Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Взгляд на запасы под новым углом

Николай ЧМЕРУК, директор Департамента налоговой, таможенной политики и методологии бухгалтерского учета
Бюджетная бухгалтерия Январь, 2015/№ 3
В избранном В избранное
Печать
В этой статье мы сравним порядок учета запасов до и после 1 января 2015 года. Как изменилась терминология и состав запасов? Как с этого года следует определять первоначальную стоимость запасов, проводить их оценку на дату баланса и как оценивать выбытие запасов? Об этом и многом другом, не менее интересном, расскажем далее.

Начиная с 1 января 2015 года утратило силу Положение № 947. Четкое указание на это содержит п. 2 приказа № 1163. На смену этому Положению пришел новый нормативный документ — НП(С)БУ 123 «Запасы». Поэтому отныне основным документом в вопросах формирования информации о запасах в бухгалтерском учете и раскрытия ее в финансовой отчетности для нас будет указанный Стандарт. Его новизна состоит не только и не столько в содержании, как в подходе к изложению методологии бухгалтерского учета запасов. Ведь в НП(С)БУ 123 определены лишь основные принципы отражения в учете этих активов. Конкретизации, объяснения по поводу учета тех или иных видов запасов вы здесь не найдете. Но в любом случае это не повод для беспокойства, ведь Минфин разработал Методические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов субъектов государственного сектора (далее — Методрекомендации по учету запасов). Этот документ призван сориентировать вас среди массы новых понятий и требований к учету запасов.

Какие же конкретно изменения испытал порядок учета запасов? Давайте разбираться.

 

Как изменилась терминология

В первую очередь отметим, что трактовка понятия «запасы» осталась неизменной. Зато определение первоначальной стоимости Минфин несколько подкорректировал, уточнив важный момент. И теперь уже из самого определения понятно, что первоначальная стоимость запасов устанавливается исходя из суммы денежных средств или справедливой стоимости других активов, уплаченных (израсходованных) на приобретение (создание) этих самых запасов.

Однако основные изменения в терминологии заключаются во введении новых сроков. В частности, появилось такое понятие, как восстановительная стоимость, под которой следует понимать современную себестоимость приобретения запасов.

Также новым является термин «чистая стоимость реализации запасов». Это ожидаемая цена реализации запасов в условиях обычной деятельности, за вычетом ожидаемых расходов на завершение их производства и реализацию. Новое понятие пришло на смену переоцененной стоимости запасов. Объясняется это тем, что новые правила не предусматривают проведения переоценки запасов, а значит и определения их переоцененной стоимости. Вместо этого при необходимости будет определяться чистая стоимость реализации запасов. Но об этом расскажем немного позже.

Собственно на этом нововведения в терминологии и толковании понятий заканчиваются.

 

Признание запасов активом

НП(С)БУ 123 диктует новый подход к учету запасов в бюджетных учреждениях. И в первую очередь новизна заключается в признании запасов активом при условии их соответствия определенным требованиям. Так, запасы признаются активом, если можно достоверно определить их стоимость, существует вероятность получения будущей экономической выгоды от их использования и/или они являются потенциально полезными (п. 1 НП(С)БУ 123). Следовательно, чтобы те или иные запасы были зачтены в состав активов, они должны соответствовать хотя бы двум из перечисленных выше требований. Причем возможность достоверной оценки таких запасов является обязательным условием. Как это понимать? Все просто. Представьте, что после ликвидации необоротного актива (скажем, спецодежды) остались определенные материалы (ветошь). Достоверно определить стоимость последних достаточно сложно. Из-за состояния этих материалов реализовать их (извлечь экономическую выгоду) фактически невозможно, а для последующего использования они непригодны (не обладают потенциалом полезности). Таким образом, оприходовать на баланс учреждения такие запасы нет смысла, они не признаются активом.

Важно! Запасы, которые поступили от поставщика и не соответствуют критериям признания актива в связи с несоответствием стандартам, условиям договоров, техническим условиям и т. п., следует отражать на забалансовых счетах до согласования цены с поставщиком по справедливой стоимости (п. 12 разд. ІІ Методрекомендаций по учету запасов).

А вот на каких конкретно забалансовых счетах следует вести учет таких запасов, действующим законодательством не определено. Считаем, что наиболее подходящий для этого — забалансовый счет 04 «Непредвиденные активы и обязательства».

Изменился также состав запасов, т. е. их классификация для целей бухгалтерского учета. Появились совершенно новые виды запасов. Чтобы наглядно отразить изменения в составе запасов, сравним новую и старую классификацию запасов в таблице:

 

Положение № 947

НП(С)БУ 123 «Запасы»

1

2

Для целей бухгалтерского учета запасы учреждения включают:

— производственные запасы, в частности сырье и материалы, оборудование, конструкции и детали к установке, спецоборудование для научно-исследовательских работ, строительные материалы, другие производственные запасы;

— животных на выращивании и откорме, в частности молодняк животных на выращивании, животных на откорме, птицу, зверей, кролей, семьи пчел, взрослый скот, выбракованный из основного стада, скот, принятый от населения для реализации;

— малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, используемые в течение не более одного года или в течение операционного цикла, если он больше одного года, в частности малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся на складе и в эксплуатации, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы специального назначения;

— материалы и продукты питания, в частности материалы для учебных, научных и других целей, продукты питания, медикаменты и перевязочные средства, хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности, топливо, горючие и смазочные материалы, тару, материалы в пути, запасные части к транспортным средствам, машинам и оборудованию, прочие материалы;

— готовую продукцию, в которую включаются изделия производственных (учебных) мастерских;

— продукцию сельскохозяйственного производства, в которую включается продукция подсобных (учебных) сельских хозяйств

Для целей бухгалтерского учета запасы включают:

— сырье, основные и вспомогательные материалы, комплектующие изделия и другие материальные ценности, предназначенные для обеспечения обычной деятельности и достижения поставленной цели и/или удовлетворения потребностей субъекта государственного сектора;

— готовую продукцию или незавершенное производство. Незавершенное производство субъектов государственного сектора, выполняющих работы и предоставляющих услуги, состоит из расходов на выполнение незаконченных работ (услуг), по которым еще не признан доход;

материальные ценности, приобретенные (произведенные, полученные) и удерживаемые субъектом государственного сектора с целью последующего распределения, передачи, продажи, в том числе изделия из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, учебники и другие материалы образовательных (учебных) заведений, запасы вооружения и т. п.;

активы, составляющие государственные материальные резервы и запасы (резервы нефтепродуктов, зерна, и т. п.);

— малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, используемые не более одного года или в течение операционного цикла, если он больше одного года;

текущие биологические активы, если они оцениваются по НП(С)БУ 123, а также сельскохозяйственную продукцию и продукцию лесного хозяйства научно-исследовательских заведений после ее первоначального признания

 

Как видим, из состава запасов исчезли животные на выращивании и откорме. Зато в новой классификации появились текущие биологические активы. На первый взгляд, эти понятия тождественны по своему содержанию. Однако есть одно «но». Собственно в НП(С)БУ 123 отсутствует определение текущих биологических активов. Тогда как под текущими биологическими активами согласно П(С)БУ 30 следует понимать биологические активы, способные давать сельскохозяйственную продукцию и/или дополнительные биологические активы, приносить иным способом экономические выгоды в течение периода, не превышающего 12 месяцев. В свою очередь биологический актив — это животное или растение, которое в процессе биологических преобразований способно давать сельскохозяйственную продукцию и/или дополнительные биологические активы, а также приносить иным способом экономические выгоды. Из этого следует, что текущие биологические активы — это не только животные на выращивании и откорме, а еще и растения (непосредственно посевы зерновых, технических, овощных, кормовых культур). Вместе с тем нормы П(С)БУ 30 не распространяются на бюджетные учреждения. Поэтому вопрос, должны ли учреждения, имеющие опытные поля, учитывать в составе запасов посевы сельскохозяйственных культур, остается пока открытым.

Еще один интересный момент — это появление в составе запасов незавершенного производства. Так, с учетом изменений, внесенных п. 2 п.п. 17.2.1 приказа № 1163 в План счетов, для накопления таких расходов предназначен счет 82 «Производственные расходы».

А теперь о «новичках». Минфин добавил к составу запасов два новых вида запасов, а именно: запасы для распределения, передачи, продажи и государственные материальные резервы и запасы. В связи с этим План счетов был дополнен новым счетом 26 «Запасы для распределения, передачи, продажи». Соответственно, последний имеет в своем составе два субсчета: 261 «Запасы для распределения, передачи, продажи» и 262 «Государственные материальные резервы и запасы» (п. 2 п.п. 17.1 приказа № 1163).

 

Определяем первоначальную стоимость запасов по-новому

Не новость, что приобретенные (полученные) или произведенные запасы следует зачислять на баланс по первоначальной стоимости. Однако следует иметь в виду, что отныне в первоначальную стоимость запасов необходимо включать расходы на приобретение, обмен, переработку и другие расходы, возникшие во время доставки запасов к месту хранения (использование), и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях. Эта норма зафиксирована в п. 7 разд. ІІ НП(С)БУ 123.

НП(С)БУ 123 предусмотрен следующий порядок определения первоначальной стоимости запасов в зависимости от путей их поступления:

 

Хозяйственная операция

Требования к определению первоначальной стоимости

1

2

Приобретение запасов за плату

Первоначальная стоимость запасов, приобретенных за плату, определяется исходя из фактических расходов, непосредственно связанных с их приобретением и доведением до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях (с учетом норм п. 8 разд. ІІ НП(С)БУ 123)

Изготовление запасов собственными силами

Первоначальной стоимостью запасов, изготовленных собственными силами, является их производственная себестоимость, которая определяется по соответствующим НП(С)БУ в государственном секторе. Запасы, на создание и выпуск которых государство имеет исключительное право, в частности почтовые марки, бланки ценных бумаг и т. п., отражают по первоначальной стоимости (стоимости их изготовления, печатания, чеканки и т. п.)

Получение запасов в результате обмена на другие запасы

Первоначальная стоимость таких запасов равна балансовой стоимости переданных запасов. Если балансовая стоимость переданных запасов существенно* отличается от их справедливой стоимости, то первоначальной стоимостью полученных запасов является их справедливая стоимость на дату оприходования

Безвозмездное получение запасов от физических и юридических лиц

Первоначальной стоимостью запасов, полученных безвозмездно от физических и юридических лиц, признается их справедливая стоимость на дату получения с учетом расходов, предусмотренных п. 8 разд. ІІ НП(С)БУ 123

Безвозмездное получение запасов от субъектов государственного сектора

Первоначальная стоимость запасов, полученных безвозмездно от субъектов государственного сектора, равна балансовой стоимости запасов субъекта государственного сектора, их передавшего (с учетом норм п. 8 разд. ІІ НП(С)БУ 123)

* Порогом существенности для переданных запасов является величина, которая равняется 20-процентному отклонению балансовой стоимости запасов от их справедливой стоимости (п. 23 разд. ІІ Методрекомендаций по учету запасов).

 

Напомним также, если на момент оприходования запасов невозможно достоверно определить их стоимость, такие запасы могут оцениваться по справедливой стоимости с последующей корректировкой до первоначальной стоимости.

С учетом указанного выше может сложиться мнение, что порядок определения первоначальной стоимости запасов остался неизменным. Но изменения все же произошли, и довольно существенные. Чтобы разобраться, что именно изменилось, сравним перечень расходов, которые включались в первоначальную стоимость запасов ранее, и те, которые следует включать теперь согласно п. 8 разд. ІІ НП(С)БУ 123 (см. схему, приведенную на с. 58). Для наглядности знаком «+» отмечены расходы, включаемые в первоначальную стоимость запасов, а отметкой «-» — расходы, которые не увеличивают их стоимости. Последние следует относить на расходы того периода, в котором они были осуществлены (установлены).

 

img 1

 

Проведенное сравнение дает возможность говорить о кардинальности изменений в составе расходов, зачисляемых в первоначальную стоимость запасов. Действительно, ранее суммы налогов и сборов, расходы на наем транспорта для перевозки запасов и другие расходы, уплаченные при приобретении запасов, не увеличивали их стоимости. Тогда как со вступлением в силу НП(С)БУ 123, наоборот, именно эти расходы подлежат включению в первоначальную стоимость запасов.

Таким образом, вы должны увеличить первоначальную стоимость приобретенных запасов на сумму уплаченного НДС, если ваше учреждение приобрело материальные ценности за счет средств общего фонда либо за счет средств спецфонда, но когда эти расходы не относятся в налоговый кредит.

Теперь о транспортно-заготовительных расходах (далее — ТЗР). Прежде всего отметим, что к таким расходам относятся расходы на заготовку запасов, оплата тарифов (фрахта) за погрузочно-разгрузочные работы и транспортировку запасов всеми видами транспорта до места их использования, включая расходы по страхованию рисков транспортировки запасов (п8 разд. ІІ НП(С)БУ 123). Эти расходы включают в первоначальную стоимость конкретных наименований, групп, видов запасов при их оприходовании. Однако такой подход целесообразно применять в случае, когда есть возможность точно определить расходы, непосредственно связанные с транспортировкой тех или иных единиц запасов. Как же быть с расходами, связанными с доставкой сразу нескольких наименований (групп, видов) запасов? В этом случае следует в течение месяца обобщать сумму ТЗР на отдельном субсчете или аналитическом счете в разрезе отдельных групп запасов. В конце месяца общую сумму ТЗР необходимо распределить между суммой остатка запасов по состоянию на конец отчетного месяца и суммой запасов, выбывших за отчетный месяц. Сумму ТЗР, относящуюся к выбывшим запасам, определяют как произведение среднего процента ТЗР и стоимости этих запасов. Средний процент ТЗР рассчитывают путем деления суммы остатков ТЗР на начало отчетного месяца и ТЗР, возникших за месяц, на сумму остатка запасов на начало месяца и запасов, поступивших за этот период. Такой порядок исчисления предусмотрен п. 9 разд. ІІ Методрекомендаций по учету запасов. Это можно отразить в виде следующей формулы:

img 2 

где Сред. % ТЗР — средний процент ТЗР;

ТЗРнач — сумма остатка ТЗР на начало отчетного месяца;

ТЗРмес — сумма ТЗР, возникших за месяц;

СЗнач — стоимость остатка запасов на начало месяца;

СЗмес — стоимость запасов, поступивших в течение отчетного месяца.

Имейте в виду, что распределенную долю ТЗР, которую относят на стоимость выбывших запасов, списывают на фактические расходы по дебету тех счетов, на которые списана стоимость этих запасов.

 

Как оценить запасы на дату баланса

На дату баланса согласно п. 1 разд. ІІІ НП(С)БУ 123 запасы отражают в бухгалтерском учете и отчетности по наименьшей из двух оценок: первоначальной стоимости либо чистой стоимости реализации. Заметим, что это требование обусловлено необходимостью соблюдения принципа осторожности — предотвращение занижения оценки обязательств и расходов и завышения оценки активов и доходов. Этот принцип задекларирован в ст. 2 Закона № 996.

Запасы следует отражать по чистой стоимости реализации, если на дату баланса их цена снизилась или они испорчены, устарели либо иным образом утратили первоначально ожидаемую экономическую выгоду. Чистую стоимость реализации определяют отдельно по каждой единице запасов.

Сумма, на которую первоначальная стоимость запасов превышает их чистую стоимость реализации, а также стоимость полностью утраченных (испорченных или недостающих) запасов списывают на расходы отчетного периода. Суммы недостач и потерь от порчи ценностей до установления конкретных виновников по общему правилу отражают на забалансовом субсчете 072 «Невозмещенные недостачи и потери от порчи ценностей». После установления виновных лиц сумму, которая подлежит возмещению, зачисляют в состав дебиторской задолженности (или других активов) и дохода отчетного периода.

Дооценка запасов не проводится за исключением случаев, когда чистая стоимость реализации ранее уцененных запасов продолжает увеличиваться. Однако такой рост не должен превышать сумму предыдущего уменьшения стоимости материальных ценностей. Существенно, что в таком случае увеличение стоимости запасов признается доходом учреждения.

Следует отметить, что в целом определение чистой стоимости реализации запасов в значительной мере перекликается с их переоценкой. Однако требование по поводу отнесения изменения (увеличения) стоимости запасов к доходам учреждения является полярно противоположным норме, зафиксированной в п. 2 разд. IV Положения № 947. Обратите внимание на этот момент.

 

Новые методы оценки выбытия запасов

В целом порядок отражения в бухгалтерском учете выбытия запасов не изменился. Предлагаем вам вспомнить основные его аспекты:

 

Хозяйственная операция

Требования к отражению в бухгалтерском учете списания

Продажа (передача, распределение) запасов (кроме приобретенных (изготовленных) в прошлые годы)

Если запасы (кроме приобретенных (изготовленных) в прошлые годы) проданы (распределены, переданы), их балансовую стоимость следует признавать расходами того периода, в котором признается связанный с ними доход

Продажа (передача, распределение) запасов, приобретенных (изготовленных) в прошлые годы

При продаже запасов, приобретенных (изготовленных) в прошлые годы, их балансовую стоимость необходимо относить к накопленному финансовому результату исполнения сметы

Выбытие запасов, не связанное с получением дохода (распределение, передача)

Если выбытие запасов (распределение, передача, за исключением внутриведомственной безвозмездной передачи) не связано с получением дохода, их балансовую стоимость в периоде их выбытия следует относить на расходы

Внутриведомственная безвозмездная передача запасов (кроме МБП)

Если запасы (кроме МБП) безвозмездно переданы (получены) в пределах уполномоченного органа, то их балансовую стоимость до начала их использования отражают в бухгалтерском учете как увеличение дебиторской задолженности (обязательств) по расчетам по внутриведомственной безвозмездной передаче запасов

Списание использованных запасов (кроме МБП), полученных безвозмездно по операциям по внутриведомственной передаче

При списании использованных запасов (кроме МБП), полученных безвозмездно в пределах уполномоченного органа, следует уменьшать балансовую стоимость этих запасов и обязательств по расчетам по внутриведомственной безвозмездной передаче. В бухгалтерском учете учреждения, передавшего эти запасы, такое списание нужно отражать как увеличение расходов и уменьшение дебиторской задолженности по расчетам по внутриведомственной безвозмездной передаче запасов на основании акта списания. Последний предоставляет учреждение, их использовавшее

Использование запасов для создания других активов собственными силами

Запасы, использованные для создания других активов собственными силами, признаются расходами на создание соответствующих активов

Передача в эксплуатацию МБП

Стоимость МБП, переданных в эксплуатацию, списывается с баланса. В то же время организуют их оперативный количественный учет по местам эксплуатации и соответствующим лицам в течение срока фактического использования

 

Впрочем, нововведений не избежал и порядок оценки выбытия запасов. В частности, теперь вы имеете в своем распоряжении вместо одного метода оценки выбытия запасов целых три. А конкретно — п. 4 разд. IV НП(С)БУ № 123 предусмотрены ­следующие методы оценивания запасов при их выбытии:

— идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов;

— средневзвешенной себестоимости;

— себестоимости первых по времени поступления запасов (ФИФО).

Особенности применения каждого из этих методов предлагаем посмотреть в таблице на с. 60.

 

Название метода

Суть метода

Назначение метода

Идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов

Предусматривает ведение отдельного учета по каждому виду запасов и списание их по фактической себестоимости, сложившейся на момент приобретения

По этому методу оцениваются запасы, которые отпускаются для выполнения специальных заказов и проектов, а также не заменяющие друг друга запасы

Средневзвешенной себестоимости

Оценка проводится по каждой единице запасов делением суммарной стоимости остатка таких запасов на начало отчетного месяца и стоимости полученных в отчетном месяце запасов на суммарное количество запасов на начало отчетного месяца и полученных в отчетном месяце запасов. То есть средневзвешенную себестоимость единицы выбывших запасов можно определить по следующей формуле:

img 3 

где Сс — средневзвешенная себестоимость единицы выбывших запасов;

СЗнач — стоимость остатка запасов на начало месяца;

СЗмес — стоимость запасов, полученных в течение отчетного месяца;

КЗнач — количество запасов на начало месяца;

Кзмес — количество запасов, полученных в течение отчетного месяца

Применяется при значительном колебании цен на одни и те же виды запасов в течение месяца, в результате чего возникает потребность в определении средней цены для последующего списания материальных ценностей

Себестоимость первых по времени поступления запасов (ФИФО)

Основывается на предположении, что запасы используются в той последовательности, в которой они поступали в учреждение (отражены в бухгалтерском учете). То есть запасы, которые первыми отпускаются в производство (продажа и другое выбытие), оцениваются по себестоимости первых по времени поступления запасов

Чаще всего используется субъектами хозяйствования, деятельность которых связана с использованием быстропортящихся или утрачивающих свои свойства запасов

 

Обратите внимание, что для всех единиц учета запасов, имеющих одинаковое назначение и одинаковые условия использования, следует применять только один из приведенных методов. Метод, который вы выберете для оценки выбытия запасов как наиболее удобный и точный, необходимо зафиксировать в приказе об учетной политике вашего учреждения.

 

Учет и контроль наличия и движения запасов — что-то изменилось?

Что касается учета и контроля наличия и движения запасов, то в этом плане все осталось без изменений. Так, учет запасов ведут по месту их ответственного хранения (нахождения) и в бухгалтерской службе. Принимает, обеспечивает сохранность, отпускает и учитывает запасы в местах их хранения материально ответственное лицо. Должностные лица, ответственные за сохранность запасов, назначает руководитель учреждения своим приказом. С такими лицами обязательно заключается письменный договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Факт получения запасов материально ответственное лицо подтверждает своей подписью на документе поставщика либо на акте о приемке материалов.

Учет движения запасов ведет материально ответственное лицо по месту их хранения в книге складского учета запасов по единицам учета и количеству. С целью сопоставления фактического наличия запасов с записями в книге и данными бухгалтерского учета бухгалтер периодически проводит сверку. Для этого материально ответственные лица передают в бухгалтерию учреждения приходные и расходные документы.

В бухгалтерии запасы учитывают в количественном и суммарном измерениях по единицам учета запасов и в разрезе материально ответственных лиц в оборотных ведомостях. Дополнительно учет запасов учреждения могут осуществлять по номенклатурным номерам. Однако это, как и ранее, не обязательное требование, а лишь право учреждения.

Хозяйственные операции по поступлению, учету и движению запасов, как и ранее, следует оформлять первичными документами, утвержденными приказом Госказначейства «Об утверждении Типовых форм учета и списания запасов бюджетных учреждений и инструкции по их составлению» от 18.12.2000 г. № 130 и приказом Минстата «Об утверждении Типовых форм первичных учетных документов по учету сырья и материалов» от 21.06.96 г. № 193. Если же типовые формы для оформления отдельных хозяйственных операций с запасами не утверждены, учреждение имеет право самостоятельно разрабатывать и утверждать соответствующие формы первичных документов. Главным условием применения таких форм документов является наличие в них всех обязательных реквизитов, предусмотренных законодательством.

Если ваше учреждение применяет автоматизированные системы складского учета, то следует использовать первичные документы и регистры в электронной форме, применяемые в бухгалтерском учете. В этом случае обязательным является соблюдение всех требований законодательства об электронных документах и электронном документообороте и других нормативно-правовых актов. Такие требования к документальному оформлению операций по движению запасов предусмотрены пп. 3 и 6 Методрекомендаций по учету запасов.

Учетные регистры аналитического и синтетического учета запасов составляют только после проверки первичных документов на соответствие требованиям законодательства.

Аналитический учет запасов целесообразно вести в разрезе мест хранения, материально ответственных лиц и видов запасов. Синтетический учет наличия и движения запасов ведется в денежной единице Украины на счетах учета запасов, определенных Планом счетов.

 

Новый порядок учета запасов — новая корреспонденция субсчетов

Закономерно, что модификация подходов к учету запасов влечет за собой изменения в порядке отражения операций с запасами на счетах бухгалтерского учета. Поэтому в соответствии с п. 18 приказа № 1163 Типовая корреспонденция была изложена в новой редакции. Чтобы выяснить, как именно изменилась корреспонденция по учету запасов, проведем ее сравнение до нововведений и после. То есть посмотрим, какие проводки формировали в учетных регистрах бухгалтеры до 2015 года и какие следует делать начиная с 1 января 2015 года.

 

Корреспонденция субсчетов по учету запасов

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

с 2015 года

до 2015 года

дебет

кредит

дебет

кредит

1

2

3

4

5

6

1

Оприходование приобретенных производственных запасов, материалов и продуктов питания, животных для откорма и т. п. (стоимость без НДС):

при предварительной оплате

201 — 218,

231 — 239

362, 364

201 — 218,

231 — 239

362, 364

при уплате после их получения

201 — 218,

231 — 239

675

201 — 218,

231 — 239

675

Сумма НДС с производственных запасов, материалов и продуктов питания:

приобретенных за счет средств общего фонда

201 — 218,

231 — 239

362, 364, 675

801, 802

362, 364, 675

приобретенных за счет средств специального фонда:

если НДС не включен в налоговый кредит

201 — 218,

231 — 239

362, 364, 675

811 — 813

362, 364, 675

если НДС включен в налоговый кредит

641

362, 364, 675

641

362, 364, 675

2

Зачисление в состав первоначальной стоимости запасов фактических расходов по их приобретению за плату, предусмотренных НП(С)БУ 123

201 — 218,

231 — 239

362, 364, 675

3

Безвозмездное получение производственных запасов, материалов, продуктов питания, медикаментов и других запасов по операциям по внутриведомственной передаче запасов

261,

201 — 218, 231 — 239

683, 684

201 — 218,

231 — 239

683, 684

4

Выбытие производственных запасов, материалов и продуктов питания в случаях, предусмотренных законодательством, кроме полученных по операциям по внутриведомственной передаче запасов

801, 802,

811 — 813

261,

201 — 218, 231 — 236, 238, 239

801, 802,

811 — 813

201 — 218,

231 — 236, 238, 239

5

Списание по расчету распределенной величины транспортно-заготовительных расходов (в случае их обобщения на отдельном субсчете учета запасов) согласно требованиям НП(С)БУ 123

801, 802,

811 — 813

201 — 218,

231 — 239

6

По операциям по внутриведомственной передаче запасов отражены суммы безвозмездно переданных производственных запасов, материалов, продуктов питания, медикаментов и других запасов (передавшим учреждением) и списание использованных запасов (получившим учреждением)

683, 684

261,

201 — 218,

231 — 239

683, 684

201 — 218,

231 — 239

7

По операциям по внутриведомственной передаче запасов отражены суммы использованных производственных запасов, материалов, продуктов питания, медикаментов и других запасов (передавшим учреждением)

801, 802, 813

683, 684

801, 802, 813

683, 684

8

Получение материалов и продуктов питания как гуманитарной помощи

231 — 236, 238, 239

364

231 — 236, 238, 239

364

9

Оприходование остатков материалов и продуктов питания, выявленных при инвентаризации

231 — 236, 238, 239

711

231 — 236, 238, 239

711

10

Списана сумма, на которую первоначальная стоимость запасов превышает чистую стоимость их реализации

831

201 — 218,

231 — 239

11

Отражена стоимость сумм переоценки производственных запасов, материалов и продуктов питания:

дооценка

201 — 218,

231 — 236, 238, 239

441

уценка

441

201 — 218,

231 — 236, 238, 239

12

Списание производственных запасов, материалов и продуктов питания в результате недостачи, в том числе в пределах установленных норм, а также недостач и потерь от порчи материальных ценностей, отнесенных на счет учреждения, приобретенных в текущем году, в прошлые годы по расчетам по внутриведомственной передаче запасов

801, 802,

811 — 813, 431, 432, 683, 684

261, 201, 204, 205, 231 — 236, 238, 239

801, 802,

811 — 813, 431, 432, 683, 684

201, 204, 205,

231 — 236, 238, 239

12

Если установлены виновные лица, одновременно производятся записи на сумму стоимости возмещения убытков, которая отнесена на счет виновных лиц в части

 

 

363

711

расходов на восстановление (приобретение)

363

711

превышение, которое подлежит перечислению в соответствующий бюджет

363

642

Если виновные лица не установлены, на забалансовом счете 07 осуществляется запись об отражении сумм недостач материальных ценностей

07

07

13

Оприходование приобретенных малоценных и быстроизнашивающихся предметов (стоимость без НДС):

при предварительной оплате

221 — 222

362, 364

221 — 222

362, 364

при оплате после их получения

221 — 222

675

221 — 222

675

Одновременно производится вторая запись (сумма без НДС)

801, 802,

811 — 813

411

801, 802,

811 — 813

411

Сумма НДС из малоценных и быстроизнашивающихся предметов:

приобретенных за счет средств общего фонда

221 — 222

362, 364, 675

801, 802

362, 364, 675

приобретенных за счет средств специального фонда:

если НДС не включен в налоговый кредит

221 — 222

362, 364, 675

811 — 813

362, 364, 675

если НДС включен в налоговый кредит

641

362, 364, 675

641

362, 364, 675

14

Безвозмездное получение малоценных и быстроизнашивающихся предметов по операциям по внутриведомственной передаче запасов

221 — 222

411

221 — 222

411

15

Оприходование малоценных и быстроизнашивающихся предметов, полученных в качестве гуманитарной помощи

221 — 222

364

221 — 222

364

Одновременно производится вторая запись

812

411

812

411

16

Выдача со склада в эксплуатацию малоценных и быстроизнашивающихся предметов

411

221

411

221

17

Оприходование излишков малоценных и быстроизнашивающихся предметов, выявленных при инвентаризации

221 — 222,

811

711,

411

221 — 222,

811

711,

411

18

Реализация излишков малоценных и быстроизнашивающихся предметов, не переданных в эксплуатацию и не используемых учреждением

411

221, 222

411

221, 222

На сумму средств от реализации производится запись

364, 675

711

364, 675

711

19

Списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов, не введенных в эксплуатацию, которые стали непригодными

411

221, 222

411

221, 222

20

Списание запасов, приобретенных в предыдущие отчетные годы, которые отчуждаются путем реализации согласно законодательству

431, 432

201 — 205,

211 — 218, 231, 234, 235, 238, 239

431, 432

201 — 205,

211 — 218, 231, 234, 235, 238, 239

21

Оприходование сумм стоимости материалов, полученных от ликвидации и разборки необоротных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, которые оставлены для ремонта и других потребностей учреждения

231, 234, 235, 238, 239

711

231, 234, 235, 238, 239

711

22

Списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов, установленных при инвентаризации недостач и потерь

411

221

411

221

Если установлены виновные лица, одновременно производятся записи на сумму стоимости возмещения убытков, которая отнесена на счет виновных лиц в части:

 

 

363

711

расходов на восстановление (приобретение)

363

711

превышение, которое подлежит перечислению в соответствующий бюджет

363

642

Если виновные лица не установлены, на забалансовом счете 07 осуществляется запись об отражении сумм недостатков материальных ценностей

07

07

23

Приобретение животных для откорма:

при предварительной оплате

212

313, 323, 364

при оплате после их получения

212

313, 323, 675

24

Оприходование прироста и приплода молодняка по плановой себестоимости

211

822

211

822

25

Списание за счет учреждения павшего молодняка и животных на откорме

822

211, 212

822

211, 212

26

Оприходование мясных продуктов при забое животных по плановым ценам

251

211 — 218

251

211 — 218

 

Конечно, это еще не все нововведения, которые вас ожидают. Мы рассказали только о ключевых моментах учета запасов. Отдельные нюансы будем разбирать подробно и на примерах. Поэтому не прощаемся. Оставайтесь с нами!

 

Нормативные документы

Закон № 996 — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Положение № 947 — Положение по бухгалтерскому учету запасов бюджетных учреждений, утвержденное приказом Минфина от 14.11.2013 г. № 947.

Приказ № 1163 — приказ Минфина «Об утверждении Изменений к некоторым нормативно-правовым актам Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету» от 25.11.2014 г. № 1163.

НП(С)БУ 123 — Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 123 «Запасы», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2012 г. № 1202.

П(С)БУ 30 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 30 «Биологические активы», утвержденное приказом Минфина от 18.11.2005 г. № 790.

План счетов — План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденный приказом Минфина от 02.06.2013 г. № 611.

Типовая корреспонденция — Типовая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина от 02.06.2013 г. № 611.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц