Кого и как проверяет Счетная палата

В избранном В избранное
Печать
Оксана СИВАЧЕНКО, заместитель начальника территориального управления Счетной палаты по Харьковской, Сумской и Полтавской областям
Бюджетная бухгалтерия Ноябрь, 2015/№ 44
В редакцию газеты «Бюджетная бухгалтерия» поступили вопросы относительно того, какие организации проверяет Счетная палата Украины. Какие права и обязанности у специалистов Счетной палаты и должностных лиц объектов контроля? Каков порядок проведения проверок ими? Какие виды проверок могут осуществляться? Эти и другие вопросы подробно рассмотрим в статье.

Основные принципы осуществления контроля Счетной палатой

Статьей 98 Конституции Украины определено, что контроль от имени Верховной Рады Украины за поступлением средств в госбюджет и их использованием осуществляет Счетная палата. Организация, полномочия и порядок деятельности Счетной палаты определяются законом.

БКУ предусматривает, что в Украине финансовый контроль и аудит и оценка эффективности использования бюджетных средств осуществляются на всех стадиях бюджетного процесса.

Счетная палата является одним из органов, имеющих полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства.

Так, согласно ст. 110 БКУ к полномочиям Счетной палаты относится осуществление контроля за поступлением и использованием средств госбюджета; образованием, обслуживанием и погашением государственного долга; эффективностью управления средствами Госбюджета; использованием средств местных бюджетов в части трансфертов, предоставляемых из государственного бюджета.

Счетная палата по итогам каждого квартала подает в Верховную Раду Украины заключения о состоянии поступления средств в государственный бюджет и их использования, а также предложения по устранению нарушений, выявленных в отчетном бюджетном периоде.

Основным нормативным документом, которым на сегодняшний день руководствуется Счетная палата в своей деятельности, является принятый недавно Закон № 576. Он вступил в силу с 09.08.2015 г. С этой же даты Закон № 315, которым руководствовалась Счетная палата раньше, утратил силу.

Стандарт № 28-6, которым Счетная палата руководствовалась во времена действия Закона № 315 при проведении проверок, пока еще остается действующим, но в ближайшее время будет принят новый нормативный документ, который определит порядок проведения проверок Счетной палатой согласно требованиям нового Закона № 576.

В этой статье уделим внимание деятельности Счетной палаты с учетом требований именно нового Закона № 576.

Согласно ст. 1 этого Закона Счетная палата является государственным коллегиальным органом, какой подотчетен Верховной Раде Украины и регулярно ее информирует о результатах своей деятельности.

Также отметим, что Счетная палата является организационно, функционально и финансово независимой, самостоятельно планирует свою деятельность. Поэтому деятельность Счетной палаты не зависит от деятельности других контролирующих органов.

Следует отметить, что в новом Законе № 576 появилось такое понятие, как внешний финансовый контроль (аудит). Так, согласно ст. 4 этого Закона полномочия, возложенные на Счетную палату Конституцией Украины, осуществляются через мероприятия государственного внешнего финансового контроля (аудита).

Государственный внешний финансовый контроль (аудит) обеспечивается Счетной палатой путем осуществления финансового аудита, аудита эффективности, экспертизы, анализа и других контрольных мероприятий.

При этом финансовый аудит заключается в проверке, анализе и оценке правильности ведения, полноты учета и достоверности отчетности относительно поступлений и расходов бюджета, установлении фактического состояния дел по целевому использованию бюджетных средств, соблюдению законодательства при осуществлении операций с бюджетными средствами.

Аудит эффективности предусматривает установление фактического состояния дел и дачу оценки относительно своевременности и полноты бюджетных поступлений, продуктивности, результативности, экономности использования бюджетных средств их распорядителями и получателями, законности, своевременности и полноты принятия управленческих решений участниками бюджетного процесса, состояния внутреннего контроля распорядителей бюджетных средств.

Оценка продуктивности использования бюджетных средств предусматривает установление соотношения между результатами деятельности распорядителя и получателя бюджетных средств и использованными для достижения таких результатов средствами бюджета.

Оценка результативности использования бюджетных средств предусматривает установление степени соответствия фактических результатов деятельности распорядителя и получателя бюджетных средств запланированным результатам.

Оценка экономности использования бюджетных средств предусматривает установление состояния достижения распорядителем и получателем таких средств запланированных результатов за счет использования минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата при использовании определенного бюджетом объема средств.

Полномочия Счетной палаты

Теперь рассмотрим полномочия Счетной палаты, определенные ст. 7 Закона № 576.

Так, Счетная палата:

1) осуществляет финансовый аудит и аудит эффективности относительно:

— поступлений в госбюджет налогов, сборов, обязательных платежей и других доходов, включая администрирование контролирующими органами таких поступлений;

— проведения расходов госбюджета, включая использование бюджетных средств на обеспечение деятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, КМУ, Конституционного Суда Украины, Верховного Суда Украины, высших специализированных судов, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, Высшего совета юстиции, Генеральной прокуратуры Украины и других органов, непосредственно определенных Конституцией Украины; использования средств госбюджета, предоставленных местным бюджетам и фондам общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования; осуществления секретых расходов госбюджета;

— управления объектами государственной собственности, имеющими финансовые последствия для госбюджета, включая обеспечение отчисления (уплаты) в госбюджет средств, полученных государством как собственником таких объектов, и использования средств госбюджета, направленных на соответствующие объекты;

— предоставления кредитов из госбюджета и возврата таких средств в госбюджет;

— операций по государственным внутренним и внешним заимствованиям, государственным гарантиям, обслуживанию и погашению государственного и гарантированного государством долга;

— использования кредитов (займов), привлеченных государством в специальный фонд госбюджета от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций, выполнения международных договоров Украины, приводящим к финансовым последствиям для государственного бюджета, в пределах, касающихся таких последствий;

— осуществления государственных закупок за счет средств госбюджета;

— выполнения государственных целевых программ, инвестиционных проектов, государственного заказа, предоставления государственной помощи субъектам хозяйствования за счет средств госбюджета;

— управления средствами госбюджета центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств;

— состояния внутреннего контроля распорядителей средств госбюджета;

— других операций, связанных с поступлением средств в госбюджет и их использованием;

— выполнения сметы доходов и расходов НБУ;

2) проводит экспертизу поданного в Верховную Раду Украины проекта закона о госбюджете (включая материалы, прилагаемые к этому проекту закона) и готовит соответствующие заключения;

3) анализирует выполнение госбюджета и готовит соответствующие заключения, а также предложения по устранению выявленных отклонений и нарушений;

4) анализирует годовой отчет о выполнении закона о госбюджете, поданный КМУ, и готовит соответствующие заключения с оценкой эффективности управления средствами госбюджета, а также предложения по устранению выявленных нарушений и совершенствованию бюджетного законодательства;

5) анализирует эффективность использования субъектами хозяйствования льгот по уплате в госбюджет налогов, сборов, обязательных платежей, целесообразность функционирования льготных режимов налогообложения и их влияние на общее положение поступлений госбюджета;

6) осуществляет предварительный анализ, до рассмотрения на заседаниях комитетов Верховной Рады Украины и на пленарных заседаниях Верховной Рады Украины, отчета Антимонопольного комитета Украины и отчета Фонда госимущества в части, влияющей на выполнение госбюджета;

7) осуществляет по обращению органов местного самоуправления, фондов общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования, государственных предприятий и других субъектов хозяйствования государственного сектора экономики мероприятия государственного внешнего финансового контроля (аудита) относительно соответствующих местных бюджетов и деятельности субъектов обращения;

8) направляет по результатам мероприятий государственного внешнего финансового контроля (аудита) обязательные для рассмотрения решения Счетной палаты;

9) анализирует реализацию поданных Счетной палатой рекомендаций (предложений) с целью оценки их результативности;

10) обращается в суд в случае нарушения объектами контроля полномочий членов Счетной палаты и должностных лиц аппарата Счетной палаты, в частности по устранению препятствий в реализации таких полномочий;

11) в случае выявления признаков уголовного или административного правонарушения информирует о них соответствующие правоохранительные органы;

12) осуществляет сотрудничество с высшими органами финансового контроля других государств, международными организациями, заключает с ними соглашения о сотрудничестве, проводит с органами финансового контроля других государств совместные и параллельные аудиты;

13) осуществляет методическую и методологическую работу по вопросам государственного внешнего финансового контроля (аудита);

14) обеспечивает проведение для должностных лиц аппарата Счетной палаты обучение и повышение квалификации;

15) осуществляет другие полномочия, определенные законом.

Объектами контроля Счетной палаты при выполнении указанных полномочий являются государственные органы, органы местного самоуправления, другие бюджетные учреждения, в том числе зарубежные дипломатические учреждения Украины, субъекты хозяйствования, общественные или другие организации, фонды общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования, Национальный банк Украины и другие финансовые учреждения.

То есть, исходя из вышеизложенного, следует понимать, что Счетная палата осуществляет проверку тех государственных органов, бюджетных организаций, учреждений и предприятий, которые финансируются или получают средства из госбюджета; объектов государственной формы собственности; субъектов хозяйствования, которым предоставлены льготы по уплате в государственный бюджет налогов, сборов, обязательных платежей.

Обратим внимание на то, что с 01.01.2015 г. заведения среднего образования и медицинские заведения финансируются за счет образовательной и медицинской субвенции из госбюджета соответственно. Поэтому таким заведениям также следует ожидать проверок специалистов Счетной палаты.

Возникает вопрос: каким образом отбираются учреждения для проверки?

Счетная палата осуществляет свою деятельность согласно планам работы, утверждаемым на заседании Счетной палаты (ст. 27 Закона № 576). Счетная палата по собственной инициативе или на основании обращений субъектов, предусмотренных ч. 2 ст. 27 этого Закона, может осуществлять внеплановые мероприятия государственного внешнего финансового контроля (аудита). Решение об осуществлении таких мероприятий принимается на заседании Счетной палаты. Утвержденные планы работы Счетной палаты обнародуются на официальном сайте.

Как правило, планирование мероприятий государственного внешнего финансового контроля (аудита) осуществляется по отдельным направлениям использования средств государственного бюджета (по бюджетным программам или относительно выполнения определенной государственной программы) или поступления средств в государственный бюджет, использования имущества и т. п. В таких случаях конкретный перечень объектов контроля определяется на этапе планирования и составления программы проведения мероприятия.

В обязательном порядке планируется проверка центральных органов исполнительной власти, органов местной власти и местного самоуправления, которые являются главными распорядителями средств или реализуют государственную политику в выбранном для контроля направлении.

Кроме того, планируется проверка распорядителей нижестоящего уровня или исполнителей, которые выбираются в зависимости от объемов полученных средств или выполненных работ.

Однако мероприятие контроля может быть запланировано и в отношении отдельно взятого учреждения, организации или предприятия. В таком случае это четко фиксируется в названии мероприятия государственного внешнего финансового контроля (аудита).

Новые функции Счетной палаты

Также отметим, что у Счетной палаты появились новые функции по осуществлению контроля за средствами госбюджета.

Так, например, у Счетной палаты теперь есть такая новая функция, как финансовый контроль (аудит) в сфере казначейского обслуживания средств госбюджета (ст. 9 Закона № 576).

При осуществлении государственного внешнего финансового контроля (аудита) в сфере казначейского обслуживания средств госбюджета Счетная палата исследует:

1) соблюдение установленного законодательством порядка казначейского обслуживания бюджетных средств;

2) соблюдение требований законодательства относительно возврата средств, ошибочно или излишне зачисленных в госбюджет, бесспорного списания средств госбюджета, бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость;

3) соблюдение требований законодательства по ведению учета бюджетных ассигнований, регистрации и учету бюджетных обязательств распорядителей и получателей средств госбюджета, осуществлению платежей по этим обязательствам, а также случаи отказа в регистрации или несвоевременной регистрации бюджетных обязательств, случаи отказа в проведении или несвоевременного проведения платежей;

4) соблюдение требований, касающихся размещения на депозитах и возврата временно свободных средств единого казначейского счета и средств валютных счетов госбюджета;

5) соблюдение требований по покрытию временных кассовых разрывов местных бюджетов и Пенсионного фонда Украины за счет средств единого казначейского счета и возврату таких средств;

6) правильность ведения бухгалтерского учета операций по выполнению госбюджета;

7) соблюдение порядков и сроков сведения, составления и подачи отчетности о выполнении госбюджета;

8) достоверность финансовой и бюджетной отчетности о выполнении госбюджета.

Кроме того, Счетная палата теперь осуществляет государственный внешний финансовый контроль(аудит) за поступлением средств в госбюджет, за управлением объектами государственной собственности, имеющими финансовые последствия для госбюджета (ст. 10 Закона № 576).

При этом Счетная палата осуществляет аудит эффективности и финансовый аудит относительно законности, полноты начисления, своевременности уплаты и зачисления на единый казначейский счет налогов, сборов, обязательных платежей, других доходов госбюджета, относительно правомерности бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, предоставляет оценку эффективности администрирования контролирующими органами поступлений в госбюджет и мер, применяемых органами взыскания к должникам госбюджета.

Указанные мероприятия осуществляются Счетной палатой относительно деятельности центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику, других органов, контролирующих взимание поступлений в госбюджет.

Счетная палата осуществляет контроль за поступлением в государственный бюджет средств, полученных государством как собственником объектов государственной собственности, а также аудит эффективности использования и распоряжения объектами государственной собственности, принадлежащими государству материальными и другими активами, имеющими финансовые последствия для госбюджета.

Фонд госимущества, другие государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица должны предоставлять Счетной палате по ее запросам необходимую информацию, касающуюся объектов государственной собственности, находящихся в их управлении (включая объекты, находящиеся в пользовании других лиц).

Права членов Счетной палаты

В соответствии со ст. 17 Закона № 576 Счетная палата состоит из девяти членов, которыми являются Председатель, его заместитель и другие члены Счетной палаты.

Для обеспечения выполнения возложенных на Счетную палату полномочий, которые мы уже указывали, действует аппарат Счетной палаты, который состоит из департаментов, территориальных и других структурных подразделений (включая патронатные службы членов Счетной палаты).

Права, обязанности и полномочия членов Счетной палаты и должностных лиц аппарата Счетной палаты определены в ст. 8 Закона № 576.

Так, члены Счетной палаты для выполнения возложенных на них полномочий имеют право:

1) знакомиться с оригиналами документов объектов контроля, получать бесплатно копии документов и информацию в бумажном и электронном виде (включая информацию из автоматизированных информационных и справочных систем, реестров и банков данных, держателем (администратором) которых являются государственные органы или органы местного самоуправления), необходимые для осуществления мероприятий государственного внешнего финансового контроля (аудита);

2) получать информацию о состоянии и движении средств госбюджета от центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств;

3) получать от государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, других юридических лиц и их должностных лиц, физических лиц — предпринимателей информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления Счетной палатой своих полномочий;

4) получать от центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику, Фонда госимущества, НБУ и других финансовых учреждений необходимые сведения об осуществляемых ими операциях и состоянии счетов распорядителей и получателей бюджетных средств, фондов общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования относительно операций со средствами государственного бюджета, в том числе межбюджетных трансфертов, а также о поступлении в государственный бюджет налогов, сборов, обязательных платежей и других доходов;

5) участвовать в установленном порядке в заседаниях Верховной Рады Украины, КМУ, коллегий министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти по вопросам поступления средств в государственный бюджет и их использования;

6) привлекать в установленном порядке для обеспечения выполнения полномочий Счетной палаты работников государственных контролирующих и правоохранительных органов, а также специалистов, аудиторов, специалистов-экспертов из других учреждений и организаций, в том числе на договорных основах;

7) получать доступ к базам данных, реестрам, автоматизированным системам, созданным за счет средств государственного бюджета.

Процедура организации работы Счетной палаты, территориальных и других структурных подразделений ее аппарата, вопросы взаимоотношений между структурными подразделениями, членами Счетной палаты и должностными лицами аппарата Счетной палаты, другие вопросы внутренней организации деятельности определяются Законом № 576 и Регламентом Счетной палаты.

Регламент Счетной палаты и изменения к нему утверждаются на заседании Счетной палаты не менее чем двумя третями голосов от ее состава и обнародуются на официальном веб-сайте Счетной палаты (ст. 28 Закона № 576).

Права и обязанности специалистов Счетной палаты и должностных лиц объектов контроля

А теперь рассмотрим порядок деятельности Счетной палаты, права и обязанности должностных лиц объектов контроля.

Так, основаниями для осуществления мероприятий государственного внешнего финансового контроля (аудита) является План работы Счетной палаты или решение Счетной палаты об осуществлении внепланового мероприятия государственного внешнего финансового контроля (аудита) и подписанное во исполнение такого мероприятия членом Счетной палаты соответствующее поручение.

В поручении указываются основание, цель, предмет, срок осуществления мероприятия государственного внешнего финансового контроля (аудита), а также состав контрольной группы.

Права лиц, входящих в состав контрольной группы Счетной палаты при осуществления мероприятий государственного внешнего финансового контроля (аудита), определены ст. 32 Закона № 576, а именно:

1) беспрепятственно входить в любые помещения и хранилища объекта контроля;

2) запрашивать и изучать оригиналы документов и другие материалы, данные на электронных носителях, получать в определенный руководителем контрольной группы срок копии, извлечения из документов (в том числе электронных);

3) знакомиться в установленном законом порядке с документами и материалами, содержащими информацию с ограниченным доступом;

4) требовать от должностных лиц объекта контроля неотложного устранения выявленных нарушений и предоставления в определенный срок письменной информации об этом;

5) получать устные и письменные объяснения от должностных лиц объекта контроля;

6) по решению суда опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, кладовые, архивы и другие помещения объекта контроля, изымать документы с составлением соответствующего акта и описи изъятых документов.

Лица, входящие в состав контрольной группы Счетной палаты, в ходе осуществления мероприятий государственного внешнего финансового контроля (аудита) обязаны:

1) безотлагательно докладывать члену Счетной палаты, ответственному за осуществление мероприятия государственного внешнего финансового контроля (аудита), о выявленных фактах нанесения ущерба государству, принимать меры по предотвращению таких фактов в дальнейшем;

2) соблюдать принципы независимости, законности, полноты, объективности, достоверности и обоснованности;

3) принимать от должностных лиц объекта контроля поданные по их инициативе устные и письменные заявления, замечания, объяснения и проводить проверку затронутых в обращениях вопросов;

4) не разглашать информацию об объекте контроля до рассмотрения материалов на заседании Счетной палаты, кроме случаев, предусмотренных пунктом 1 этого перечня обязательств;

5) безотлагательно сообщать руководителю контрольной группы обо всех случаях препятствования или неправомерного вмешательства должностных лиц объекта контроля или других лиц в осуществление мероприятий государственного внешнего финансового контроля (аудита), фиксировать такие случаи и принимать предусмотренные законом меры для привлечения к ответственности виновных в совершении таких правонарушений;

6) заявлять о самоотводе от участия в осуществлении мероприятия государственного внешнего финансового контроля (аудита) при наличии обстоятельств, указывающих на потенциальный конфликт интересов.

Статья 33 Закона № 576 определяет также права и обязанности должностных лиц объекта контроля в ходе проведения Счетной палатой мероприятий государственного финансового контроля (аудита).

Так, должностные лица объекта контроля имеют право:

1) требовать от должностных лиц аппарата Счетной палаты поручение, подписанное соответствующим членом Счетной палаты, на осуществление мероприятия государственного внешнего финансового контроля (аудита);

2) присутствовать во время осуществления мероприятия государственного внешнего финансового контроля (аудита) и предоставлять пояснения по вопросам, возникающим в ходе его осуществления, знакомиться и получать по результатам аудита эффективности, финансового аудита акт до его подписания;

3) поднимать вопрос об отводе должностных лиц аппарата Счетной палаты от участия в осуществлении мероприятия государственного внешнего финансового контроля (аудита) перед членом Счетной палаты или об отводе члена Счетной палаты — перед Счетной палатой (с аргументацией причин отвода). Вопрос об отводе решается в пятидневный срок со дня поступления обращения: относительно члена Счетной палаты — на заседании Счетной палаты, относительно должностных лиц аппарата Счетной палаты — членом Счетной палаты. Рассмотрение вопроса об отводе не препятствует осуществлению мероприятия государственного внешнего финансового контроля (аудита);

4) обжаловать в установленном законом порядке решения, действия или бездействие членов Счетной палаты и должностных лиц аппарата Счетной палаты.

Таким образом, Законом № 576 предусмотрено новое понятие «отвод члена или лиц аппарата Счетной палаты», которое позволит избежать возможных конфликтов интересов при осуществлении мероприятий государственного внешнего финансового контроля (аудита).

Должностные лица объекта контроля обязаны:

1) содействовать в осуществлении мероприятия государственного внешнего финансового контроля (аудита), в том числе выделить контрольной группе для проведения такого мероприятия отдельное помещение, которое опечатывается, оборудовано средствами связи и компьютерной техникой;

2) не препятствовать законной деятельности лиц, входящих в состав контрольной группы Счетной палаты, во время выполнения ими мероприятия государственного внешнего финансового контроля (аудита) и выполнять законные требования таких должностных лиц, в том числе предоставлять в определенный руководителем контрольной группы срок для ознакомления оригиналы документов и другие материалы, данные на электронных носителях, копии, извлечения из документов (в том числе электронных), подписать акт по результатам осуществления аудита эффективности, финансового аудита;

3) принимать неотложные меры по устранению выявленных нарушений, возмещению в установленном порядке причиненного государству ущерба;

4) предоставлять ответы на запросы членов Счетной палаты в течение 14 дней со дня получения запроса, если в нем не установлен другой срок.

Имейте в виду, что невыполнение законных требований членов Счетной палаты и должностных лиц аппарата Счетной палаты, создание препятствий в их работе, предоставление им заведомо ложной информации, а также несоблюдение определенных ими сроков предоставления информации влечет за собой установленную законом ответственность.

Оформление результатов мероприятий государственного финансового контроля (аудита)

Результаты мероприятий государственного финансового контроля (аудита) должны быть определенным образом оформлены.

Так, по результатам осуществления аудита эффективности, финансового аудита составляется акт, в котором указываются: фактическое состояние дел по предмету аудита, а в случае выявления фактов нарушений законодательства или недостатков эти факты указываются с приведением информации о нарушенных актах законодательства, а также размер причиненных убытков, факты неэффективного использования средств государственного бюджета. В акте приводится перечень документов, других материалов, которые проверялись, анализировались, оценивались в ходе осуществления аудита эффективности, финансового аудита.

Акт подписывается руководителем контрольной группы, членами контрольной группы и руководителем объекта контроля (при его отсутствии — должностным лицом объекта контроля, которое его замещает). Экземпляр подписанного акта предоставляется объекту контроля.

При наличии замечаний по содержанию акта руководитель объекта контроля (а при его отсутствии — должностное лицо объекта контроля, которое его замещает) подписывает такой акт с оговорками и подает (направляет) в срок, определенный Регламентом Счетной палаты, но не позже 5 рабочих дней, члену Счетной палаты, ответственному за осуществление аудита эффективности, финансового аудита, аргументированные письменные замечания по положениям акта, с которыми не соглашается.

Такие замечания прилагаются к акту и являются его неотъемлемой частью, а также рассматриваются членом Счетной палаты во время составления отчета по результатам осуществления мероприятий государственного внешнего финансового контроля (аудита) (ст. 34 Закона № 576).

По результатам осуществления мероприятий государственного внешнего финансового контроля (аудита) составляется отчет, составными частями которого являются акт (при наличии), выводы и рекомендации (предложения).

Отчет подписывает и представляет на заседании Счетной палаты член Счетной палаты, ответственный за осуществление соответствующего мероприятия государственного внешнего финансового контроля (аудита) (ст. 34 Закона № 576).

Не позднее чем за 7 рабочих дней до рассмотрения на заседании Счетной палаты проект отчета обсуждается соответствующим членом Счетной палаты и уполномоченным должностным лицом объекта контроля.

В пятидневный срок объект контроля может предоставить письменные замечания по содержанию проекта отчета соответствующему члену Счетной палаты, который их рассматривает и составляет справку о результатах рассмотрения замечаний. Такие замечания и справка прилагаются к отчету и являются его неотъемлемыми частями. После утверждения на заседании Счетной палаты отчет направляется объекту контроля.

По результатам обсуждения на заседании Счетной палаты отчета, составленного по результатам осуществления мероприятий государственного внешнего финансового контроля (аудита), Счетная палата принимает решение, которое направляет вместе с соответствующим отчетом объекту контроля (ст. 36 Закона № 576).

Решение, принятое по результатам обсуждения отчета, подлежит рассмотрению объектом контроля.

Объект контроля в месячный срок информирует Счетную палату о результатах рассмотрения решения Счетной палаты, запланированных и принятых в связи с этим мерах.

Если объект контроля не проинформировал Счетную палату о результатах рассмотрения ее решения или если Счетная палата признала ненадлежащими меры, запланированные и принятые объектом контроля в связи с ее решением, Счетная палата информирует об этом соответствующие органы власти, а также общественность через средства массовой информации.

Решения Счетной палаты и результаты их рассмотрения объектом контроля обнародуются на официальном веб-сайте Счетной палаты (http://www.ac-rada.gov.ua), кроме информации с ограниченным доступом.

Таким образом, с принятием Закона № 576 деятельность Счетной палаты становится полностью публичной и все желающие смогут знакомиться с результатами ее деятельности в части проведенных мероприятий государственного внешнего финансового контроля (аудита), а также с принятыми объектами контроля в связи с этим мерами.

Многих читателей волнует вопрос: может ли Счетная палата налагать штрафы?

Отвечая на этот вопрос, отметим, что в случае выявления нарушений на объекте контроля лица, входящие в состав контрольной группы, имеют право требовать от должностных лиц объекта контроля их немедленного устранения и предоставления в определенный срок письменной информации об этом.

Кроме того, в случае выявления на объекте контроля признаков уголовного или административного правонарушения Счетная палата информирует о них соответствующие правоохранительные органы.

Итак, наложение штрафов самой Счетной палатой на сегодняшний день не предусмотрено.

Более детально процедура работы Счетной палаты должна быть определена Регламентом Счетной палаты. В соответствии с п. 7 разд. VIII «Заключительные и переходные положения» Закона № 576 Счетная палата обязана в трехмесячный срок со дня вступления в силу этого Закона привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с данным Законом.

Нормативные документы

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Закон № 576 — Закон Украины «О Счетной палате» от 02.07.2015 г. № 576-VIII.

Закон № 315 — Закон Украины «О Счетной палате» от 11.07.96 г. № 315/96-ВР.

Стандарт № 28-6 — Стандарт Счетной палаты «Порядок подготовки и проведения проверок и оформления их результатов», утвержденный постановлением Коллегии Счетной палаты от 27.12.2004 г. № 28-6.

Теги проверки
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить