Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Передача советом коммунальному предприятию полномочий на закупку спецтехники

Станкус Татьяна, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Бюджетная бухгалтерия Сентябрь, 2014/№ 35
Печать
В начале года по КЭКР 3210 КВКРК 100202 было запланировано более 100 тыс. грн. Эти средства предусматривались для пополнения уставного капитала коммунального предприятия, в частности, для приобретения коммунальной спецтехники — ассенизаторского автомобиля и мусоровоза. Но решением сессии эти средства было решенопередать коммунальному предприятию как делегированные полномочия, т. е. для самостоятельной закупки предприятием этой спецтехники. Правильны ли действия сессии и не нужно ли совету сначала провести тендер, а затем уже передать полномочия коммунальному предприятию?

Прежде всего напомним, что согласно п.п. 3 п. 5 ст. 22 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) главный распорядитель бюджетных средств получает бюджетные назначения путем их утверждения в законе о Государственном бюджете Украины (решении о местном бюджете); принимает решение о делегировании полномочий на выполнение бюджетной программы нижестоящими распорядителями бюджетных средств и/или получателями бюджетных средств, распределяет и доводит до них в установленном порядке объемы бюджетных ассигнований.

Кроме того, согласно ст26 и 28 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР к ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов, в частности, относится принятие решений о передаче средств из соответствующего местного бюджета и осуществление в установленном порядке финансирования расходов из местного бюджета.

Также отметим, что решение сессии является нормативно-правовым актом. Это вытекает из следующего.

Нормативно-правовой акт — это официальный письменный документ, принятый или утвержденный уполномоченным на это субъектом нормотворчества в определенной законодательством форме и по установленной законодательством процедуре, направленный на регулирование общественных отношений, содержащий нормы права, имеющий неперсонифицированный характер и рассчитанный на неоднократное применение.

Как определено в п. 1 ст. 4 БКУ, нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения в Украине, являются:

1) Конституция Украины;

2) БКУ;

3) закон о Государственном бюджете Украины;

4) прочие законы, регулирующие бюджетные правоотношения, предусмотренные ст. 1 БКУ;

5) нормативно-правовые акты КМУ, принятые на основании и во исполнение БКУ и других законов Украины, предусмотренных пп. 3 и 4 ч. 1 ст. 4 БКУ;

6) нормативно-правовые акты центральных органов исполнительной власти, принятые на основании и во исполнение БКУ, других законов Украины и нормативно-правовых актов КМУ, предусмотренных пп. 3, 4 и 5 ч. 1 ст. 4 БКУ;

7) решения органов АР Крым, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, принятые в соответствии с БКУ, нормативно-правовыми актами, предусмотренными пп. 3, 4, 5 и 6 ч. 1 ст. 4 БКУ.

Учитывая указанное, решение местного совета является нормативно-правовым актом.

То есть если решением сессии определено делегировать полномочия по закупке спецтехники коммунальному предприятию и выделить из местного бюджета средства этому предприятию для таких целей, то это законное право соответствующего совета.

О проведении закупок отметим следующее.

Правовые и экономические основы осуществления закупок товаров, работ и услуг устанавливает Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII (далее — Закон № 1197).

В соответствии с п. 1 ст. 2 этого Закона он применяется ко всем заказчикам и закупкам товаров, работ и услуг при условии, что стоимость предмета закупки (без учета НДС), товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 100 тыс. грн., а работ — 1 млн грн.

В свою очередь, согласно ст. 1 Закона № 1197 заказчики — это органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также юридические лица (предприятия, учреждения, организации) и их объединения, обеспечивающие нужды государства или территориальной громады, если такая деятельность не осуществляется на промышленной или коммерческой основе при наличии одного из следующих признаков:

— юридическое лицо является получателем бюджетных средств и уполномочено распорядителем бюджетных средств на осуществление мероприятий, предусмотренных бюджетной программой, в рамках такого финансирования;

— органы государственной власти или органы местного самоуправления либо другие заказчики владеют большинством голосов в высшем органе управления юридического лица;

— в уставном капитале юридического лица государственная или коммунальная доля акций (долей, паев) превышает 50 %.

К заказчикам также относятся заказчики, определенные в п.п. 1 п. 1 ст. 1 Закона Украины «Об особенностях осуществления закупок в отдельных сферах хозяйственной деятельности» от 24.05.2012 г. № 4851-VI.

Как указано в письме-разъяснении Министерства экономического развития и торговли Украины от 23.05.2014 г. № 3302-05/16629-03, нужды государства и территориальной громады в понимании Закона № 1197 нужно рассматривать в широком значении, поскольку такие нужды являются понятием динамическим и не охвачены нормативно-правовым определением.

Однако нужды государства и территориальной громады характеризуются тем, что для их обеспечения государство или органы местного самоуправления принимают нормативно-правовые акты, распорядительные решения, в которых фактически констатируется обязанность или функция государственной институции / местного самоуправления обеспечить определенную функцию государства или общие нужды территориальной громады, среди которых есть организация образования, охраны здоровья граждан, охраны общественного правопорядка и т. п.

Так, государство принимает непосредственное участие в создании юридических лиц публичного права, организуемых с целью эффективного и рационального использования государственного и общественного имущества. Государство или территориальные громады не могут управлять принадлежащими им ценностями (закрепляя имущество за отдельными предприятиями, учреждениями и организациями), поэтому в качестве собственников позволяют таким предприятиям, учреждениям и организациям управлять этим имуществом, распоряжаться денежными средствами, вступать от своего имени в различные правоотношения для реализации определенных интересов и нужд государства или территориальной громады.

Признак, предусмотренный п.п. 9 п. 1 ст. 1 Закона № 1197, согласно которому юридическое лицо является получателем бюджетных средств и уполномочено распорядителем бюджетных средств на осуществление мероприятий, предусмотренных бюджетной программой, в рамках такого финансирования, нужно рассматривать в контексте бюджетного законодательства. Это связано с тем, что в соответствии с п.п. 38 п. 1 ст. 2 БКУ получатель бюджетных средств — это субъект хозяйствования, общественная или другая организация, которая не имеет статуса бюджетного учреждения, уполномочена распорядителем бюджетных средств на осуществление мероприятий, предусмотренных бюджетной программой, и получает на их выполнение средства бюджета.

То есть в случае, если юридические лица (предприятия, учреждения, организации) и их объединения, обеспечивающие нужды государства или территориальной громады, если такая деятельность не осуществляется на промышленной или коммерческой основе, являются получателями бюджетных средств, такие юридические лица являются заказчиками в понимании Закона № 1197 независимо от размера такого Финансирования. Они должны соблюдать требования данного Закона при осуществлении закупок товаров, работ и услуг, руководствуясь стоимостными пределами, определенными им.

С учетом вышеуказанного делаем вывод — коммунальное предприятие в случае, описанном в вопросе, имеет право провести закупку спецтехники самостоятельно, соблюдая требования Закона № 1197.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц