Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Об учете почтовых марок

Государственная казначейская служба Украины
Бюджетная бухгалтерия Сентябрь, 2014/№ 35
Печать
Письмо от 06.08.2014 г. № 17-13/743-18065

Статьей 21 Закона Украины «О почтовой связи» определено, что почтовые марки (в том числе напечатанные на почтовых конвертах и почтовых карточках) являются средством оплаты услуг почтовой связи по пересылке письменной корреспонденции, предоставляемых национальным оператором.

В соответствии с пунктом 2.6 Порядка бухгалтерского учета отдельных активов и обязательств бюджетных учреждений, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 02.04.2014 г. № 372 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 16.04.2014 г. под № 426/25203 (далее — Порядок № 372), денежные документы (в национальной и иностранной валютах), которые находятся в кассе учреждения, в частности почтовые марки, относятся к прочим средствам учреждения.

Аналитический учет операций с прочими средствами ведется по каждому денежному документу и каждой сумме в пути в разрезе видов средств и кодов бюджетной классификации. Записи проводятся по мере осуществления операций, но не позднее следующего дня.

Кассовые операции оформляются соответствующими документами, формы которых утверждены в установленном законодательством порядке (пункт 2.2 Порядка № 372).

Согласно Порядку применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, который является приложением 1 к Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденному приказом Министерства финансов Украины от 26.06.2014 г. № 611, зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 18.07.2014 г. под № 1214/23746, на субсчете 331 «Денежные документы в национальной валюте» счета 33 «Прочие средства» ведется обобщение информации о наличии и движении денежных документов в национальной валюте, находящихся в кассе учреждения, в частности, почтовых марок.

Учитывая изложенное выше, марки (в том числе напечатанные на почтовых конвертах и почтовых карточках) не являются бланками строгой отчетности, а являются денежными документами, и их аналитический учет ведется в соответствии с требованиями Порядка № 372 в разрезе кодов бюджетной классификации в порядке, определенном для кассовых операций. Вести типовые формы, утвержденные приказом Министерства статистики Украины от 11.03.96 г. № 67, не нужно.


Заместитель Председателя Т. Грицун

Комментарий редакции

Почтовые марки — не бланки строгой отчетности

Вопрос учета бланков документов строгой отчетности сегодня находится в подвешенном состоянии. Ведь четкого перечня этих самых бланков сейчас просто не существует. Так, с января 2014 года Перечень бланков ценных бумаг и документов строгой отчетности, хозяйственная деятельность по изготовлению которых подлежит лицензированию, утвержденный постановлением КМУ от 14.05.2012 г. № 456, утратил силу. Основанием для этого было постановление КМУ «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины и признании утратившим силу постановления Кабинета Министров Украины от 14 мая 2012 г. № 456» от 25.12.2013 г. № 955. Поэтому относится или не относится определенный бланк к «строгим» теперь определяет нормативно-правовой акт, регулирующий применение соответствующего документа. Это следует из разъяснений, предоставленных Минфином в письме «Об отнесении билетов к документам строгой отчетности» от 11.11.2013 г. № 31-13020-10-27/32800. Подробнее об этом вы можете узнать из статьи «Бланки документов строгой отчетности как вымирающий вид» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 22).

Далее поговорим непосредственно о почтовых марках. Порядок издания, ввода в обращение и вывода из обращения, а также порядок распространения знаков почтовой оплаты, к которым собственно и относятся почтовые марки, маркированные конверты и карточки, определяет Положение о знаках почтовой оплаты, утвержденное приказом Минтранссвязи от 24.06.2010 г. № 388 (далее — Положение № 388). В частности, прием национальным оператором изготовленных знаков почтовой оплаты от полиграфических предприятий проводят в соответствии с Правилами изготовления бланков ценных бумаг и документов строгого учета, утвержденными приказами Минфина от 25.11.93 г. № 98, СБУ от 15.11.93 г. № 118 и МВД от 24.11.93 г. № 740 (п. 20 Положения № 388). Учитывая это логично предположить, что почтовые марки следует учитывать как бланки строгой отчетности.

Однако не нужно торопиться с выводами. В комментируемом письме Госказначейская служба опровергает такие предположения и отмечает, что почтовые марки (в том числе напечатанные на почтовых конвертах и почтовых карточках) не являются бланками строгой отчетности. Они относятся к денежным документам. Таким образом, их учет следует вести в соответствии с требованиями Порядка бухгалтерского учета отдельных активов и обязательств бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина от 02.04.2014 г. № 372 (далее — Порядок № 372).

После перерасчета приобретенные почтовые марки следует хранить в кассе учреждения. Что касается документального оформления поступления и движения марок, то в письме четко указано, что вести типовые формы, утвержденные приказом Минстата «Об утверждении типовых форм первичного учета бланков строгой отчетности» от 11.03.96 г. № 67, не нужно. Из письма также понятно, что операции с такими денежными документами приравниваются к кассовым операциям. Последние же оформляют соответствующими документами, формы которых утверждены в установленном законодательством порядке (п. 2.2 Порядка № 372). Следовательно, прием в кассу и выдачу из кассы почтовых марок следует оформлять соответственно приходными и расходными кассовыми ордерами. Регистрацию приходных и расходных фондовых ордеров целесообразно осуществлять в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов на отдельных листах. А вот нужно ли на данных документах делать надпись «фондовый», как это было раньше, не понятно. По крайней мере Госказначейская служба никаких пояснений по этому поводу в своем письме не предоставляет. Надеемся, что в ближайшее время нам удастся прояснить ситуацию. И конечно, о любых новостях по этому поводу вы узнаете первыми.

Напомним, что порядок ведения кассовых операций в национальной валюте Украины определен Положением о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденным постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637. В приложениях к этому Положению приведены типовые формы первичных документов, предназначенных для оформления кассовых операций.

Приобретенные почтовые марки (в том числе на конвертах и открытках) выдают из кассы для использования в подотчет по распоряжению руководителя учреждения. Однако законодательством четко не определено, какие документы следует применять для списания указанных денежных документов из подотчета. Поэтому считаем целесообразным вести Журнал регистрации исходящей корреспонденции и в конце каждого месяца составлять акт на списание использованных знаков почтовой оплаты произвольной формы. Конечно, вам ничего не мешает подсмотреть форму такого акта в приказе Минстата «Об утверждении типовых форм первичного учета бланков строгой отчетности» от 11.03.96 г. № 67. Главное, чтобы применение таких документов было зафиксировано в приказе об учетной политике вашего учреждения.

Аналитический учет операций с другими средствами ведут по каждому денежному документу и каждой сумме в пути в разрезе видов средств и кодов бюджетной классификации. Записи проводят по мере осуществления операций, но не позднее следующего дня. На это указывает п. 2.6 Порядка № 372.

Для обобщения информации о наличии и движении денежных документов в национальной валюте, находящихся в кассе учреждения, и почтовых марок, в частности, предназначен субсчет 331 «Денежные документы в национальной валюте».

Внимание! Забалансовый учет таких денежных документов вести не нужно. То есть операции по поступлению и движению почтовых марок на забалансовом счете 08 «Бланки документов строгой отчетности» не отражают.

Очевидно, что операции по движению денежных документов в кассе следует оформлять мемориальным ордером формы № 274 (бюджет), поскольку отдельного регистра бухгалтерского учета для отражения операций с такими ценностями не предусмотрено.

Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по поступлению и выбытию почтовых марок рассмотрим на условном примере.

 

Пример. Бюджетное учреждение приобрело 20 шт. маркированных конвертов для переписки. Стоимость конвертов — 40 грн. (2 грн. х х 20 шт.).

Конверты оприходованы на баланс учреждения на основании приходного кассового ордера типовой формы № КО-1. Конверты в количестве 10 шт. выданы под отчет секретарю согласно распоряжению руководителя учреждения. Выдача оформлена расходным кассовым ордером по типовой форме №  КО-2. Документы на оприходование и выдачу конвертов зарегистрированы в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (типовая форма № КО-3) на отдельной странице. Использованные маркированные конверты списаны на основании акта на списание использованных знаков почтовой оплаты произвольной формы.

 

В бухгалтерском учете учреждения указанные операции следует отражать так:

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, 
грн.

дебет

кредит

1

Перечислены средства за маркированные конверты

364

321 (323)

40

2

Оприходованы конверты

331

364

40

3

Выданы конверты в подотчет для использования

362

331

20

4

Списаны использованные конверты на основании акта списания

801
(802, 811)

362

20

 

 

Юлия КРОТ, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц