(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 36/1
  • № 36
  • № 35
  • № 34
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
6/16
Бюджетная бухгалтерия
Бюджетная бухгалтерия
Сентябрь , 2014/№ 33

Нюансы получения благотворительной помощи

http://tinyurl.com/yxphz2ns
Учебное заведение арендует часть помещений с производственным оборудованием для предоставления услуг по утвержденной образовательной программе. Расходы на эти цели в рамках сметы общего фонда ограничены, поэтому хотим использовать благотворительные средства на оплату аренды помещения. Как лучше организовать прием благотворительной помощи?

Благотворительная помощь в условиях жесткой экономии бюджетных средств может стать настоящим спасением для бюджетных учреждений. Казалось бы, получило учреждение помощь от благотворителя — и все прекрасно: можно использовать ее на собственные нужды. Но не все так просто. Какие именно трудности могут возникнуть при получении благотворительной помощи и как их обойти? Давайте разбираться.

 

Благотворительные средства и казначейское обслуживание: в чем закавыка

Прежде всего поговорим о возможном ограничении доступа бюджетного учреждения к собственным денежным поступлениям (в том числе и к благотворительной помощи). Это обусловлено особенностями казначейского обслуживания. И чтобы разобраться в механизме действия последнего, стоит начать с самого начала.

Напомним, что благотворительные взносы, гранты и подарки от юридических и физических лиц на целевые мероприятия входят в состав доходов специального фонда бюджета (подгруппа 1 второй группы собственных поступлений бюджетных учреждений). Это прописано в ч. 4 ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ). Согласно ст. 43 данного Кодекса при выполнении государственного и местных бюджетов осуществляется казначейское обслуживание бюджетных средств, которое, среди прочего, предусматривает расчетно-кассовое обслуживание распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии с законодательством. Казначейское обслуживание осуществляется на основе ведения единого казначейского счета, открытого в НБУ (ч. 1 ст. 43 БКУ).

Стоит упомянуть, что договорные обязательства банковского обслуживания счетов регулируют нормы гл. 72 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV (далее — ГКУ). Так, согласно ст. 1066 данного Кодекса банк гарантирует право клиента беспрепятственно распоряжаться денежными средствами на его счету, одновременно сохраняя за собой право использовать эти средства. Кроме того, банк обязан выдать или перечислить со счета денежные средства в день поступления в банк соответствующего расчетного документа, если другой срок не предусмотрен договором банковского счета или законом (ст. 1068 ГКУ). Ограничение прав клиента относительно распоряжения денежными средствами на его счете не допускается. Исключением являются случаи, обусловленные решениями суда, а также приостановление финансовых операций вследствие легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (ст. 1074 ГКУ).

Однако все это касается прежде всего банковского обслуживания счетов, тогда как взаимоотношения между органами Госказначейской службы и распорядителями и получателями бюджетных средств регламентирует Порядок открытия и закрытия счетов в национальной валюте в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденный приказом Минфина от 22.06.2012 г. № 758 (далее — Порядок № 758). Согласно п. 1.8 этого Порядка органы Госказначейской службы предоставляют клиентам услуги на основании договора на расчетно-кассовое обслуживание (далее — Договор), образец которого приведен в приложением 1 к Порядку № 758.

Более детально рассмотрев права и обязанности сторон, предусмотренные Договором, видим следующее. Клиент может распоряжаться денежными средствами, которые находятся на его счетах, в пределах смет. Также клиент имеет право контролировать своевременность зачисления средств на свои счета и их перечисления (пп. 2.2.1, 2.2.4 Договора). В свою очередь, орган Госказначейской службы обязуется своевременно совершать операции по поручениям клиента (п.п. 2.3.2 Договора). Стоит подчеркнуть, что какие-либо дополнения или изменения в этом Договоре не должны ограничивать права клиента ­и/или обязанности Госказначейской службы. Условия, противоречащие действующему законодательству, являются недействительными.

В то же время Госказначейской службе предоставлено право по согласованию с Минфином привлекать на возвратной основе средства единого казначейского счета. Эти средства направляют для покрытия временных кассовых разрывов местных бюджетов и ПФУ, связанных с обеспечением защищенных расходов общего фонда. Такая возможность предусмотрена ч. 4 ст. 43 БКУ.Напомним также, что к защищенным расходам бюджета в соответствии со ст. 55 БКУ относятся расходы на выплату зарплаты, начисления на обязательное социальное страхование, приобретение медикаментов и продуктов питания, оплату коммунальных услуг и т. д. А вот, например, расходы на аренду необоротных активов не являются защищенной статьей расходов бюджета.

Механизм покрытия временных кассовых разрывов местных бюджетов, связанных с обеспечением осуществления защищенных расходов общего фонда, определен Порядком покрытия временных кассовых разрывов местных бюджетов, утвержденным постановлением КМУ от 29.12.2010 г. № 1204. Покрывают временные кассовые разрывыпутем предоставления беспроцентных займов на договорной основе. Срок погашения займа не может превышать 60дней со дня ликвидации кассового разрыва с возможным его продлением на договорной основе. Причем окончательный срок возврата — 1 декабря текущего года, а по продлению Министра финансов он может быть и 31 декабря (п. 11 вышеупомянутого Порядка).

Таким образом, приведенная выше нормативная база фактически ограничивает право бюджетных учреждений использовать собственные средства спецфонда. Это, в свою очередь, затрудняет исполнение основных функций бюджетного учреждения и увеличивает объем его работы по переоформлению документов (договоров, накладных, актов выполненных работ, юридических и финансовых обязательств, платежных поручений).

Но даже если ваше учреждение наконец-то получило доступ к денежным средствам, полученным в качестве благотворительной помощи, не спешите радоваться. Есть еще одна трудность на пути к освоению благотворительных средств — необходимость проводить закупки с использованием процедуры конкурсных торгов в соответствии с Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII (далее — Закон № 1197). Это требование справедливо для закупки товаров (услуг) стоимостью 100 тыс. грн. и выше, а работ — 1 млн грн. (без учета НДС). На практике это нередко приводит к ограничению свободы выбора контрагента, увеличению срока поставки и трудоемкости оформления сделки.

 

Помощь бюджетному учреждению от благотворительного фонда

Впрочем, нет худа без добра. Все эти преграды можно преодолеть. Но как? Первый и самый простой способ — это высказать благотворителю свое пожелание относительно формы предоставляемой помощи. Было бы лучше, если бы такая помощь поступала не в денежной, а в натуральной форме (основные средства, запасы, услуги, работы). Ведь зачастую потенциальный благотворитель заблаговременно интересуется, в чем именно нуждается ваша организация или учреждение. В таком случае хлопотать о подборе поставщика или подрядчика (при выполнении работ), заключать договоры поставки (подряда), осуществлять собственно поставку товаров (услуг, работ), проводить оплату за них будет благотворитель. Вам остается только правильно отразить в учете оприходование переданной благотворителем помощи.

Однако в реальной жизни зачастую благотворительные средства аккумулируются от большого количества благотворителей — физических лиц для покрытия расходов на большое количество целей в рамках благотворительной программы помощи бюджетному учреждению, к которой оно вынуждено прибегать из-за нехватки бюджетных ассигнований по общему фонду. Такая сложная задача ставит на повестку дня вопрос создания благотворительного фонда, который по определению является субъектом частного права. Из этого вытекают следующие преимущества. Благотворительный фонд де-юре (в соответствии с ГКУ) и де-факто имеет свободный доступ к денежным средствам, зачисленным на его счет в банке. Деятельность благотворительного фонда не регламентируется Законом № 1197, поэтому проводить закупки товаров, услуг (работ) будет значительно проще. И наконец, благотворительный фонд как специализированная организация имеет возможность уделить достаточное внимание составлению программы использования благотворительной помощи, сбору пожертвований и их целевому и эффективному расходованию.

То есть благотворительная организация может за счет поступивших благотворительных пожертвований произвести оплату работ (услуг) и/или товаров в пользу получателя благотворительной помощи (бенефициара), избежав описанных в начале трудностей, с последующей передачей материальных ценностей на баланс бюджетного учреждения.

Отметим, что принципы создания и функционирования благотворительного фонда определены Законом Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 05.07.2012 г. № 5073-VI (далее — Закон № 5073). Целью благотворительной деятельности является предоставление помощи бенефициарам для надлежащего осуществления их функций в интересах общества. Целью благотворительной организации не может быть получение и распределение прибыли среди учредителей, членов органов управления, других связанных с ними лиц, а также среди работников таких организаций.

Причем учредителями благотворительных организаций не могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также другие юридические лица публичного права (ч. 1 ст. 12 Закона № 5073). А к последним согласно пп. 3.4.4, 3.4.5 Классификации организационно-правовых форм ведения хозяйства ДК 002:2004, утвержденной приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 28.05.2004 г. № 97, относятся государственные и коммунальные организации, учреждения и заведения. То есть бюджетное учреждение основать такой фонд не может. Отсюда вывод — необходимо подыскать такой благотворительный фонд, который бы взял ваше заведение под свое шефство.

Кстати, благотворительный фонд может быть создан одним учредителем, в том числе одним физическим лицом. Это может быть, например, представитель администрации учебного заведения, или член родительского комитета, или уважаемое громадой лицо. Участниками фонда, кроме учредителей, могут быть лица, вступившие в их состав в порядке, установленном уставом благотворительного фонда. Участники не обязаны передавать фонду какие-либо активы для ведения деятельности.

Государственную регистрацию благотворительной организации, также как и прекращение ее деятельности, проводит государственный регистратор по ее местонахождению в соответствии с Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.03 г. № 755-IV.

Высшим органом управления благотворительного фонда является общее собрание участников, а постоянно действующим органом управления (для фондов с числом участников не больше десяти) — исполнительный орган.

Общее собрание участников может решать любые вопросы, но к его исключительной компетенции относятся: внесение изменений в устав; назначение и прекращение полномочий членов исполнительного органа; утверждение благотворительных программ и контроль над использованием активов; решения о реорганизации. Если благотворительный фонд имеет одного участника, решения, которые должны приниматься общим собранием, принимаются этим участником единолично и оформляются им письменно в форме решения.

Членами исполнительного органа могут быть одно или несколько физических лиц, имеющих полную дее­способность. Размер административных расходов благотворительной организации не может превышать 20 % дохода этой организации в текущем году.

Закон № 5073, по сравнению с действовавшим ранее аналогичным законом, существенно расширил виды (формы) благотворительной деятельности, среди которых обращаем ваше внимание на публичный сбор благотворительных пожертвований.

Лица, осуществляющие такой сбор в пользу благотворительного фонда от собственного имени, действуют на основании контракта (договора) о благотворительной деятельности с благотворительной организацией. Контракт (договор) должен определять цели, место и срок сбора средств или иного имущества, порядок их использования, порядок общего доступа к финансовым отчетам благотворительной организации и ответственность сторон в случае нарушения контракта (договора) или порядка использования пожертвований.

Лица, осуществляющие публичный сбор благотворительных пожертвований от имени благотворительного фонда, действуют на основании нотариально удостоверенной доверенности руководителя, которая содержит краткую информацию из предыдущего абзаца.

Лица, находящиеся на государственной или иной публичной службе, и лица, действующие от их имени, не имеют права осуществлять публичный сбор благотворительных пожертвований.

Благотворительная деятельность подлежит госконтролю органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных законом. В то же время органы Госфининспекции не имеют права осуществлять контроль использования денег благотворительной организации в силу ст. 2 Закона Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-XII, следовательно, невозможно даже частичное изъятие благотворительных средств в бюджет.

Использование активов (доходов) благотворительного фонда с нарушением законодательства на протяжении 12 месяцев и более является основанием для прекращения благотворительной организации по судебному иску государственного регистратора (ч. 2 ст. 27 Закона № 5073). К тому же информация о структуре и размере доходов и расходов благотворительного фонда, а также условиях использования активов согласно ч. 3 ст. 17 Закона № 5073 не является конфиденциальной или коммерческой тайной. Это, в свою очередь, создает предпосылки для гражданского контроля благотворительной деятельности.

 

Документальное оформление благотворительной помощи

Благотворительную помощь, полученную бюджетным учреждением в натуральной форме, прежде всего нужно правильно оформить — отразить в бухгалтерском учете, в смете учреждения, в финансовой и бюджетной отчетности.

О том, какие первичные документы нужно составлять при оприходовании благотворительной помощи в натуральной форме, на страницах газеты «Бюджетная бухгалтерия» мы рассказывали не раз. Более подробно об этом можно прочитать в предыдущих номерах издания (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 32; 2014, № 8, 16, 28). Напомним только, что бухгалтерский учет поступления, перемещения и выбытия благотворительной помощи ведут отдельно от материальных ценностей, приобретенных за счет других источников.

Для упрощения документооборота советуем в рамках утвержденной благотворительной программы заключать трехсторонние договоры купли-продажи. В таких договорах должником будет поставщик товаров (исполнитель), а кредитором (заказчиком) — благотворительный фонд в качестве плательщика и бюджетное учреждение как получатель товаров. Напомним, что заключение многосторонних договоров предусмотрено ч. 2 ст. 202 ГКУ, а наличие на стороне кредитора нескольких лиц одновременно — ч. 2 ст. 510 этого Кодекса. Заключение трехсторонних договоров значительно сократит документооборот по оприходованию благотворительной помощи в натуральной форме. Документом-основанием для оприходования такой помощи будет накладная поставщика, выписанная непосредственно на бюджетное учреждение. Тогда бюджетному учреждению можно не составлять Акт приемки-передачи основных средств типовой формы № ОЗ-1 (бюджет), не нужны доверенность благотворительному фонду и накладная от него.

А вот для проведения различных ремонтных, монтажных работ, предоставления всяческих услуг лучше заключать прямые договоры между благотворительным фондом (заказчиком) и подрядчиком (исполнителем).

Также примите во внимание, что текущие затраты не увеличивают стоимость активов, а относятся на фактические расходы. Это справедливо как для текущего, так и для капитального ремонта необоротных активов. Только реконструкция и модернизация основных средств приводит к увеличению их первоначальной стоимости, что отражается на балансе учреждения. Об этом идет речь в п. 1.8 Положения по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611.

Расходы на капитальный ремонт объектов хотя и не изменяют их стоимости, но сказываются на их эксплуатационных характеристиках (качественном состоянии), поэтому должны быть указаны в инвентарной карточке учета основных средств типовой формы № ОЗ-6 (бюджет). Последняя утверждена совместным приказом Главного управления Госказначейства и Госкомстата от 02.12.97 г. № 125/70. Кроме того, проведение расходов на капитальный ремонт уместно отразить в пояснительной записке к годовому отчету.

Не забудьте и про внесение изменений в смету по специальному фонду бюджетного учреждения. Такие изменения в течение бюджетного периода вносят на основании справки Госказначейской службы о подтверждении поступлений на специальные регистрационные счета и справки об изменениях к смете. Это требование зафиксировано в п. 49 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

Имейте в виду, что в случае, когда благотворительная помощь поступает в натуральной форме (как товары, работы или услуги), документом-­основанием, первым в цепочке, для составления вышеупомянутой справки Госказначейской службы о подтверждении поступлений на специальные регистрационные счета (а следовательно, и для справки об изменениях к смете) является Справка о поступлениях в натуральной форме. Эту Справку составляет бюджетное учреждение и регистрирует орган Госказначейской службы согласно п. 12.7 Порядка казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденного приказом Минфина от 23.08.2012 г. № 938. Форма такой Справки приведена в приложении 22 к этому Порядку. Справка должна быть оформлена учреждением не позднее последнего рабочего дня месяца. Но учтите, что регистрация изменений к смете специального фонда проходит с участием главного распорядителя бюджетных средств и Госказначейской службе отведено на это три дня с момента подачи комплекта документов. Поэтому лучше заранее подготовиться к поступлению благотворительной помощи, чтобы она была отражена в учете и отчетности в одном периоде.

И дабы окончательно расставить все точки над «і», рассмотрим несколько условных примеров отражения благотворительной помощи в натуральной форме в бухгалтерском учете.

 

Пример 1. Благотворитель передал в школьную столовую холодильник стоимостью 4200 грн. Холодильник был оприходован на баланс учебного заведения на основании накладной поставщика, выписанной на получателя — бюджетное учреждение согласно трехстороннему договору поставки. На холодильник бухгалтерией заведена инвентарная карточка учета основных средств типовой формы № ОЗ-6 (бюджет).

 

В бухгалтерском учете эти операции отражаются так:

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

Код классификации бюджета

дебет

кредит

1

Оприходован холодильник, полученный в качестве благотворительной помощи

324

712*

4200

ККД 25020100;
КЭКР 3110

364

324

4200

104

364

4200

Одновременно производится запись

812

401

4200

* Не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца в орган Госказначейской службы следует подать Справку о поступлениях в натуральной форме.

 

Пример 2. Дошкольное учебное заведение получило в качестве благотворительной помощи краску — эмаль для внутренних и наружных работ в количестве 20 банок по 2,8 кг каждая. Общая стоимость краски составляет 1600 грн. (20 банок х 80 грн.). Краска была оприходована на основании накладной поставщика, выписанной на получателя — бюджетное учреждение согласно трехстороннему договору поставки. Использованная в ходе текущего ремонта краска была списана на основании акта списания по форме № З-2 (бюджет).

 

В бухгалтерском учете эти операции отражаются так:

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

Код классификации бюджета

дебет

кредит

1

Оприходована краска, поступившая в качестве благотворительной помощи

324

712*

1600

ККД 25020100;
КЭКР 2210

364

324

1600

234

364

1600

2

Списана на фактические расходы учреждения стоимость использованной краски

812

234

1600

* Не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца в орган Госказначейской службы следует подать Справку о поступлениях в натуральной форме.

 

Пример 3. Благотворительный фонд в рамках программы оказания помощи проф­техучилищу оплатил аренду производственного помещения для проведения учеб­ных занятий в сумме 3000 грн.

 

В бухгалтерском учете эти операции отражаются так:

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

Код классификации бюджета

дебет

кредит

1

Получены услуги, предоставленные в качестве благотворительной помощи

324

712*

3000

ККД 25020100;
КЭКР 2240

364

324

3000

812

364

3000

* Не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца в орган Госказначейской службы следует подать Справку о поступлениях в натуральной форме.

 

И напоследок пару слов об отчетности. Обязательство составлять и подавать Отчет о поступлении и использовании средств, полученных по прочим источникам собственных поступлений (форма № 4-2д, № 4-2м), никто не отменял. Это требование предусмотрено п.п. 3.5.2 Порядка составления финансовой и бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, утвержденного постановлением КМУ от 24.01.2012 г. № 4. То есть, если вы получили благотворительную помощь, этот факт надо отразить в вышеупомянутом отчете. Напомним, что сделать это можно только после оформления Справки о поступлениях в натуральной форме и внесения изменений в смету. Отчет нужно предоставить в орган Госказначейской службы не позже 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Если же вы отчитываетесь за год, то крайний строк подачи отчета — 22 января года, следующего за отчетным.

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
благотворительная помощь добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье