизии — в однодневный срок после направления заключения на возражения.

В письме Госфининспекции от 24.03.2014 г. № 02-18/313 (см. с. 11 этого номера) указано, какие именно данные должны быть поданы в орган Госказначейства.

Кроме того, если работников Госфининспекции не допустят к объекту контроля, что сделает невозможным подтверждение кредиторской задолженности, то соответствующий орган Гос­казначейства должен быть об этом проинформирован.

Напомним, что одним из методов подтверждения задолженности является проведение встречных сверок.

Встречная сверка — это метод документального и фактического подтверждения у предприятий, учреждений и организаций вида, объема и качества операций и расчетов для выяснения их реальности и полноты отражения в учете объекта контроля.

Также в ходе контрольного мероприятия обеспечивается проведение инвентаризаций полученных материальных ценностей, проводятся контрольные обмеры выполненных работ, привлекаются соответствующие эксперты, исследуются договоры об ответственном хранении приобретенных товаров, получение информации от других органов и т. п.

Приведем примерный перечень контрольных действий.

В первую очередь для проверки государственных закупок специалисты Госфининспекции должны получить у объекта контроля следующие документы:

— смета бюджетного учреждения на соответствующий год (в зависимости от ревизуемого периода);

— «Отчет о поступлении и использовании средств общего фонда» (форма № 2д, № 2м) на соответствующий год (в зависимости от ревизуемого периода);

— «Отчет о поступлении и использовании средств, полученных как плата за услуги» (форма № 4-1д, № 4-1м) на соответствующий год (в зависимости от ревизуемого периода);

— «Отчет о задолженности по бюджетным средствам» (форма № 7д, № 7м) на соответствующий год (в зависимости от ревизуемого периода);

— годовой план государственных закупок и приложения к нему на соответствующий год (в зависимости от ревизуемого периода);

— в случае отсутствия в ревизуемом периоде процедур государственных закупок нужно требовать план закупок, составляемый в произвольной форме и направляемый по адресу органов Госказначейства.

Указанные выше документы и финансовая отчетность дадут возможность уже в начале контрольного мероприятия установить наличие или отсутствие процедур закупок, подлежащих контролю.

Если специалистами Госфининспекции будет установлено отсутствие кредиторской задолженности по состоянию на 1 марта 2014 года, то они составят акт, в котором отметят этот факт, и проверку вопросов программы не будут осуществлять.

Обратим внимание на такой интересный момент: кредиторская задолженность по операциям, которые проведены с нарушением законодательства об осуществлении государственных закупок в части непроведения обязательных процедур закупки, не подтверждается.

При этом такое нарушение работниками Госфининспекции трактуется как оплата за государственные средства стоимости товаров, работ и услуг без проведения процедуры закупки, а не как операции, приводящие к завышению кредиторской задолженности.

Также не подтверждается кредиторская задолженность за товары, не соответствующие спе­цификации к договору.

Отдельно указываются суммы кредиторской задолженности, которая не подтверждается по результатам фактической проверки поставки товаров, выполнения работ или предоставления услуг.

Достаточно интересным моментом является ситуация, когда по данным бухгалтерского учета кредиторская задолженность учитывается, а товаров (работ, услуг) в наличии нет*.

Как трактовать это нарушение, Госфининспекция рассказала в письме от 26.03.2014 г. № 02-18/325 (см. с. 10 этого номера).

Так, в зависимости от того, поступали ли фактически товары (работы, услуги) в учреждение или нет, такая ситуация может быть расценена специалистами Госфининспекции как завышение в учете кредиторской задолженности или как недостача товарно-материальных ценностей.

Для удобства покажем это на схеме.

 

img 1

 

*Чаще всего в договоре купли-продажи предусмотрено, что бюджетные учреждения сначала получают материальные ценности, а затем перечисляют за них средства. Но некоторые поставщики для того, чтобы иметь какие-либо гарантии, сначала передают учреждениям только первичные документы — накладные на материальные ценности, а сами ценности передают только после получения оплаты за них. Вот вам и недостача!

Чтобы не было неприятности при таких обстоятельствах, советуем вам ознакомиться с консультацией «Накладные получили, а товара нет: есть ли выход из ситуации» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 12, с. 23). — Примеч. ред.

** Факт поставки может быть подтвержден встречной сверкой.

 

В завершение желаем вам удачных расчетов с порядочными контрагентами и уменьшения задолженности.

Ирина НЕСТРУГИНА,

начальник Харьковской объединенной
государственной финансовой инспекции

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше