Темы статей
Выбрать темы

О компенсационных выплатах из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, не облагаемых НДФЛ

Государственная фискальная служба Украины
Разъяснение от 21.05.2015 г.

Кабинет Министров Украины постановлением от 4 марта 2015 года № 105 утвердил Порядок выплаты компенсации предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период (далее — Порядок), вступивший в силу с 17 марта 2015 года. Данным Порядком определен механизм выплаты компенсации предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, за счет средств, предусмотренных в государственном бюджете по программе 2501350 «Компенсация предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период».

В соответствии с п. 3 Порядка бюджетные средства направляются предприятиям, учреждениям, организациям на компенсацию расходов на выплату среднего заработка работникам, работавшим на таких предприятиях, в учреждениях, организациях на время призыва на военную службу, не более одного года.

Для выплаты компенсации предприятие, учреждение или организация подает ежемесячно до 15 числа органу социальной защиты населения отчет о фактических расходах на выплату среднего заработка работникам согласно приложению 1, согласованный районным (городским) военным комиссариатом, который осуществлял призыв работника на военную службу, в части подтверждения призыва и прохождения военной службы, для подачи до 19 числа их копий, а также сводных отчетов о фактических расходах на выплату среднего заработка работникам согласно приложению 2 структурным подразделениям социальной защиты населения.

Структурные подразделения социальной защиты населения ежемесячно до 23 числа подают сведения об общем объеме фактических расходов на выплату среднего заработка работникам согласно приложению 3 Минсоцполитики для направления им бюджетных средств, направляемых органам социальной защиты населения для перечисления предприятиям, учреждениям, организациям (п. 4 Порядка).

Выплата компенсации производится предприятиями, учреждениями, организациями в сроки, определенные ст. 115 Кодекса законов о труде (п. 6 Порядка).

То есть с целью выполнения гарантий, предусмотренных ч. 3 ст. 119 Кодекса законов о труде, в частности, выплаты работникам компенсации в пределах среднего заработка, работодатели определяют среднюю заработную плату таких работников как расчетную величину и информируют о ее размере органы социальной защиты населения путем заполнения отчетов, которые прилагаются к Порядку. После получения средств, предусмотренных в государственном бюджете, работодатели производят выплату компенсации в сроки, определенные ст. 115 Кодекса законов о труде.

Обложение, начисление и уплата единого социального взноса на компенсацию производятся в соответствии с Налоговым кодексом Украины и Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (п. 7 Порядка).

Согласно п.п. «и» п.п. 165.1.1 п. 165.1 ст. 165 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога не включаются, в частности, компенсационные выплаты из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период.

Учитывая указанное, доход, полученный работниками, призванными на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период в виде компенсационных выплат, который выплачивается работодателем за счет средств государственного бюджета в пределах среднего заработка, в соответствии с Порядком не включается в налогооблагаемый доход таких работников, т. е. не облагается налогом на доходы физических лиц.

Комментарий редакции

Средний заработок мобилизованным работникам ≠ компенсация из бюджета: непостижимая позиция фискалов

Иногда толкование представителями Госфискальной службы законодательных норм может довести ситуацию до абсурда. Комментируемое разъяснение лишний раз тому подтверждение. Как вы поняли, речь идет о налогообложении среднего заработка, выплачиваемого мобилизованным работникам. А дело вот в чем.

Вы помните, что в марте 2015 года наконец-то увидел свет Порядок выплаты компенсации предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву в ходе мобилизации, на особый период, утвержденный постановлением КМУ от 04.03.2015 г. № 105 (далее — Порядок № 105). И казалось, руководители и бухгалтеры бюджетных учреждений должны вздохнуть с облегчением, ведь наконец-то законодатели выполнили то, чего от них ждали целый год. Но не тут то было. Поясним.

Мы обращали ваше внимание, что в Порядке № 105 нет четких указаний о том, как нужно выплачивать средний заработок мобилизованным работникам. А вариантов тут два.

Первый: начислить и выплатить мобилизованному работнику средний заработок, а затем запросить компенсацию расходов из госбюджета.

Второй: начислить средний заработок, получить компенсацию из госбюджета, а затем выплатить его работнику.

Какой же из них правильный? Как оказалось, ответ на этот вопрос важен не только для правильного соблюдения норм Порядка № 105, но и в целях обложения таких выплат НДФЛ и ЕСВ. Пока специалисты Минсоцполитики на этот счет отмалчиваются (до сих пор нет ни одного разъяснения по поводу того, какой же из приведенных вариантов правильный), фискалы использовали эту ситуацию в свою пользу.

По мнению специалистов Госфискальной службы, приведенному в письме от 24.04.2015 г. № 8720/6/99-99-17-03-03-15, от того, каким вариантом воспользуется работодатель, будет зависеть порядок налогообложения выплат мобилизованным работникам.

Так, если работодатель рассчитает средний заработок (заметьте: о его начислении в бухучете — ни слова!), проинформируют о его размере органы соцзащиты населения путем заполнения отчета ( приложение 1 к Порядку № 105), то, получив соответствующую компенсацию из госбюджета, может смело воспользоваться:

п.п. «и» п.п. 165.1.1 п. 165.1 ст. 165 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI и не облагать такую выплату НДФЛ (признак дохода в Налоговом расчете по форме № 1ДФ — «128») и соответственно военным сбором;

ч. 7 ст. 7 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI и не облагать компенсацию ЕСВ.

А вот если работодатель начислит средний заработок и выплатит его мобилизованному работнику, то, по мнению фискалов, это будет не чем иным как зарплатной выплатой со всеми вытекающими: обложением НДФЛ (признак дохода в Налоговом расчете по форме № 1ДФ — «101»), ЕСВ и военным сбором. Даже несмотря на то, что впоследствии средний заработок компенсируют из госбюджета.

Как видим из комментируемого разъяснения, отступать от своей позиции фискалы не намерены. Но скажите, есть ли разница, как работодатель решит вопрос о выплате мобилизованному работнику среднего заработка? Главное одно — в итоге он получит компенсацию из госбюджета, которая не является объектом налогообложения! Почему по прихоти фискалов работодатель, который, не дожидаясь компенсации из госбюджета, выплатит средний заработок работнику, находящемуся в далеко незавидном положении, должен в «наказание» нести дополнительные расходы по уплате НДФЛ, ЕСВ и военного сбора? Совершенно абсурдная позиция фискалов.

Заметим, что Комитет Независимой ассоциации банков Украины по вопросам налогообложения и учета проинформировал, что обратился в официальных письмах к руководству Минфина и Минсоцполитики с просьбой инициировать соответствующее обращение к Госфискальной службе и способствовать отмене ее разъяснений относительно налогообложения компенсационных выплат. Так что очень надеемся, что вскоре этот вопрос будет решен в пользу работодателей.

Надежда РОМАНЕНКО, эксперт по вопросам оплаты труда

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше