(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 36/1
  • № 36
  • № 35
  • № 34
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
6/20
Бюджетная бухгалтерия
Бюджетная бухгалтерия
Сентябрь , 2015/№ 33

Куда деть пеню за просрочку платы за обучение?

http://tinyurl.com/y69om488
Каков порядок оприходования пени, начисленной за просрочку оплаты за обучение в высшем учебном заведении? Можно ли отнести такую пеню к собственным поступлениям учреждения (в составе образовательных услуг)?

Хотя типового договора о предоставлении платных услуг не существует, всем понятно, что существенными условиями такого договора являются стоимость платных услуг и сроки уплаты за них.

Статьей 903 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV определено, что если договором предусмотрено предоставление услуг за плату, заказчик обязан оплатить оказанную ему услугу в размере, в сроки и в порядке, установленных договором.

Давайте выясним, что такое пеня и в каких случаях ее необходимо начислять.

В соответствии с данным Кодексом пеня — это неустойка, которая исчисляется в процентах от суммы несвоевременно выполненного денежного обязательства за каждый день просрочки выполнения.

Также обратимся к Хозяйственному кодексу Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV (далее — ХКУ).

Так, согласно ст. 230 этого Кодекса штрафными санкциями признаются хозяйственные санкции в виде денежной суммы (неустойка, штраф, пеня), которую участник хозяйственных отношений обязан уплатить в случае нарушения им правил осуществления хозяйственной деятельности, невыполнения или ненадлежащего выполнения хозяйственного обязательства.

Штрафные санкции за нарушение денежных обязательств устанавливаются в процентах, размер которых определяется учетной ставкой НБУ, за все время пользования чужими средствами, если иной размер процентов не предусмотрен законом или договором ( п. 6 ст. 231 ХКУ).

При этом п. 2 ст. 343 этого Кодекса определено, что плательщик денежных средств уплачивает в пользу получателя этих средств за просрочку платежа пеню в размере, устанавливаемом с согласия сторон, но не превышающем двойную учетную ставку НБУ, действовавшую в период, за который уплачивается пеня. Это же ограничение предусмотрено и ст. 3 Закона Украины «Об ответственности за несвоевременное выполнение денежных обязательств» от 22.11.96 г. № 543/96-ВР (далее — Закон № 543).

Однако из письма Высшего хозяйственного суда Украины (далее — ВХСУ) от 07.04.2008 г. № 01-8/211 становится понятным, что вышеупомянутые нормативно-правовые документы не устанавливают ограничений по определению размера пени, а предусматривают ограничение размера пени, подлежащей взысканию.

То есть в договоре можно предусмотреть размер пени и больший, но взыскать через суд в конфликтных случаях можно будет лишь тот размер, который указан в п. 2 ст. 343 ХКУ и ст. 3 Закона № 543, — двойную учетную ставку НБУ.

Теперь рассмотрим, как именно рассчитать пеню.

Внимание! День фактической уплаты суммы задолженности не включается в период времени, за который осуществляется взыскание пени.

Об этом свидетельствует п. 1.9 постановления пленума ВХСУ «О некоторых вопросах практики применения законодательства об ответственности за нарушение денежных обязательств» от 17.12.2013 г. № 14 (далее — постановление № 14).

Как именно определить период, за который следует начислить пеню, также приведено в п. 1.9 этого постановления. В нем ВХСУ для наглядности привел пример: «если в договоре выполнение денежного обязательства определяется до наступления определенного срока, например до 1 августа 2014 года ( часть вторая статьи 252 ГК Украины), то последним днем выполнения такого обязательства считается день, предшествующий этому сроку (в этом примере 31 июля 2014 года). В то же время когда в тексте договора выполнение денежного обязательства определено «по 1 августа 2014 года» или «включительно до 1 августа 2014 года», то последним днем выполнения такого обязательства будет 1 августа 2014 года».

Также обратите внимание: п. 6 ст. 232 ХКУ определено, что начисление штрафных санкций за просрочку выполнения обязательства, если иное не установлено законом или договором, прекращается через шесть месяцев со дня, когда обязательство должно было быть выполнено.

При этом, как отметил ВХСУ в п. 2.5 постановления № 14, заключенным сторонами договором может быть предусмотрена большая или меньшая продолжительность этого периода. Его течение начинается со дня, следующего за последним днем, в котором обязательство должно было быть выполнено, и начало такого течения не может быть изменено с согласия сторон. Необходимо также учитывать, что условие договора об уплате пени за каждый день просрочки выполнения обязательства не может расцениваться как установление этим договором иного, нежели предусмотренный п. 6 ст. 232 ХКУ, срока, за который начисляются штрафные санкции.

Рассчитаем сумму пени на примере.

Пример 1. Согласно условиям договора предоставления платных учебных услуг студент должен внести плату за обучение до 31 июля 2015 года. Фактически студент внес плату в размере 7500 грн. 20 августа 2015 года.

Договором предусмотрена уплата пени за просрочку платежа в размере двойной учетной ставки НБУ.

Следовательно, последним днем, когда студент должен был внести плату за обучение, является 30 июля 2015 года.

С 04.03.2015 г. учетная ставка НБУ составляет 30 %.

Срок просрочки платежа составляет 20 дней (с 31 июля по 19 августа 2015 года).

Рассчитаем сумму пени:

7500 грн. х (30 % х 2) : 365 дн. х 20 дн. = = 246,57 грн.

Бывают случаи, когда в период расчета учетная ставка НБУ изменяется. В таком случае расчет пени следует провести по каждому периоду и подытожить результаты. Рассмотрим это на примере.

Пример 2. Согласно условиям договора предоставления платных учебных услуг студент должен внести плату за обучение до 10 февраля 2015 года. Фактически студент внес плату в размере 5000 грн. 16 марта 2015 года.

Договором предусмотрена уплата пени за просрочку платежа в размере двойной учетной ставки НБУ.

Следовательно, последний день, когда студент должен был внести плату, — 9 февраля 2015 года.

С 06.02.2015 г. учетная ставка НБУ составляла 19,5 %.

С 04.03.2015 г. учетная ставка НБУ составляет 30 %.

Срок просрочки платежа составляет 34 дня (с 10 февраля по 15 марта 2015 года).

Рассчитаем сумму пени за период с 10 февраля по 3 марта 2015 года (22 дня), когда ставка НБУ равнялась 19,5 %:

5000 грн. х (19,5 % х 2) : 365 дн. х 22 дн. = = 117,53 грн.

Теперь рассчитаем сумму пени за период с 4 по 15 марта 2015 года (12 дней), когда ставка НБУ равнялась 30 %:

5000 грн. х (30 % х 2) : 365 дн. х 12 дн. = = 98,63 грн.

Следовательно, общая сумма пени за период с 10 февраля по 15 марта 2015 года составляет 216,16 грн. (117,53 грн. + 98,63 грн.).

Теперь возникает вопрос: на какие цели бюджетная организация может израсходовать эту сумму? Ответ зависит от того, к какому виду поступлений можно отнести пеню. Разбираемся.

Перечень собственных поступлений бюджетных учреждений содержит п. 4 ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI. Этот перечень является исчерпывающим.

Пени мы в нем не нашли. То есть такой вид собственных поступлений, как пеня, для бюджетных учреждений не предусмотрен.

Отсюда вывод: отнести пеню к платным услугам, предоставляемым бюджетными учреждениями, нельзя.

Ответы на вопрос: что делать с поступлениями бюджетных учреждений, которые не относятся к собственным поступлениям, в свое время предоставляли Госказначейство в письме от 13.04.2007 г. № 3.3-07/877-4520 и Минфин в письме от 18.04.2007 г. № 31-16020-01-9/8023.

Так, исходя из этих писем доходы бюджетных учреждений, которые не относятся ни к одной из групп собственных поступлений, не могут принадлежать бюджетным учреждениям и должны быть перечислены в бюджет.

В какой именно бюджет — государственный или местные — зависит от того, из какого бюджета финансируется учреждение. Об этом шла речь в письме Госказначейства от 14.10.2011 г. № 16-04/918-2970.

В случае поступления на счет бюджетного учреждения средств, не предусмотренных перечнем платных услуг, они должны быть перечислены в доход того бюджета, за счет которого осуществляется содержание учреждения, по коду классификации доходов бюджета 24060300 «Прочие поступления».

И хотя в этом письме речь идет о платных услугах, которые не предусмотрены перечнями разрешенных для предоставления видов платных услуг и, следовательно, не могут относиться к собственным поступлениям бюджетных учреждений, для пени действует тот же принцип.

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
просрочка, плата за обучение, пеня добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье