В соответствии со статьей 6 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» приказываю:
1. Дополнить пункт 2.5 главы 2 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 24 мая 1995 года № 88, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 05 июня 1995 года под № 168/704 (с изменениями), новым абзацем следующего содержания:
«Полномочия на осуществление хозяйственной операции лица, которое в интересах юридического лица или физического лица — предпринимателя получает основные средства, запасы, нематериальные активы, денежные документы, ценные бумаги и другие товарно-материальные ценности, согласно договору подтверждаются в соответствии с законодательством. Такие полномочия могут быть подтверждены, в частности, письменным договором, доверенностью, актом органа юридического лица и т. п.».
2. Признать утратившими силу приказы Министерства финансов Украины:
от 16 мая 1996 года № 99 «Об утверждении Инструкции о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей на получение ценностей», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 12 июня 1996 года под № 293/1318 (с изменениями);
от 24 марта 2000 года № 61 «Об утверждении Порядка ведения консолидированного бухгалтерского учета промышленно-финансовыми группами», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 11 апреля 2000 года под № 222/4443 (с изменениями).
3. Департаменту налоговой, таможенной политики и методологии бухгалтерского учета (Чмерук Н. А.) в установленном порядке обеспечить:
подачу настоящего приказа на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины;
обнародование настоящего приказа.
4. Настоящий приказ вступает в силу с 01 января 2015 года.
5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Фудашкина Д. А.
Министр А. Шлапак
Комментарий редакции
Доверенности на получение ценностей с нового года станут историей
Регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляет центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики и утверждает нормативно-правовые акты по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности. На это указывает ч. 2 ст. 6 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV (далее — Закон № 996). Таким органом центральной власти является Минфин. Поэтому, воспользовавшись своими полномочиями в сфере методологии бухгалтерского учета, Минфин решил с 1 января 2015 года отправить в отставку доверенности на получение ценностей. Так, с нового года Инструкция о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей на получение ценностей, утвержденная приказом Минфина от 16.05.96 г. № 99, утратит силу. Следовательно, и типовая форма № М-2 (приложение 1 к этой Инструкции) утрачивает силу. Такое решение Минфина зафиксировано в п. 2 комментируемого приказа.
Минфин этим приказом также дополнил Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом этого же ведомства от 24.05.95 г. № 88 (далее — Положение № 88). Изменения коснулись полномочий на осуществление хозяйственной операции в пользу юридического лица по получению товарно-материальных ценностей. В частности, начиная с 2015 года для подтверждения этих полномочий можно применять такие документы, как письменный договор, доверенность, акт органа юридического лица и т. п.
На первый взгляд, эти нововведения противоречат друг другу. Закономерно возникают вопросы. Какими же доверенностями оформлять полномочия работника учреждения на получение ценностей? Следует ли ожидать от Минфина утверждения новой формы доверенности? Отвечаем: нет, принятие новой формы доверенности по крайней мере в ближайших планах Минфина не значится. А вот ответ на первый вопрос подскажет п. 2.7 Положения № 88. Да, вы можете использовать самостоятельно изготовленные бланки доверенностей. Главное, чтобы последние содержали все обязательные реквизиты.
Напомним, что обязательными реквизитами для всех первичных документов независимо от их формы являются:
— название документа (формы);
— дата и место составления;
— название предприятия, учреждения, организации, от имени которого составлен документ;
— содержание и объем хозяйственной операции, единица измерения хозяйственной операции;
— должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления;
— личная подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции. Такие требования предусмотрены ч. 2 ст. 9 Закона № 996.
Следовательно, чтобы упростить себе жизнь, вы можете и в дальнейшем применять типовую форму № М-2, но без надписи «типова форма № М-2». В то же время вы можете разработать собственную форму доверенности на получение ценностей, взяв за основу ту же типовую форму. Но какой бы вариант вы не выбрали, не забудьте зафиксировать это в приказе об учетной политике учреждения или хотя бы внедрить ее применение приказом руководителя учреждения.
Юлия КРОТ,
экономист-аналитик