О подготовке бюджетных запросов к проекту государственного бюджета на 2015 год и проекту прогноза государственного бюджета на 2016 — 2017 годы

В избранном В избранное
Печать
Министерство финансов Украины
Бюджетная бухгалтерия Сентябрь, 2014/№ 33
Письмо от 04.07.2014 г. № 31-04110-09-5/17094 (извлечение)

Министерство финансов в соответствии со статьями 21 и 34 Бюджетного кодекса Украины с целью составления проекта государственного бюджета на 2015 год и проекта прогноза государственного бюджета на 2016 — 2017 годы доводит предельные показатели расходов и предоставления кредитов общего фонда государственного бюджета на 2015 год и индикативные прогнозные показатели объемов расходов и предоставления кредитов из государственного бюджета на 2016 — 2017 годы и письмо о формировании бюджетных запросов.

Предельные объемы расходов и предоставления кредитов на 2015 год и индикативные прогнозные показатели объемов расходов и предоставления кредитов из государственного бюджета на 2016 — 2017 годы рассчитаны на основе положений Программы деятельности Кабинета Министров Украины, Основных направлений бюджетной политики на 2015 год (распоряжение КМУ от 16.04.2014 г. № 385-р), протокола совещания, проведенного под председательством Премьер-министра 26 мая 2014 года, о путях решения проблемных вопросов, связанных с разработкой проекта Государственного бюджета Украины на 2015 год и прогноза Государственного бюджета Украины на 2016 и 2017 годы.

Показатели проекта государственного бюджета на 2015 год и индикативные прогнозные показатели на 2016 — 2017 годы могут быть скорректированы с учетом возможных изменений в Конституцию Украины, которая будет предусматривать децентрализацию властных полномочий, Налоговый и Бюджетный кодексы Украины (Указ Президента Украины от 13.04.2014 г. № 399/2014, Основные направления бюджетной политики на 2015 год от 16.04.2014 г. № 365-р), а также с учетом решений, которые будут приняты по результатам договоренностей, достигнутых с Международным валютным фондом по уточнению основных прогнозных макропоказателей на 2015 год и среднесрочную перспективу.

I. При разработке предельных объемов расходов и предоставления кредитов на 2015 год учитывались текущие тенденции и прогнозы на следующий год в отношении развития мировой экономики и Украины в частности.

<…>

При расчетах предельных объемов расходов и предоставления кредитов проекта государственного бюджета на 2015 год учтены основные прогнозные макропоказатели экономического и социального развития, определенные в проекте Основных направлений бюджетной политики на 2015 год (распоряжение Кабинета Министров Украины от 16 апреля 2014 года № 385-р):

валовый внутренний продукт номинальный (по международному стандарту системы национальных счетов 1993 года) — 1686,5 млрд гривень;

валовый внутренний продукт реальный, темпы роста (по международному стандарту системы национальных счетов 1993 года) — 101,7 процента;

индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) — 105,4 процента;

индекс цен производителей (декабрь к декабрю предыдущего года) — 107,3 процента;

уровень безработицы населения в возрасте 15 — 70 лет по методологии Международной организации труда — 7,8 процента.

Основные прогнозные макропоказатели являются предварительно ориентировочной оценкой развития экономики, могут быть уточнены после оперативных данных относительно текущего состояния социально-­экономической ситуации в 2014 году и принятия Кабинетом Министров Украины решения о прогнозе макроэкономических показателей на 2015 год и учтены при подготовке проекта Государственного бюджета Украины на 2015 год.

Доходная часть бюджета на 2015 год разработана на основе норм действующего Бюджетного и Налогового кодексов Украины, а также с учетом норм Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения доходов от капитала», принятого Верховной Радой Украины 4 июля 2014 года.

Однако на данный момент Министерство финансов создало 9 рабочих групп с целью усовершенствования налогового законодательства, по результатам работы которых будут наработаны законодательные изменения, в случае принятия которых показатели доходной части бюджета могут уточниться.

На общий объем прогноза доходов и основных налогов существенное влияние имеют макро­экономические показатели, в частности, фонда оплаты труда наемных работников и денежного обеспечения военнослужащих, прибыли прибыльных предприятий, конечных потребительских расходов домашних хозяйств, экспорта и импорта товаров и услуг, обменного курса гривни к доллару США, а также объемы производства подакцизных товаров, добычи полезных ископаемых и другие показатели.

Таким образом, после принятия Кабинетом Министров решения о прогнозе основных макропоказателей на 2015 год, показатели бюджета могут быть уточнены.

Во исполнение Основных направлений бюджетной политики на 2015 год и с целью уменьшения дефицитности бюджета и уменьшения долгового груза в 2015 году предусматривается снижение дефицита государственного бюджета до 3 % ВВП (в 2014 году — 4,5 % ВВП) в рамках маяка Международного валютного фонда.

Взвешенная политика правительства по управлению государственным долгом обеспечит удовлетворение нужд государства в займовых ресурсах путем финансирования государственного бюджета при минимально возможной стоимости обслуживания государственного долга с учетом рисков. При этом значительное внимание будет уделено дальнейшему развитию внутреннего рынка государственных ценных бумаг за счет широкого спектра долговых инструментов.

В течение 2015 года, учитывая сложную ситуацию на внешних финансовых рынках, правительство будет осуществлять комплекс мероприятий, направленный на привлечение займовых средств от международных финансовых институтов, таких как Международный валютный фонд, Мировой банк, Европейский инвестиционный, а также Европейской Комиссии и т. п.

Также составляющими государственной долговой политики будут мероприятия по предотвращению возникновения пиковых нагрузок на государственный бюджет и повышения уровня ликвидности государственных долговых ценных бумаг, что даст возможность повысить спрос на них со стороны инвесторов.

С учетом приближения порогового значения предельного безопасного уровня государственного и гарантированного долга к ВВП целесообразным является удержание от предоставления государственных гарантий и увеличения гарантированного государством долга.

С целью сбалансирования бюджета, сокращения его дефицита и упорядочения сферы государственных расходов, что является основной задачей бюджетной политики на 2015 год, главные распорядители бюджетных средств должны осуществить меры по проведению действенных реформ во всех отраслях экономики и сферах деятельности с максимально возможным экономическим эффектом при минимальных расходах в соответствии с задачами, определенными Программой деятельности Кабинета Министров Украины, Основными направлениями бюджетной политики на 2015 год (распоряжение КМУ от 16.04.2014 г. № 385-р), опытом проведения реформ в зарубежных странах, направленных на экономию средств государственного бюджета Украины и уменьшение его дефицита, в частности в отношении:

обеспечения оптимизации расходов главных распорядителей средств государственного бюджета путем исключения неприоритетных и неэффективных расходов, в первую очередь тех, которые не обеспечивают выполнения основных функций и задач соответствующего главного распорядителя;

недопущения включения в проект бюджета на 2015 год средств на бюджетные программы, полномочия для проведения которых из государственного бюджета непосредственно не определены нормативно-правовыми актами Верховной Рады Украины, Президента Украины и Кабинета Министров Украины.

При расчете предельных объемов расходов и предоставления кредитов на 2015 год учтено против базовых показателей бюджета 2014 года такое.

1. Проектом Основных направлений бюджетной политики на 2015 год, одобренным Кабинетом Министров (распоряжение от 16 апреля 2014 года № 385-р), одной из основных задач бюджетной политики определено установление размера минимальной заработной платы и должностного оклада (тарифной ставки) работника I тарифного разряда Единой тарифной сетки с учетом реального состояния развития экономики и финансовых возможностей бюджета, что обеспечит их рост не ниже индекса потребительских цен.

Таким образом, учитывая прогнозный индекс потребительских цен на 2015 год в размере 105,4 % декабря к декабрю, минимальную заработную плату в 2015 году предлагается установить в размерах: с 1 января — 1257 гривень; с 1 декабря — 1284 гривни.

Размер должностного оклада работника I тарифного разряда ЕТС планируется определить с учетом сохранения денежного разрыва между этим показателем и минимальной заработной платой, сложившегося в текущем году.

Вместе с тем, учитывая абзац пятый пункта 2 протокола совещания у Премьер-министра Украины от 26 мая 2014 года, такое повышение размеров минимальной заработной платы и должностного оклада работника I тарифного разряда ЕТС должно быть обеспечено в рамках фонда оплаты труда, определенного на уровне текущего года.

В связи с этим главные распорядители должны принять меры по проведению структурных реформ в сферах, осуществить анализ отраслей с высоким уровнем занятости, обеспечив упорядочение численности работающих (с учетом достижения эффективного функционально-количественного состава работающих и нагрузки, снижение уровня занятости путем естественного высвобождения кадров) и оптимальную взаимосвязь уровня оплаты труда работников с уровнем их подготовки и квалификации, сложностью и качеством труда и т. п.

2. Прогнозный размер прожиточного минимума на 2015 год рассчитан с учетом прогнозного индекса потребительских цен на 2015 год, определенного в проекте Основных направлений бюджетной политики на 2015 год.

В 2015 году прожиточный минимум составит в среднем на одного человека с 1 января 2015 года 1214 гривень, с 1 декабря — 1240 гривень, а для основных социальных и демографических групп населения:

для детей в возрасте до 6 лет с 1 января 2015 года — 1065 гривень, с 1 декабря — 1088 гривень;

для детей в возрасте от 6 до 18 лет с 1 января 2015 года — 1327 гривень, с 1 декабря — 1356 гривень;

для трудоспособных лиц с 1 января 2015 года — 1257 гривень, с 1 декабря — 1284 гривни;

для лиц, утративших трудоспособность, с 1 января 2015 года — 979 гривень, с 1 декабря — 1000 гривень.

Учитывая то, что прожиточный минимум в соответствии с Законом Украины «О государственных социальных стандартах и государственных гарантиях» является базовым государственным социальным стандартом, на основе которого определяются размеры основных государственных социальных гарантий, в следующем году будут повышаться размеры пенсий, государственной помощи.

3. Расходы на оплату коммунальных услуг и энергоносителей (КЭКР 2270) предусмотрены в объемах не выше, чем в 2014 году, в соответствии с абзацем двенадцатым пункта 2 протокола совещания у Премьер-министра Украины 26 мая 2014 года (от 04.06.2014 г. № 20923/0/1-14).

При этом главным распорядителям бюджетных средств нужно принять меры по осуществлению бюджетными учреждениями мероприятий, направленных на максимальную экономию потребления энергоносителей, но не менее, чем на 10 %, обеспечение полных расчетов за энергоносители в полном объеме в пределах доказанных бюджетных назначений.

4. Объем расходов на обеспечение деятельности органов государственной власти и других государственных органов определен с учетом:

сокращения предельной численности работников этих органов, в частности в соответствии с постановлениями Кабинета Министров Украины от 05.04.2014 г. № 85, от 25.03.2014 г. № 91 и соответствующими указами Президента Украины (в 2014 году сокращение численности учитывалось в расчете на пять месяцев, в предельном объеме на 2015 год сокращение предусмотрено в расчете на год);

исключения расходов на обеспечение деятельности органов, созданных на территории Автономной Республики Крым и города Севастополь, которые должны осуществляться из местных бюджетов Автономной Республики Крым;

исключения расходов на обеспечение деятельности Министерства промышленной политики, учитывая, что постановлением Кабинета Министров Украины от 23.03.2014 г. № 94 указанное министерство реорганизовано;

учета Минрегиону расходов на обеспечение деятельности вновь созданной Государственной службы по вопросам электронного управления путем перераспределения предусмотренного в 2014 году объема расходов Госинформнауки;

инициированных законодательных изменений, предусматривающих уточнение норм или перенос сроков вступления в силу законов, не обеспеченных финансированием из бюджета, в частности, законов Украины «О государственной службе», «О судо­устройстве и статусе судей», «О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов», «О бесплатной правовой помощи».

При распределении предельных объемов расходов главные распорядители бюджетных средств должны обеспечивать неуклонное соблюдение требований постановления Кабинета Министров Украины от 01.03.2014 г. № 65 и учитывать изменения в программную классификацию расходов и кредитования государственного бюджета в связи с проведением реорганизации, ликвидации или изменения статуса главных распорядителей бюджетных средств (ответственных исполнителей) в соответствии с указами Президента Украины, нормативными актами Кабинета Министров Украины, положениями Стратегии оптимизации количества бюджетных программ (от 06.04.2011 г. № 292) и другими нормативно-­правовыми актами.

В частности, планируется уточнить перечень главных распорядителей бюджетных средств, исходя из изменений в статью 22 Бюджетного кодекса (реестр. № 4160), в соответствии с протоколом совещания у Премьер-министра 17 июня 2014 года (поручение Кабинета Министров от 26.06.2014 г. № 23260/0/1-14), заседания Кабинета Министров 4 июня 2014 года (пункт 9 часть 2 протокола № 34), постановлением Кабинета Министров от 21.05.2014 г. № 160 и Указом Президента Украины от 17.01.2014 г. № 12.

Проект расходов по каждому коду экономической классификации должен подтверждаться подробными расчетами и экономическими обоснованиями, соответствовать требованиям о жестком режиме экономии бюджетных средств, благоустройстве финансовых обязательств государства и согласовании их с реальными возможностями государственного бюджета, в частности:

при подготовке информации (в разрезе отдельных организаций) о минимально необходимой потребности в средствах на выполнение финансовых обязательств по уплате взносов в международные организации, членом которых является Украина, необходимо руководствоваться требованиями поручения Премьер-министра Украины А. П. Яценюка от 14.04.2014 г. № 12056/1/1-14 по оптимизации суммы взносов, их сокращению и/или отсрочке;

при осуществлении расчетов потребности в средствах на обеспечение деятельности заграничных дипломатических учреждений Украины учитывать только потребность в расходах неотложного характера, минимизировать расходы на аренду помещений и коммунальные услуги, в частности, путем отказа от аренды жилых помещений повышенной комфортности (в том числе аренды помещений для резиденций руководителей);

обеспечить учет ряда предупредительных мероприятий по урегулированию вопроса недопущения увеличения расходов на выполнение решений заграничных юрисдикционных органов, принятых по результатам рассмотрения дел против Украины, в частности, мероприятий, которые должны были быть наработаны Министерством юстиции по минимизации количества обращений в заграничные юрисдикционные органы (в том числе в Европейский суд по правам человека) и по обеспечению надлежащей защиты интересов Украины при урегулировании споров, рассмотрении в заграничных юрисдикционных органах дел при участии иностранного субъекта и Украины.

5. При расчете предельных объемов расходы на подготовку специалистов в высших учебных заведениях I — IV уровня аккредитации и осуществление их методического обеспечения, подчиненных Министерству культуры, Министерству аграрной политики и продовольствия Украины, Министерству здраво­охранения Украины, Министерству доходов и сборов Украины, учтены Министерству образования и науки.

<…>

8. Главные распорядители бюджетных средств должны обеспечить сокращение объемов государственного заказа на подготовку кадров для государственных нужд не менее чем на 10 процентов по дневной форме обучения.

<…>

12. При распределении предельного объема общего фонда государственного бюджета на 2015 год, прогноза государственного бюджета на 2016 — 2017 годы главным распорядителям бюджетных средств не разрешается изменять расходы, выделенные отдельными строками в приложении № 1* к данному письму, в частности:

уменьшать расходы на отдельные бюджетные программы, определенные в приложении № 1 к данному письму;

изменять объемы расходов, доведенные Министерством финансов по бюджетным программам «Руководство и управление», в том числе объемы расходов по указанным программами на оплату труда;

при наличии законодательных оснований перераспределение расходов может осуществляться по согласованию с соответствующими структурными подразделениями Минфина.

* Приложения не публикуются. — Примеч. ред.

Капитальные расходы не учтены в предельных объемах расходов и предоставления кредитов проекта государственного бюджета на 2015 год и индикативных прогнозных показателях объемов расходов и предоставления кредитов прогноза государственного бюджета на 2016 и 2017 годы по общему фонду.

При этом следует отметить, что планирование капитальных расходов в 2015 году будет осуществляться в рамках возможностей баланса проекта Государственного бюджета Украины на 2015 год и прогноза на 2016 — 2017 годы.

Кроме того, учитывая ограниченный ресурс проекта государственного бюджета на 2015 год, негативное влияние нестабильной ситуации в восточных областях Украины и необходимость улучшения управления капитальными расходами предусматривается централизовать капитальные расходы по отдельной бюджетной программе.

После подачи в установленном порядке главными распорядителями бюджетных запросов на 2015 год запросы на капитальные расходы будут проанализированы в процессе согласования показателей проекта бюджета на 2015 год до подачи на рассмотрение Кабинету Министров Украины, исходя из приоритетности и обоснованности потребностей с учетом определения единых подходов и четких и прозрачных критериев распределения на основании информации, поданной по форме согласно приложению № 4 к этому письму.

II. Расчет индикативных прогнозных показателей расходов и кредитования на 2016 и 2017 годы, согласно абзацу восьмому пункта 2 протокола совещания, состоявшегося 26 мая 2014 года под председательством Премьер-министра Украины А. П. Яценюка, осуществлен исключительно в рамках возможностей ресурсной части бюджета в условиях действующего законодательства. Учитывая прогнозные показатели доходов, финансирования и возврата кредитов в государственный бюджет, индикативные прогнозные показатели расходов и предоставления кредитов определяются на уровне, не превышающем предельные объемы расходов на 2015 год, с учетом объемов, предусмотренных действующими нормативно-правовыми актами.

Стремительный рост дефицита государственного бюджета Украины в 2011 — 2013 годах привел к накоплению государственного долга и необходимости увеличения расходов государственного бюджета на его обслуживание. Указанное требует принятия неотложных мер по сокращению дефицита государственного бюджета.

С целью уменьшения темпов роста общего объема государственного долга и гарантированного государством долга, последующего роста долговой нагрузки на экономику в среднесрочной перспективе планируется сокращение дефицита государственного бюджета с 3 % ВВП в 2015 году до около 2 % ВВП в 2016 году и порядка 1 % ВВП в 2017 году.

При осуществлении расчета индикативных прогнозных показателей расходов и предоставления кредитов государственного бюджета на 2016 и 2017 годы по общему фонду нужно учитывать следующее:

1. Макропоказатели, поданные письмом Мин­экономразвития от 30.05.2014 г. № 3003-01/17577-01 на рассмотрение Кабинету Министров Украины в проекте Прогноза экономического и социального развития Украины на 2015 год и основных макропоказателей экономического и социального развития Украины на 2016 и 2017 годы.

2. Прогнозный размер прожиточного минимума на 2016 и 2017 годы определен с учетом прогнозных индексов потребительских цен на 2016 и 2017 годы — 104,5 % и 104 % соответственно.

3. Размер минимальной заработной платы на 2016 и 2017 годы планируется установить на уровне прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Размер должностного оклада работника I тарифного разряда ЕТС планируется определить с учетом сохранения денежного разрыва между этим показателем и минимальной заработной платой.

III. При заполнении бюджетных запросов на плановый и следующие за плановым два бюджетных периода нужно учитывать результаты анализа результативных показателей бюджетных программ на предмет их взаимосвязи с задачами, определенными стратегическими документами государства в соответствующей отрасли, и обеспечение измеримости результатов выполнения бюджетных программ, осуществленное в рамках выполнения Плана мероприятий по реализации Стратегии развития системы управления государственными финансами, одобренной распоряжением Кабинета Министров Украины от 01.08.2013 г. № 774-р, и рекомендации, предоставленные письмом Министерства финансов от 17.06.2014 г. № 31-04120-15-5/15160.

Количество результативных показателей бюджетной программы должно быть достаточным для оценки эффективности бюджетной программы, при этом следует воздерживаться от использования мало­информативных и несущественных показателей.

С целью усиления обоснованности плановых и прогнозных показателей и концентрации бюджетных средств на финансировании приоритетных направлений государственной политики главные распорядители бюджетных средств должны обеспечить формирование бюджетных показателей на 2015 — 2017 годы исходя из принципа обоснования расходов «от первой гривни», предусматривающего подробные расчеты по каждой бюджетной программе как по общему, так и по специальному фондам в разрезе кодов экономической классификации расходов бюджета или классификации кредитования бюджета с учетом количественных и стоимостных факторов, влияющих на объем расходов и предоставления кредитов.

Одной из задач, определенных Основными направлениями бюджетной политики на 2015 год, одобренными распоряжением Кабинета Министров Украины от 16.04.2014 г. № 385, является создание условий и принятие мер с целью обеспечения обнародования главными распорядителями бюджетных средств на собственных веб-сайтах информации о целях, заданиях и результативных показателях бюджетных программ, а также обеспечения обнародования Минфином на собственном веб-сайте дополнительных информационно-аналитических материалов о государственном бюджете, в которых будут объясняться простым и доступным для широких слоев населения способом основные показатели и задачи бюджета. Таким образом, обращаем внимание на необходимость улучшения качества и доступности восприятия информации распорядителей о результатах использования ими бюджетных средств.

<…>

 

Министр А. Шлапак

<…>

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить