Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Предоставление платных услуг заведениями внешкольного образования

Левичев Александр, заведующий сектором контроля учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, Харьковской объединенной государственной финансовой инспекции
Бюджетная бухгалтерия Октябрь, 2014/№ 40
Печать
Поводом для написания этой статьи стало обращение работников Дворца детского и юношеского творчества, являющегося заведением внешкольного образования. Они просили разъяснить, какими нормативными документами следует руководствоваться при предоставлении платных услуг и как правильно рассчитать калькуляцию платных услуг, предоставляемых Дворцом. Что же, давайте вместе разберемся с этими и другими вопросами, связанными с предоставлением платных услуг заведениями внешкольного образования.

Основные принципы предоставления платных услуг

Государственную политику в сфере внешкольного образования, ее правовые, социально-экономические, а также организационные, образовательные и воспитательные основы определяет Закон № 1841.

Согласно ст. 5 этого Закона структуру внешкольного образования составляют, в частности, внешкольные учебные заведения.

Виды внешкольных учебных заведений определены Перечнем типов внешкольных учебных заведений, утвержденным постановлением № 433. Этим же постановлением утверждено и Положение о внешкольном учебном заведении.

Так, к внешкольным учебным заведениям относятся:

— детско-юношеские спортивные школы: комплексные детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские спортивные школы по видам спорта, детско-юношеские спортивные школы для инвалидов, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, специализированные детско-юношеские спортивные школы для инвалидов паралимпийского и дефлимпийского резерва;

— клубы: военно-патриотического воспитания, детско-юношеские (моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарников, автолюбителей, краеведов, туристов, этнографов, фольклористов, физической подготовки и других направлений);

— малая академия искусств (народных ремесел);

— малая академия наук ученической молодежи;

— оздоровительные заведения для детей и молодежи: детско-юношеские лагеря (городки, комплексы): оздоровительные, загородные, профильные, труда и отдыха, санаторного типа, с дневным пребыванием; туристские базы;

— начальные специализированные художественные учебные заведения (школы эстетического воспитания: музыкальные, художественные, хореографические, театральные, хоровые, искусств и другие);

— центр, дворец, дом, клуб художественного творчества детей, юношества и молодежи, художественно-­эстетического творчества ученической молодежи, детского и юношеского творчества, эстетического воспитания;

— центр, дом, клуб эколого-натуралистического творчества ученической молодежи, станция юных натуралистов;

— центр, дом, клуб научно-технического творчества ученической молодежи, станция юных техников;

— центр, дом, клуб, бюро туризма, краеведения, спорта и экскурсий ученической молодежи, туристско-­краеведческого творчества ученической молодежи, станция юных туристов;

— центры: военно-патриотического и других направлений внешкольного образования;

— детская библиотека, детская флотилия моряков и речников, детский парк, детский стадион, детско-юношеская картинная галерея, детско-юношеская студия (хоровая, театральная, музыкальная, фольк­лорная и т. п.), комната школьника, курсы, студии, школы искусств, образовательно-культурные центры национальных меньшинств.

Согласно ст. 28 Закона № 1841 государственные, коммунальные и частные внешкольные учебные заведения могут предоставлять платные услуги в соответствии с перечнем,утвержденным Кабмином, и в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную политику в сфере образования, по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики, и центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере экономического и социального развития. На сегодняшний день таким является Перечень № 796.

Заведения внешкольного образования могут предоставлять только те виды платных услуг, которые приведены в этом Перечне. Если же заведения вне­школьного образования будут предоставлять платные услуги, виды которых не предусмотрены Перечнем № 796, то всю сумму, которую они за них получат, придется перечислить в бюджет. Разъяснение по этому поводу было предоставлено Госказначейской службой в письме № 2970 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 42). Так, в этом письме указано, что в случае поступления на счет бюджетного учреждения средств от предоставления платных услуг, не предусмотренных перечнем разрешенных платных услуг, такие средства должны быть перечислены в доход того бюджета, за счет которого осуществляется содержание учреждения, по коду классификации доходов бюджета 24060300 «Прочие поступления».

Также обратим внимание на то, что в случаях, предусмотренных законодательством Украины, внешкольное учебное заведение имеет право предоставлять платные услуги по определенным видам деятельности только после получения в установленном порядке соответствующих лицензий.

Платные услуги не могут предоставляться государственными или коммунальными внешкольными учебными заведениями вместо или в рамках образовательной деятельности, определенной учебными планами и программами.

При предоставлении платных услуг заведениями внешкольного образования следует учитывать требования Порядка № 736.

Так, согласно п. 1.6 этого Порядка платные образовательные услуги предоставляются на основании письменного заявления — для физического лица либо договора (контракта) — для физического или юридического лица.

На основании договора (контракта) предоставляются платные образовательные услуги в соответствии с пп. 1 — 4, 9 — 11 п. 1 Перечня № 796.

Другие платные образовательные услуги предоставляются на основании письменного заявления, составляемого заказчиком в произвольной форме.

При нарушении заказчиком условий договора (контракта, заявления) средства, полученные учебным заведением, остаются согласно условиям договора (контракта, заявления) в распоряжении учебного заведения для выполнения его уставных задач согласно действующему законодательству.

 

Положение о платных услугах

Требования по предоставлению платных услуг и составлению положения о платных услугах для каждой сферы деятельности бюджетных учреждений (медицинская, образовательная, социальная и т. п.) определены отдельно.

В любом случае, даже если для вашей сферы деятельности не определено нормативными документами требование о составлении положения о предоставлении платных услуг, считаем целесообразным при предоставлении учреждением платных услуг такое положение составить и определять в нем основные аспекты предоставления платных услуг (организация их предоставления, порядок расчета за услуги и т. п.).

Так, например, Порядок № 736 не содержит требований о составлении положения о платных услугах, но его составление является целесообразным, особенно в крупных учреждениях, предоставляющих много видов платных услуг или в больших объемах.

Приведем условный пример положения о предоставлении платных услуг Дворцом детского и юношеского творчества.

Положение о предоставлении платных услуг во Дворце детского и юношеского творчества

 

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о предоставлении платных услуг во Дворце детского и юношеского творчества (далее — Дворец) разработано на основании Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-­VI, Закона Украины «Об образовании» от 23.03.96 г. № 100/96-ВР, Закона Украины «О внешкольном образовании» от 22.06.2000 г. № 1841-III, Закона Украины «О ценах и ценообразовании» от 21.06.2012 г. № 5007-VI (далее — Закон № 5007), постановления КМУ «Об утверждении перечня типов внешкольных учебных заведений и Положения о внешкольном учебном заведении» от 06.05.2001 г. № 433, постановления КМУ «Об утверждении перечня платных услуг, которые могут предоставляться учебными заведениями, другими учреждениями и заведениями системы образования, относящимися к государственной и коммунальной форме собственности» от 27.08.2010 г. № 796, постановления КМУ «Об утверждении Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений» от 28.02.2002 г. № 228, совместного приказа Министерства образования и науки Украины, Министерства экономики Украины и Министерства финансов Украины «Об утверждении порядков предоставления платных услуг государственными учебными и коммунальными учебными заведениями» от 23.07.2010 г. № 736/902/758 (далее — Порядок № 736), нормативных актов о налогообложении, Устава Дворца и т. п.

1.2. Дворец предоставляет дополнительные платные услуги как предприятиям, учреждениям, организациям, так и физическим лицам: учащимся, воспитанникам, слушателям, взрослым посетителям, частным предпринимателям (далее — получатели услуг).

1.3. Дворец является неприбыльной организацией, потому что не ставит перед собой основной уставной и хозяйственной целью получение прибылей.

1.4. Дворец предоставляет юридическим и физическим лицам бесплатную, достоверную и доступную информацию о предоставлении платных услуг, которая включает сведения о местонахождении и режиме работы заведения, порядке предоставления этих услуг, способах и размерах их оплаты.

1.5. Все виды дополнительных платных услуг юридическим и физическим лицам предоставляются только на добровольных началах.

1.6. Средства, полученные от предоставления платных услуг, включаются в состав специального фонда годовой сметы Дворца.

1.7. Плата за услуги, связанные с выполнением основных уставных функций Дворца (плата за обучение в абонементных группах, кружках, секциях; плата за посещение бассейна; плата за посещение и проведение концертов, представлений и других учебно-воспитательных и культурно-массовых мероприятий), используется в соответствии с решениями о местном бюджете на покрытие расходов, связанных с организацией и предоставлением указанных услуг.

1.8. Поступления от хозяйственно-производственной деятельности Дворца (парковки автотранспорта на площадке для стоянки автотранспорта около Дворца) направляются в соответствии с решениями о местном бюджете на организацию этой деятельности и на хозяйственные расходы учреждения.

1.9. Поступления от платы за аренду имущества Дворца в соответствии с решением о местном бюджете в размере 30 % направляются в бюджет города, а остальные поступления в размере 70 % — на содержание, оборудование, ремонт имущества Дворца.

1.10. Получатели платных услуг несут материальную ответственность за порчу здания, сооружений, оборудования, мебели и инвентаря Дворца.

 

2. Организация предоставления платных услуг и контроль за соблюдением требований к их качеству

2.1. Основанием для предоставления конкретного вида платных услуг является договор (для юридических лиц и частных предпринимателей) или заявление либо приобретенный абонемент, пропуск, билет, и т. п. (для физических лиц).

2.2. Платные услуги во Дворце могут предоставляться как специально созданными кружками, группами, секциями, структурными подразделениями, предоставляющими указанные услуги исключительно за плату, так и структурными подразделениями, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований.

2.3. Все виды платных услуг в специально созданных подразделениях (группах, секциях, кружках, отделах), которые предоставляют соответствующие услуги исключительно за плату, осуществляются или общим персоналом Дворца в свободное от основной работы время, или отдельным персоналом этих подразделений в рабочее время.

2.4. Руководители структурных подразделений в пределах своей административной ответственности контролируют процесс предоставления платных услуг работниками Дворца, доводят содержание данного Порядка, инструкций о правилах поведения посетителей в бассейне, спортивных и зрительных залах Дворца и т. п. до сведения работников Дворца и информируют через информационные стенды получателей платных услуг о специфике проведения той или иной платной услуги или мероприятия.

2.5. В случае возникновения претензий к качеству предоставленных услуг получатель может обратиться непосредственно к директору Дворца или его заместителю, а в случае нерассмотрения его жалобы в месячный срок — в руководящий орган управления — Департамент образования городского совета.

 

3. Порядок установления размера платы за платные услуги

3.1. Руководствуясь нормами ст. 11 Закона № 5007, цену на все виды платных услуг Дворец устанавливает самостоятельно.

3.2. На основании Порядка № 736 размер платы за тот или иной вид платной услуги определяется исходя из расчета расходов, связанных с ее предоставлением.

3.3. Для расчета абонементной оплаты принимается период — календарный месяц.

3.4. К расходам, связанным с предоставлением платных услуг Дворца, относятся:

— расходы на оплату труда работников;

— начисления на заработную плату;

— материальные расходы;

— расходы на восстановление основных фондов, используемых для предоставления услуг;

— другие расходы на реализацию услуг.

В стоимость услуг, кроме перечисленного, включаются обязательные налоги, сборы, платежи, отчисления в соответствии с законодательными актами о налогообложении неприбыльных организаций.

При определении цены платных услуг прибыль не планируется.

3.4.1. Расходы на оплату труда.

Указанные расходы состоят из соответствующих расходов на оплату труда работников, привлеченных к выполнению работы по предоставлению платной услуги.

3.4.2. Начисления на заработную плату.

К этим расходам относятся расходы на начисление ЕСВ.

3.4.3. Хозяйственные расходы.

К хозяйственным расходам при предоставлении платных услуг относятся расходы на оплату коммунальных услуг и энергоносителей (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, электроэнергию, природный газ и т. п.), расходы на ремонт помещений, техническое обслуживание, ремонт оборудования и инвентаря (включая ремонт мягкого инвентаря, спецодежды), проведение санитарно-гигиенических мероприятий, стирку и химчистку мягкого инвентаря, расходы на приобретение канцелярских товаров.

3.4.4. Материальные расходы.

Составляющими материальных расходов является стоимость:

малоценных и быстроизнашивающихся предметов и материалов, канцелярских товаров, малоценного оборудования, инвентаря и инструментов (в том числе мягкого инвентаря);

комплектующих и мелких деталей для ремонта оборудования;

запчастей к транспортным средствам;

расходных и других материалов к компьютерной технике и оргтехнике;

спецодежды и средств индивидуальной защиты;

медикаментов и медицинских материалов;

методических материалов;

горюче-смазочных материалов и т. п., используемых непосредственно для предоставления услуг.

3.4.5. Прочие расходы.

В состав прочих расходов включаются расходы, непосредственно связанные с предоставлением платной услуги, кроме определенных подпунктами 3.4.1 — 3.4.4 настоящего Положения (например, оплата банковских услуг, охраны и т. п.).

3.5. Расчеты стоимости платных услуг составляются к каждому виду услуг отдельно, с учетом их особенностей и специфики и утверждаются директором Дворца.

3.6. В случае изменения законодательства или состава расходов, включаемых в расчет, стоимость услуги подлежит пересчету и должна быть сообщена получателям услуг.

 

4. Порядок оплаты труда

4.1. Фонд оплаты труда состоит из соответствующих расходов на заработную плату работников, привлеченных к выполнению работы по предоставлению платной услуги.

Расходы на заработную плату исчисляются за фактически отработанное время (выполненный объем работы) в соответствии с утвержденными в установленном порядке условиями оплаты труда для работников бюджетных учреждений, заведений и организаций соответствующих отраслей.

Количество работников соответствующей квалификации, привлеченных к предоставлению платных услуг, с соответствующими размерами должностных окладов (тарифных ставок, ставок заработной платы), а также количество часов их работы определяется исходя из необходимости учета всего объема выполняемых работ согласно утвержденным нормам нагрузки или времени, необходимого для выполнения тех или иных видов работ. При отсутствии утвержденных норм указанные показатели определяются расчетно.

Оплата труда рабочих, которые заняты или принимают участие в предоставлении платных услуг, осуществляется в соответствии с утвержденным штатным расписанием по специальному фонду.

4.2. Оплата труда работников, которые заняты или принимают участие в осуществлении платных услуг, рассчитывается и выплачивается в соответствии с утвержденным штатным расписанием по специальному фонду в виде заработной платы (для штатных работников — по штатному расписанию спецфонда), или доплат, устанавливаемых в процентном соотношении к тарифной ставке (должностному окладу) в зависимости от прямого конкретного участия каждого работника Дворца в предоставлении платных услуг, или премий по результатам работы.

4.3. С целью материального стимулирования педагогических работников к дальнейшему наращиванию и развитию деятельности Дворца по предоставлению платных услуг населению, оплата труда руководителей абонементных групп, кружков, секций рассчитывается по педагогической тарификации в виде заработной платы и выплачивается в процентном соотношении от установленной педагогической нагрузки, в пределах и за счет соответствующих поступлений, исходя из расчета фактической оплаты от каждого получателя платной услуги (учащегося, воспитанника, слушателя, взрослого посетителя).

В случае превышения плановой наполняемости групп руководителям абонементных групп, кружков, секций устанавливается доплата за увеличенный объем выполняемых работ из расчета поступления фактической оплаты услуги за каждого учащегося, воспитанника, слушателя, взрослого посетителя.

Срок действия доплаты — учебный год — с 1 сентября по 31 мая.

В период с 1 июня по 31 августа заработная плата начисляется по тарификации. В это время педагогические работники или выполняют организационно-педагогическую работу, или находятся в ежегодном оплачиваемом отпуске.

При уменьшении плановой наполняемости групп оплата труда руководителям абонементных групп, кружков, секций осуществляется пропорционально фактическому поступлению оплаты за услуги.

4.4. Учитывая то, что услуги учебного и спортивно-оздоровительного характера не могут быть гарантированы в течение всего учебного или финансового года, педагогическая нагрузка педагогов, работающих в абонементных группах, кружках, секциях, может изменяться в течение года, поскольку это зависит от нормативной наполняемости группы лицами, которые занимаются. За перевыполнение плановой наполняемости групп (но при выполнении учебных и санитарно-гигиенических норм) педагогу проводится дополнительная оплата за каждого учащегося на условиях, определенных в пунктах 4.2 — 4.3 настоящего Положения.

При наличии количества получателей услуг, достаточного для открытия еще одной группы, такая группа открывается, но если она не мешает расписанию занятий других работающих групп.

При уменьшении плановой наполняемости группы администрацией Дворца может быть принято решение о роспуске или расформировании учебной группы.

4.5. Премирование и другие виды материального поощрения, а также материальная помощь работникам Дворца, которые заняты и принимают участие в предоставлении платных услуг, осуществляется в пределах утвержденного фонда заработной платы по специальному фонду.

 

5. Порядок учета объемов платных услуг. Зачисление и использование полученных средств

5.1. Дворец ведет бухгалтерский учет по предоставлению услуг отдельно как за счет бюджетных ассигнований (основная деятельность), так и за счет пользователей платных услуг и полученных сумм благотворительной помощи (дополнительные источники финансирования заведения) согласно нормативным документам, утвержденным Минфином.

5.2. Оплата за услуги осуществляется или непосредственно в главную кассу Дворца, или через РРО в первичные кассы, или через билетного кассира, или в безналичной форме (для юридических лиц и частных предпринимателей).

5.3. Работникам Дворца, не имеющим разрешения на проведение операции с наличностью, собирать средства в качестве оплаты платных услуг запрещено.

5.4. Каждый физический получатель платных услуг Дворца должен лично платить за предоставленные услуги. Исключение составляют несовершеннолетние дети, за которых оплату услуг осуществляют их родители или опекуны. Допускается внесение оплаты от общественных казначеев родительских комитетов, избранных общим родительским собранием учащихся — членов кружка.

5.5. Оплата за занятия в абонементных кружках, группах, студиях, секциях принимается предоплатой на текущий или в текущем на следующий месяц.

5.6. Руководитель кружка, группы, секции, контролер КПП спортивного блока допускают на занятие получателей платной услуги, предоставивших квитанцию об уплате за услугу:

— в бассейне и тренажерном зале Дворца — до наступления первого занятия текущего месяца (о чем делается отметка на пропуске);

— в других группах, кружках, секциях — до 7-го числа текущего месяца (о чем составляется табель учета посещений и оплаты).

5.7. Вход посетителей в зрительные залы на платные мероприятия осуществляется после предъявления приобретенного билета контролерам билетов Дворца.

5.8. В случае разовой отмены занятий в бассейне или тренажерном зале не по вине Дворца (отключение света, горячей воды и т. п.) оплата не возвращается, а предоставляется возможность посетить это занятие в другое время.

5.9. За 2 дня пропущенных занятий (если абонемент на 4 дня занятий в месяц), за 4 дня пропущенных занятий (если абонемент на 8 дней занятий в месяц), за 6 дней пропущенных занятий (если абонемент на 12 дней занятий в месяц) в течение календарного месяца абонементная оплата не возвращается, поскольку за лицом, пропустившим занятие, сохраняется место в группе на весь календарный месяц.

На это время другой получатель платных услуг не имеет права претендовать на временно высвобожденное место.

5.10. За пропущенные занятия сверх нормы, указанной в пункте 5.9, в течение календарного месяца по уважительным причинам (болезнь, командировка и т. п.) оплата возвращается только по письменному заявлению с предоставлением подтверждающих документов начиная с 3-го занятия (если абонемент на 4 дня занятий в месяц), с 5-го занятия (если абонемент на 8 дней занятий в месяц), с 7-го занятия (если абонемент на 12 дней занятий в месяц).

На это время другой получатель платных услуг не имеет права претендовать на временно высвобожденное место.

5.11. За пропущенные занятия в разных календарных месяцах оплата рассчитывается исходя из норм пунктов 3.3, 5.9 и 5.10 настоящего Положения.

5.12. В случае отсутствия дальнейшей абонементной платы от лица, пропустившего занятие, на высвобожденное место может претендовать другой получатель платных услуг.

5.13. Если учащиеся, воспитанники, слушатели абонементных групп, кружков, секций не выполнили учебную программу в связи с большим количеством пропусков занятий, они или отчисляются, или остаются на повторный учебный курс.

5.14. За пропущенные по вине посетителя разовые платные мероприятия (концерты, утренники, спектакли, лекции, киносеансы и т. п.) Дворец ответственности не несет.

5.15. В каникулярное время или во время эпидемии педагог имеет право перенести занятие по согласованию с администрацией Дворца на другое время. О будущем переносе занятий получатели услуг должны быть предупреждены заранее.

5.16. В случае временного отсутствия педагога (болезнь, командировка, участие с другими учащимися в организационно-массовых мероприятиях) при невозможности переноса занятия на другое учебное время с отработкой тем же педагогом учебной программы, эти занятия проводятся (заменяются) другим педагогом по решению руководителя структурного подразделения.

 

6. Заключительные положения

6.1. При дальнейшем расхождении норм законодательства, перечисленных в этом Положении, с нормами и правилами, существующими в действующем законодательстве, действуют последние.

Расчет стоимости платных услуг

Согласно ст. 11 Закона № 5007 свободные цены устанавливаются субъектами хозяйствования самостоятельно с согласия сторон на все товары, кроме тех, по которым осуществляется государственное регулирование цен.

Все основные расходы, которые необходимо включить в калькуляцию стоимости платных услуг, были приведены в Положении о предоставлении платных услуг, потому не будем повторяться и перейдем сразу к примерам расчета стоимости платных услуг.

Итак, рассмотрим расчет стоимости ежемесячных абонементов в бассейн, организации кружков и проведения новогодних праздников.

Начнем с расчета стоимости абонемента в бассейн.

Рассчитаем на условном примере расходы на одного посетителя бассейна за 1 час.

 

Пример 1. Предположим, что плановое количество посещений бассейна (исчисленное, например, исходя из фактических показателей предыдущего года) составляет 100 тыс. человеко-­часов с обязательным учетом посещений в пределах учебного плана на бесплатной основе.

Также для расчета используем следующие данные:

— бассейн используется 9 месяцев в году;

— группы формируются с одночасовым и двухчасовым посещением в неделю;

— средняя норма нагрузки руководителя секции — 72 часа в месяц;

— фонд заработной платы других работников (не руководители секции) — 17740,48 грн.;

— всего посетителей бассейна — 1418 человек;

— капитальные расходы составляют 3,66 % от текущих расходов;

— для дезинфекции бассейна и воды используются 100 канистр жидкого хлора по 800 грн., 100 канистр РН-концентрата по 500 грн. и 10 упаковок коагулянта по 400 грн. каждая;

— по данным предыдущего года потребление теплоэнергии составило 722,2704 Гкал;

— по данным предыдущего года потребление воды составило 15000 куб. м;

— по данным предыдущего года потребление электроэнергии составило 110000 кВт·ч;

— тариф на теплоэнергию — 899,94 грн.;

— тариф на воду — 9,132 грн.;

— тариф на водоотведение — 6,06 грн.;

— тариф на электроэнергию — 1,13604 грн.

 

Сначала в табл. 1 приведем расчет суммы расходов на одночасовое посещение бассейна исходя из типовых видов расходов, связанных с предоставлением такого вида услуг.

 

Таблица 1

КЭКР

Вид расходов

Годовая сумма расходов по видам, грн.

Сумма расходов на одного посетителя за 1 час, грн.
(годовая сумма расходов : 100 тыс. человеко-часов)

1

2

3

4

2210

Общие хозяйственные расходы

15000,00

0,15

Чистящие, моющие средства, хозяйственный инвентарь, спецодежда

3000,00

0,03

Химреактивы:

Жидкий хлор (100 канистр х 800 грн.)

80000,00

0,80

РН-концентрат (100 канистр х 500 грн.)

50000,00

0,50

Коагулянт, гранулы (10 упаковок х 400 грн.)

4000,00

0,04

Итого на год

152000,00

1,52

2220

Медикаменты (100 грн. х 10 мес. = 1000 грн.)

1000,00

0,01

Итого на год

1000,00

0,01

2240

Услуги инкассации

15000,00

0,15

Техобслуживание и ремонт РРО

1000,00

0,01

Телекоммуникационные услуги Интернета

2000,00

0,02

Оплата по разовым договорам

5000,00

0,05

Телекоммуникационные услуги стационарной радиосвязи

2000,00

0,02

Почтовые услуги

1000,00

0,01

Вывоз твердых бытовых отходов

1000,00

0,01

Итого на год

27000,00

0,27

2250

Служебные поездки

1000,00

0,01

Итого на год

1000,00

0,01

2271

Теплоэнергия (722,2704 Гкал х Тариф 899,94 грн.)

Потребление исчисляется на основании данных прибора учета, при его отсутствии — расчетным способом исходя из отапливаемой площади или объема помещений

650000,00

6,50

Итого на год

650000,00

6,50

2272

Холодная вода (15000 куб. м х Тариф 9,132 грн.)

Водоотведение (15000 куб. м х Тариф 6,06 грн.)

Потребление исчисляется на основании данных прибора учета, при его отсутствии — расчетным способом исходя из мощности и режима работы насосного оборудования, режима работы душевых, периодичности влажной уборки и т. п.

136980,00

90900,00

1,37

0,91

Итого на год

227880,00

2,28

2273

Электроэнергия (110000 кВт·ч х Тариф 1,13604 грн.)

Потребление исчисляется на основании данных прибора учета, при его отсутствии — расчетным способом исходя из мощности и режима работы электрооборудования

Компенсация перетоков реактивной энергии

Потребление исчисляется на основании данных расчета электроснабженческой организации, при их отсутствии — расчетным способом пропорционально количеству потребленной электроэнергии

124964,40

 

 

 

4000,00

1,25

 

 

 

0,04

Итого на год

128964,40

1,29

2800

Плата за специализированное использование воды

Общие расходы на уплату налогов, пени и т. п.

8000,00

1000,00

0,08

0,01

Итого на год

9000,00

0,09

Итого

1196844,40

11,97

 

Теперь расчитаем расходы на оплату труда руководителей секций по обучению плаванию (оздоровительному плаванию) на месяц при посещении бассейна 1 или 2 часа в неделю. Расчет приведем в табл. 2 на с. 22.

На основании произведенных ранее расчетов в табл. 3 на с. 22 исчислим стоимость месячного абонемента для посещения бассейна для детей (без учета НДС) и взрослых (с учетом НДС) в группах по 10 человек с посещением 1 или 2 раза в неделю.

 

Таблица 2

Должность педагогического работника

Оклад,
 грн.

Часов в неделю

Зарплата за месяц,
 грн.*

10 % за педагогический стаж,
 грн.

20 % за престижность,
 грн.

Итого фонд оплаты труда в месяц,
 грн.

В месяц с учетом периода работы бассейна
(ФОТ х 12 мес. : 9 мес.),
 грн.

Руководитель секции

1397

1

77,61

7,76

15,52

100,89

134,52

Руководитель секции

1397

2

155,22

15,52

31,04

201,78

269,04

* 1397 грн. : 72 ч (среднемесячная норма нагрузки) х 4 ч при посещении 1 час в неделю (8 ч при посещении 2 часа в неделю).

 

 

Таблица 3

Наимено-
вание платной услуги

Расходы на оплату труда с начисле-
ниями на платное посещение бассейна по видам, грн.

Всего расходов
(на оплату труда с ЕСВ)
на платное посещение бассейна, грн.

Коли-
чество посети-
телей в группе,
человек

ФОТ в расчете
на 1 плательщика в месяц, грн.

Теку-
щие
расходы в расчете
на 1 плате-
льщика в 1 час, грн.

Коли-
чество недель-
ных часов абоне-
мента,
ч

Теку-
щие расходы на месяц на одного посети-
теля без учета оплаты труда и начисле-
ния ЕСВ,
грн.

Капита-
льные расходы всего в месяц на посети-
теля (исчисля-
ется расчетно),
грн.

ИТОГО оплата на месяц — стои-
мость абоне-
мента,
грн.

КЭКР 2111
(оплата труда педработ-
ника)

КЭКР 2111
(оплата труда других работ-
ников)

КЭКР 2120 (начисления ЕСВ)

Обучение плаванию детей 2 часа/неделя

269,04

250,22*

188,49

707,75

10

70,77

11,97

8

95,76

3,50

170,03**

Обучение плаванию детей 1 час/неделя

134,52

125,11

94,24

353,87

10

35,39

11,97

4

47,88

1,75

85,02

Оздоровительное плавание для взрослых 2 часа/неделя

269,04

250,22

188,49

707,75

10

70,77

11,97

8

95,76

3,50

170,03 + НДС = 204,04

Оздоровительное плавание для взрослых 1 час/неделя

134,52

125,11

94,24

353,87

10

35,39

11,97

4

47,88

1,75

85,02 + НДС = 102,02

* 17740,48 грн. : 4 ч : 1418 человек = 3,1277 грн. на 1 посетителя за 1 час.

Оплата труда других работников (1 час/неделя) — 3,1277 грн. х 4 ч х 10 мес. = 125,11 грн.

Соответственно оплата труда других работников (2 часа/неделя) — 125,11 грн. х 2 ч = 250,22 грн.

** В соответствии с п.п. 197.1.2 НКУ обучение детей освобождается от обложения НДС.

 

Таким образом, стоимость обучения плаванию детей периодичностью 2 часа в неделю составляет 170,03 грн., периодичностью 1 час в неделю — 85,02 грн. Стоимость оздоровительного плавания для взрослых периодичностью 2 часа в неделю составляет 204,04 грн., периодичностью 1 час в неделю — 102,02 грн.

Для удобства копейки можно отбросить и окончательная стоимость абонемента на обучение плаванию детей периодичностью 2 часа в неделю будет составлять 170 грн., периодичностью 1 час в неделю — 85 грн. Стоимость абонемента оздоровительного плавания для взрослых периодичностью 2 часа в неделю будет составлять 204 грн., периодичностью 1 час в неделю — 102 грн.

Теперь рассмотрим пример расчета стоимости билетов на проведение детских новогодних праздников.

 

Пример 2. Предположим, что:

— запланированное количество посетителей праздников — 2400 человек, из них 1800 — на программу для детей школьного возраста и 600 — на программу для детей дошкольного возраста;

— количество задействованных лиц, кроме запланированного количества посетителей праздников, — 600 человек;

— количество представлений для детей школьного возраста — 5 по 1,5 часа;

— репетиции школьных представлений — 22,5 часа;

— количество представлений для детей дошкольного возраста — 5 по 1,5 часа;

— репетиции дошкольных представлений — 22,5 часа;

— норматив на вывоз мусора — 0,08 кг на 1 место в сутки;

— норма плотности мусора — 104 кг / куб. м;

— норма потребления воды на посещение — 0,004 куб. м;

— норма потребления электроэнергии (предоставления) — 0,4 кВт на 1 место в час;

— норма потребления электроэнергии (репетиции) — 0,17 кВт на 1 человека в час;

— ставка сбора за водопользование — 55,71 грн.;

— внутренний объем здания — 75608 куб. м;

— внутренний объем зала для проведения праздников — 2491,5 куб. м;

— тариф на теплоэнергию — 899,94 грн.;

— тариф на электроэнергию — 1,23888 грн.;

— расходы на реактивную энергию по договору — 3,28 % от расходов на электроэнергию;

— капитальные расходы составляют 4,28 % от общей суммы текущих расходов.

 

Заметим, что данные, которые не рассчитываются, планируются по аналогичным данным предыдущего года.

Прежде всего рассчитаем основные расходы по КЭКР. Расчет приведем в табл. 4.

 

Таблица 4

КЭКР

Вид расходов

Общая сумма,
 грн.

1

2

3

2210

Приобретение елочных украшений, хозяйственных, канцелярских товаров, электроприборов, тканей, фурнитуры для изготовления декораций, реквизита, праздничного оформления

7637,27

Вместе 2210

7637,27

2240

Банковские услуги (инкассация: 4 услуги х 50 грн.)

200,00

Расходы на услуги связи

100,00

Норматив на вывоз мусора
(0,08 кг / 1 место в сутки; 3000 человек х 0,08 кг = 240 кг; 240 кг : Норма плотности мусора 104 кг / куб. м = 2,308 куб. м; 2,308 куб. м х 51,90 грн. = 119,79 грн.)

119,79

Итого 2240

419,79

2250

Расходы на служебные разъезды (7 грн. х 15 поездок)

105,00

Итого 2250

105,00

2800

Специальное использование водных ресурсов
(3000 человек х 0,004 куб. м = 12 куб. м; 12 куб. м х 55,71 грн. : 100 = 6,69 грн.)

6,69

Итого 2800

6,69

2271

Расходы теплоэнергии на единицу объема факт в 2013 году
(1791,89997 Гкал : 6 мес. : Внутренний объем здания 75608 куб. м) = 0,00395 Гкал на 1 куб. м в месяц)

0,00395 Гкал х Внутренний объем зала 2491,5 куб. м = 9,8414 Гкал в месяц

9,8414 Гкал х Тариф 899,94 грн. = 8856,67 грн. в месяц

8856,67 грн. : 720 часов х 5 представлений х 1,5 часа школьного концерта = 92,26 грн.

8856,67 грн. : 720 часов х 22,5 часа репетиций = 276,77 грн.

8856,67 грн. : 720 часов х 5 представлений х 1,5 часа дошкольного концерта = 92,26 грн.

8856,67 грн. : 720 часов х 22,5 часа репетиций = 276,77 грн.

 

 

 

 

 

 

92,26

276,77

 

92,26

276,77

Итого 2271

738,06

2272

Расходы холодной и горячей воды 4,0 л на 1 посещение 4,0 л : 1000 = 0,004 куб. м

3000 человек х 0,004 куб. м х Тариф 9,132 грн. = 109,58 грн. водоснабжение

3000 человек х 0,004 куб. м х Тариф 6,06 грн. = 72,72 грн. водоотведение

 

 

109,58

72,72

Итого 2272

182,30

2273

Расходы на электроэнергию

По нормативу 0,4 кВт на 1 место в час

2250 человек х 0,4 кВт х 1,5 ч = 1350 кВт·ч

750 человек х 0,17 кВт х 1,5 ч = 191,25 кВт·ч

(1350 кВт·ч + 191,25 кВт·ч) х Тариф 1,23888 грн. = 1909,42 грн.

 

 

 

1909,42

Расходы на реактивную энергию 3,28 %

1909,42 грн. х 3,28 % = 61,05 грн.

62,63

Итого 2273

1972,05

3110

Приобретение необоротных материальных активов для проведения новогодних концертных программ

2465

Итого 3110

2465,00

 

Рассмотрим расчет расходов на оплату труда работников, задействованных в проведении новогодних праздников (табл. 5 и 6).

 

Таблица 5

КЭКР

Работники

Минимальные ставки согласно постановлению № 72

Фактический сбор,
 грн.

Минимальная оплата,
 грн.

Договорная оплата,
 грн.

1

2

3

4

5

6

Концерт для школьников

2111

Автору произведения — за написание авторского сценария концерта

1 % валового сбора, полученного от продажи билетов

54000,00

540,00

1500,00

Автору музыки — за написание музыкального сопровождения концерта

1 % валового сбора, полученного от продажи билетов

54000,00

540,00

1500,00

Режиссер-постановщик

1 % валового сбора, полученного от продажи билетов

54000,00

540,00

1500,00

Балетмейстер-постановщик

1 % валового сбора, полученного от продажи билетов

54000,00

540,00

1200,00

2111

Художник-постановщик

1 % валового сбора, полученного от продажи билетов

54000,00

540,00

1300,00

Итого ФОТ

 

 

2700,00

7000,00

2120

Начисление ЕСВ (34,7 %)

 

 

 

2429,00

Концерт для дошкольников

2111

Автору произведения — за написание авторского сценария концерта

1 % валового сбора, полученного от продажи билетов

18000,00

180,00

1200,00

Автору музыки — за написание музыкального сопровождения концерта

1,5 % валового сбора, полученного от продажи билетов

18000,00

270,00

1200,00

Режиссер-постановщик

1,5 % валового сбора, полученного от продажи билетов

18000,00

270,00

1200,00

Художник-постановщик

1 % валового сбора, полученного от продажи билетов

18000,00

180,00

1300,00

Итого ФОТ

 

 

900,00

4900,00

2120

Начисление ЕСВ (34,7 %)

 

 

 

1700,30

 

Таблица 6

КЭКР

Должность

Штатные единицы

Оклад, грн.

Расчет оплаты

Сумма оплаты на 1 работника, грн.

ФОТ,
 грн.

1

2

3

4

5

6

7

2111

Производитель декораций

1

1218,00

 

1218,00

1218,00

Реквизитор

1

1218,00

 

1218,00

1218,00

Итого

 

 

 

 

2436,00

2120

Начисление ЕСВ (34,7 %)

 

 

 

 

845,29

Репетиции представлений для школьников

2111

Артисты

(с 18 по 30 ноября 6 чел. х 0,5 ст.)

3

1474

1474 грн. : 21 дн. х 10 дн. х х 0,5 ст. = 350,95 грн.

350,95 грн. х 3 ст. : 0,5 ст. = 2105,70 грн.

350,95

2105,70

Артисты

(с 1 по 20 декабря 6 чел. х 0,5 ст.)

3

1474

1474 грн. : 22 дн. х 15 дн. х 0,5 ст. = 502,50 грн.

502,50 грн. х 3 ст. : 0,5 ст. = 3015,00 грн.

502,50

3015,00

Представления для школьников

2111

Артисты

(с 21 по 31 декабря 6 чел. х 0,5 ст.)

3

1474

1474 грн. : 22 дн. х 5 дн. х 0,5 ст. = 167,50 грн.

167,50 грн. х 3 ст. :  0,5 ст. = 1005,00 грн.

167,50

1005,00

2111

Артисты

(с 1 по 11 января 6 чел. х 0,5 ст.)

3

1474

1474 грн. : 21 дн. х 7 дн. х 0,5 ст. = 245,67 грн.

245,67 грн. х 3 ст. : 0,5 ст. = 1474,02 грн.

245,67

1474,02

Репетиции представлений для дошкольников

2111

Артисты

(с 18 по 30 ноября 6 чел. х 0,5 ст.)

2

1474

1474 грн. : 21 дн. х 10 дн. х 0,5 ст. = 350,95 грн.

350,95 грн. х 2 ст. : 0,5 ст. = 1403,80 грн.

350,95

1403,80

Артисты

(с 1 по 20 декабря
6 чел. х 0,5 ст.)

2

1474

1474 грн. : 22 дн. х 15 дн. х 0,5 ст. = 502,50 грн.

502,50 грн. х 2 ст. : 0,5 ст. = 3015,00 грн.

502,50

2010,00

Представления для дошкольников

2111

Артисты

(с 21 по 31 декабря 6 чел. х 0,5 ст.)

2

1474

1474 грн. : 22 дн. х 4 дн. х 0,5 ст. = 134,00 грн.

134,00 грн. х 2 ст. : 0,5 ст. = 536,00 грн.

134,00

536,00

Артисты

(с 1 по 11 января 6 чел. х 0,5 ст.)

2

1474

1474 грн. : 21 дн. х 2 дн. х 0,5 ст. = 70,19 грн.

70,19 грн. х 2 ст. : 0,5 ст. = 280,76 грн.

70,19

280,76

2111

Итого ФОТ

 

 

 

 

11830,28

2120

Начисление ЕСВ (34,7 %)

 

 

 

 

4105,11

 

Теперь в табл. 7 рассчитаем заработную плату административного и вспомогательного персонала.

 

Таблица 7

КЭКР

Должности другого административного и вспомогательного персонала

Шт. ед.

Оклад,
 грн.

Сумма оплаты на 1 работника,
 грн.

Доплата (премия),
 грн.

1

2

3

4

5

6

2111

Директор

0,25

2062,00

515,50

515,50

Заместитель директора по УВР

0,25

1959,00

489,75

489,75

Заместитель директора по ОМР

0,25

1856,00

464,00

464,00

Заместитель директора по АХЧ

0,25

1856,00

464,00

464,00

Главный инженер

0,25

1856,00

464,00

464,00

Главный бухгалтер

0,25

1856,00

464,00

464,00

Старший комендант

0,20

1218,00

243,60

243,60

Зав. постан. частью

0,20

1934,00

386,80

386,80

Звукорежиссер 2 категории

0,10

1806,00

180,60

180,60

Звукооператор

0,10

1806,00

180,60

180,60

Администратор

0,10

1218,00

121,80

121,80

Контролер билетов (2 чел. х 0,1)

0,20

1218,00

121,80

243,60

Машинист сцены 2 категории

0,10

1218,00

121,80

121,80

Осветитель

0,10

1218,00

121,80

121,80

Костюмер 4 разряда

0,10

1218,00

121,80

121,80

2111

Подсобный рабочий сцены

0,10

1218,00

121,80

121,80

Гардеробщик (6 чел. х 0,15)

0,90

1218,00

182,70

1096,20

Дворник (5 чел. х 0,1)

0,50

1218,00

121,80

609,00

НСЛ (10 чел. х 0,15)

1,50

1218,00

182,70

1827,00

Итого ФОТ

 

 

 

8237,65

2120

Начисление ЕСВ (36,3 %)

 

 

 

2990,27

 

Итого расходы по КЭКР 2111 составили 34403,93 грн. (7000,00 + 4900,00 +2436,00 + 11830,28 +8237,65), по КЭКР 2120 — 12069,97 грн. (2429,00 + 1700,30 +845,29 + 4105,11 + 2990,27).

Теперь в табл. 8 сгруппируем все рассчитанные расходы в сводной смете расходов на проведение новогодних концертных программ для детей.

 

Таблица 8

КЭКР

Фактические расходы

Сумма,
 грн.

2110

Зарплата

34403,93

2120

Начисления на зарплату

12069,97

2210

Предметы, материалы, оборудование и инвентарь

7637,27

2240

Оплата услуг (кроме коммунальных)

419,79

2250

Расходы на командировку

105,00

2271

Оплата теплоснабжения

738,06

2272

Оплата водоснабжения и водоотведения

182,30

2273

Оплата электроэнергии

1972,05

2800

Прочие текущие расходы

6,69

 

Всего текущие расходы без НДС

57535,06 округл. 57535,00

3110

Приобретение оборудования и предметов длительного пользования

2465,00

Итого расходы без НДС

60000,00

НДС 20 %

12000,00

Всего расходов с НДС

72000,00

 

Распределим определенные расходы пропорционально запланированному количеству билетов для детей дошкольного и школьного возраста. Дети школьного возраста — 75 %, дети дошкольного возраста — 25 %. Разделив общую сумму расходов на общую сумму билетов, получаем стоимость одного билета — 30 грн. Приведем эти данные в табл. 9.

 

Таблица 9

Фактические доходы

Билеты

Цена,
 грн.

Сумма,
 грн.

5 программ для детей школьного возраста

1800

30,00

54000,00

5 программ для детей дошкольного возраста

600

30,00

18000,00

 

Теперь рассмотрим расчет стоимости обучения в платных кружках, студиях, секциях.

 

Пример 3. Предположим, что во Дворце детского и юношеского творчества будет организована работа таких кружков: акробатический рок-н-ролл, большой теннис, вокальная подготовка, фотодизайн, информатика.

Количество часов занятий в неделю — 4 часа.

Количество учащихся в группах:

— акробатического рок-н-ролла — 17 человек;

— большого тенниса — 19 человек;

— вокальной подготовки — 14 человек;

— фотодизайна — 10 человек;

— информатики — 9 человек.

Капитальные расходы составляют 10 % от общей суммы текущих расходов.

 

Для определения стоимости обучения в кружках сначала рассчитаем фонд оплаты труды работников, которые принимают непосредственное участие в ведении кружков и обеспечивают процесс предоставления платных услуг (табл. 10).

 

Таблица 10

Название кружка

Оклад педагога, который ведет соответствующий кружок, грн.

Количество часов занятий в неделю на группу

Всего зарплата педагога,
 грн.

Зарплата АУР, УВР, МОР,
 грн.

Всего зарплата,
 грн.

Начисление ЕСВ,
 грн.

Заработная плата с начислением ЕСВ,
 грн.

Количество учащихся в группе,
человек

Расходы по зарплате
(на 1 учащегося),
 грн.

Акробатический рок-н-ролл

1397,00

4

689,81

762,45

1452,26

527,17

1979,43

17

116,44

Большой теннис

1474,00

4

727,83

762,45

1490,28

540,97

2031,25

19

106,91

Вокальная подготовка

1474,00

4

727,83

108,13

835,96

303,45

1139,41

14

81,39

Фотодизайн

1474,00

4

727,83

74,44

802,27

291,22

1093,49

10

109,35

Информатика

1474,00

4

727,83

102,85

830,68

301,54

1132,22

9

125,80

 

Расходы на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала с учетом ЕСВ исчислим пропорционально заработной плате руководителей кружков (например, по критерию площади помещений).

 

Таблица 11

Название кружка

Площадь помещения,
м2

Принятый нормативный коэффициент соотношения площади помещения к ФОТ,
 грн.

Норма рабочего времени,
ч

Количество часов занятий

Зарплата АУР, УВР, МОР*,
 грн.

Расходы с учетом ЕСВ,
 грн.

Акробатический рок-н-ролл

389,20

15,32

166,83

16

571,84

762,45

Большой теннис

389,20

15,32

166,83

16

571,84

762,45

Вокальная подготовка

55,20

15,32

166,83

16

81,10

108,13

Фотодизайн

38,00

15,32

166,83

16

55,83

74,44

Информатика

52,50

15,32

166,83

16

77,14

102,85

* Площадь помещения х Норматив соотношения площади помещения к ФОТ : Норма рабочего времени х Количество часов.

 

Текущие расходы рассчитываются аналогичным способом, как и в примере расчета стоимости занятий в бассейне, который мы приводили раньше. Поэтому не будем повторяться и сразу приведем сводный расчет в табл. 12.

 

Таблица 12

Название кружка

Расчет на платную группу,
 грн.

ФОТ с начислением ЕСВ,
 грн.

Количество человек в группе

ФОТ с начислением ЕСВ на 1 человека,
 грн.

Текущие расходы по КЭКР в расчете на 1 человека,
 грн.

Текущие расходы всего,
 грн.

КЭКР 3110
(10 %),
 грн.

Всего оплата за месяц,
 грн.

2111

2120

2210

2220

2240

2800

2250

2271

2272

2273

Акробатический рок-н-ролл

1452,26

527,17

1979,43

17

116,44

1,99

0,01

1,55

0,02

0,41

2,65

0,45

0,76

124,28

12,43

136,71

Большой теннис

1490,28

540,97

2031,25

19

106,91

1,99

0,01

1,55

0,02

0,41

2,65

0,45

0,76

114,75

11,48

126,23

Вокальная подготовка

835,96

303,45

1139,41

14

81,39

1,99

0,01

1,55

0,02

0,41

2,65

0,45

0,76

89,23

8,92

98,15

Фотодизайн

802,27

291,22

1093,49

10

109,35

1,99

0,01

1,55

0,02

0,41

2,65

0,45

0,76

117,19

11,72

128,91

Информатика

830,68

301,54

1132,22

9

125,80

1,99

0,01

1,55

0,02

0,41

2,65

0,45

0,76

133,64

13,36

147,00

 

Итак, приведем стоимость обучения в кружках в табл. 13.

 

Таблица 13

№ п/п

Название кружка

Стоимость обучения,
 грн.

1

Акробатический рок-н-ролл

136,71

2

Большой теннис

126,23

3

Вокальная подготовка

98,15

4

Фотодизайн

128,91

5

Информатика

147,00

 

Нормативные документы

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 1841 — Закон Украины «О внешкольном образовании» от 22.06.2000 г. № 1841-III.

Закон № 5007 — Закон Украины «О ценах и ценообразовании» от 21.06.2012 г. № 5007-VI.

Постановление № 433 — постановление КМУ «Об утверждении перечня типов внешкольных учебных заведений и Положения о внешкольном учебном заведении» от 06.05.2001 г. № 433.

Постановление № 72 — постановление КМУ «Об утверждении минимальных ставок вознаграждения (роялти) за использование объектов авторского права и смежных прав» от 18.01.2003 г. № 72.

Перечень № 796 — Перечень платных услуг, которые могут предоставляться учебными заведениями, другими учреждениями и заведениями системы образования, относящимися к государственной и коммунальной форме собственности, утвержденный постановлением КМУ от 27.08.2010 г. № 796.

Порядок № 736 — Порядок предоставления платных образовательных услуг государственными и коммунальными учебными заведениями, утвержденный общим приказом Минобразования, Минэкономики и Минфина от 23.07.2010 г. № 736/902/758.

Письмо № 2970 — письмо Госказначейской службы «О перечислении в бюджет средств, полученных за не предусмотренные действующим законодательством платные услуги» от 14.10.2011 г. № 16-04/918-2970.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц