Об утверждении Порядка выплаты компенсации предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву в ходе мобилизации, на особый период

Кабинет Министров Украины
Бюджетная бухгалтерия Апрель, 2015/№ 13
В избранном В избранное
Печать
Постановление от 04.03.2015 г. № 105

В соответствии с частью третьей статьи 119 Кодекса законов о труде Украины Кабинет Министров Украины постановляет:

Утвердить Порядок выплаты компенсации предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву в ходе мобилизации, на особый период (прилагается).

 

Премьер-министр Украины А. Яценюк

 

 

Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 04.03.2015 г. № 105

Порядок выплаты компенсации предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву в ходе мобилизации, на особый период

 

1. Настоящий Порядок определяет механизм выплаты компенсации предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву в ходе мобилизации, на особый период (далее — работники), за счет средств, предусмотренных в государственном бюджете по программе 2501350 «Компенсация предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву в ходе мобилизации, на особый период» (далее — бюджетные средства).

2. Главным распорядителем бюджетных средств и ответственным исполнителем бюджетной программы является Минсоцполитики.

Распорядителями бюджетных средств низшего уровня являются:

Министерство социальной политики Автономной Республики Крым, структурные подразделения по вопросам социальной защиты населения областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций (далее — структурные подразделения социальной защиты населения);

структурные подразделения по вопросам социальной защиты населения районных, районных в гг. Киеве и Севастополе госадминистраций, исполнительных органов городских, районных в городах (кроме гг. Киева и Севастополя) советов (далее — органы социальной защиты населения).

3. Бюджетные средства направляются предприятиям, учреждениям, организациям на компенсацию расходов на выплату среднего заработка работникам, работавшим на таких предприятиях, в учреждениях, организациях на момент призыва на военную службу, не больше одного года (далее — компенсация).

4. Для выплаты компенсации предприятие, учреждение или организация подает ежемесячно до 15-го числа в орган социальной защиты населения отчет о фактических расходах на выплату среднего заработка работникам согласно приложению 1, согласованный районным (городским) военным комиссариатом, осуществляющим призыв работника на военную службу, в части подтверждения призыва и прохождения военной службы, для предоставления до 19 числа их копий, а также сводных отчетов о фактических расходах на выплату среднего заработка работникам согласно приложению 2 структурным подразделениям социальной защиты населения.

Структурные подразделения социальной защиты населения ежемесячно до 23-го числа подают сведения об общем объеме фактических расходов на выплату среднего заработка работникам согласно приложению 3 в Минсоцполитики для направления им бюджетных средств, направляемых органам социальной защиты населения для перечисления предприятиям, учреждениям, организациям.

5. Исчисление среднего заработка работников осуществляется в соответствии с Порядком исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 8 февраля 1995 года № 100.

6. Выплата компенсации проводится предприятиями, учреждениями, организациями в сроки, определенные статьей 115 Кодекса законов о труде Украины.

7. Налогообложение, начисление и уплата единого социального взноса на компенсацию проводятся в соответствии с Налоговым кодексом Украины и  Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».

8. Открытие счетов, регистрация, учет бюджетных обязательств в органах Казначейства и операции, связанные с использованием бюджетных средств, осуществляются в установленном законодательством порядке.

9. Составление и подача финансовой и бюджетной отчетности о выполнении бюджетной программы и использовании бюджетных средств, а также контроль за их целевым и эффективным расходованием осуществляются в установленном законодательством порядке.

 

 

 

 

 

 

Комментарий редакции

Утвержден порядок компенсации среднего заработка мобилизованных: как действовать работодателю

17.03.2015 г. заработал Порядок выплаты компенсации предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву в ходе мобилизации, на особый период, утвержденный комментируемым постановлением (далее — Порядок № 105). Этим документом наконец-то прописан механизм компенсации работодателям расходов на выплату среднего заработка, сохраненного за мобилизованными работниками.

Поскольку сам процесс еще не отлажен, вопросы по его применению, безусловно, есть. Поэтому сегодня не только рассмотрим общий порядок получения компенсации, но и разберемся в деталях.

 

Работодатель органы соцзащиты  Минсоцполитики

Компенсировать средний заработок будут из Госбюджета. Главным распорядителем бюджетных средств и исполнителем соответствующей программы назначено Минсоцполитики. В свою очередь, посредником между ним и работодателем будут выступать местные органы по вопросам социальной защиты населения. Схема на первый взгляд проста, а вот в процедуре давайте разбираться. Но прежде выясним первоочередные вопросы.

Точка отсчета. Как известно, законодатели еще в начале прошлого года обязали работодателей сохранять средний заработок за лицами, проходящими военную службу по призыву в связи с мобилизацией, на особый период. При этом была сделана существенная оговорка: средний заработок компенсируется за счет средств Госбюджета в порядке, определенном Кабмином (ч. 3 ст. 119 КЗоТ). В прошлом году соответствующий порядок так и не увидел свет, но работодатели несмотря на это продолжали исправно выплачивать мобилизованным работникам средний заработок с надеждой на то, что такой документ вот-вот появится и, хоть и с опозданием, но выплаченные средства все же компенсируют.

А по факту имеем следующее. Порядок № 105 вступил в силу 17.03.2015 г. и, как и любой нормативный документ, обратного действия во времени не имеет. В самом документе о возможности применения его задним числом ничего не сказано. Отсюда вывод: за 2014 год рассчитывать на ­получение компенсации не приходится, тем более что средств на такие расходы законодатели ни в прошлогодний бюджет, ни в текущий не заложили.

А какая ситуация с январем — февралем 2015 года? С юридической точки зрения оснований для компенсации расходов за эти месяцы нет, ведь Порядок № 105 начал действовать только в марте. Однако поскольку в госбюджете-2015 средства на выплату компенсации заложили на весь год, то на практике управления соцзащиты начали принимать отчеты о компенсации за январь-март 2015 года. Но последнее слово, безусловно, за Минсоцполитики. Надеемся, что эту ситуацию оно вскоре прояснит.

Что компенсируют. Как следует из п. 1 Порядка № 105, работодателям будут компенсировать расходы в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период. Вы спросите: а как же единый соцвзнос, налог на доходы и военные сбор? Беспокоиться не стоит, ведь с принятием комментируемого документа средний заработок из разряда выплат, связанных с трудовыми отношениями, перешел в разряд компенсационных выплат. Это значит, что ЕСВ, НДФЛ и военного сбора с таких выплат уже не будет (на этом вопросе мы предметно остановимся далее).

Но есть еще одна проблема, связанная со вступлением в силу с 08.02.2015 г. Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования порядка прохождения военной службы и вопросов социальной защиты граждан Украины, проходящих военную службу во время особого периода» от 15.01.2015 г. № 116-VIII. Этим документом ст. 119 КЗоТ дополнили новым абз. 4 следующего содержания: «За работниками, которые были призваны во время мобилизации, на особый период и подлежат увольнению с военной службы в связи с объявлением демобилизации, но продолжают военную службу в связи с принятием на военную службу по контракту, сохраняются место работы (должность), средний заработок на предприятии, в учреждении, организации независимо от подчинения и формы собственности, более чем на один год».

Поэтому, если ваш мобилизированный работник останется служить по контракту, нужно будет продолжать выплачивать ему средний заработок весь срок его контракта.

Но ни в КЗоТ, ни в Порядке № 105 о компенсации таких выплат из бюджета речи не идет. Поэтому расходы по выплате среднего заработка работнику-контрактнику несет учреждение. На сегодняшний день непонятно, умышленно это сделал законодатель или все же такие расходы будут компенсировать, но по отдельному порядку. Этот вопрос также адресуем Минсоцполитики.

 

Процедура компенсации: несколько шагов для достижения результата

Как и прежде, работодатели рассчитывают средний заработок согласно Порядку исчисления средней заработной платы, утвержденному постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100. Напомним, что его сохраняют за мобилизованным работником как по основному месту работы, так и на работе по совместительству. С этим проблем нет, ведь такая норма закреплена непосредственно в п. 5 Порядка № 105. Вопрос в том, как работодателю действовать далее? А вариантов тут два.

Первый: начислить и выплатить мобилизованному работнику средний заработок, а затем запросить компенсацию расходов. Такой вывод можно сделать из п. 3 Порядка № 105, в котором говориться о компенсации расходов на выплату среднего заработка.

Второй: начислить средний заработок, получить компенсацию из бюджета, а затем выплатить его работнику. Такой вариант напрашивается после прочтения п. 6 Порядка № 105.

Какой же из них правильный? К сожалению, четкого ответа на этот вопрос из норм Порядка № 105 сделать нельзя, а Минсоцполитики пока отмалчивается.

Мы поддерживаем первый вариант по двум причинам. Во-первых, речь идет все же о компенсации расходов на выплату среднего заработка. Кроме того, если начислить средний заработок и ждать его компенсации из госбюджета, то при наличии заминок в этом процессе соблюсти порядок выплаты компенсации, приведенный в п. 6 Порядка № 105 (т. е. два раза в месяц, как установлено ст. 115 КЗоТ), будет сложно.

В любом случае после начисления среднего заработка нужно сделать следующее:

1. Заполнить Отчет о фактических расходах на выплату среднего заработка работникам, призванным на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период (далее — Отчет) по форме, приведенной в приложении 1 к Порядку № 105. Сложностей с этим этапом возникнуть не должно — у работодателя есть вся информация для заполнения.

Между тем, подчеркнем: если в учреждении работник до мобилизации занимал должности по основному месту работы и по совместительству, то на него надо заполнить две строки. Соответствующую информацию можно расшифровать в графе «Примітка».

Отчет заполняют ежемесячно. Если работники вашего учреждения были призваны одним военкоматом, то всех их нужно указать в одном Отчете. А вот, если работники учреждения призывались на службу разными военкоматами, то придется составить несколько Отчетов, поскольку согласовывать их придется в разных военкоматах.

2. Согласовать Отчет(ы) с военным комиссариатом, который призвал работника на службу в части подтверждения призыва и прохождения военной службы (п. 4 Порядка № 105).

Вот здесь может быть проблема, если военкомат, который призвал работника, находится в другом городе. Урегулировать такую ситуацию в Порядке № 105 законодатель не удосужился, поэтому как поступать работодателю непонятно. Ждем пояснений от Минсоцполитики.

3. Направить Отчет(ы) в местный орган управления соцзащиты населения до 15-го числа месяца и ждать компенсации. Сколько времени придется ждать, в Порядке № 105, к сожалению, не сказано. К слову, это еще один аргумент, чтобы начислить и выплатить работнику средний заработок, а затем уже ждать компенсацию.

Учитывая такое временное ограничение, советуем составлять Отчет вовремя. Для этого целесообразно назначить ответственных за его составление, и включить Отчет в график документооборота.

В Порядке № 105 ничего не сказано о способах предоставления Отчета в орган соцзащиты. Например, о возможности его отправки способами электронной связи. Но думаем, этот вопрос в каждом случае будет решаться на местах.

 

Разбираемся с учетом

ЕСВ, НДФЛ и военный сбор. Учитывая, что с принятием Порядка № 105 средний заработок за время прохождения военной службы обрел статус компенсационной выплаты, наконец-то заработали нормы, специально приготовленные на этот случай. Речь идет о:

1) абз. «и» п.п. 165.1.1 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI, согласно которому не облагают НДФЛ компенсационные выплаты из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период.

Значит, теперь оснований для удержания НДФЛ со среднего заработка мобилизованных работников нет. При этом, согласно устным разъяснениям Госфискальной службы в Налоговом расчете по ф. № 1ДФ среднюю зарплату, начисленную мобилизованному работнику, следует продолжать отражать с признаком дохода «101». Сумма начисленного и выплаченного дохода отражается в графах 3а и 3 соответственно, графы 4а и 4 не заполняются;

2) ч. 7 ст. 7 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI, согласно которой не начисляют и не удерживают ЕСВ с выплат, которые компенсируются из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период.

При этом в Отчете по ЕСВ данные о мобилизованном работнике в таблицу 5 не вносят, поскольку трудовые отношения с ним продолжаются. В таблице 6 заполняют все графы, как при начислении зарплаты, кроме графы 18 «Сума нарахованої заробітної плати/доходу у межах максимальної величини, на яку нараховується єдиний внесок» и графы 19 «Сума єдиного внеску за звітній місяць (із заробітної плати / доходу)» — в них проставляют нули.

Что касается военного сбора, то с учетом Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины» от 02.03.2015 г. № 211-VIII, которым освобождены от обложения этим сбором доходы, которые не включаются в общий налогооблагаемый доход физлиц, военного сбора тут тоже не будет.

КЭКР. Мы указали выше: считаем, что работнику нужно начислить и выплатить средний заработок, а затем ждать компенсацию. Расходование средств на выплату среднего заработка осуществляют по КЭКР 2111 «Заработная плата».

Средства, полученные от органа соцзащиты в счет возмещения расходов учреждения на выплату среднего заработка мобилизованному работнику, надо направить на восстановление кассовых расходов по этому коду.

Бухучет. Рассмотрим на примере порядок отражения в бухгалтерском учете операций по начислению и выплате мобилизованному работнику среднего заработка и его компенсации из бюджета.

 

Пример. За март 2015 года мобилизованному работнику начислен средний заработок в размере 1500,00 грн. Средний зара­боток выплачен работнику в апреле 2015 года.

 

В бухгалтерском учете эти операции отражают так:

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма,  грн.

дебет

кредит

1

Начислен средний заработок мобилизованному работнику

801
(802, 811)

661

1500,00

2

Перечислен средний заработок на зарплатную карточку мобилизованного работника

661

321 (323)

1500,00

3

Отражена задолженность органа соцзащиты населения по компенсации выплаченного среднего заработка (восстановлены фактические расходы)

674

801
(802, 811)

1500,00

4

Поступили средства от органа соцзащиты населения в счет возмещения расходов учреждения

321 (323)

674

1500,00

 

 Ольга ВИТКОВСКАЯ, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд