Темы статей
Выбрать темы

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования порядка прохождения военной службы и вопросов социальной защиты граждан Украины, проходящих военную службу во время особого периода

Верховная Рада Украины

Верховная Рада Украины постановляет:

I. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины:

1. В статье 119 Кодекса законов о труде Украины:

часть третью после слов «на особый период» дополнить словами «или принятыми на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности, объявления решения о проведении мобилизации и (или) введении военного положения сроком до окончания особого периода или до объявления решения о демобилизации»;

дополнить частью четвертой следующего содержания:

«За работниками, которые были призваны в ходе мобилизации, на особый период и которые подлежат увольнению с военной службы в связи с объявлением демобилизации, но продолжают военную службу в связи с приемом на военную службу по контракту, сохраняются место работы (должность), средний заработок на предприятии, в учреждении, организации независимо от подчиненности и формы собственности, более чем на один год».

2. Статью 335 Уголовного кодекса Украины изложить в следующей редакции:

«Статья 335. Уклонение от призыва на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава

Уклонение от призыва на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава —

наказывается ограничением свободы сроком до трех лет».

3. Пункты 12 и 17 статьи 11 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» изложить в следующей редакции:

«12. Военнослужащим срочной военной службы за весь период прохождения военной службы предоставляется отпуск продолжительностью 10 календарных дней без учета времени, необходимого для проезда к месту проведения отпуска и назад, но не раньше чем через 3 месяца прохождения ими срочной военной службы»;

«17. В особый период с момента объявления мобилизации до момента введения военного положения или до момента принятия решения о демобилизации военнослужащим предоставляются отпуска, предусмотренные частями первой, шестой и двенадцатой настоящей статьи, и отпуска по семейным обстоятельствам и по другим уважительным причинам. Предоставление военнослужащим отпусков, предусмотренных частью первой настоящей статьи, осуществляется при условии одновременного отсутствия не более 30 процентов общей численности военнослужащих определенной категории соответствующего подразделения. Отпуска по семейным обстоятельствам и по другим уважительным причинам военнослужащим предоставляются с сохранением денежного обеспечения продолжительностью не более 10 календарных дней».

4. В Законе Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц»:

часть третью статьи 2 после слов «в случае призыва их на военную службу в ходе частичной или общей мобилизации, на особый период» дополнить словами «или приема на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности, объявления решения о проведении мобилизации и (или) введении военного положения сроком до окончания особого периода или до объявления решения о демобилизации»;

часть вторую статьи 12 дополнить словами «или приема на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности, объявления решения о проведении мобилизации и (или) введении военного положения сроком до окончания особого периода или до объявления решения о демобилизации».

5. В Законе Украины «О местном самоуправлении в Украине»:

1) в подпункте 2 пункта «а» части первой статьи 34 слова «(кроме военнослужащих срочной службы)» заменить словами «(кроме военнослужащих срочной службы и военной службы по призыву лиц офицерского состава)»;

2) пункт 1 части первой статьи 36 после слов «призыва граждан на» дополнить словами «военную службу по призыву лиц офицерского состава».

6. В Законе Украины «О воинской обязанности и военной службе»:

1) в части пятой статьи 5 слова «переаттестация военнообязанных» заменить словами «переаттестация граждан Украины»;

2) в части первой статьи 9 слова «профессионально-технических и общеобразовательных учебных заведений, а также высших» заменить словами «общеобразовательных и профессионально-технических»;

3) в статье 11:

в части второй слова и цифры «студенты высших учебных заведений III или IV уровней аккредитации с дневной формой обучения» заменить словами «граждане Украины, которые имеют или получают образовательную степень высшего образования не ниже бакалавра»;

в части третьей слова «студентов высших учебных заведений» заменить словами «граждан Украины»;

в части пятой:

в первом предложении слова «получили высшее образование по образовательно-квалификационному уровню» заменить словами «имеют образовательную степень высшего образования»;

во втором предложении слова «могут быть призваны» заменить словами «подлежат призыву»;

часть девятую изложить в следующей редакции:

«9. Порядок замещения вакантных должностей командования и научно-педагогических работников военного учебного подразделения высшего учебного заведения для подготовки офицеров запаса определяется Министерством обороны Украины по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную политику в сфере образования и науки»;

дополнить частью одиннадцатой следующего содержания:

«11. Контроль за организацией военной подготовки граждан Украины по программе подготовки офицеров запаса осуществляет Министерство обороны Украины»;

4) в части первой статьи 15 слова «в мирное время» исключить, а цифры и слово «25-летнего» заменить цифрами и словом «27-летнего»;

5) в статье 17:

в части первой слова «прохождения службы в военном резерве» исключить;

пункт 3 части второй дополнить словами «при условии официального трудоустройства призывника»;

часть четвертую исключить;

часть пятую дополнить словами «на время прохождения срочной военной службы братьями, до увольнения в запас одного из них»;

части двенадцатую и тринадцатую изложить в следующей редакции:

«12. В случае перевода призывников, которые учатся в высших учебных заведениях с дневной формой обучения, для учебы в другое высшее учебное заведение с указанной формой обучения право на отсрочку от призыва на срочную военную службу не теряется.

13. Отсрочка от призыва на срочную военную службу для продолжения профессиональной деятельности предоставляется следующим гражданам призывного возраста:

педагогическим работникам с полным высшим образованием, основным местом работы которых являются общеобразовательные учебные заведения, при условии полной нагрузки на занимаемой должности, — на весь период их работы по специальности в сельской местности;

медицинским работникам, при условии полной нагрузки на занимаемой должности, — на весь период их работы по специальности в сельской местности;

священнослужителям, которые окончили высшие или средние духовные учебные заведения и занимают должность в религиозных организациях, которые действуют по уставу (положению), зарегистрированному в установленном порядке, — на время исполнения обязанностей священнослужителя;

сельским, поселковым, городским головам — на срок выполнения ими этих полномочий;

лицам, имеющим ученую степень кандидата (доктора) наук и работающим на должностях по специальности согласно группе специальностей области науки, по которой присуждена ученая степень, — на весь период их работы по этой специальности;

резервистам — на весь период службы в военном резерве;

лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел Украины — на весь период их службы»;

6) в части первой статьи 18:

в абзаце третьем цифры и слово «25-летнего» заменить цифрами и словом «27-летнего»;

в абзаце седьмом слова «ареста или исправительных работ» исключить;

7) в статье 20:

в части первой:

абзац третий после слова «высшее» дополнить словами «профессионально-техническое или полное общее среднее»;

в абзаце пятом слова «и резервисты» исключить;

дополнить абзацем десятым следующего содержания:

«граждане Украины, имеющие специальные звания среднего, старшего и высшего начальствующего состава или классные чины, — на военную службу по контракту лиц офицерского состава с одновременным присвоением воинских званий в порядке переаттестации в соответствии с частью пятой статьи 5 настоящего Закона»;

после части второй дополнить новой частью следующего содержания:

«3. Граждане Украины, не достигшие предельного возраста пребывания в запасе, в случае наступления особого периода могут быть приняты на военную службу по контракту на срок военной службы в календарном исчислении, установленный частью третьей статьи 23 настоящего Закона».

В связи с этим части третью — пятую считать соответственно частями четвертой — шестой;

8) в статье 23:

часть первую изложить в следующей редакции:

«1. Сроки срочной военной службы в календарном исчислении устанавливаются:

для солдат и матросов, сержантов и старшин, проходящих срочную военную службу в Вооруженных Силах Украины и других воинских формированиях, — до 18 месяцев;

для лиц, которые на время призыва на срочную военную службу имеют степень высшего образования магистр, — до 12 месяцев»;

в абзаце седьмом части второй цифру и слово «5 лет» заменить словами и цифрами «от 1 до 5 лет»;

в абзаце третьем части четвертой цифру и слово «5 лет» заменить словами и цифрами «срок от 3 до 5 лет»;

9) в статье 26:

в части второй:

пункт «а» дополнить словами «и на основаниях, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи»;

пункт «б» после слов «частью шестой» дополнить словами «с учетом случаев, определенных частью восьмой»;

пункт «в» после слов «частью седьмой» дополнить словами «с учетом случаев, определенных частью восьмой»;

пункт «г» дополнить словами «и на основаниях, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи»;

пункт 2 части третьей дополнить подпунктом «ґ» следующего содержания:

«ґ) в связи с наступлением особого периода и нежеланием продолжать военную службу военно­служащим — женщиной, имеющей ребенка (детей) в возрасте до 18 лет»;

в части шестой:

пункты «ї» и «й» изложить в следующей редакции:

«ї) в связи с невозможностью перевода на другую должность в случае непосредственного подчинения близкому лицу;

й) в связи с установлением по результатам специальной проверки, которая осуществляется в ходе доукомплектования Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности Украины, сведений, не отвечающих установленным законодательством требованиям для занятия должности (приема на военную службу)»;

дополнить пунктами «к» и «л» следующего содержания:

«к) в связи с наступлением особого периода и нежеланием продолжать военную службу военно­служащим — женщиной, имеющей ребенка (детей) в возрасте до 18 лет;

л) в связи с применением запрета, предусмотренного частями третьей и четвертой статьи 1 Закона Украины «Об очистке власти»;

часть седьмую дополнить пунктами «і» и «ї» следующего содержания:

«і) в связи с наступлением особого периода и нежеланием продолжать военную службу военно­служащим — женщиной, имеющей ребенка (детей) в возрасте до 18 лет;

ї) в связи с применением запрета, предусмотренного частями третьей и четвертой статьи 1 Закона Украины «Об очистке власти»;

в пункте 1 части восьмой:

в подпункте «а» цифры «16» заменить цифрами «18»;

абзац четвертый подпункта «ґ» после слова «ребенком» дополнить словами «а также родителями своими или жены (мужа)»;

дополнить пунктом «є» следующего содержания:

«є) в связи с выслугой установленных сроков военной службы, предусмотренных частью первой и абзацем вторым части седьмой статьи 23 настоящего Закона»;

10) в абзаце девятом пункта 2 части первой статьи 37 цифры и слово «(25-летнего)» заменить цифрами и словом «(27-летнего)»;

11) части вторую и третью статьи 39 изложить в следующей редакции:

«2. За гражданами Украины, которые призваны на срочную военную службу, военную службу по призыву в ходе мобилизации, на особый период, или приняты на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности, объявления решения о проведении мобилизации и (или) введении военного положения сроком до окончания особого периода или до объявления решения о демобилизации, но не больше одного года, сохраняются место работы (должность), средний заработок на предприятии, в учреждении, организации независимо от подчиненности и формы собственности, место учебы в учебном заведении независимо от подчиненности и формы собственности и независимо от формы обучения.

За гражданами Украины, которые были призваны на военную службу в ходе мобилизации, на особый период и которые подлежат увольнению с военной службы в связи с объявлением демобилизации, но продолжают военную службу в связи с приемом на военную службу по контракту, сохраняются место работы (должность), средний заработок на предприятии, в учреждении, организации независимо от подчиненности и формы собственности, место учебы в учебном заведении независимо от подчиненности и формы собственности и независимо от формы обучения более чем на один год.

3. За гражданами Украины, которые призваны на срочную военную службу, военную службу по призыву в ходе мобилизации, на особый период, или приняты на военную службу по контракту, в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности, объявления решения о проведении мобилизации и (или) введении военного положения сроком до окончания особого периода или до объявления решения о демобилизации, не прекращается государственная регистрация предпринимательской деятельности физических лиц — предпринимателей. В случае неосуществления ими предпринимательской деятельности в период проведения мобилизации начисление налогов и сборов таким физическим лицам — предпринимателям не осуществляется».

II. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования.

2. Кабинету Министров Украины:

привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить приведение министерствами, другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом.

3. Предложить Президенту Украины привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с данным Законом.

 

Президент Украины П. Порошенко,

г. Киев,

15 января 2015 года,

№ 116-VIII

Комментарий редакции

Соцзащита военных, изменения в сроках военной службы и прочие оборонно-мобилизационные вопросы: изучаем изменения

Комментируемый Закон вступил в силу 08.02.2015 г. Он подкорректировал ряд законодательных актов с целью усовершенствования прохождения воинской службы и улучшения социальной защиты военнослужащих, которые проходят службу во время особого периода. Однако есть в нем и контрмеры, направленные на усиление ответственности за уклонение от службы.

Но, как говорится, давайте обо всем по порядку. Начнем с изменений, которые будут интересны непосредственно работодателям и воинским частям.

 

Мобилизованный работник стал служить по контракту — продолжаем платить средний заработок

В апреле 2015 года будет ровно год, как военная служба по призыву в связи с мобилизацией, на особый период, стала одним из видов воинской службы. Получается, что работодатели по истечении года с момента мобилизации работника, фактически могут уволить его согласно п. 3 ст. 36 КЗоТ. При условии, конечно, что он к этому времени не вернется на работу. Напомним, что Указом Президента Украины «О частичной мобилизации» от 14.01.2015 г. № 15/2015 определено: в период с 18 марта по 1 мая 2015 года должны быть уволены в запас (демобилизованы) военнослужащие, которые были призваны на военную службу во время первой волны мобилизации. Поэтому в этот период следует ожидать возвращения мобилизованных работников на свои рабочие места. Между тем события могут развиваться по-разному.

Вариант 1. Работник вложился в срок и приступил к работе до окончания годового отсутствия. В таком случае работодателю следует издать приказ о продолжении его работы после военной службы в связи с мобилизацией. При этом датой окончания выплаты работнику среднего заработка будет дата окончания прохождения военной службы, указанная в его военном билете.

Если во время отсутствия работника его обязанности выполняло другое лицо по срочному трудовому договору, то оно подлежит увольнению на основании п. 2 ст. 36 КЗоТ.

Однако жизнь вносит свои коррективы, и может случиться так, что работник не приступит к работе в срок (т. е. сразу же после даты демобилизации), а задержится на пару дней. В таком случае, безусловно, можно пойти навстречу работнику и оформить неявку по уважительной причине. Но платить средний заработок нужно исключительно по день окончания прохождения работником военной службы, о чем должен быть издан соответствующий приказ руководителя.

Вариант 2. Работник не вложился в срок и не пришел на работу. В таком случае после истечения годового срока с момента призыва его можно уволить согласно п. 3 ст. 36 КЗоТ. Безусловно, прежде чем это сделать, работодатель должен выяснить причины отсутствия работника и его дальнейшие намерения относительно работы/неработы в учреждении. Но строго по истечении года со дня мобилизации работника нужно прекратить выплачивать ему средний заработок, о чем должен быть издан соответствующий приказ руководителя.

Вариант 3. Работник после демобилизации решил продолжить службу по контракту. С целью урегулирования такой ситуации как раз и принят комментируемый Закон, которым ст. 119 КЗоТ дополнили новым абз. 4 следующего содержания: «За работниками, которые были призваны во время мобилизации, на особый период и подлежат увольнению с военной службы в связи с объявлением демобилизации, но продолжают военную службу в связи с принятием на военную службу по контракту, сохраняются место работы (должность), средний заработок на предприятии, в учреждении, организации независимо от подчинения и формы собственности, более чем на один год».

Поэтому, если ваш работник по истечении года с момента его мобилизации останется служить по контракту, нужно будет продолжать выплачивать ему средний заработок весь срок его контракта. Идеальный случай, если он донесет соответствующую информацию до работодателя, более того, сделает это своевременно, предоставив документы, подтверждающие факт прохождения военной службы по контракту (например, копию военного билета). Тогда нужно будет издать приказ о сохранении среднего заработка за работником, который проходит военную службу по контракту.

Если же год со дня мобилизации прошел, а от работника ни слуху ни духу, то целесообразно уточнить его местонахождение у военного комиссариата, который призвал работника на военную службу, воинской части и т. д. Только после выяснения соответствующей информации можно принимать решение о сохранении за ним среднего заработка.

Напомним, что законодатели обязали работодателей сохранять место работы (должность) и средний заработок за лицами, проходящими военную службу по призыву в связи с мобилизацией, на особый период, но не более одного года. При этом была сделана существенная оговорка: средний заработок компенсируется за счет средств Госбюджета в порядке, определенном Кабмином. Несмотря на то что указанные изменения были внесены в ч. 3 ст. 119 КЗоТ еще в середине прошлого года, соответствующий порядок до сих пор так и не увидел свет.

В случае сохранения среднего заработка за работником, который после демобилизации продолжает службу по контракту, также предусмотрена компенсация таких выплат из Госбюджета. Надеемся, что в этом году мы все же дождемся такого порядка, тем более что предпосылки к этому есть. Так, в отличие от прошлого года, в Госбюджет-2015 «заложили» соответствующие средства в размере 1790,00 млн грн. (приложение 3 к Закону Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» от 28.12.2014 г. № 80-VІІІ). Так что ждем.

Но в спешке законодатели забыли непосредственно о п. 3 ст. 36 КЗоТ. В нем до сих пор говорится о том, что работника можно уволить на основании этой нормы после окончания года со дня призыва его на военную службу (о контракте в ней нет ни слова) Надеемся, что такую недоработку законодатели вскоре устранят.

 

Призыв (служба по контракту) со студенческой скамьи: сохраняем место обучения

Комментируемым Законом подкорректировали ч. 2 ст. 39 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 г. № 2232-XII (далее — Закон № 2232). В ней прописали о необходимости сохранения среднего заработка за работником, который после демобилизации продолжает служить по контракту.

Также уточнили, что за лицами, которые после демобилизации продолжают служить по контракту, нужно сохранять место обучения.

Что касается соискателей высшего образования, призванных на военную службу в связи с объявлением мобилизации, то за ними сохраняют место обучения и стипендию на основании абз. 2 ч. 2 ст. 46 Закона Украины «О высшем образовании» от 01.07.2014 г. № 1556-VII. На сегодняшний день о сохранении стипендии за лицами, которые после демобилизации продолжают служить по контракту, ничего не сказано. Надеемся, что этот вопрос законодатели вскоре решат.

В отличие от высшего образования, в Законе Украины «О профессионально-техническом образовании» от 10.02.98 г. № 103/98-ВР о сохранении места обучения за лицами, проходящими военную службу, не было сказано ни слова. Теперь же за учащимися ПТУЗ следует сохранять место обучения как в случае их призыва на военную службу в связи с мобилизацией, та и при продолжении такими лицами военной службы по контракту после демобилизации.

 

Право военнослужащих на 10-дневный отпуск

Теперь все срочники имеют право на отпуск сроком 10 календарных дней (без учета времени, необходимого для проезда к месту проведения отпуска и обратно), но не ранее чем через 3 месяца прохождения ими срочной военной службы. Соответствующие изменения внесены в п.п. 12 ст. 101 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» от 20.12.91 г. № 2011-XII.

Также в особый период с момента объявления мобилизации до введения военного положения (или принятия решения о демобилизации) военным предоставят отпуска, предусмотренные пп. 1, 6 и 12 ст. 101 указанного Закона, а также отпуска по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам (основные ежегодные отпуска, каникулярные отпуска курсантам (слушателям) военных вузов).

 

Прохождение военной службы: законодательные корректировки

Рассмотрим другие изменения, связанные непосредственно с прохождением военной службы.

1. Введена уголовная ответственность за уклонение от призыва на военную службу по призыву лиц офицерского состава. Она заключается в лишении свободы сроком до 3 лет (обновленная ст. 335 Уголовного кодекса Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III). В связи с этим к полномочиям исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов добавили содействие в организации призыва на военную службу по призыву лиц офицерского состава (п. 1 ч. 1 ст. 36 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР).

2. Повышен призывной возраст для срочников (с 25 до 27 лет). Соответствующие изменения внесены в абз. 3 ч. 1 ст. 18 Закона № 2232. Как и прежде, такие лица при определенных обстоятельствах имеют право на освобождение или отсрочку от призыва. Но подчеркнем, что и сами основания для отсрочки от военной службы, приведенные в ст. 17 Закона № 2232, изменены. К примеру, по желанию призывника, имеющего одиноких отца или мать, у которых на содержании двое и более несовершеннолетних детей, отсрочку до достижения старшим из детей совершеннолетия предоставят только при условии официального трудоустройства такого призывника. А педагогические и медицинские работники теперь смогут получить отсрочку, только если они работают в сельской местности.

Также отменена отсрочка для:

— выпускников вузов и ПТУ;

— депутатов местных советов;

— городских и сельских учителей.

3. Продлен срок срочной военной службы независимо от вида Вооруженных Сил до 18 месяцев, а для имеющих степень бакалавра — до 12 месяцев.

Вместе с тем военным на должностях сержантского и старшинского состава до достижения предельного возраста пребывания на военной службе смогут продлить срок службы по новому контракту на срок от 3 до 5 лет (ранее — только на 5 лет).

4. Теперь за пенсионерами-военными, призванными на военную службу по контракту, будут сохранять пенсию в течение всего периода службы до окончания особого периода или до объявления демобилизации (ч. 3 ст. 2 и ч. 2 ст. 12 Закона № 2232).

5. Расширен список лиц, которые могут быть призваны на контрактую службу. В частности, теперь на такую службу будут призывать граждан призывного возраста, которые имеют профтехническое или полное общее среднее образование.

6. Введены дополнительные основания для увольнения с военной службы. К примеру, досрочно будут увольнять со службы женщину — лицо офицерского состава, которая проходит службу по призыву и имеет ребенка (детей) в возрасте до 18 лет, в связи с наступлением особого периода и нежеланием продолжать службу.

Также появились еще два основания для увольнения со службы контрактников и офицеров, которые проходят кадровую военную службу, а именно:

1) наступление особого периода и нежелание продолжать службу военнослужащим-женщиной, которая имеет ребенка (детей) в возрасте до 18 лет;

2) применение запрета, предусмотренного ч. 3 и 4 Закона Украины «Об очищении власти» от 16.09.2014 г. 1682-VII.

 

Ольга ВИТКОВСКАЯ, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше