Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О применении статьи 32 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год»

Министерство социальной политики Украины
Бюджетная бухгалтерия Октябрь, 2014/№ 39
Печать
Разъяснение от 09.09.2014 г. № 3761/0/10-14/13

Министерство социальной политики совместно с Министерством финансов и Министерством юстиции во исполнение пункта 8 поручения Премьер-министра Украины от 15.08.2014 г. № 29526/7/1-14 к Закону Украины от 31.07.2014 г. № 1622-VII «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» относительно применения норм статьи 32 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» докладывают.

Статьей 32 указанного Закона предусмотрено, что членам Кабинета Министров Украины, руководителям центральных органов исполнительной власти и других государственных органов (кроме органов, подразделения которых принимают участие в проведении антитеррористической операции), народным депутатам Украины до завершения антитеррористической операции месячная заработная оплата начисляется лишь в размере должностного оклада.

То есть указанным лицам не начисляются доплаты и надбавки к должностному окладу, премии и не осуществляется индексация их заработной платы.

Такое ограничение не касается заместителей руководителей центральных органов исполнительной власти и других государственных органов, руководителей территориальных органов центральных органов исполнительной власти.

С целью четкого определения должностных лиц, на которых распространяются приведенные законодательные положения, нужно учитывать следующее.

Частью второй статьи 120 Конституции Украины установлено, что организация, полномочия и порядок деятельности Кабинета Министров Украины, других центральных и местных органов исполнительной власти определяются Конституцией и законами Украины.

Нормами части первой статьи 114 Конституции Украины и части первой статьи 6 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» четко очерчен состав Кабинета Министров Украины: Премьер-министр Украины, Первый вице-премьер-министр Украины, вице-премьер-министры и министры Украины.

В отношении определения руководителей центральных органов исполнительной власти указываем, что, как следует из пункта 1 части четвертой статьи 19 Закона Украины «О центральных органах исполнительной власти», руководителем центрального органа исполнительной власти, не являющегося министерством, является должностное лицо, которое возглавляет центральный орган исполнительной власти, осуществляет руководство его деятельностью.

В абзацах третьем и четвертом пункта 2 мотивировочной части решения Конституционного Суда Украины от 17 октября 2002 года № 16-рп/2002 (дело о совмещении служебной деятельности руководителей органов исполнительной власти) указано, что единый орган конституционной юрисдикции в Украине пришел к выводу, что термин «руководитель» центрального или местного органа исполнительной власти, содержащийся в части первой статьи 120 Конституции Украины, означает должностное лицо исполнительного органа, совокупность квалифицирующих признаков которого определяет статус руководителя.

К этим признакам относятся конкретные государственно-властные полномочия исполнительного и распорядительного характера такого должностного лица в сфере исполнительной власти, которые ему согласно Конституции и законам Украины предоставляются соответствующими органами государственной власти (распределение обязанностей между своими заместителями; распоряжение материально-финансовыми ценностями; руководство и направление работы исполнительного органа и его аппарата; решение кадровых вопросов; подписание правовых актов исполнительного органа; представительство исполнительного органа в отношениях с гражданами, другими государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности и т. п.).

В отношении определения руководителей других государственных органов указываем, что действующее законодательство не содержит толкование понятия «государственный орган».

Вместе с тем в соответствии с частью первой статьи 6 Конституции Украины государственная власть в Украине осуществляется на принципах ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Статьей 75 Конституции Украины предусмотрено, что единым органом законодательной власти в Украине является парламент — Верховная Рада Украины.

Согласно части четвертой статьи 124 Конституции Украины правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускаются.

Систему органов исполнительной власти в соответствии с разделом VI Конституции Украины, частью первой статьи 1 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины», частью первой статьи 1 Закона Украины «О центральных органах исполнительной власти», частью второй статьи 1 Закона Украины «О местных государственных администрациях» составляют Кабинет Министров Украины, министерства, другие центральные органы исполнительной власти и местные государственные администрации.

То есть государственная власть реализуется через соответствующие виды государственных органов (трех ветвей власти). При этом следует отметить, что Конституция Украины определяет также другие государственные органы, такие как Центральная избирательная комиссия, Национальный банк Украины, Счетная палата, Генеральная прокуратура Украины, Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания, правовые принципы деятельности которых устанавливаются отдельными законами.

Термин «государственные органы» шире, нежели термин «органы государственной власти», поскольку охватывает, кроме органов законодательной, исполнительной и судебной власти, также другие органы, которые не относятся ни к одной из указанных ветвей власти, но осуществляют определенные государственные функции, руководители которых наделены представительскими, нормотворческими, контрольными и исполнительными функциями, в частности такими, как принимать властные (обязательные к исполнению) предписания (издавать правовые акты), организовывать и контролировать их выполнение.

 

Министр Л. Денисова

Комментарий специалиста Минсоцполитики

Только оклад: кому из высокопоставленных чиновников урезали зарплату до минимума

16.08.2014 г. вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» от 31.07.2014 г. № 1622-VII (далее — Закон № 1622). Им были внесены изменения в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» от 16.01.2014 г. № 719-VII (далее — Закон о Госбюджете-2014) в части сокращения расходов бюджета.

В частности, этот Закон дополнен новой ст. 32, согласно которой до конца АТО зарплату в размере должностного оклада будут получать:

— члены Кабмина и народные депутаты Украины;

— руководители центральных органов исполнительной власти и других государственных органов (кроме госорганов, подразделения которых принимают участие в проведении АТО).

Порядок применения этой нормы пояснило Минсоцполитики в комментируемом разъяснении.

Во-первых, с 16.08.2014 г. вышеуказанным лицам выплачивают только должностной оклад. А это значит, что права на доплаты и надбавки к должностному окладу, премии, индексацию зарплаты они не имеют. При этом выплата помощи на оздоровление при предоставлении ежегодного отпуска и материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов не запрещена.

Во-вторых, даны пояснения, на кого именно распространяется такое ограничение. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Что касается членов Кабмина и народных депутатов Украины, то тут проблем нет. А вот с руководителями центральных органов исполнительной власти и других госорганов немного сложнее.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Украины «О центральных органах исполнительной власти» от 17.03.2011 г. № 3166-VI (далее — Закон № 3166) и ч. 2 ст. 1 Закона Украины «О местных государственных администрациях» от 09.04.99 г. № 586-XIV систему центральных органов исполнительной власти составляют министерства Украины и другие центральные органы исполнительной власти и местные госадминистрации.

Поэтому ограничение, установленное ст. 32 Закона о Госбюджете-2014, распространяется на руководителей:

1) министерств;

2) центральных органов исполнительной власти, которые не являются министерствами. Их перечень можно найти в постановлении КМУ «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» от 10.09.2014 г. № 442.

При этом, как указало Минсоцполитики в комментируемом письме, руководителем такого органа называют должностное лицо, которое его возглавляет и осуществляет руководство его деятельностью;

3) областных (городских) государственных администраций;

4) районных государственных администраций, включая районы в г. Киеве.

Как подчеркнуло Минсоцполитики, Конституция Украины определяет также другие госорганы, такие как Центральная избирательная комиссия, НБУ, Счетная палата, Генеральная прокуратура Украины, Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания, правовые основы деятельности которых устанавливаются отдельными законами.

Из вышесказанного следует, что действие ст. 32 Закона о Госбюджете-2014 не распространяется на:

1) руководителей органов местного самоуправления;

2) заместителей руководителей центральных органов исполнительной власти и других государственных органов;

3) руководителей территориальных органов центральных органов исполнительной власти (например, территориальных отделений казначейства, фининспекции, фискальной службы и пр.).

Дополним наш комментарий еще одним важным замечанием. Согласно п. 66 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2014 руководителям центральных органов власти, осуществляющих контроль и надзор в соответствующих отраслях и сферах, и центральных органов исполнительной власти, функции которых могут осуществлять соответствующие министерства, предписано:

1) оптимизировать штатную численность работников;

2) предоставлять работникам отпуска без сохранения зарплаты.

Согласно ст. 17 Закона № 3166 к центральным органам исполнительной власти, которые выполняют функции по контролю и надзору в соответствующих отраслях и сферах, относятся инспекции, по предоставлению административных услуг — службы, по управлению объектами государственной собственности — агентства.

Поэтому п. 66 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2014 касается исключительно центральных органов исполнительной власти, которые выполняют функции по контролю и надзору в соответствующих отраслях и сферах, т. е. инспекций, служб и агентств.

 

Алла ЛИТВИН,
 заместитель директора Департамента
 по вопросам государственного регулирования
 заработной платы и условий труда

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц