Темы статей
Выбрать темы

Ремонт сельской дороги

Станкус Татьяна, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
На территории сельского совета есть бесхозная дорога, т. е. она не находится ни у кого на балансе. Эта дорога требует текущего ремонта, но по специальному фонду по КПКР 170703 «Расходы на проведение работ, связанных со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог» недостаточно средств для оплаты работы по ремонту дороги. Имеет ли право сельский совет произвести и оплатить текущий ремонт этой дороги за счет общего фонда по КПКР 100203 «Благоустройство городов, сел и поселков»?

Сначала отметим, что согласно Конвенции «О дорожном движении» от 08.11.68 г. термин «дорога» означает всю полосу отведения любой дороги или улицы, открытой для движения.

При этом различают автодорогу, железнодорожный, трамвайный, водный, морской, воздушный, речной путь и т. п.

Как определено в ст. 1 Закона Украины «Об автомобильных дорогах» от 08.09.2005 г. № 2862-IV (далее — Закон № 2862), автомобильная дорога — это линейный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для непрерывного, безопасного и удобного движения транспортных средств; улица — это автомобильная дорога, предназначенная для движения транспорта и пешеходов, прокладки наземных и подземных инженерных сетей в пределах населенных пунктов.

Также отметим, что дорожное покрытие — это укрепленные верхние слои дороги, которые воспринимают нагрузку от транспортных средств.

Дороги с земляным покрытием тоже являются автомобильной дорогой, поскольку в соответствии с Законом № 2862 земляное полотно — это грунтовая конструкция автомобильной дороги.

В соответствии со ст. 1 Закона Украины «Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины» от 18.09.91 г. № 1562-XII (ср. ) автомобильные дороги являются государственной собственностью, кроме сельских дорог, порядок управления которыми устанавливается Кабмином.

Такой порядок на сегодня определен в Порядке безоплатной передачи в коммунальную собственность объектов социальной сферы, жилищного фонда, в том числе незавершенного строительства, а также внутрихозяйственных мелиоративных систем коллективных сельскохозяйственных предприятий, которые не подлежали делению на части в процессе реорганизации этих предприятий и переданы на баланс предприятий-правопреемников, утвержденном постановлением КМУ от 13.08.2003 г. № 1253.

Но в описанном в вопросе случае руководствоваться этим Порядком нельзя, ведь дороги не находятся на балансе ни у одной организации или предприятия.

Как отмечено в ст. 16 Закона 2862, улицы и дороги городов и других населенных пунктов находятся в ведении органов местного самоуправления и являются коммунальной собственностью.

Более того, в соответствии с п. 2 ст. 19 Закона № 2862 основными обязанностями органов местного самоуправления в части управления функционированием и развитием улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в частности, является организация строительства, реконструкции, ремонта и содержания улиц и дорог городов и других населенных пунктов по установленным для них строительным нормам, государственным стандартам и нормам.

Следовательно, сельская дорога является коммунальной собственностью, находится в ведении сельского совета, который и должен осуществлять строительство, реконструкцию, ремонт и содержание сельских дорог.

Поэтому считать дороги в селе бесхозными неправильно.

Это подтверждается и разъяснением Минюста «Некоторые аспекты приобретения права собственности на объекты бесхозного недвижимого имущества» от 13.10.2011 г.

Так, в этом разъяснении Минюст отметил: рассматривая проблематику приобретения права собственности на объекты бесхозного недвижимого имущества, возникает потребность в определении самого понятия «бесхозная вещь».

Из содержания ч. 1 ст. 335 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV следует, что лишь то имущество, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен, может считаться бесхозным.

В вашем же случае сельские дороги в соответствии с действующим законодательством находятся в коммунальной собственности. То есть эти дороги имеют владельца, но их ни одно учреждение на балансе не учитывает. Для того чтобы осуществить указанные функции, дороги должны быть взяты на баланс сельского совета и закреплены за соответствующим предприятием на праве хозяйственного ведения. Это подтверждается письмом Госказначейства от 11.01.2007 г. № 3.4-06/35-257, в котором отмечено, что орган местного самоуправления должен закрепить своим решением объекты за соответствующим предприятием на праве полного хозяйственного ведения.

Также обратим внимание на то, что согласно п. 2 Единых правил ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правил пользования ими и охраны, утвержденных постановлением КМУ от 30.03.94 г. № 198, ремонт и содержание дорожных объектов (кроме железнодорожных переездов), которые находятся в общегосударственной собственности, осуществляются дорожно-эксплуатационными организациями, которые относятся к сфере управления Укравтодора, а тех, которые находятся в коммунальной собственности, — соответствующими коммунальными дорожно-эксплуатационными организациями.

Для взятия дорог на баланс сельского совета необходимо провести их оценку в соответствии с требованиями Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-III (далее — Закон № 2658).

Сельские дороги берутся на учет по субсчету 103 «Дома и сооружения», а имуществом, которое может оцениваться, в соответствии с Законом № 2658 считаются объекты в материальной форме, здания и сооружения (включая их неотъемлемые части), машины, оборудование, транспортные средства и тому подобное; паи, ценные бумаги; нематериальные активы, в том числе объекты права интеллектуальной собственности; целостные имущественные комплексы всех форм собственности.

Таким образом, действие Закона № 2658 распространяется и на проведение оценки дорог.

Оценка имущества, имущественных прав в соответствии с Законом № 2658 — это процесс определения их стоимости на дату оценки по процедуре, установленной нормативно-правовыми актами, отмеченными в ст. 9 данного Закона, и является результатом практической деятельности субъекта оценочной деятельности.

Субъектами оценочной деятельности согласно ст. 5 Закона № 2658 являются:

— субъекты ведения хозяйства — зарегистрированные в установленном законодательством порядке физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, а также юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, которые осуществляют хозяйственную деятельность, в составе которых работает хотя бы один оценщик и которые получили сертификат субъекта оценочной деятельности в соответствии с данным Законом;

— органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые получили полномочия на осуществление оценочной деятельности в процессе выполнения функций по управлению и распоряжению государственным имуществом и (или) имуществом, которое находится в коммунальной собственности, и в составе которых работают оценщики.

Поэтому, если сельский совет имеет указанные полномочия на осуществление оценочной деятельности и в составе сельского совета работает оценщик, то он имеет право провести оценку дорог.

Если же таких полномочий сельский совет не имеет и у него нет в составе оценщика, то для оценки дорог следует обратиться к соответствующему субъекту ведения хозяйства — оценщику, имеющему сертификат субъекта оценочной деятельности.

После оценки дорог их можно будет взять на баланс по той стоимости, которую определит оценщик. Также в орган Госказначейства сельский совет должен подать справку о поступлении в натуральной форме.

Относительно проведения расходов на ремонт дороги за счет средств по КПКР 100203 «Благоустройство городов, сел и поселков», считаем, что такие расходы провести можно. Ведь согласно ст. 13 Закона Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.2005 г. № 2807-IV к объектам благоустройства населенных пунктов, в частности, относятся улицы, дороги, переулки, спуски, проезды, пешеходные и велосипедные дорожки.

Таким образом, дороги являются объектом благоустройства.

Также напомним, что при проведении ремонта дорог следует руководствоваться Порядком проведения ремонта и содержания объектов благоустройства населенных пунктов, утвержденным приказом Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 23.09.2003 г. № 154.

Так, согласно п. 1.7 этого Порядка к текущему ремонту улично-дорожной сети и искусственных сооружений относятся такие работы:

а) средний ремонт: работы, связанные с периодическим возобновлением слоя износа дорожного покрытия, обеспечением достаточной его жесткости и ровности, улучшением эксплуатационных качеств элементов улично-дорожной сети и искусственных сооружений, а также работы по возобновлению элементов и конструкций искусственных сооружений, которые непосредственно испытывают ледовые и волновые влияния.

При необходимости средний ремонт может заключаться в ликвидации всех мелких повреждений проезжей части улично-дорожной сети и искусственных сооружений;

б) мелкий ремонт: работы, направленные на предотвращение мелких деформаций и повреждений улично-дорожной сети и искусственных сооружений и на немедленную их ликвидацию.

Расходы по текущему ремонту дорог согласно Инструкции о применении экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333, следует проводить по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)».

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше