Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 133 «Финансовые инвестиции»

В избранном В избранное
Печать
Минфин Украины
Бюджетная бухгалтерия Январь, 2015/№ 3
Утверждено приказом Министерства финансов Украины от 18.05.2012 г. № 568

I. Общие положения

1. Настоящее Национальное положение (стандарт) определяет методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о финансовых инвестициях, операциях по совместной деятельности и ее раскрытия в финансовой отчетности.

2. Нормы настоящего Национального положения (стандарта) применяются субъектами бухгалтерского учета в государственном секторе (далее — субъекты государственного сектора).

3. Термины, используемые в национальных положениях (стандартах) бухгалтерского учета в государственном секторе, имеют следующее значение:

амортизированная себестоимость финансовой инвестиции — себестоимость финансовой инвестиции с учетом частичного ее списания в результате уменьшения полезности, увеличенная (уменьшенная) на сумму накопленной амортизации дисконта (премии);

эффективная ставка процента — ставка процента, которая определяется делением суммы годового процента и дисконта (или разницы между годовым процентом и премией) на среднюю величину себестоимости инвестиции (или обязательства) и стоимости ее погашения;

метод эффективной ставки процента — метод начисления амортизации дисконта или премии, по которому сумма амортизации определяется как разница между доходом по фиксированной ставке процента и произведением эффективной ставки и амортизированной стоимости на начало периода, за который начисляется процент;

оператор совместной деятельности — участник совместной деятельности без создания юридического лица, которому согласно договору поручено вести дела совместной деятельности, в частности ее бухгалтерский учет;

совместная деятельность — деятельность с созданием или без создания юридического лица, являющаяся объектом совместного контроля двух или более сторон в соответствии с письменным договором между ними;

совместный контроль — распределение контроля за деятельностью в соответствии с договором о ведении совместной деятельности;

финансовые инвестиции активы, удерживаемые (контролируемые) субъектом государственного сектора с целью получения экономических выгод от их владения.

 

II. Признание и первоначальная оценка финансовых инвестиций

1. Финансовые инвестиции признаются в случае, если субъект государственного сектора осуществляет контроль за финансовыми инвестициями, их оценка может быть достоверно определена и существует вероятность получения субъектом государственного сектора экономических выгод или потенциала полезности.

2. Финансовые инвестиции первоначально оцениваются и отражаются в бухгалтерском учете по себестоимости. Себестоимость финансовой инвестиции состоит из цены ее приобретения, комиссионных вознаграждений, налогов, сборов и других расходов, непосредственно связанных с приобретением финансовой инвестиции.

3. Если приобретение финансовой инвестиции осуществляется путем обмена на ценные бумаги собственной эмиссии, то себестоимость финансовой инвестиции определяется по балансовой стоимости переданных ценных бумаг.

4. Финансовые инвестиции, приобретенные в обмен на денежные средства и прочие активы, в том числе внесенные в уставный капитал предприятий, оцениваются по балансовой стоимости переданных активов.

5. Финансовые инвестиции делятся на долгосрочные и текущие:

финансовые инвестиции со сроком погашения на дату баланса больше двенадцати месяцев, удерживаемые субъектом государственного сектора не для продажи, признаются долгосрочными финансовыми инвестициями;

финансовые инвестиции со сроком погашения на дату баланса не более двенадцати месяцев, которые предназначены к продаже и могут быть свободно реализованы в любой момент, признаются текущими финансовыми инвестициями.

6. Дивиденды и проценты, которые подлежат получению в соответствии с законодательством субъектом государственного сектора по финансовым инвестициям, отражаются в составе доходов.

 

III. Оценка финансовых инвестиций на дату баланса

1. Финансовые инвестиции (кроме инвестиций, удерживаемых субъектом государственного сектора до их погашения) на дату баланса отражаются по балансовой стоимости.

Балансовая стоимость финансовых инвестиций уменьшается в случае признания потерь от уменьшения их полезности либо увеличивается в случае признания выгод от возобновления полезности.

2. Потери от уменьшения полезности финансовых инвестиций отражаются в составе прочих расходов с одновременным уменьшением балансовой стоимости финансовых инвестиций, а суммы выгод от возобновления полезности — в составе прочих доходов с одновременным увеличением балансовой стоимости финансовых инвестиций.

Определение и оценка уменьшения и/или возобновления полезности финансовых инвестиций осуществляются в порядке, предусмотренном Национальным положением (стандартом) бухгалтерского учета в государственном секторе 127 «Уменьшение полезности активов», утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 24 декабря 2010 года № 1629, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 20 января 2011 года под № 92/18830.

3. Финансовые инвестиции, удерживаемые субъектом государственного сектора до их погашения, отражаются на дату баланса по амортизированной себестоимости финансовых инвестиций.

Разница между себестоимостью и стоимостью погашения финансовых инвестиций (дисконт или премия при приобретении) амортизируется в течение периода с даты приобретения до даты их погашения по методу эффективной ставки процента.

Сумма амортизации дисконта или премии начисляется одновременно с начислением дохода от финансовых инвестиций и отражается в составе доходов или расходов с одновременным увеличением или уменьшением балансовой стоимости финансовых инвестиций соответственно.

Примеры определения суммы амортизации дисконта, премии и амортизированной себестоимости финансовых инвестиций по методу эффективной ставки процента приведены в приложении к настоящему Национальному положению (стандарту).

4. Финансовые инвестиции в предприятия государственного, коммунального секторов экономики, относящиеся к сфере управления субъекта государственного сектора, на дату баланса отражаются по стоимости, которая определяется с учетом изменения общей величины собственного капитала предприятия, кроме тех, которые являются результатом операций между субъектами государственного сектора и предприятием.

5. При взятии на баланс финансовых инвестиций у предприятия государственного, коммунального секторов экономики, относящихся к сфере управления субъекта государственного сектора, при первом составлении финансовой отчетности по национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета в государственном секторе одновременно увеличивается на соответствующую сумму собственный капитал субъекта государственного сектора (в части капитала у предприятия).

6. Балансовая стоимость финансовых инвестиций в предприятия государственного, коммунального секторов экономики, относящиеся к сфере управления субъекта государственного сектора:

в течение отчетного периода увеличивается на сумму взноса в уставный капитал предприятий государственного, коммунального секторов экономики и уменьшается на сумму изъятия имущества у таких предприятий;

на дату баланса увеличивается (уменьшается) на сумму изменения собственного капитала таких предприятий, определенную на конец отчетного периода по сравнению с предыдущим отчетным периодом, кроме тех, которые являются результатом операций между субъектами государственного сектора и предприятием, при этом одновременно увеличивается (уменьшается) собственный капитал (в части капитала у предприятия).

При исключении из сферы управления субъекта государственного сектора предприятий государственного, коммунального секторов экономики уменьшаются финансовые инвестиции, связанные с этими предприятиями, с одновременным уменьшением собственного капитала (в части капитала у предприятия), относящегося к этой финансовой инвестиции, с отнесением в случае возникновения суммы разницы на финансовый результат.

7. Уменьшение балансовой стоимости финансовой инвестиции отражается в бухгалтерском учете только на сумму, которая не приводит к отрицательному значению стоимости отдельной финансовой инвестиции.

8. Оценка и учет финансовых инвестиций осуществляются по каждой финансовой инвестиции, а финансовые инвестиции в предприятия государственного, коммунального секторов экономики, относящиеся к сфере управления субъекта государственного сектора, отражаются по каждому предприятию.

 

IV. Учет совместной деятельности

1. Каждый участник совместной деятельности без создания юридического лица отражает в своих учетных регистрах (на отдельных счетах аналитического учета) и в финансовой отчетности:

а) активы, задействованные в совместной деятельности, которые он контролирует, либо свою долю в совместно контролируемых активах;

б) обязательства, принятые им для осуществления этой деятельности;

в) свою долю в любых обязательствах, принятых вместе с другими участниками в отношении этой деятельности;

г) доход или расходы, приобретенные в процессе совместной деятельности.

Активы, задействованные в совместной деятельности без создания юридического лица, не отражаются как финансовые инвестиции участников такой деятельности.

Вклады, внесенные в совместную деятельность без создания юридического лица, отражаются в составе долгосрочной дебиторской задолженности либо текущей дебиторской задолженности в зависимости от срока, на который заключен договор о совместной деятельности.

Оператор совместной деятельности ведет бухгалтерский учет совместной деятельности без создания юридического лица отдельно от результатов собственной деятельности и составляет отдельный баланс и соответствующие формы финансовой отчетности совместной деятельности без создания юридического лица.

Вклады участников в отдельном балансе совместной деятельности без создания юридического лица отражаются в составе долгосрочных либо текущих обязательств в зависимости от срока, на который заключен договор о совместной деятельности.

Показатели отдельного баланса и соответствующих форм финансовой отчетности включаются в баланс и соответствующие формы финансовой отчетности субъекта государственного сектора, при этом информация о внутрихозяйственных расчетах (взаимных обязательствах в равной сумме) не приводится.

2. Доля участника совместной деятельности без создания юридического лица в активах и обязательствах совместной деятельности без создания юридического лица отражается в бухгалтерском учете этого участника в составе соответствующих активов на основании отдельного баланса, предоставленного оператором совместной деятельности без создания юридического лица.

Доля участника в доходах или расходах совместной деятельности без создания юридического лица отражается в составе доходов или расходов.

Обязательства, принятые участником для осуществления совместной деятельности (в том числе на оплату труда, уплату налогов, сборов), признаются расходами от совместной деятельности без создания юридического лица и компенсируются участнику за счет совместной деятельности без создания юридического лица.

Расходы, понесенные участником для осуществления собственной и совместной деятельности, распределяются между совместной и собственной деятельностью пропорционально избранной базе (часам работы, заработной плате, прямым расходам и т. п.).

Не признается доходами участника компенсация, полученная на погашение обязательств, принятых участником для осуществления совместной деятельности.

 

V. Раскрытие информации о финансовых инвестициях в примечаниях к финансовой отчетности

1. В примечаниях к финансовой отчетности приводится следующая информация в разрезе текущих и долгосрочных финансовых инвестиций:

1.1. Финансовые инвестиции в предприятия государственного, коммунального секторов экономики, относящиеся к сфере управления субъекта государственного сектора, по каждому предприятию с указанием размера доли в капитале таких предприятий.

1.2. Финансовые инвестиции, отраженные в балансе по себестоимости.

1.3. Финансовые инвестиции, отраженные в балансе по амортизированной себестоимости.

1.4. Потери от уменьшения полезности и доходы от возобновления полезности финансовых инвестиций, признанные в течение отчетного периода.

2. Участники совместной деятельности без создания юридического лица в примечаниях к финансовой отчетности приводят следующую информацию:

2.1. Перечень субъектов государственного сектора (субъектов хозяйствования), с которыми заключен договор о совместной деятельности, и срок действия такого договора.

2.2. Общую сумму активов, переданных в совместную деятельность.

2.3. Сумму всех обязательств, принятых для осуществления совместной деятельности (с указанием части, приходящейся на долю участника).

2.4. Общую сумму доходов и расходов совместной деятельности без создания юридического лица и сумму доходов или расходов совместной деятельности без создания юридического лица, которая была включена в прочие доходы или прочие расходы.

2.5. Информацию об операторе совместной деятельности.

 

Директор Департамента налоговой, таможенной политики
 и методологии бухгалтерского учета
 Н. Чмерук

 

 

Приложение
к Национальному положению (стандарту) бухгалтерского учета
 в государственном секторе 133 «Финансовые инвестиции»
(пункт 3 раздела III)

Примеры определения суммы амортизации дисконта,
премии и амортизированной себестоимости финансовых инвестиций
по методу эффективной ставки процента

Пример 1

Учреждение 03 января 2014 года приобрело облигации номинальной стоимостью 50000 грн. за 46282 грн., т. е. дисконт составлял 3718 грн. (50000 - 46282).

Фиксированная ставка процента по облигации установлена 9 процентов годовых. Погашение облигации состоится через 5 лет. Выплата процента осуществляется ежегодно в конце года, его номинальная сумма составляет 4500 грн. (50000 х 9 %).

Эффективная ставка процента равна:

прибл. = 11 %

(50000 х 9 %) + (3718 / 5)

(46282 + 50000) / 2

 

Расчет амортизации дисконта по инвестициям в облигации

Дата

Номинальная сумма процента, грн

Сумма процента по эффективной ставке, грн*

Сумма амортизации дисконта, грн (гр. 3 - гр. 2)

Амортизированная себестоимость инвестиции, грн**

1

2

3

4

5

03.01.2014

 

 

 

46282

31.12.2014

4500

5091

591

46873

31.12.2015

4500

5156

656

47529

31.12.2016

4500

5228

728

48257

31.12.2017

4500

5308

808

49065

31.12.2018***

4500

5435

935

50000

 

Пример 2

Облигации номинальной стоимостью 50000 грн. приобретены 03 января 2014 года за 52019 грн., т. е. премия составляла 2019 грн. (52019 - 50000). Фиксированная ставка процента по облигациям установлена 9 процентов годовых. Погашение облигации состоится через 5 лет. Выплата процента осуществляется ежегодно в конце года, его номинальная сумма составляет 4500 грн. (50000 х 9 %).

Эффективная ставка процента равна:

(4500 - 2019 / 5) = 8 %

(52019 + 50000) / 2

 

Расчет амортизации премии по инвестициям в облигации

Дата

Номинальная сумма процента, грн

Сумма процента по эффективной ставке, грн*

Сумма амортизации премии, грн (гр. 2 - гр. 3)

Амортизированная себестоимость инвестиции грн****

1

2

3

4

5

03.01.2014

 

 

 

52019

31.12.2014

4500

4161

339

51680

31.12.2015

4500

4134

365

51314

31.12.2016

4500

4105

395

50919

31.12.2017

4500

4073

426

50492

31.12.2018***

4500

4008

492

50000

 

* Определяется как произведение стоимости инвестиций на предыдущую дату и эффективной ставки процента.

** Определяется сложением стоимости инвестиций на предыдущую дату и суммы амортизации дисконта за отчетный период.

*** В последнем году для определения амортизированной себестоимости инвестиции к сумме амортизации премии (дисконта) и суммы процента по эффективной ставке относится разница между номинальной стоимостью и суммой амортизированной себестоимости инвестиции за предыдущий отчетный период.

**** Определяется как разница между стоимостью инвестиций на предыдущую дату и суммой амортизации премии за отчетный период.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить