Темы статей
Выбрать темы

Нестандартные ситуации при осуществлении госзакупок

Дуброва Ярослава, начальник отдела Департамента безопасности ПАО «АК «Киевводоканал»
Сфера государственных закупок постоянно обновляется в части правового регулирования. С одной стороны, это большой плюс, ведь Украина взяла на себя обязательства привести госзакупочное законодательство в соответствие с наилучшими европейскими практиками. С другой — из-за частых изменений нормативной базы в этой сфере у участников госзакупочного сообщества возникает много вопросов, в частности, касающихся правильного применения на практике той или иной нормы. В определенных случаях ответы на такие вопросы заказчики полу- чают путем обращения за разъяснением или методологической помощью в Уполномоченный орган по вопросам государственных закупок — Минэкономразвития. Но чаще всего заказчики госзакупок самостоятельно пытаются разобраться с возникшей ситуацией, ищут ответы на вопросы, но не всегда их находят. Поэтому сегодня мы уделим внимание нестандартным ситуациям, которые могут возникнуть у заказчиков при осуществлении госзакупок, в части, касающейся лотирования.

Нюансы применения переговорной процедуры закупки при делении предмета закупки на лоты

Ситуация 1. Для обеспечения котельных топливом (альтернативным его видом: соломенные и деревянные пеллеты) заказчик два раза объявлял открытые торги на общую сумму 8 млн грн., однако участники на торги не явились. Может ли заказчик применить переговорную процедуру закупки в таком случае?

При этом, учитывая нестабильную работу производителей пеллет, их малую мощность и достаточно низкое качество топлива, с целью избежания возникновения чрезвычайных ситуаций из-за отсутствия в достаточном количестве топлива, желательно было бы заключить договоры с несколькими поставщиками. То есть предусмотренный годовым планом общий объем закупки будет распределен между этими поставщиками.

Будет ли правомерным в указанной ситуации применение переговорной процедуры закупки топлива у нескольких поставщиков, которые расположены в разных регионах и предлагают разные цены на один вид продукции?

Решение. Напомним, что с 2014 года Правительством принят целый ряд решений, которые дали зеленый свет для реализации в Украине проектов по замещению газа. В настоящее время осуществляется дальнейшее развитие этого процесса. Но в ходе реализации таких проектов иногда возникают проблемные моменты при организации и проведении закупок твердых видов топлива.

Для принятия правильного решения в указанной выше ситуации необходимо проанализировать несколько моментов. Сначала обратим внимание на такой вид процедуры закупки, как переговорная, и рассмотрим основания ее применения, учитывая описанную ситуацию.

Наличие оснований для применения переговорной процедуры закупки

Так, ч. 1 ст. 39 Закона № 1197 предусмотрено, что переговорная процедура закупки — это процедура, которая используется заказчиком как исключение и в соответствии с которой заказчик заключает договор о закупке с участником после проведения переговоров с одним или несколькими участниками.

Следует напомнить, что в соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона № 1197 открытые торги являются основной процедурой закупки. В то же время следует помнить: переговорная процедура закупки применяется заказчиком в исключительных случаях! При этом исключительный перечень таких случаев законодатель предусмотрел в ч. 2 ст. 39 Закона № 1197. Одним из них является ситуация, если заказчиком была дважды отменена процедура закупки из-за отсутствия достаточного количества участников ( п. 4 ч. 2 ст. 39 Закона № 1197).

Следует отметить, что законодатель не ограничивает заказчика в применении указанного критерия относительно двукратной отмены какого-то определенного вида торгов: или открытых, или запроса ценовых предложений и т. п.

Внимание! Торги должны быть отменены именно в связи с тем, что для участия в них подано менее двух предложений конкурсных торгов (ценовых предложений), а в случае осуществления закупки по рамочным соглашениям с несколькими участниками — менее трех предложений. То есть отмена должна быть на основании абз. 5 ч. 1 ст. 30 Закона № 1197.

В случае же отмены процедуры закупки согласно абз. 7 ч. 1 ст. 30 Закона № 1197 (если к оценке допущены предложения менее двух участников), заказчик не имеет права применять переговорную процедуру закупки.

Следует отметить, что в целом подтверждением наличия основания для применения переговорной процедуры закупки могут быть как документы, подготовленные и изданные заказчиком, так и документы, изданные другими предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами (в частности, нормативные, технические документы, экспертные заключения и т. п.).

Некоторые специалисты-госзакупщики утверждают, что только экспертное заключение является правомерным подтверждением наличия основания применения переговорной процедуры закупки, а документы, которые заказчик сам подготовил, носят субъективный характер, являются спорными и могут привести к тому, что торги будут обжалованы или же контролером прописаны как нарушение.

В отношении такой позиции заметим: на сегодняшний день отсутствует нормативно-правовой акт, в котором был бы утвержден перечень всех соответствующих документов, которыми заказчик должен подтвердить наличие оснований для применения переговорной процедуры закупки. Также нет утвержденного нормативно перечня уполномоченных органов, которые бы предоставляли указанные подтверждающие документы.

Заметим, что наличие основания, которое мы рассматриваем в указанной ситуации, заказчик может подтвердить лишь документами, составленными им самостоятельно. Итак, документами, которые подтверждают наличие фактов отмены двух процедур закупок в связи с отсутствием достаточного количества участников, могут быть:

— уведомление об отмене торгов или признании их несостоявшимися;

— объявление о результатах проведения торгов;

— информация о результатах процедуры запроса ценовых предложений;

— отчет о результатах проведения процедур открытых и двухступенчатых торгов и предварительной квалификации;

— отчет о результатах проведения процедуры запроса ценовых предложений.

Напомним некоторые положения, касающиеся указанного документального подтверждения, в свете последних изменений, внесенных в Закон № 1197:

— уведомление об отмене торгов или признании их несостоявшимися направляется заказчиком всем участникам в течение 3 рабочих дней со дня принятия заказчиком соответствующего решения (не подается для обнародования);

— объявление о результатах проведения процедуры закупки заказчик подает для обнародования на веб-портале Уполномоченного органа в течение 7 календарных дней со дня заключения договора о закупке, либо принятия решения об отмене торгов или переговорной процедуры закупки, либо признания торгов несостоявшимися. Интересная деталь — объявление о результатах проведения процедуры закупки может быть обнародовано по каждому лоту отдельно;

— отчет о результатах проведения процедуры закупки заказчик подает для обнародования на веб-портале Уполномоченного органа в срок не позднее чем через 3 дня со дня его утверждения.

Рекомендация заказчику о подтверждении оснований для применения переговорной процедуры следующая: в каждой конкретной ситуации он должен максимально объективно, а также прозрачно подойти к поиску, отбору подтверждающих документов:

— во-первых, с целью соблюдения требований законодательства;

— во-вторых, с целью избежания в будущем рисков возможного субъективного подхода со стороны контролирующих органов в сфере госзакупок.

Заметим: только в случае, если заказчик дважды отменил торги из-за того, что на торги подано одно или не подано ни единого предложения, он имеет право провести переговорную процедуру.

Убеждены, что ошибочной является позиция о том, что в указанном случае основанием для отмены может быть абз. 7 ч. 1 ст. 30 Закона № 1197, а именно: если к оценке допущены предложения менее двух участников. Поскольку в таком случае в процедуре закупки участвовали как минимум два участника. Иными словами, количество участников было достаточным, однако предложение одного из таких участников заказчик отклонил.

Подведем итоги: чтобы применение в указанной нами ситуации переговорной процедуры было правомерным, основанием для отмены торгов должен быть только абз. 5 ч. 1 ст. 30 Закона № 1197, а именно: подача для участия в торгах менее двух предложений конкурсных торгов, а в случае осуществления закупки по рамочным соглашениям с несколькими участниками — менее трех предложений.

Нюансы при отмене торгов по лотам

Как мы отмечали, переговорную процедуру можно применить, если заказчиком была дважды отменена процедура закупки из-за отсутствия достаточного количества участников. При этом неоднозначной является позиция специалистов в сфере госзакупок по вопросу: может ли заказчик применить переговорную процедуру закупки, если ранее были отменены торги по определенному лоту, а не по всем лотам, на которые был разделен предмет закупки.

Справка. В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона № 1197 торги могут быть отменены частично (по лоту).

Следует отметить, что Закон № 1197 не содержит определения термина «процедура закупки». При этом п. 3 ч. 1 ст. 1 этого Закона предусмотрено, что государственная закупка — это приобретение заказчиком товаров, работ и услуг в порядке, установленном данным Законом.

Вместе с тем по тексту Закона № 1197 много раз встречается термин «процедура закупки».

Так, согласно п. 28 ч. 1 ст. 1 Закона № 1197 торги (конкурсные торги) — это осуществление конкурентного отбора участников с целью определения победителя торгов (конкурсных торгов) согласно процедурам, установленным этим Законом (кроме переговорной процедуры закупки).

Как предусмотрено ч. 1 ст. 12 Закона № 1197, закупка может осуществляться путем применения одной из таких процедур:

— открытые торги;

— двухступенчатые торги;

— запрос ценовых предложений;

— предварительная квалификация участников;

— переговорная процедура закупки.

Вместе с тем п. 31 ч. 1 ст. 1 Закона № 1197 предусмотрено: участник процедуры закупки — это физическое лицо, в том числе физическое лицо — предприниматель, юридическое лицо (резидент или нерезидент), которое в письменном виде подтвердило намерение участвовать в процедуре закупки и/или подало предложение конкурсных торгов либо ценовое предложение, или участвовало в переговорах в случае применения переговорной процедуры закупки.

При этом заметим, что участник имеет право подать предложение и на отдельный лот или лоты, на которые будет разделен заказчиком предмет закупки.

Так, в соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 1 Закона № 1197 предложение конкурсных торгов — это предложение, касающееся предмета закупки или его части (лота), которое участник подает заказчику согласно требованиям документации конкурсных торгов. Также участнику разрешается подавать относительно части (лота) предмета закупки и ценовое предложение при проведении запроса ценовых предложений.

Справка. В соответствии с п. 33 ч. 1 ст. 1 Закона № 1197 часть предмета закупки (лот) — это определенная заказчиком часть товаров, работ или услуг, на которую в рамках единой процедуры закупки участникам разрешается подавать предложения конкурсных торгов, или ценовые предложения, или предложения на переговорах в случае применения переговорной процедуры закупки. Для проведения процедуры закупки на каждую отдельную часть предмета закупки (лот) должно быть подано не менее двух предложений, кроме случаев применения заказчиком переговорной процедуры закупки.

При этом договор о закупке — это договор, который заключается между заказчиком и участником по результатам проведения процедуры закупки и предусматривает предоставление услуг, выполнение работ или приобретение права собственности на товары ( п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона № 1197). Кстати, в случае деления предмета закупки на лоты, заказчик может заключить несколько договоров, а именно: по каждому лоту — отдельный договор.

Следовательно, участник может участвовать в торгах и по одному лоту, торги могут быть отменены и по нескольким лотам, также заказчик может осуществить акцепт отдельно по лотам, объявление о результатах торгов может подаваться отдельно по лотам, договор может быть заключен отдельно по лотам. Процедурно алгоритм проведения торгов по лотам аналогичен тому, по которому проводятся торги без деления на лоты (за исключением собственно тех особенностей, которые влечет за собой лотирование).

Таким образом, законодатель в пределах какого-либо одного вида закупочной процедуры, или открытых торгов, или запроса ценовых предложений позиционирует закупку по лотам как отдельные процедурные торги, которые проводятся по правилам, алгоритму, предусмотренному для того вида процедуры, в пределах которого осуществляются (т. е. как процедура закупки).

Подведем итоги: в случае отмены заказчиком торгов по отдельному лоту дважды он имеет право выделить предмет закупки по такому лоту в отдельный предмет закупки и для закупки этого предмета применить переговорную процедуру закупки.

Возможно ли заключить договоры с несколькими поставщиками

Напомним, что в случае проведения переговорной процедуры закупки заказчик заключает договор о закупке после проведения переговоров с одним или несколькими участниками. То есть, чтобы осуществить такую закупку, заказчик может провести переговоры как с одним, так и со многими участниками, в случае, если основанием для применения переговорной процедуры не является отсутствие конкуренции на соответствующем рынке. Такие переговоры с несколькими участниками проводят для того, чтобы выбрать среди них наилучшего: по ценовым критериям, по критериям качества предмета закупки и т. п.

При этом, например, как при открытых торгах, так и при проведении переговорной процедуры закупки заказчик может определить часть товаров, работ или услуг (лот), на которую в пределах единой переговорной процедуры закупки участникам разрешается подавать предложения на переговорах. Кстати, для проведения переговорной процедуры закупки на каждую отдельную часть предмета закупки (лот) достаточным будет наличие предложения от одного участника и проведения с ним переговоров.

Справка. В соответствии с абз. 1 п. 2.1 разд. II Порядка № 921 предмет закупки товаров и услуг определяется заказчиком согласно пп. 20 и 27 ч. 1 ст. 1 Закона № 1197 и на основании Национального классификатора Украины «Единый закупочный словарь» (CPV:2002, IDT) ДК 021:2007, утвержденного приказом Госкомитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 04.04.2007 г. № 76 (ср. ), по показателю пятого знака (классификационная группа «категория») с указанием в скобках конкретного названия товара или услуги*.

* Применяется с 01.01.2016 г.

При этом заказчик может определить отдельные части предмета закупки (лоты) по показателям шестого — девятого знаков указанного Классификатора, а также по объему, номенклатуре и месту поставки товаров, выполнения работ или предоставления услуг ( абз. 2 п. 2.1 разд. II Порядка № 921).

Подведем итоги: в нашей ситуации предметом закупки является товар (соломенные и деревянные пеллеты). Поэтому заказчик во избежание возникновения чрезвычайных ситуаций из-за отсутствия в достаточном количестве топлива может определить отдельные части этого предмета закупки как лоты, руководствуясь Порядком № 921.

По результатам применения переговорной процедуры закупки заказчик заключит несколько договоров.

При этом следует учитывать то, что если по результатам лотирования победителями по разным лотам окажутся участники с одинаковыми общими условиями предложения (по предмету закупки, его объему, номенклатуре, месту поставки и т. п.), но с разными ценами за товар, то есть риск того, что у контролирующих органов возникнет вопрос: почему победителем не выбран участник с самой низкой ценой.

Не лишним будет напомнить отдельные нюансы проведения переговоров при применении переговорной процедуры закупок.

Так, в случае, если переговоры проведены во время заседания комитета по конкурсным торгам, на котором принимают решение применить переговорную процедуру закупки, то информацию, касающуюся переговоров, освещают в протоколе заседания комитета.

Такая информация может указываться также и в форме отдельного протокола переговоров. Если же переговоры проведены после принятия конкурсным комитетом решения о применении переговорной процедуры закупки, то результаты таких переговоров оформляют отдельным протоколом заседания комитета по конкурсным торгам (поскольку, как в нашей ситуации, существует необходимость в квалификационной проверке).

При этом протокол переговоров составляют в произвольной форме. Заметим, что подтверждением факта проведения заказчиком переговоров могут быть и другие документы.

Если же возникнет необходимость в проведении дополнительных переговоров (по инициативе заказчика или участника), то заказчик может провести их после обнародования информации о применении переговорной процедуры закупки до принятия решения об акцепте предложения участника.

Справка. Приказом № 1106 утверждены форы информации о применении переговорной процедуры закупки и обоснования применения переговорной процедуры закупки, а также инструкции по их заполнению.

Ситуация 2. ДП «Клинический санаторий лечебно-оздоровительных заведений профсоюзов» принимает участие в процедурах закупок на реализацию санаторно-курортного и восстановительного лечения, услуг по оздоровлению, которые проводят соответствующие фонды и управления соцзащиты населения.

Как в документации заказчик должен устанавливать требования о проверке связанности участников?

Могут ли участвовать в процедурах закупок на реализацию санаторно-курортного и восстановительного лечения, услуг по оздоровлению несколько санаториев, которые являются ДП одного и того же ЗАО, по одному или по нескольким лотам?

Решение. Нормативное определение, какое именно лицо считают связанным для целей Закона № 1197, закреплено в п. 19 ч. 1 ст. 1 этого Закона.

Дальше рассмотрим на схеме признаки связанности лиц.

img 1

Проанализировав приведенные признаки связанности лиц, видим, что ключевым моментом при определении вопроса: будут лица связаны между собой или нет, является определение наличия или же отсутствия в правоотношениях признаков контроля.

Справка. Согласно п. 19 ч. 1 ст. 1 Закона № 1197 контроль — это возможность осуществления решающего влияния или решающее влияние на хозяйственную деятельность участника процедуры закупки непосредственно или через большее количество связанных физических либо юридических лиц, которое осуществляется, в частности, путем реализации права владения или пользования всеми активами или их значительной частью, права решающего влияния на формирование состава, результаты голосования, а также совершение сделок, позволяющих определять условия хозяйственной деятельности, давать обязательные к исполнению указания или выполнять функции органа управления участника процедуры закупки, или владение долей (паем, пакетом акций), составляющей не менее 25 % уставного капитала участника процедуры закупки.

Следует отметить, что для физического лица общую сумму владения частью в уставном капитале участника процедуры закупки определяют в зависимости от объема корпоративных прав, принадлежащих такому физическому лицу, членам его семьи и юридическим лицам, которых контролирует такое физическое лицо или члены его семьи.

При этом членами семьи считаются супруги, дети, родители, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, усыновители, усыновленные, а также другие лица при условии их постоянного проживания вместе со связанным лицом и ведения с ним общего хозяйства. Такое определение применяется для целей Закона № 1197.

Об установлении требований в документации

Следует напомнить, что после изменений, внесенных в Закон № 1197 Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере государственных закупок относительно приведения их в соответствие с международными стандартами и принятия мер по преодолению коррупции» от 15.09.2015 г. № 679-VIII, основание отказа участникам в случае выявления связанных лиц не изменилось. Предусмотрено такое основание в п. 6 ч. 1 ст. 17 Закона № 1197.

Однако заказчик в настоящее время не устанавливает в документации конкурсных торгов и запросе ценовых предложений указанное требование, а также не требует от участников предоставления ими документального подтверждения отсутствия такого требования. Но это не означает, что заказчик не должен сам проверить лиц на связанность. Ведь в случае наличия такого основания связанным лицам должно быть отказано в участии в торгах, а предложения этих участников должны быть отклонены комитетом по конкурсным торгам заказчика.

Внимание! В случае применения переговорной процедуры закупки ст. 17 Закона № 1197 не применяется.

Справка. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 17 Закона № 1197 заказчик принимает решение об отказе участнику, участнику предварительной квалификации в участии в процедуре закупки, предварительной квалификации участников и обязан отклонить предложение конкурсных торгов (квалификационное, ценовое предложение) участника (участника предварительной квалификации) в случае, если предложение конкурсных торгов (квалификационное, ценовое предложение) подано участником процедуры закупки, который является связанным лицом с другими участниками процедуры закупки и/или с членом (членами) комитета по конкурсным торгам заказчика.

Несмотря на то что согласно ч. 2 ст. 22 и ч. 3 ст. 17 Закона № 1197 заказчик не устанавливает в документации положения п. 6 ч. 1 ст. 17 этого Закона (относительно связанности лиц), в силу норм п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона № 1197 заказчик должен отклонить предложение конкурсных торгов в случае, если имеются основания, указанные в ст. 17 этого Закона.

Как же заказчику определить, имеются ли среди участников связанные лица?

Следует проанализировать информацию об участниках, размещенную в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (информацию, касающуюся учредителей), проверить учредительные документы участников, документы об учредителях участника, приказы о создании участника и назначении руководства, документы о распределении полномочий между наблюдательными и исполнительными органами субъекта хозяйствования (их персональном составе) и т. п.

Где же именно в документации заказчик может предусмотреть обязанность для участников предоставить указанные документы, чтобы не нарушить ограничения по документальному подтверждению, установленные в ст. 17 и 22 Закона № 1197?

Справка. В ч. 3 ст. 22 Закона № 1197 предусмотрено, что документация конкурсных торгов может содержать также другую информацию в соответствии с законодательством, которую заказчик считает необходимым в нее включить.

Подведем итоги: заказчик может включить в документацию конкурсных торгов (запрос ценовых предложений) требование к участникам предоставить указанные выше документы (с соответствующей информацией) в составе их предложений конкурсных торгов (ценовых предложений). Заметим, что информацию из открытых единых государственных реестров, доступ к которым является свободным, заказчик не требует, а сам находит.

Одновременно напомним, что в соответствии с ч. 7 ст. 28 Закона № 1197 заказчик имеет право обратиться за подтверждением информации, предоставленной участником, в органы государственной власти, предприятий, учреждений, организаций в соответствии с их компетенцией. Если заказчик получит достоверную информацию о наличии оснований для отказа участнику в участии в торгах или факта указания в предложении конкурсных торгов (ценовом предложении) какой-либо недостоверной информации, являющейся существенной при определении результатов процедуры закупки, заказчик отклоняет предложение конкурсных торгов такого участника.

Отклонять ли связанных лиц по одному лоту?

Заметим, что понятие связанности согласно Закону № 1197 касается участников процедуры закупки. Следует обратить внимание, что они могут быть связанными как через другого участника, так и через лицо, не участвующее в торгах (в том числе и через заказчика). То есть возникает связанность через третье лицо.

Один из признаков связанности лиц — такое юридическое лицо осуществляет контроль над участником процедуры закупки, или контролируется таким участником, или находится под совместным контролем с таким участником.

Следовательно, в ситуации, когда в процедуре закупки участвуют два участника, находящиеся под совместным контролем третьего лица, такие два участника будут считаться связанными лицами.

При этом Закон № 1197 не определяет статус лица, которое совместно контролирует участников торгов. В то же время этот Закон не содержит ограничения в части того, что такое третье лицо, осуществляющее совместный контроль обоих участников торгов, должно быть также участником торгов, чтобы указанные два участника считались связанными. Вместе с тем в Законе № 1197 отсутствуют ограничения, что в случае, если таким третьим лицом — контролером является заказчик, то подконтрольных участников не должны считать связанными.

Таким образом, если для участия в процедуре закупки подали предложения связанные лица, заказчик отклоняет предложения таких участников. Одновременно не забываем о возможном наличии связанности лиц через члена комитета по конкурсным торгам.

Но отклонять ли предложения в описанной нами ситуации, если участники являются фактически связанными лицами, но подали предложения на разные лоты процедуры закупки?

В первую очередь напомним, что одним из принципов государственных закупок является обеспечение конкуренции при осуществлении торгов.

При этом, как мы отмечали, в случае лотирования заказчиком предмета закупки участник имеет право подать предложение даже на один лот. Определение термина «часть предмета закупки (лот)» приведено нами выше.

Учитывая указанное, понятие «связанное лицо» касается правоотношений, связанных с подачей участниками торгов предложений конкурсных торгов (квалификационного, ценового предложения).

Следует обратить внимание, что по каждому конкретному лоту между собой конкурируют именно те участники, которые подали предложения на этот лот. При этом в пределах одного лота заказчик оценивает предложения только тех участников, которые подали предложения на этот лот.

Подведем итоги: принимая во внимание то, что предложение участника, поданное им по каждой отдельной части предмета закупки (лота), фактически рассматривается как отдельное предложение, заказчик должен определять связанность лиц среди участников, подавших предложения по одному лоту.

В случае, если заказчик осуществляет процедуру закупки без деления предмета закупки на его части (лоты), а участники торгов являются связанными лицами и участвуют в рамках одной процедуры, то заказчик обязан отказать таким участникам в участии в процедуре закупки и отклонить их конкурсные предложения (квалификационные, ценовые предложения).

Нормативные документы

Закон № 1197 — Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII.

Порядок № 921 Порядок определения предмета закупки, утвержденный приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 921.

Приказ № 1106 приказ Минэкономразвития «Об утверждении форм документов в сфере государственных закупок» от 15.09.2014 г. № 1106.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше