Темы статей
Выбрать темы

Исправляем бухгалтерские ошибки правильно

Крот Юлия, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Поэтому ни один бухгалтер не застрахован от ошибок. Однако исправлять ошибки нужно тоже правильно, чтобы не создать себе еще больше хлопот. Какие существуют требования к корректировке ошибок в первичных документах и регистрах бухгалтерского учета? В каких документах не допускается исправление ошибок? Как исправить ошибочную запись в кассовой книге? Ответы на эти вопросы вы найдете здесь.

Своего рода указателем в вопросе исправления бухгалтерских ошибок является Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88 (далее — Положение № 88). Поэтому в случае неправильного отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций нужно руководствоваться прежде всего данным нормативным документом. На это в свое время указало и Госказначейство в письме от 04.06.2008 г. № 15-04/1368-8898.

А теперь об основных правилах исправления огрехов в первичных документах и учетных регистрах. Они всем известны, но напомнить будет не лишним.

1. Исправления ошибок в тексте и цифровых данных первичных документов, учетных регистров и отчетов путем подчистки и необусловленные исправления не допускаются (п. 4.1 Положения № 88).

2. Ошибочные записи, выявленные в бухгалтерском учете, необходимо исправлять следующим образом:

— если ошибка за данный отчетный период выявлена до момента подачи бухгалтерского баланса и она не требует внесения изменений в мемориальные ордера, ее исправляют корректурным способом. При этом неправильный текст или цифры зачеркивают и над зачеркнутым указывают правильные данные. Исправление ошибки должны подтвердить лица, подписавшие документ. Для этого они делают надпись «исправлено», ставят собственные подписи и указывают дату исправления;

— если ошибочная запись в мемориальном ордере выявлена до момента подачи бухгалтерского баланса, ее корректируют способом сторно.

3. Способ сторно предусматривает составление бухгалтерской справки. Форма последней утверждена приказом Госказначейства «Об утверждении изменений к Инструкции о формах мемориальных ордеров бюджетных учреждений и порядка их составления» от 05.06.2003 г. № 117. В этой справке ошибку (сумму, корреспонденцию счетов) заносят красными чернилами или в скобках, а правильную запись (сумму, корреспонденцию счетов) указывают чернилами темного цвета. Эти данные вносят в учетный регистр в месяце, в котором выявлена ошибка. Таким образом, неправильная запись ликвидируется и отражается правильная сумма и корреспонденция счетов.

4. Для исправления ошибок в первичных документах, учетных регистрах и отчетах прошлых лет также нужно оформлять бухгалтерскую справку. Следовательно, в случае выявления ошибок внесение изменений может быть отражено только на отчетную дату. Такие требования к исправлению ошибок предусмотрены Инструкцией о формах мемориальных ордеров бюджетных учреждений и порядке их составления, утвержденной приказом Госказначейства от 27.07.2000 г. № 68.

5. Не допускаются исправления в документах, которыми оформлены кассовые и банковские операции и операции с ценными бумагами. В частности, исправления в кассовых ордерах и расходных ведомостях в соответствии с п. 3.10 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637 (далее — Положение № 637), категорически запрещены. Наряду с этим не разрешается применять факсимиле при подписании расчетного документа, осуществлять любые исправления в расчетном документе и заполнять его в несколько приемов. Учтите, что такие расчетные документы органы Госказначейской службы к исполнению не примут. Четкое указание на это содержит п. 11.11 Порядка казначейского обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденного приказом Минфина от 24.12.2012 г. № 1407.

Что касается корректировки ошибок в кассовой книге, то исправления в этом документов, как правило, не допускаются. Если же исправления все-таки имеют место, их обязательно должны удостоверить своими подписями кассир и главный бухгалтер или его заместитель (п. 4.2 Положения № 637).

6. После оформления соответствующей бухгалтерской справки бухгалтер должен провести исправление ошибки в бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Кстати, финансовая и бюджетная отчетность должна быть достоверной. Информация, приведенная в финансовой и бюджетной отчетности, не должна содержать ошибки и перекручивания. Эта норма зафиксирована в п. 1.2 Порядка составления финансовой и бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, утвержденного приказом Минфина от 24.01.2012 г. № 44. Поэтому прежде чем заполнять формы отчетности, тщательнейшим образом проверьте данные бухгалтерского учета на предмет ошибок.

7. Исправление ошибок в документах и регистрах, созданных в электронной форме, осуществляется в соответствии с законодательством (п. 4.6 Положения № 88). Однако процедура исправления ошибок в электронных документах законодательством не определена. По этому поводу в свое время предоставил разъяснение Минфин в письме от 14.01.2011 г. № 31-34020-07-27/23-8665/89. В частности, позиция Минфина такова: ошибки прошлых отчетных периодов в регистрах бухгалтерского учета, созданных в форме электронного документа, можно исправлять в порядке, предусмотренном Положением № 88 для исправления ошибок в регистрах, созданных на бумажных носителях.

Подробно о цене ошибок бухгалтера при выплате заработной платы и порядке их устранения читайте в статье «Бухгалтер тоже может ошибаться…» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 17).

Конечно, ошибку лучше не допускать. И в качестве мотивации напомним, что отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка, внесение ложных данных в финансовую отчетность Кодексом законов Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X квалифицируется как нарушение законодательства по финансовым вопросам. Такие действия наказываются наложением штрафа в размере от восьми до пятнадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 136 до 255 грн.).

В заключение приведем условный пример исправления ошибки в бухгалтерском учете.

 

Пример. Копировальное устройство — ксерокс стоимостью 3468 грн. (в том числе НДС — 578 грн.), приобретенное в апреле текущего года, было ошибочно зачислено на субсчет 113 «Малоценные необоротные материальные активы». Однако этот объект следует учитывать в составе основных средств на субсчете 104 «Машины и оборудование». Ошибка была выявлена в июле при составлении квартального отчета.

Для исправления ошибки следует оформить бухгалтерскую справку.

 

img 1 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше