Подготовка детей к учебе в общеобразовательной школе: рассчитываем стоимость

В избранном В избранное
Печать
Афанасьева Марина, главный бухгалтер
Бюджетная бухгалтерия Сентябрь, 2014/№ 36
С началом нового учебного года за парты садятся не только школьники, но и их подрастающая смена. В нашей общеобразовательной школе по субботам проходит подготовка детей-пятилеток к учебе на платной основе. Подскажите, как организовать предоставление такой услуги и рассчитать ее стоимость?

Легитимность предоставления такой платной услуги оговорена Перечнем платных услуг, которые могут предоставляться учебными заведениями, другими учреждениями и заведениями системы образования, относящимися к государственной и коммунальной форме собственности, утвержденным постановлением КМУ от 27.08.2010 г. № 796. Так, п. 15 данного Перечня предусматривает организацию и проведение на платной основе во внеучебное время (в том числе на каникулах, в праздничные и выходные дни) мероприятий образовательной направленности, кроме финансируемых за счет средств общего фонда бюджета. Заметим, что предоставление упомянутых услуг помогает в дальнейшем обеспечить необходимое количество учащихся общеобразовательной школы.

Порядок предоставления услуг по подготовке к школе оговаривается в Положении о платных услугах учебного заведения, которое утверждается директором школы. А разрабатывают это Положение на основе Порядка предоставления платных образовательных услуг государственными и коммунальными учебными заведениями, утвержденного совместным приказом МОН, Минэкономики и Минфина от 23.07.2010 г. № 736/902/758 (далее — Порядок № 736). Такие платные образовательные услуги предоставляются на основании письменного заявления заказчика произвольной формы, которое по сути заменяет договор.

Обычно работой по подготовке к школе в целом руководит завуч начальной школы, а в отдельных группах детей — будущие классные руководители. Подготовка к школе проводится по нескольким предметам, как правило, это украинский, русский и иностранный языки, математика, труд, рисование, музыка. Чередование предметов, а также время и место их проведения закрепляют расписанием уроков. Также устанавливают период проведения занятий.

Логично привлекать для преподавательской работы с пятилетними детьми штатных учителей школы (п. 1.5 Порядка № 736). Однако если это не удается (например, в случае нежелания работать по субботам), возможен дополнительный наем учителей по договорам гражданско-правового характера. Также возможен смешанный вариант привлечения педагогов. Обращаем внимание, что штатным учителям, задействованным и в подготовке детей к школе, устанавливают шестидневную рабочую неделю. Распределение учебной нагрузки утверждается приказом по учреждению.

Фактический перечень проведенных уроков и фактическое посещение учащихся фиксируют в клас­сных журналах, информация которых обязательно должна быть учтена бухгалтерией при расчетах за подготовку к школе, а также при начислении заработной платы учителям. Что касается стоимости подготовки к школе, то ее размер определяют на базе экономически обоснованных расходов, связанных с ее предоставлением. Калькуляционной единицей при этом является стоимость получения услуги одним физическим лицом за весь период ее предоставления в полном объеме.

Статьями калькуляции являются: заработная плата; начисление ЕСВ; материальные расходы (в том числе расходы сторонних организаций); капитальные расходы (частичные отчисления); прочие расходы, связанные с предоставлением платной услуги.

Расходы на заработную плату учителей исчисляют с учетом всех предусмотренных действующим законодательством надбавок и доплат, поощрительных и компенсационных выплат, индексации. В связи с тем, что учителям устанавливается шестидневная рабочая неделя, расчет их зарплаты за субботу производят по обычным расценкам, а не по повышенным, как того требует КЗоТ для выходных дней. Если же стационарного учителя вынужденно заменяет тот, кому установлена пятидневная рабочая неделя, расчет его зарплаты производят с учетом оплаты за работу в выходной день.

Табель учета рабочего времени составляет завуч начальной школы по результатам реального контроля проведения занятий и с учетом информации в клас­сных журналах.

Расходы на обязательное социальное страхование для бюджетных учреждений составляют 36,3 % от фонда оплаты труда тех, кто работает по трудовым договорам, и 34,7 % для тех, с кем заключены договоры гражданско-правового характера.

К материальным расходам относятся и расходы на коммунальные услуги, которые в случае отсутствия отдельных счетчиков рассчитывают исходя из общих расходов учреждения пропорционально выбранной базе: расходы на тепло и электроэнергию пропорционально площади используемых помещений или мощности электроприборов (свет), расходы на воду и канализацию пропорционально количеству людей — потребителей услуги.

При расчете накладных расходов важно знать, что расходы на оплату труда работников, которые выполняют функции по обеспечению деятельности учебного заведения в целом (например, бухгалтерской службы и т. п.), определяются исходя из утвержденного штатного расписания учебного заведения с учетом необходимости обеспечения выполнения уставных задач в полном объеме (п. 2.3 Порядка № 736). Таким образом, в отличие от основных работников, непосредственно занятых предоставлением услуги (учителей), расходы на зарплату которых исчисляют исходя из рабочего времени непосредственно на проведение занятий, для административных и технических работников учитывают рабочее время на осуществление деятельности всего учебного заведения, а не только конкретной платной услуги. В связи с тем, что нормативная численность штатов административных и вспомогательных работников меньше, чем требуется на практике, упомянутое положение Порядка № 736 позволяет учебному заведению привлекать дополнительные средства на выполнениесвоих уставных задач. Еще напомним, что п. 2.5 Порядка № 736 содержит большой и неисчерпывающий перечень расходов, которые могут быть включены в стоимость платной образовательной услуги, без ограничения размера таких расходов. Важно, что исходя из п. 2.1 Порядка № 736 расчет стоимости услуги производят с учетом соотношения спроса и предложения на рынке подобных услуг, которое зачастую и является лимитирующим.

Отчисления на капитальные расходы согласно п. 2.6 Порядка № 736 не должны превышать 10 % стоимости платной услуги. К ним относят расходы на приобретение учебной литературы, компьютерной и оргтехники, мебели, ремонт помещений и т. д.

Учебное заведение обязано обнародовать стоимость платной услуги по подготовке детей к школе не позднее чем за 15 календарных дней до начала ее предоставления. Также школа должна бесплатно предоставлять заказчику полную, доступную и достоверную информацию о порядке и условиях предоставления услуги (п. 1.4 Порядка № 736).

Стоит отдельно остановиться на порядке оплаты услуги. Стоимость, периодичность и сроки оплаты услуги должны быть указаны в заявлении на ее предоставление. Согласно п. 1.6 Порядка № 736 при нарушении заказчиком условий заявления средства, полученные учебным заведением, остаются в его распоряжении для выполнения уставных задач в соответствии с действующим законодательством. Эта фраза должна присутствовать и в заявлении. При таком оформлении договоренности между школой и заказчиком школе логично взимать плату за обу­чение помесячно на первом занятии месяца, т. е. на условиях предоплаты. Заметим, что плата не пересчитывается в случае непосещения по обстоятельствам со стороны заказчика и, наоборот, пересчитывается в случае непроведения занятий по вине школы. При такой организации работы оплата за подготовку начисляется на основании посещения детьми первого занятия каждого месяца, которое зафиксировано в классных журналах.

В заключение хочется обратить внимание на новые законодательные нормы, которые необходимо учесть для организации дальнейшей работы по подготовке детей к школе. Речь идет о том, что с 06.09.2014 г. согласно ст. 30 Закона «Об образовании» от 23.05.91 г. № 1060-XII дошкольное образование является самостоятельным (первым) образовательным уровнем. А в соответствии со ст. 15 указанного Закона для каждого образовательного уровня (теперь и для дошкольного) Кабмин разрабатывает и утверждает государственные стандарты образования, которые подлежат пересмотру не реже одного раза в 10 лет. То есть ребенок, прошедший уровень дошкольного образования, должен будет обладать определенным набором знаний, навыков и качеств. Очевидно, что упомянутый стандарт должен быть одним из главных ориентиров при подготовке детей к учебе в обще­образовательной школе.

Теперь давайте на примере рассмотрим порядок составления калькуляции.

 

Пример. По заявлениям родителей планируется предоставление платной услуги по подготовке детей-пятилеток к школе по субботам с 1 октября по 31 марта. Открыто три группы по 12 человек.

В предоставлении такой платной услуги задействованы штатные работники школы. Учителя имеют высшую категорию и стаж работы от 10 до 20 лет.

Среднее потребление тепла за месяц по счетчику на здании школы — 80 Гкал (1/12 фактических расходов за 2013 год) при плановом тарифе на 2014 год 1160 грн./ Гкал с НДС. Отапливаемая общая площадь школы — 5000 м2, учебного кабинета — 50 м2.

Занятия будут проводиться в утреннее время при хорошей освещенности дневным светом, поэтому расходы на электроэнергию не планируются.

Установленное потребление воды на человека в день — 10 л при тарифе на воду 5 грн./м3 и на водоотведение 3 грн./м3 с НДС.

Вспомогательный коэффициент для учета эксплуатационных расходов на содержание туалетов и коридоров равен 1,3.

Рассчитаем стоимость платной услуги по подготовке детей-пятилеток к школе.

 

«Утверждаю» директор
_________ ______________
(подпись)         Ф. И. О.)  

Калькуляция стоимости подготовки к школе (5 часов в неделю 4,5 раза в месяц)
одного ребенка в течение 1 месяца с 01.10.2014 г.

№ п/п

Статья калькуляции

Расчет

Сумма, грн.

1

2

3

4

1

Заработная плата учителя

Средний за год оклад по ЕТС (12-й разряд) х (1 + 0,20выслуга + 0,20престиж) : Среднее количество часов в месяц на ставку х 5 ч/нед. х 4,5 раз/мес : Кол-во чел.

1806 х 1,40 : 76,2 х 5 х 4,5 : 12 = 62,21

2

Резерв отпусков

Стр. 1 : 303 дн. х 56 дн.

62,21 : 303 х 56 = 11,50

3

Единый социальный взнос на оплату труда

(Стр. 1 + Стр. 2) х 36,3 %

(62,21 + 11,50) х 36,3 % = 26,76

4

Итого прямые расходы на оплату труда

Стр. 1 + Стр. 2 + Стр. 3

62,21 + 11,50 + 26,76 = 100,47

5

Теплоснабжение

Показания счетчика за мес. (среднее за предыдущий год) х Тариф х Sкаб х Квспом : Sшколы общ. х 1/7 дн. х 20/24 : Кол-во чел.

80 х 1160 х 50 х 1,3 : 5000 х 1/7 х 20/24 : 12 = 11,97

6

Вода

Потребление на чел. в день х 4,5 раз/мес. х Тариф

10 х 4,5 : 1000 х 5 = 0,23

7

Водоотведение

См. стр. 6

10 х 4,5 : 1000 х 3 = 0,14

8

Итого расходы на коммунальные услуги

Стр. 5 + Стр. 6 + Стр. 7

11,97 + 0,23 + 0,14 = 12,34

9

Накладные расходы (на канцтовары, бухучет, текущий ремонт необоротных активов и т. п.)

Стр. 4 х Кнаклад

100,47 х 85 % = 85,40

10

Итого стоимость услуги

Стр. 4 + Стр. 8 + Стр. 9

100,47 + 12,34 + 85,40 = 198,21

Зарплата рассчитана на основании отраслевого законодательства для учебных заведений.
Квспом = Sшколы общ. : Sшколы полезная (без коридоров и туалетов),
Кнаклад рассчитан по учетным данным за прошлый год.
Капитальные расходы не планируются ввиду нехватки средств.

 

Главный бухгалтер _______________  ________________________________
                                     (подпись)                          (Ф. И. О.)

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить