Темы статей
Выбрать темы

Об отзыве письма

Государственная фискальная служба Украины
Письмо от 29.09.2014 г. № 5655/7/99-99-17-03-01-17

Государственная фискальная служба Украины отзывает с мест применения совместное письмо ГФС и Пенсионного фонда Украины от 22.07.2014 г. № 127/7/99-99-17-03-01-17 и № 19426/05-10 о предоставлении разъяснений по начислению и отражению в Отчете о суммах начисленной заработной платы (дохода, денежного обеспечения, пособия, компенсации) застрахованных лиц и суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в органы доходов и сборов (далее — Отчет) сумм начисленного среднего заработка мобилизованным работникам, призванным на военную службу по призыву в ходе мобилизации, на особый период, в связи с тем, что в приложении 3 «Распределение расходов Государственного бюджета Украины на 2014 год» к Закону Украины от 16 января 2014 года № 719-VII «О Государственном бюджете на 2014 год» компенсационные выплаты в пределах среднего заработка мобилизованным работникам, призванным на военную службу по призыву в ходе мобилизации, на особый период, из бюджета не предусмотрены и на сегодняшний день отсутствует порядок возмещения таких выплат из бюджета в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

В то же время сообщаем, что в соответствии с частью второй статьи 39 Закона Украины от 25 марта 1992 года «О воинской обязанности и военной службе» и положениями части третьей статьи 119 Кодекса законов о труде Украины за работниками, призванными на военную службу по призыву в ходе мобилизации, на особый период, но не более одного года, сохраняются место работы, должность и компенсируется из бюджета средний заработок на предприятии, в учреждении, организации, в которых они работали на момент призыва, независимо от подчиненности и формы собственности. Выплата таких компенсаций из бюджета в пределах среднего заработка производится за счет средств Государственного бюджета Украины в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Статьей 2 Закона Украины от 24 марта 1995 года № 108/95-ВР «Об оплате труда» (далее — Закон № 108) определена структура заработной платы, которая включает, в частности, дополнительную заработную плату.

Дополнительная заработная плата — это вознаграждение за труд сверх установленных норм, за трудовые успехи, изобретательность и за особые условия труда. Она включает доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством; премии, связанные с выполнением производственных заданий и функций.

Гарантии для работников на время выполнения государственных или общественных обязанностей предусмотрены статьей 119 Кодекса законов о труде Украины, согласно части первой которой на время выполнения государственных или общественных обязанностей, если согласно действующему законодательству Украины эти обязанности могут осуществляться в рабочее время, работникам гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка.

Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 08 февраля 1995 года № 100, применяется, в частности, в случае выполнения работниками государственных и общественных обязанностей в рабочее время.

Правовые и организационные основы обеспечения сбора и учета единого взноса, условия и порядок его начисления и уплаты, а также полномочия органа, осуществляющего его сбор и ведение учета, определяются Законом Украины от 08 июля 2010 года № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее — Закон № 2464). Пунктом первым части первой статьи 7 Закона № 2464 предусмотрено, что базой начисления единого взноса для работодателей и наемных работников является сумма начисленной заработной платы по видам выплат, которые включают основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые в соответствии с Законом № 108.

Кроме того, согласно части седьмой статьи 7 Закона № 2464 на выплаты, компенсируемые из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву в ходе мобилизации, на особый период, не начисляется единый взнос.

Поскольку отсутствует порядок возмещения компенсационных выплат из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву в ходе мобилизации, на особый период, страхователь при начислении таким работникам среднего заработка должен выполнять все возложенные на него Законом № 2464 функции.

Исходя из указанного, в Отчете суммы начисленного среднего заработка мобилизованным работникам, призванным на военную службу по призыву в ходе мобилизации, на особый период, отражаются на общих основаниях.

При этом при пересчете страхователем среднего заработка указанным работникам за предыдущий период финансовые санкции за такое доначисление единого взноса не применяются. Основанием для неприменения финансовых санкций является форма военного билета, определенная Указом Президента Украины от 25 мая 1994 года № 263/94 «О Положении о военном билете рядового, сержантского и старшинского состава и Положении о военном билете офицера запаса» (копия), и справка о призыве военнообязанного на военную службу, выданная военным комиссариатом или воинской частью (копия).

 

Председатель И. Билоус

Комментарий редакции

Ты согласен? Поздно, я уже передумала! ГФСУ заговорила об уплате ЕСВ и НДФЛ со среднего заработка мобилизованным работникам

Немного об истории вопроса. Введение в Украине с 18.03.2014 г. частичной мобилизации побудило нормотворцев задуматься о социальных гарантиях для работников, призванных на военную службу в рамках мобилизации.

Для этого первым делом подкорректировали нормы ст. 119 КЗоТ и ст. 39 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 г. № 2232-XII, установив: за лицами, проходящими военную службу по призыву в связи с мобилизацией, на особый период, но не более одного года, сохраняют место работы (должность) и средний заработок.

Затем законодатели пошли дальше и приняли Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования оборонно-мобилизационных вопросов при проведении мобилизации» от 20.05.2014 г. № 1275-VII (далее — Закон № 1275). Этим документом уточнили: средний заработок компенсируется за счет средств Госбюджета в порядке, определенном Кабмином.

Кроме того, компенсационные выплаты из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, освободили от обложения:

— налогом на доходы физлиц (новый п.п. «и» п. 165.1 ст. 165 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI);

— единым соцвзносом (новый п. 7 ст. 7 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI).

При этом Закон № 1275 вступил в силу 08.06.2014 г., но нормы по неуплате НДФЛ и ЕСВ со среднего заработка мобилизованным работникам заработали с 18.03.2014 г., т. е. «задним числом».

Позднее ГФСУ и ПФУ издали совместное письмо от 22.07.2014 г. № 127/7/99-99-17-03-01-17, № 19426/05-10 об отражении сумм компенсаций мобилизованным работникам в Отчете по ф. № Д4 как выплат, с которых ЕСВ не удерживается. Отдельно было разъяснено, как сторнировать суммы ЕСВ, удержанные до вступления в силу Закона № 1275. По аналогии к такому же выводу можно было прийти и в отношении неуплаты НДФЛ со среднего заработка мобилизованным работникам.

Все шло по плану, но сами законодатели стали препятствием для его выполнения: порядок компенсации работодателям среднего заработка Кабмин ни в отведенный ему 3-месячный срок (до 08.09.2014 г.), ни по сей день так и не утвердил.

Это дало основание ГФСУ поменять свое мнение прямо на противоположное. Так, письмом от 29.09.2014 г. № 5655/7/99-99-17-03-01-17, приведенным на с. 12 этого номера, фискалы отозвали совместное письмо ГФСУ и ПФУ от 22.07.2014 г. № 127/7/99-99-17-03-01-17; № 19426/05-10. При этом они утверждают: ЕСВ на сумму среднего заработка мобилизованным работникам нужно начислять и удерживать. Соответственно и в Отчете по ф. № Д4 такие выплаты придется отражать в общем порядке. Аргументы ГФСУ таковы:

1) порядок возмещения компенсационных выплат из бюджета в пределах среднего заработка мобилизованным работникам не определен;

2) в Госбюджете не предусмотрены средства на выплату компенсации суммы среднего заработка.

Учитывая вышесказанное, если работодатель не получает компенсационные выплаты из бюджета, то сумма среднего заработка мобилизованным работникам является базой обложения ЕСВ.

При этом ГФСУ говорит о необходимости корректировки ЕСВ за предыдущие периоды, но заверяет: финансовые санкции за доначисление такого взноса применяться не будут. Основанием для неприменения финансовых санкций является военный билет и справка о призыве военнообязанного на военную службу, выданная военным комиссариатом или воинской частью (копия).

Вопрос начисления НДФЛ на суммы среднего заработка мобилизованным работникам затронут в письме от 19.08.2014 г. № 2006/7/99-99-17-02-01-15, приведенном на с. 11 этого номера. В нем ГФСУ рекомендует отражать средний заработок, начисленный за период прохождения военной службы в связи с мобилизацией, с признаком дохода «101». Это дает основания полагать, что ГФСУ приходит к тому же выводу и в отношении НДФЛ: нет порядка компенсации из бюджета — надо удерживать НДФЛ.

Вот такие «качели», которых безусловно не было бы, утверди Кабмин своевременно порядок компенсации среднего заработка из бюджета. А теперь мало того что надо откорректировать расчеты по НДФЛ и ЕСВ, так еще и нужно быть готовым к тому, что после утверждения Кабмином порядка компенсации понадобится обратный перерасчет и, соответственно, снова придется вносить исправления в отчетность по ЕСВ и НДФЛ.

Дополним: по мнению ГФСУ со среднего заработка мобилизованным работникам нужно также удерживать и военный сбор.

 

Ольга ВИТКОВСКАЯ, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше