Вы спрашивали на вебинаре: оплата труда медицинских и других работников заведений здравоохранения

В избранном В избранное
Печать
Купливанчук Анжела, заместитель директора Департамента — начальник отдела нормирования и оплаты труда и работы с местными бюджетами Департамента экономики и ресурсного обеспечения
Бюджетная бухгалтерия Ноябрь, 2014/№ 41
18 сентября 2014 года редакция газеты «Бюджетная бухгалтерия» провела бесплатный вебинар, посвященный нюансам уплаты военного сбора и актуальным вопросам оплаты труда работников бюджетной сферы, в ходе которого слушатели могли задавать интересующие их вопросы. Поскольку таковых поступило большое количество, в один номер все ответы не поместились. Первыми мы рассмотрели вопросы оплаты труда педагогов и других работников учебных заведений (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 36, с. 22). Теперь пришло время разобраться с вопросами оплаты труда медицинских и других работников заведений здравоохранения.

Повышение должностного оклада «за вредность»: нужна ли аттестация рабочих мест

Согласно п. 1 п.п. 2.4.5 Условий № 308/519 работники заведений здравоохранения имеют право на повышение должностных окладов в связи с вредными и тяжелыми условиями труда. Нужно ли проводить аттестацию рабочих мест для установления такого повышения?

 

Нет, не нужно. Поясним.

Основания для повышения должностных окладов работников в связи с вредными и тяжелыми условиями труда приведены в п.п. 2.4.5 Условий № 308/519.

В частности, должностной оклад на этом основании повышают работникам заведений здравоохранения и структурных подразделений, перечень которых приведен в приложении 3 к этим Условиям.

Такой перечень содержит как конкретные названия должностей (например, завхоз), так и профессиональные группы без указания должностей (например, «специалисты»).

Важно! Конкретный перечень должностей работников, которым должностные оклады повышают «за вредность», утверждает руководитель заведения по согласованию с профсоюзом в зависимости от функциональных обязанностей и объема работы в таких условиях (п. 12 п.п. 2.4.5 Условий № 308/519).

Его утверждают как приложение к коллективному договору и включают только те должности, которые указаны в приложении 3 к Условиям № 308/519 для конкретного заведения здравоохранения (структурного подразделения).

Законодательно объем работы во вредных и тяжелых условиях труда, дающий право на повышение должностного оклада, не установлен. Его руководитель заведения определяет самостоятельно с учетом мнения профсоюза.

Условия № 308/519 не требуют проведения аттестации рабочих мест для установления повышения должностного оклада, поэтому она не проводится. На это обращал внимание Минздрав в письме от 30.04.2013 г. № 10.01.07/1471/12778.

 

Устанавливаем надбавку за качество выполненной работы

Как с 1 октября 2014 года рассчитать надбавку за качество выполненной работы для медработников, оказывающих первичную медицинскую помощь?

 

С 1 октября 2014 года право на надбавки за объем и качество выполненной работы, установленные Порядком № 977, получили медработники, оказывающие первичную медицинскую помощь, всех регионов страны, а не только пилотных.

Подчеркнем: согласно постановлению № 95 такие надбавки выплачивают при условии обеспечения в полном объеме бюджетными средствами обязательных выплат по зарплате работникам.

Надбавку за качество выполненной работы рассчитывают по формуле, приведенной в п. 5 Порядка № 977.

Ее размер зависит от показателей качества работы (К1, К2, К3, К4, К5, К6, К7, К8, К9, К10), которые определяют по итогам предыдущего квартала. Порядок определения таких показателей описан в письме Минздрава от 04.02.2014 г. № 10.03.67/236/3431 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 7, с. 12).

Расчет достаточно трудоемкий и включает несколько этапов:

1. Сбор показателей качества работы (K1 — K10) за предыдущий квартал. Данные должны быть собраны не позднее 10-го числа месяца, следующего за кварталом, в соответствии с механизмом, определенным решением тарификационной комиссии и утвержденным приказом по заведению.

Порядок определения показателей качества работы на основе собранных данных описан в указанном выше письме Минздрава.

2. Показатели качества работы, которые сравнивают с региональными (K1, K7, K8, K9, K10), передают в региональные Центры медицинской статистики (не позднее 10-го числа за предыдущий квартал).

3. Региональные Центры медицинской статистики доводят до заведений среднерегиональные значения показателей качества работы не позднее 15-го числа за предыдущий квартал.

4. Показатели качества работы K2, K3, K4, K5, K6 сопоставляют со значениями целевых показателей, приведенных в Порядке № 977.

5. Каждый показатель оценивают в баллах отдельно для врача и сестры медицинской (см. таблицу, приведенную в письме Минздрава от 04.02.2014 г. № 10.03.67/236/3431). Максимальная сумма баллов составляет 0,5. Другими словами, максимальный размер надбавки за качество выполненной работы составляет 50 % (выполнены все показатели качества), а минимальный — 5 % (выполнен только один из показателей качества).

 

Пример. Должностной оклад врача общей практики — семейного врача равен 2026,00 грн. (14-й тарифный разряд). За III квартал 2014 года (июль — сентябрь) определены показатели качества его работы (см. графу 4 таблицы). Сравнив их с целевыми и среднерегиональными значениями (см. графу 5 таблицы), определим размер надбавки за качество выполненной работы.

 

Показатель

Баллы

Оценка показателя (норма)

Оценка показателя (факт)

Баллы

1

2

3

4

5

Удельный вес своевременно диагностированных онкозаболеваний на ранней стадии (I и II стадии) среди впервые выявленных больных визуальными формами рака (К1)

0,05

Показатель равен или превышает среднерегиональный

Показатель не превышает среднерегиональный

Показатель выполнения плана проведения скрининговых исследований рака шейки матки (70 %) (К2)

0,05

Показатель равен или превышает 70 %

Показатель превышает 70 %

0,05

Определение показателя выполнения плана проведения флюорографического обследования группы медицинского риска (90 % и более) (К3)

0,05

Показатель равен или превышает 90 %

Показатель превышает 90 %

0,05

Показатель удельного веса пациентов с КСБ(+) в мокротах среди всех больных с подозрением на ТБ или его рецидивы, которые были обследованы бактериоскопически в ТБ-лабораториях I уровня при обращении за медицинской помощью в заведения первичной медико-санитарной помощи (K4)

0,05

Показатель находится в пределах от 5 до 10 %

Показатель

равен 7 %

0,05

Показатель удельного веса детей в возрасте до 6 месяцев, которые в течение отчетного периода находились на грудном вскармливании (60 % и более) (K5)

0,05

Показатель равен или превышает 60 %

Показатель превышает 60 %

0,05

Выполнение календарного плана проведения обязательных медицинских профилактических осмотров здорового ребенка в возрасте до 3 лет (95 %) (К6)

0,05

Показатель равен или превышает 95 %

Показатель

равен 95 %

0,05

Показатель уровня первичной заболеваемости острым инфарктом миокарда и острыми инсультами среди населения трудоспособного возраста прикрепленного населения соответствующего возраста (К7)

0,05

Показатель не превышает среднерегиональный уровень

Показатель превышает среднерегиональный уровень

Определение уровня госпитализации в заведения здравоохранения, оказывающие вторичную (специализированную) медицинскую помощь в стационарных условиях, на 100 человек прикрепленного населения (по месту проживания (пребывания)) (К8)

0,05

Показатель находится в пределах от 50 до 100 % среднерегионального уровня

Показатель равен 60 % среднерегионального уровня

0,05

Определение количества выездов по вызовам экстренной медицинской помощи к хроническим больным на 1000 человек прикрепленного населения (по месту проживания (пребывания)) (К9)

0,05

Показатель не превышает среднерегиональный уровень

Показатель не превышает среднерегиональный уровень

0,05

Определение количества консультативных заключений по поводу заболевания к врачу вторичной (специализированной) медицинской помощи в амбулаторных условиях на 1000 человек прикрепленного населения (по месту проживания (пребывания)) (К10)

0,05

Показатель не превышает среднерегиональный уровень

Показатель не превышает среднерегиональный уровень

0,05

Итого

0,5

0,4

 

Итак, врачом выполнены 8 показателей качества, т. е. набрано 0,4 балла. Надбавка за качество выполненной работы равна: Нк = 2026 грн. х 0,4 = 810,40 грн.

 

Если врач имеет право на повышение должностного оклада, то надбавку за качество выполненной работы рассчитывают исходя из должностного оклада с учетом повышений.

 

Амбулатория ЦПМСП: как считать надбавку за продолжительность непрерывной работы медсестрам и врачам

Врач и медсестра работали в городской поликлинике, где предельный размер надбавки за продолжительность непрерывной работы составляет 30 % должностного оклада. Такие работники перешли на должности врача общей практики — семейного врача и медсестры общей практики-семейной медицины амбулаторий ОПСМ, расположенных в сельской и городской местности.

Получается, что теперь предельный размер надбавки за продолжительность непрерывной работы для них составляет 40 % должностного оклада?

Надбавку за продолжительность непрерывной работы устанавливают согласно п.п. 4.1.1 Условий № 308/519.

В соответствии с п. 1 п.п. 4.1.1 этих Условий право на надбавку за продолжительность непрерывной работы в размере до 40 % должностного оклада (в зависимости от стажа непрерывной работы) имеют врачи (независимо от наименования должностей), участковые сестры медицинские, зубные врачи, медицинские сестры общей практики-семейной медицины:

а) участковых больниц, амбулаторий, вошедших в состав Центра ПМСП или центральных районных, районных и городских больниц, расположенных в сельской местности;

б) амбулаторий семейной медицины.

Указанная норма касается как заведений здравоохранения, так и их структурных подразделений.

Таким образом, вышеуказанные работники амбулаторий семейной медицины, как самостоятельных заведений, так и тех, которые являются структурными подразделениями Центра ПМСП или других заведений здравоохранения, имеют право на надбавку за продолжительность непрерывной работы в размере до 40 % должностного оклада независимо от их местонахождения (городская или сельская местность). На это Минздрав обращал внимание в письме от 02.12.2013 г. № 10.03.67/3773/37584.

Таким образом, при переходе на работу из городской поликлиники в амбулаторию ОПСМ, врач общей практики — семейный врач и медсестра общей практики-семейной медицины получили право на надбавку за продолжительность непрерывной работы, максимальный размер которой составляет 40 % должностного оклада. При этом в стаж для выплаты такой надбавки зачисляют период работы в городской поликлинике при условии, что соблюдается порядок зачисления такого стажа, определенный п.п. 4.1.3 Условий № 308/519.

Дополнительно укажем: надбавки за продолжительность непрерывной работы начисляются исходя из должностного оклада (тарифной ставки) по должности, которую занимают работники, определенного в соответствии с пп. 2.1 и 2.2 Условий № 308/519, с учетом повышения за квалификационную категорию и без учета других повышений, надбавок, доплат (п. 4.6 этих Условий).

 

Участковая медсестра больницы переведена на должность главной медсестры ЦПМСП: что с оплатой труда

Участковая медсестра работала в центральной районной больнице, а затем ее перевели на должность главной медицинской сестры Центра ПМСП. Общий стаж ее работы на должности медсестры составляет 29,6 года. Ей присвоена вторая квалификационная категория.

Каким должен быть должностной оклад такой работницы? Положена ли ей надбавка за продолжительность непрерывной работы?

 

Согласно действующим на сегодняшний день Примерным штатам № 129* в штатное расписание Центра ПМСП вводят одну штатную единицу должности главной медсестры.

* С 01.01.2015 г. заработают новые Примерные штатные нормативы центра первичной медицинской (медико-санитарной) помощи и его структурных подразделений, утвержденные приказом Минздрава от 21.08.2014 г. № 585, которым сохранен прежний порядок введения в штатное расписание должности главной медсестры.

Занимать такую должность может специалист с базовым и неполным высшим медицинским образованием по направлению подготовки «Медицина», специальности «Сестринское дело».

Должностной оклад. Обратимся к Условиям № 308/519. Должностной оклад главной медсестры Центра ПМСП определяют по тарифному разряду ЕТС и устанавливают согласно группе оплаты труда руководящих работников заведений здравоохранения (п.п. 2.2.1 Условий № 308/519). Показатели отнесения заведений здравоохранения к группам по оплате труда руководящих работников приведены в приложении 2 к этим Условиям.

В связи с тем что Центр ПМСП является самостоятельным амбулаторно-поликлиническим учреждением, за которым закреплена территория обслуживания населения, группу оплаты труда главной медсестре устанавливают согласно п. 6 приложения 2 к Условиям № 308/519 в зависимости от численности прикрепленного населения.

К примеру, если численность населения, закрепленного за Центром ПМСП, составляет до 50 тыс. чел., то руководящим работникам такого заведения устанавливают V группу по оплате труда. Согласно п. 2 п.п. 2.2.1 Условий № 308/519 главной медсестре с V группой оплаты труда устанавливают 10-й тарифный разряд, которому на сегодняшний день соответствует должностной оклад в размере 1551 грн.

Повышение должностного оклада. При наличии квалификационной категории должностные оклады главных медсестер повышают в размерах, установленных п.п. «б» п. 2 п.п. 2.4.1 Условий № 308/519.

Важно! Должностной оклад устанавливают с учетом квалификационной категории при условии работы по той специальности, по которой она присвоена (п. 5 п.п. 2.4.1 Условий № 308/519).

Согласно п. 4.12 Положения № 742 главные медсестры могут аттестоваться по любой специальности, предусмотренной Номенклатурой для аттестации сестер медицинских. Поэтому главная медсестра Центра ПМСП имеет право на повышение должностного оклада за наличие квалификационной категории, присвоенной на должности участковой медсестры.

Таким образом, за наличие второй квалификационной категории оклад главной медсестры повышают на 8,7 % тарифной ставки работника 1-го тарифного разряда (п.п. «б» п.п. 2.4.1 Условий № 308/519), т. е. на 74,12 грн. (852 грн. х 8,7 %).

Надбавка за выслугу лет. Ее устанавливают согласно Порядку № 1418 в зависимости от стажа работы. Поскольку медстаж главной медсестры составляет 29,6 года, то она имеет право на надбавку за выслугу лет в размере 30 % должностного оклада (с учетом повышения за квалификационную категорию).

Надбавка за продолжительность непрерывной работы. Такую надбавку работникам Центра ПМСП устанавливают согласно п. 2 п.п. 4.1.1 Условий № 308/519. Подчеркнем: этой нормой главным медсестрам Центра ПМСП надбавка за продолжительность непрерывной работы не установлена.

Надбавки за объем и качество выполненной работы. Порядком № 977 не предусмотрено установление главной медсестре надбавки за объем выполненной работы.

В то же время если главная медсестра обеспечивает сбор и обработку информации, необходимой для определения показателей качества работы, то по решению руководителя заведения ей может быть установлена надбавка за качество выполненной работы.

 

Устанавливаем должностной оклад экономистам и бухгалтерам заведений здравоохранения

В заведении здравоохранения должность экономиста занимает работница с инженерным образованием. Вместе с тем она имеет стаж работы на этой должности около 10 лет, полученный на прежнем месте работы. Какой должностной оклад ей нужно установить?

 

Размер должностных окладов профессионалов, специалистов и технических служащих работников заведений здравоохранения определяют в соответствии с п.п. 2.2.21 Условий 308/519 по тарифным разрядам ЕТС в зависимости от имеющейся квалификационной категории.

В частности, экономистам устанавливают такие тарифные разряды (п. 3 п.п. 2.2.21 Условий № 308/519):

а) ведущий — 10-й тарифный разряд;

б) I категории — 9-й тарифный разряд;

в) II категории — 8-й тарифный разряд;

г) без категории — 7-й тарифный разряд.

При установлении тарифных разрядов пользуются Справочником № 336.

Согласно этому документу экономистов относят к профессиональной группе «Профессионалы», для которых установлены следующие квалификационные требования:

ведущий экономист: полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист); стаж работы по профессии экономиста I категории — не менее 2 лет;

экономист I категории: полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист); для магистра — без требований к стажу работы, специалиста — стаж работы по профессии экономиста II категории — не менее 2 лет;

экономист II категории: высшее образование соответствующего направления подготовки (специалист); стаж работы по профессии экономиста — не менее 1 года;

экономист: высшее образование соответствующего направления подготовки (специалист) без предъявления требований к стажу работы.

Как видим, претендент на должность экономиста должен иметь полное высшее образование соответствующего направления подготовки. В данном случае работник его не имеет, поэтому претендовать на эту должность не может.

Однако для лиц, которые не имеют соответствующего образования, но приобрели многолетний опыт работы по данной специальности, сделано исключение. Они могут, в виде исключения, быть назначены на соответствующие должности по рекомендации аттестационной комиссии (п. 11 Общих положений Справочника № 336).

Таким образом, если работник не имеет соответствующего образования, но приобрел достаточный практический опыт, ему может быть установлен тарифный разряд, соответствующий его опыту работы.

Так, принимая во внимание имеющийся стаж, по рекомендации аттестационной комиссии экономисту может быть установлен 7 — 10-й тарифный разряд в зависимости от присвоенной квалификационной категории.

Присвоение и повышение квалификационных категорий работникам осуществляют комиссии по проведению квалификационной аттестации (п. 10 Общих положений Справочника № 336). Это согласуется и со ст. 96 КЗоТ, которая гласит: работодатель имеет право изменять должностные оклады в пределах утвержденных в установленном порядке минимальных и максимальных размеров окладов на соответствующей должности по результатам аттестации.

Порядок проведения квалификационной аттестации может регламентироваться положением, которое принимается как приложение к коллективному договору или утверждается руководителем по согласованию с профсоюзным комитетом, в соответствии с которым возможно создание комиссии для решения вышеуказанных вопросов.

 

Почти год работаю бухгалтером в заведении здравоохранения. Имею высшее образование по специальности «Учет и аудит», а также опыт работы бухгалтером II категории (1 год 3 мес.) и экономистом (2 года).

При приеме на работу мне был установлен 7-й тарифный разряд. Правильно ли это?

 

Согласно п. 4 п.п. 2.2.21 Условий № 308/519 бухгалтерам заведений здравоохранения устанавливают такие тарифные разряды:

а) I категории — 8-й тарифный разряд;

б) II категории — 7-й тарифный разряд;

г) без категории — 6-й тарифный разряд.

Квалификационные требования к занятию должности бухгалтера таковы (Справочник № 336):

бухгалтер I категории: базовое или неполное высшее образование соответствующего направления подготовки (бакалавр или младший специалист); стаж работы по профессии бухгалтера II категории — не менее 1 года;

бухгалтер II категории: базовое или неполное высшее образование соответствующего направления подготовки (бакалавр или младший специалист), стаж работы по профессии бухгалтера — не менее 1 года;

бухгалтер: базовое или неполное высшее образование соответствующего направления подготовки (бакалавр или младший специалист); для бакалавра — без требований к стажу работы, младшего специалиста — стаж работы на должности технического служащего в областях финансовой деятельности, работы с базами данных, статистики, бухгалтерского учета — не менее 1 года.

На момент принятия на должность бухгалтера заведения здравоохранения вы имели должное образование и опыт работы бухгалтером II категории 1 год и 3 мес. Поэтому вас могли принять на должность бухгалтера II категории, что и было сделано.

В процессе работы по результатам аттестации может быть присвоена I квалификационная категория, в результате чего вы можете быть переведены на должность бухгалтера I категории (если штатное расписание и фонд оплаты труда позволяют это сделать).

 

Нормативные документы

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г. № 322-VIII.

Постановление № 95 — постановление КМУ «Некоторые вопросы оплаты труда работников заведений здравоохранения» от 25.03.2014 г. № 95.

Условия № 308/519 — Условия оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденные совместным приказом Минтруда и Минздрава от 05.10.2005 г. № 308/519.

Порядок № 977 — Порядок установления надбавок за объем и качество выполненной работы медицинским работникам учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медицинскую помощь, утвержденный постановлением КМУ от 30.12.2013 г. № 977.

Порядок № 1418 — Порядок выплаты надбавки за выслугу лет медицинским и фармацевтическим работникам государственных и коммунальных заведений здравоохранения, утвержденный постановлением КМУ от 29.12.2009 г. № 1418.

Положение № 742 — Положение об аттестации младших специалистов с медицинским образованием, утвержденное приказом Минздрава от 23.11.2007 г. № 742.

Справочник № 336 — Справочник квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 1 «Профессии работников, являющиеся общими для всех видов экономической деятельности», утвержденный приказом Минтруда от 29.12.2004 г. № 336.

Примерные штаты № 129 — Примерные штатные нормативы центра первичной медицинской (медико-­санитарной) помощи, утвержденные приказом Мин­здрава от 23.02.2012 г. № 129.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить