О трудоустройстве граждан из зоны АТО

Министерство финансов Украины
Бюджетная бухгалтерия Сентябрь, 2014/№ 34
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 01.09.2014 г. № 31-08040-06-3/22381 (извлечение)

<…>

Сторона профсоюзов подняла вопрос, <…> нуждающийся в скорейшем решении, о законодательном урегулировании трудоустройства и оплаты труда граждан, которые перемещаются из районов проведения антитеррористической операции или остаются в таких районах и не выходят на работу в связи с опасностью для жизни и здоровья.

В частности, профсоюзная сторона отмечает, что в большинстве случаев при перемещении граждан из зоны антитеррористической операции их трудовые книжки остаются на предприятиях, размещенных в этой зоне. На месте прибытия трудоустройство таких граждан без трудовых книжек возможно только на условиях совместительства.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 03.04.93 г. № 245 общая продолжительность работы по совместительству в течение месяца не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени.

То есть такие граждане не могут трудоустраиваться на полную норму рабочего времени и получать заработную плату за полный рабочий месяц.

Поэтому просим поручить Министерству социальной политики, как главному органу в системе центральных органов исполнительной власти по формированию и обеспечению реализации государственной политики в сфере труда, предоставить соответствующие разъяснения по вопросам, затронутым Стороной профсоюзов, или при необходимости внести предложения по законодательному урегулированию.

 

Заместитель Министра — руководитель аппарата В. Матвейчук

Комментарий редакции

Трудоустройство граждан из зоны АТО: Минфин требует урегулировать проблемные моменты

В комментируемом письме Минфин высказался относительно необходимости урегулирования таких актуальных вопросов, как:

1) трудоустройство граждан из зоны проведения антитеррористической операции (далее — АТО) в других регионах;

2) оформление отсутствия на работе лиц, которые остаются в зоне АТО и не выходят на работу в связи с опасностью для жизни и здоровья.

Рассмотрим, какие затруднения при этом возникают и как их можно решить на сегодняшний день.

 

Трудоустроить работника из зоны АТО можно только по совместительству максимум на полставки

В связи со сложившейся ситуацией в Луганской и Донецкой областях многие работники, покинувшие восточный регион, обращаются с просьбой о трудоустройстве в других регионах страны. Но проблема в том, что большинство из них не имеют на руках трудовые книжки (другие документы, необходимые для трудоустройства: диплом об образовании, аттестационный лист и пр.) либо уволились и не имели возможности забрать трудовые книжки и прочие документы.

Что касается самой возможности трудоустройства, то для педагогических и медицинских работников соответствующие министерства оперативно отреагировали на ситуацию и пояснили, как можно устроить таких работников без нужных документов. Приведем далее их разъяснения.

Педагогические работники. Минсоцполитики и Минобразования в совместном письме от 15.08.2014 г. № 9209/0/14-14/21, № 1/12-5698 рекомендовали центрам занятости информировать соискателей, не имеющих документов, о возможности подтверждения страхового стажа и получения индивидуальных сведений о застрахованном лице в органах ПФУ.

Местные органы управления образования должны беспрепятственно принимать на работу таких лиц на заявленные вакансии по направлению центра занятости на основании:

— индивидуальных сведений о застрахованном лице;

— документов, подтверждающих фактическое место жительства;

— документов, подтверждающих прохождение лицом полного медицинского обследования.

После зачисления лица на соответствующую должность местные органы управления образования обращаются:

— в учебные заведения — за подтверждением документов об образовании в соответствии с предоставленной таким лицом информацией;

— в институты последипломного педагогического образования — за предоставлением подтверждения присвоенной такому лицу квалификационной категории, повышения квалификации и т. п.

Медицинские работники. В письме от 20.08.2014 г. № 11-02-09/10-65/24419 Минздрав рекомендовал руководителям заведений здравоохранения способствовать трудоустройству работников, которые не уволились по основному месту работы и прибыли из зоны АТО.

В случае отсутствия у таких работников отдельных документов, необходимых для трудоустройства, ими может быть использована информация из Автоматизированной базы данных медицинских, фармацевтических и научно-педагогических работников*, которая функционирует в сфере здравоохранения, в частности, для подтверждения факта работы в заведениях здравоохранения, наличия соответствующего образования, аттестации и повышения квалификации по определенной специальности (специальностям).

* Автоматизированная база данных создана в соответствии с приказом Минздрава «О формировании автоматизированной базы данных медицинских, фармацевтических и научно-педагогических работников сферы управления Минздрава Украины» от 19.12.2006 г. № 842. Это автоматизированный банк данных, созданный для обеспечения единого отраслевого учета руководителей, профессионалов, специалистов по направлениям «Медицина» и «Фармация», которые работают в органах управления и заведениях здравоохранения сферы управления Минздрава. Автоматизированная база данных содержит информацию о паспортных данных работников учреждений здравоохранения, должностях, которые они занимают, наличии соответствующего образования, аттестации по определенной специальности (специальностям) и пр.

Соответствующую информацию выдает Мин­здрав. Для ее получения медработнику необходимо обратиться с заявлением на госпредприятие «Укрмедреестр» по адресу: г. Киев, ул. Грушевского, 7, и предъявить документ, удостоверяющий личность.

С трудоустройством более-менее понятно. Но работодатели, предоставляющие рабочие места вынужденным переселенцам, прежде всего задаются вопросом: таких работников принимать на основное место работы или же по совместительству?

По общему правилу, при приеме лица, работающего по основному месту работы на другом предприятии (в учреждении), заключают трудовой договор на условиях совместительства.

Трудовую книжку ведут только по месту основной работы (п. 1.1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной совместным приказом Минюста, Минтруда и Минсоцзащиты от 29.07.93 г. № 58). Поэтому, если работник трудоустраивается у другого работодателя, то он не должен предоставлять трудовую книжку. Его принимают на работу по совместительству.

Ситуация осложняется тем, что в некоторых случаях нет возможности связаться с кадровыми службами предприятий (учреждений) в Луганской и Донецкой областях и подтвердить как сам факт работы, так и факт увольнения работников.

Поскольку у работника не может быть двух основных мест работы, то новые работодатели для перестраховки принимают лиц исключительно как совместителей.

Здесь следует помнить, что законодательством установлены ограничения для работы по совместительству. Так, согласно п. 2 постановления КМУ «О работе по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций» от 03.04.93 г. № 245 (далее — постановление № 245) продолжительность работы по совместительству не может превышать четырех часов в день и полного рабочего дня в выходной день. Общая продолжительность работы по сов­местительству в течение месяца не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени, т. е. речь идет о работе на 0,5 ставки.

Кроме того, не могут работать по совместительству руководители учреждений, их заместители, руководители структурных подразделений учреждений и их заместители (п. 4 постановления № 245), а также госслужащие. Исключение составляет занятие такими работниками научной, преподавательской, творческой деятельностью или медицинской практикой.

Поэтому формально переселенцы не могут трудоустроиться на полное рабочее время и получать зарплату за полный рабочий месяц, что подчеркнул Минфин в комментируемом письме.

Но даже если такие лица трудоустроятся по совместительству, в дальнейшем может возникнуть проблема с выплатой им больничных. Ведь основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности, а в случае работы по совместительству — копия листка нетрудоспособности, заверенная подписью руководителя и печатью по основному месту работы.

Вот поэтому Минфин и обратился к Минсоцполитики с призывом урегулировать вопрос трудоустройства переселенцев на законодательном уровне.

 

Если работник в зоне АТО не выходит на работу

По понятным причинам лица, которые остаются в зоне АТО, порой не имеют возможности выходить на работу. Как поступать в таком случае работодателю?

Напомним, что Минсоцполитики в письме от 08.07.2014 г. № 7302/3/14-14/13 по этому поводу сообщило следующее.

Работники, не явившиеся на работу в связи с перемещением из районов проведения АТО, или те, которые остаются в таких районах во время проведения АТО и не имеют возможности выходить на работу в связи с опасностью для жизни и здоровья, не могут быть уволены согласно п. 4 ч. 1 ст. 40 КЗоТ на основании «прогул».Это ­обусловлено необходимостью сохранения жизни и здоровья таких работников и членов их семей и считается отсутствием на работе по уважительным причинам. В таком случае за работниками сохраняют рабочие места и должности без сохранения заработка.

Вместе с тем Минсоцполитики предложило работодателям при необходимости предоставлять работникам по их просьбе ежегодные отпуска или отпуска без сохранения зарплаты.

Следует отметить, что в настоящее время подготовлен законопроект о внесении изменений в ст. 25 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР. В нем предусмотрено дополнить эту норму новым п. 18, согласно которому отпуск без сохранения зарплаты будут предоставлять работникам на период проведения АТО в соответствующем населенном пункте с учетом времени, необходимого для возвращения к месту работы, но не более 7 календарных дней после принятия решения о прекращении АТО.

Еще один вариант оформления отсутствия на работе, на котором настаивают профсоюзы, — это объявление простоя. Согласно ст. 34 КЗоТ простоем считают приостановление работы, вызванное отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы, неотвратимой силой или другими обстоятельствами.

События, происходящие в районах АТО, являются неотвратимыми (непреодолимыми), связанны с ведением боевых действий, не зависят от воли работников и обусловливают приостановление работы в учреждениях ради сохранения жизни и здоровья работников.

Период простоя оплачивают в порядке и размерах, определенных условиями коллективных договоров, но не ниже, чем это предусмотрено ст. 113 КЗоТ.

Вместе с тем по мнению Минсоцполитики невозможность возвращения работника на предприятие (в учреждение), которое находится в зоне проведения АТО, не является простоем (см. письмо от 11.08.2014 г. № 8946/0/14-14/13).

 

Ольга ВИТКОВСКАЯ,
экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд