Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О применении пункта 3 части первой статьи 17 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок»

Министерство экономического развития и торговли Украины
Бюджетная бухгалтерия Ноябрь, 2014/№ 41
В избранном В избранное
Печать
Письмо-разъяснение от 20.10.2014 г. № 3302-05/36411-03

Министерство экономического развития и торговли Украины по результатам совместного совещания при участии Антимонопольного комитета Украины, Государственной финансовой инспекции Украины, Проекта гармонизации систем защиты конкуренции и систем государственных закупок в Украине со стандартами ЕС сообщает.

Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII (далее — Закон) устанавливает правовые и экономические основы осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд государства и территориальной громады.

В соответствии с пунктом 2 части второй статьи 22 Закона документация конкурсных торгов должна содержать, в частности, требования, установленные статьей 17 этого Закона, и информацию о способе документального подтверждения соответствия участников установленным требованиям согласно законодательству.

В соответствии с пунктом 3 части первой статьи 17 Закона заказчик принимает решение об отказе участнику, участнику предварительной квалификации в участии в процедуре закупки, предварительной квалификации участников и обязан отклонить предложение конкурсных торгов (квалификационное, ценовое предложение) участника (участника предварительной квалификации) в случае, если субъект хозяйствования (участник или участник предварительной квалификации) в течение последних трех лет привлекался к ответственности за нарушение, предусмотренное пунктом 4 части второй статьи 6, пунктом 1 статьи 50 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», в виде совершения антиконкурентных согласованных действий, касающихся искажения результатов торгов (тендеров).

Статьей 51 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» предусмотрено, что нарушение законодательства о защите экономической конкуренции влечет за собой ответственность, установленную законом. Разделом VIII этого Закона среди видов ответственности за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции предусмотрено наложение штрафа.

Решения о наложении штрафа в соответствии со статьей 7 Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины», статьями 48 и 52 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» принимаются органами Антимонопольного комитета Украины.

Таким образом, у заказчика возникают основания для применения пункта 3 части первой статьи 17 Закона начиная с даты принятия органами Антимонопольного комитета Украины решения о наложении штрафа на субъекта хозяйствования и признания совершения им нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, предусмотренного пунктом 4 части второй статьи 6, пунктом 1 статьи 50 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», при условии принятия таких решений после вступления в силу Закона, т. е. с 20.04.2014 г.

Вместе с тем форма документального подтверждения соответствия участников требованию, установленному в пункте 3 части первой статьи 17 Закона, законодательством не определена.

Перечень документов, которыми участник должен подтвердить свое соответствие указанному требованию, определяется заказчиком самостоятельно с соблюдением законодательства и принципов, установленных статьей 3 Закона.

В то же время информируем, что на официальном веб-портале Антимонопольного комитета Украины (www.amc.gov.ua) в разделе «Діяльність у сфері державних закупівель» размещены Сводные сведения о решениях органов АМКУ относительно признания совершения субъектами хозяйствования нарушений законодательства о защите экономической конкуренции в виде антиконкурентных согласованных действий, касавшихся искажения результатов торгов (тендеров), а также относительно возможного дальнейшего судебного разбирательства этих решений, их проверки, пересмотра органами Антимонопольного комитета Украины.

 

Заместитель директора Департамента
 государственных закупок и государственного заказа
Л. Дудник

Комментарий редакции

Как выяснить, привлекался ли участник к ответственности за совершение антиконкурентных согласованных действий

Перечень оснований, при наличии которых заказчик обязан принять решение об отказе участнику в участии в процедуре закупки и отклонить его предложение, приведен в ч. 1 ст. 17 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII (далее — Закон).

Так, одним из таких оснований является привлечение субъекта хозяйствования (участника или участника предварительной квалификации) в течение последних трех лет к ответственности за нарушение, предусмотренное п. 4 ч. 2 ст. 6, п. 1 ст. 50 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 г. № 2210-III (далее — Закон № 2210), в виде совершения антиконкурентных согласованных действий, касающихся искажения результатов торгов (тендеров).

Поскольку органом обжалования является Антимонопольный комитет Украины (далее — АМКУ), который, в частности, контролирует вопросы рассмотрения жалоб о нарушении законодательства в сфере государственных закупок, то вполне понятно, что заказчики направили соответствующие запросы именно ему.

Сначала АМКУ разъяснил (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 20, с. 3), что действующим законодательством не предусмотрено ведение АМКУ реестра субъектов хозяйствования (участников или участников предварительной квалификации), которые в течение последних трех лет привлекались к ответственности за нарушение, предусмотренное п. 4 ч. 2 ст. 6, п. 1 ст. 50 Закона № 2210, в виде совершения антиконкурентных согласованных действий, касающихся искажения результатов торгов (тендеров), а также предоставление органами АМКУ информации о непривлечении (привлечении) таких субъектов хозяйствования к ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Закона № 2210 решение органов АМКУ, председателей его территориальных отделений предоставляется для исполнения путем направления либо вручения под подпись или уведомления другим способом. В результате такой информацией владеют непосредственно сами субъекты хозяйствования (участники или участники предварительной квалификации), которые были (не были) привлечены к ответственности.

Учитывая это, АМКУ считал, что заказчики могут получать такую информацию непосредственно от участников торгов.

Однако спустя время специалисты АМКУ поняли, что вряд ли заказчики смогут самостоятельно получить такую информацию от участников торгов. Поэтому на своем сайте (www.amc.gov.ua) этот Комитет сообщил о том, что с 05.06.2014 г. на его веб-портале размещена информация о решениях его органов о признании совершения субъектами хозяйствования нарушений законодательства о защите экономической конкуренции в виде антиконкурентных согласованных действий, касавшихся искажения результатов торгов (тендеров), а также о возможности дальнейшего судебного разбирательства этих решений, их проверки, пересмотра органами. Об этом мы рассказывали вам в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 24, с. 3.

При этом АМКУ обращал внимание на такой момент: законодательством не предусмотрено предоставление органами АМКУ заказчикам или участникам торгов (тендеров), участникам предварительной квалификации справок или других документов о привлечении или непривлечении к ответственности за антиконкурентные согласованные действия, касающиеся искажения результатов торгов (тендеров). Решение о наличии оснований для применения нормы п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона принимает заказчик.

В то же время размещенные на веб-портале АМКУ сведения могут быть учтены заказчиками в процессе принятия соответствующих решений и участниками в ходе участия в процедурах государственных закупок.

В конце концов точку в этом вопросе решило поставить Минэкономразвития в комментируемом письме.

Как указано в этом письме, перечень документов, которыми участник должен подтвердить свое соответствие указанному требованию, заказчик определяет самостоятельно с соблюдением требований Закона.

То есть это означает, что заказчики должны требовать такую информацию непосредственно от участника торгов. Для этого заказчик должен предусмотреть такое требование в документации конкурсных торгов. Также целесообразно указать, как именно участник должен подтвердить информацию о том, что он в течение последних трех лет не привлекался к ответственности в виде совершения антиконкурентных согласованных действий (например, предоставить справку в произвольной форме).

Кроме того, заказчик должен самостоятельно следить за информацией, которую размещает АМКУ на своем веб-сайте в разделе «Деятельность в сфере государственных закупок». Кстати, перечень нарушителей законодательства о защите экономической конкуренции постоянно обновляется.

Так что будьте внимательны! Как говорят: доверяй, но проверяй.

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц