Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О расходах на содержание помещений

Государственная казначейская служба Украины
Бюджетная бухгалтерия Сентябрь, 2014/№ 35
Печать
Письмо от 25.07.2014 г. № 17-09/708-17228

Государственная казначейская служба Украины во исполнение поручения Министра финансов Украины <…> рассмотрела письмо <…> о предоставлении разъяснений и в рамках компетенции сообщает.

В соответствии с пунктом 2 Методики расчета арендной платы за государственное имущество и пропорции ее распределения, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 04.10.95 г. № 786 (далее — Методика), размер арендной платы устанавливается договором аренды между арендодателем и арендатором.

Если арендодателем недвижимого имущества (дома, сооружения, помещения) являются государственное предприятие, учреждение, организация, размер арендной платы согласовывается с органом, определенным в абзаце втором статьи 5 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества».

Если имущество арендуется бюджетными организациями, арендная плата вносится за счет средств, предусмотренных сметами на их содержание.

В пункте 3 Методики указано, что в плату за аренду индивидуально определенного имущества не включаются расходы на содержание арендованного имущества и плата за услуги, которые в соответствии с заключенными соглашениями обязываются предоставлять арендатору государственное предприятие, организация, хозяйственное общество, на балансе которых находится это имущество.

Согласно пункту 5.13 Типового договора аренды индивидуально определенного (недвижимого или иного) имущества, относящегося к государственной собственности (далее — Договор аренды), утвержденного приказом Фонда государственного имущества Украины от 23.08.2000 г. № 1774 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 21.12.2000 г. под № 930/5151 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Фонда государственного имущества Украины от 05.03.2013 г. № 276, далее — приказ), арендатор обязан осуществлять расходы, связанные с содержанием арендованного имущества. Если же помещениями пользуются и арендатор, и балансодержатель, то арендатор принимает участие в содержании соответствующих помещений (в соответствующей пропорции). Между арендатором и балансодержателем заключается договор в соответствии с Примерным договором о возмещении расходов балансодержателя на содержание арендованного недвижимого имущества и предоставление коммунальных услуг арендатору (далее — Договор возмещения расходов), утвержденным приказом.

Что касается перечня расходов по содержанию помещений, подлежащих частичному возмещению арендатором, то такой перечень зависит в каждом случае от конкретных обстоятельств. Условия возмещения таких расходов предусматриваются в Договоре аренды.

Если в соответствии с перечнем платных услуг, утвержденным в установленном законодательством порядке, арендодатель имеет право на предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг, то плата за эти услуги должна засчитываться как собственные поступления — плата за услуги, предоставляемые бюджетным учреждением, на счета, предназначенные для зачисления в специальный фонд государственного бюджета собственных поступлений распорядителей бюджетных средств (абзац 3 части 4 статьи 13 Бюджетного кодекса Украины).

Собственные поступления бюджетных учреждений за счет поступлений от платы за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями, используются на покрытие расходов, связанных с организацией и предоставлением услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями в соответствии с их основной деятельностью (абзац 15 части 4 статьи 13 Бюджетного кодекса Украины).

Расходы на содержания помещений, понесенные арендодателем, не имеющим права на предоставление вышеуказанных услуг, возмещаются арендатором согласно Договору возмещения расходов пропорционально количеству пользователей, источников электрооборудования, а в случае отсутствия счетчиков у отдельных потребителей или других причин — пропорционально занятой площади.

 

Заместитель Председателя Т. Грицун

Комментарий редакции

Возмещение арендаторами расходов на содержание помещений

В комментируемом письме Госказначейская служба предоставила разъяснения об осуществлении арендаторами расходов на содержание арендованного помещения и мест общего пользования.

В первую очередь напомним, что арендные отношения между бюджетным учреждением, являющимся арендодателем, и сторонним юридическим или физическим лицом — арендатором должны быть оформлены договором аренды.

Договор аренды заключается согласно требованиям, приведенным в Типовом договоре аренды индивидуально определенного (недвижимого или иного) имущества, относящегося к государственной собственности, утвержденном приказом Фонда госимущества от 23.08.2000 г. № 1774.

Договор аренды заключается между арендодателем и арендатором на соответствующий срок. Так, согласно п. 1 ст. 17 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» от 10.04.92 г. № 2269-XII срок договора аренды определяется по согласованию сторон и не может быть меньше пяти лет, если арендатор не предлагает меньший срок.

Заметим, что стороны договора аренды не могут установить такой размер арендной платы, который бы покрывал и расходы арендодателя на оплату коммунальных услуг.

Как определено в п. 3 Методики расчета и порядка использования платы за аренду государственного имущества, утвержденной постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786, в плату за аренду индивидуально определенного имущества не включаются расходы на содержание арендованного имущества.

Арендатор может возмещать потребленные им коммунальные и эксплуатационные услуги непосредственно арендодателю. При этом арендодатель распределяет между арендаторами расходы на содержание помещений в зависимости от наличия, количества, мощности, времени работы электроприборов, системы тепло- и водоснабжения, канализации по специальным счетам, а в неделимой части — пропорционально размеру арендованной площади.

Порядок расчетов за потребленные коммунальные услуги арендатор и арендодатель в обязательном порядке закрепляют в отдельном договоре — это Договор о возмещении расходов балансодержателя на содержание арендованного недвижимого имущества и предоставлении коммунальных услуг арендатору, примерная форма которого утверждена приказом Фонда госимущества от 23.08.2000 г. № 1774.

При этом, как отметила Госказначейская служба в комментируемом письме, перечень расходов по содержанию помещений, подлежащих частичному возмещению арендатором, зависит в каждом случае от конкретных обстоятельств.

Добавим, что в случае, когда в счете, предоставленном арендодателем, четко не определено, за что именно должен заплатить арендатор, а указана только общая сумма, например, «за эксплуатационные расходы» или «за коммунальные услуги», то арендатор имеет полное право обратиться к арендодателю с просьбой расшифровать общую сумму и указать, за какие именно услуги он должен заплатить.

Теперь перейдем к интересному моменту, на который обратили внимание специалисты Госказначейской службы. Он касается оплаты арендаторами коммунальных услуг в случаях, когда арендодатель самостоятельно имеет право предоставлять платные коммунальные услуги.

Как отметила Госказначейская служба, если в соответствии с перечнем платных услуг, утвержденным в установленном законодательством порядке, арендодатель имеет право на предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг, то плата за эти услуги должна зачисляться как собственные поступления (плата за услуги, предоставляемые бюджетным учреждением) на счета, предназначенные для зачисления в специальный фонд государственного бюджета собственных поступлений распорядителей бюджетных средств. То есть если арендодатель имеет законодательное право предоставлять платные коммунальные услуги и фактически их предоставляет в соответствии с договором о предоставлении платных услуг, то арендатор оплачивает их как платные услуги, а не как возмещение стоимости потребленных им коммунальных услуг. Арендодатель в таком случае зачисляет стоимость таких услуг в специальный фонд сметы как собственные поступления.

Но проведя анализ перечней платных услуг, разрешенных к предоставлению в разных бюджетных сферах, мы можем сделать вывод, что ни одна бюджетная организация не имеет права предоставлять платные коммунальные услуги арендаторам.

И вообще, предоставление платных коммунальных и эксплуатационных услуг предусмотрено только для научных учреждений и учреждений образования в соответствии с Перечнем платных услуг, которые могут предоставляться бюджетными научными учреждениями, утвержденным постановлением КМУ от 28.07.2003 г. № 1180, и Перечнем платных услуг, которые могут предоставляться учебными заведениями, другими учреждениями и заведениями системы образования, относящимися к государственной и коммунальной форме собственности, утвержденным постановлением КМУ от 27.08.2010 г. № 796, соответственно. При этом коммунальные и эксплуатационные услуги такими учреждениями могут предоставляться только гражданам, проживающим в домах и помещениях, находящихся на балансе учреждения, а также пользователям помещений и зданий, не находящихся на балансе учреждения.

Таким образом, предоставление бюджетными учреждениями таких платных услуг, как платные коммунальные услуги арендаторам, действующим законодательством не предусмотрено вообще.


Татьяна СТАНКУС, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц