О подготовке требований об устранении выявленных нарушений

В избранном В избранное
Печать
Государственная финансовая инспекция Украины
Бюджетная бухгалтерия Сентябрь, 2015/№ 36
Письмо от 04.03.2015 г. № 25-18/205 (извлечение)

В связи с ситуацией, сложившейся по поводу обжалования требований органов государственного финансового контроля по устранению выявленных нарушений и с учетом практики Верховного Суда Украины, Государственная финансовая инспекция при подготовке требований об устранении выявленных нарушений рекомендует придерживаться такой их структуры.

Во вводной части документа указываются кем, когда и на каком основании проведена ревизия, название объекта контроля, период ревизии и реквизиты акта ревизии.

В констатирующей части документа приводится полный перечень (содержание) нарушений законодательства, выявленных в ходе ревизии, и не устраненных объектом контроля в период ревизии со ссылкой на конкретные нарушенные нормы (пункт, часть, статью) актов законодательства и с указанием размера нанесенных убытков, если таковые имели место. При этом не допускаются:

общие ссылки на акт законодательства, как, например: «В нарушение требований постановления Кабинета Министров Украины от 31.08.96 г. № 1024.»…;

констатация фактов нарушения без каких-либо ссылок, например: «Ревизией установлены факты использования автомобилей для передвижения за пределами города без приказа на командировку и других разрешительных документов, в результате чего безосновательно списан бензин…, чем нанесены убытки на соответствующую сумму»;

ссылки на нормы законодательства, которые объективно не могут быть нарушены, например, ст. 257 («Общая исковая давность») или 510 («Стороны в обязательстве») Гражданского кодекса Украины.

Виновные в нарушениях лица не указываются, поскольку в соответствии с абзацем 5 пункта 35 Порядка проведения инспектирования Государственной финансовой инспекцией, ее территориальными органами, утвержденного постановлением Правительства от 20.04.2006 г. № 550 (далее — Порядок № 550), эта информация фиксируется в констатирующей части акта ревизии.

После констатации выявленных и неустраненных нарушений на основании пункта 1 части 1 статьи 8, пункта 7 статьи 10, части 2 статьи 15 Закона Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине», подпункта 15 пункта 6 Положения о Государственной финансовой инспекции Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 06.08.2014 г. № 310 (для территориальных органов — также пункта 7 этого Положения), пунктов 46, 49 — 50, 52 Порядка № 550 выдвигаются собственно требования:

Проработать материалы ревизии и устранить выявленные нарушения законодательства, в том числе возместить убытки, нанесенные указанными нарушениями, в установленном законодательством порядке.

Рассмотреть вопрос о привлечении работников учреждения, виновных в указанных нарушениях, к установленной законом ответственности.

Способы устранения установленных нарушений указываются в форме предложения (рекомендации) и должны отражать конечную цель принятых мер, а не возможные пути ее достижения (т. е. «взыскать», «возместить», «вернуть», а не «провести претензионно-исковую работу» или «принять меры»). При этом следует помнить, что любые корректировки в бухгалтерском учете являются вторичными по отношению к соответствующим хозяйственным операциям.

В соответствии с п. 46 Порядка № 550 устанавливается срок обратного информирования о принятых мерах, например: «Исчерпывающую информацию о принятых мерах по устранению нарушений вместе с заверенными копиями подтверждающих первичных, распорядительных и других документов предоставить Госфининспекции до ______».

В конце письма необходимо указывать, что в случае неустранения выявленных нарушений законодательства в установленный срок орган государственного финансового контроля на основании пункта 15 статьи 10 Закона Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине», пункта 2 постановления Кабинета Министров Украины от 29.11.2006 г. № 1673 «О состоянии финансово-бюджетной дисциплины, мерах по усилению борьбы с коррупцией и контроля за использованием государственного имущества и финансовых ресурсов» инициирует рассмотрение вопроса о соответствии руководителя учреждения занимаемой должности / расторжении контракта с руководителем субъекта хозяйствования государственного сектора экономики.

В то же время объект контроля информируется, что орган Госфининспекции имеет право обратиться в суд в интересах государства в соответствии с пунктами 8 и 10 статьи 10 Закона Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине», если подконтрольным учреждением не обеспечено выполнение требований по устранению выявленных в ходе осуществления государственного финансового контроля нарушений законодательства по вопросам сохранности и использования активов.

<…>

С учетом пунктов 7 — 8 статьи 10 Закона Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине», пунктов 3, 6 — 7, 12, 20, 24, 30, 32 части 1 статьи 6 Закона Украины «Об управлении объектами государственной собственности», пункта 47 Порядка № 550 при информировании органов управления объекта контроля о результатах проведенной ревизии органу управления могут быть предоставлены предложения по обращению в суд о признании недействительными договоров, заключенных с нарушением законодательства, в судебном порядке, совершении других действий, необходимых для приведения деятельности объекта контроля в соответствие с требованиями законодательства и недопущении нарушений в будущем.

Письмо Госфининспекции от 20.02.2013 г. № 25-18/311 и письмо ГлавКРУ от 10.02.2010 г. № 25-18/161 считать отозванными.

<…>

Председатель Н. Гордиенко

Комментарий специалиста Госфининспекции

Нюансы составления требования по устранению выявленных нарушений

Согласно п. 7 ст. 10 Закона Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-XI (далее — Закон № 2939) органы госфинконтроля имеют право предъявлять руководителям и другим лицам проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные к исполнению требования по устранению выявленных нарушений законодательства.

В случае, если подконтрольным учреждением не обеспечено выполнение требований по устранению выявленных в ходе осуществления государственного финансового контроля нарушений законодательства по вопросам сохранности и использования активов, орган госфинконтроля имеет право обратиться в суд в интересах государства ( п. 10 ст. 10 Закона № 2939).

Сроки направления требования и информирования о его исполнении определены в п. 46 Порядка проведения инспектирования Государственной финансовой инспекцией, ее территориальными органами, утвержденного постановлением КМУ от 20.04.2006 г. № 550.

Так, если принятыми в период ревизии мерами не обеспечено полное устранение выявленных нарушений, контролирующим органом в срок не позднее 10 рабочих дней после регистрации акта ревизии, а в случае поступления возражений (замечаний) к нему — не позже 3 рабочих дней после направления заключений на такие возражения (замечания) направляется объекту контроля письменное требование по устранению выявленных ревизией нарушений законодательства с указанием срока обратного информирования.

Информировать соответствующий контролирующий орган об устранении выявленных в ходе ревизии нарушений законодательства объект контроля должен в срок, определенный в требовании. При этом объект контроля должен подавать заверенные копии первичных, распорядительных и других документов, подтверждающих устранение нарушений.

В комментируемом письме Госфининспекция дает разъяснения по правилам составления требования.

Обратим внимание на следующие моменты.

В разделе, в котором предусмотрено указание полного перечня нарушений, которые были выявлены, но на период окончания ревизии не устранены, не допускается общая ссылка на акт законодательства. Что под этим подразумевается? При описании нарушения фининспекторы должны ссылаться на конкретные пункт, статью и раздел нормативного документа.

Также не допускаются констатация фактов нарушений вообще без ссылок на нормативные документы и ссылки на нормы законодательства, которые объективно не могут быть нарушены.

Для наглядности приведем примеры — как не должны и как должны быть отражены нарушения в требовании.

Неправильное описание нарушения

Правильное описание нарушения

1

2

В нарушение Бюджетного кодекса Украины учреждением не перечислялись в бюджет суммы заработной платы, удержанные с работников за предыдущие бюджетные периоды, что привело к недополучению бюджетом средств

В нарушение требований ч. 1 ст. 3 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI учреждением не перечислялись в бюджет суммы заработной платы, удержанные с работников за предыдущие бюджетные периоды, что привело к недополучению бюджетом средств

Ревизией установлены излишние расходы бюджетных средств на оплату стоимости коммунальных услуг

Ревизией установлено, что в нарушение требований ч. 1 ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-ХIV и п. 2.1 разд. 2 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 24.05.95 г. № 88, учреждением произведены излишние расходы бюджетных средств на оплату стоимости завышенного объема электрической энергии

В нарушение ст. 510 Гражданского кодекса Украины поставщиком не предоставлены материальные ценности, за которые в соответствии с условиями договора от 09.01.2015 г. № 14 учреждением произведена предварительная оплата, что привело к излишним расходам бюджетных средств

В нарушение требований ч. 1 ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-ХIV и п. 2.1 разд. 2 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 24.05.95 г. № 88, поставщиком не предоставлены материальные ценности, за которые в соответствии с условиями договора от 09.01.2015 г. № 14 учреждением произведена предварительная оплата, что привело к излишним расходам бюджетных средств

Обратим внимание на то, что виновные в нарушениях лица указываются лишь в констатирующей части акта ревизии и в требовании не дублируются.

После приведения описаний нарушений, не устраненных на момент окончания ревизии, в требовании указываются, собственно, требования, предъявляемые к объекту контроля. Такими являются требования по устранению выявленных нарушений законодательства (в том числе возмещению убытков) и по привлечению виновных лиц к ответственности.

При этом следует отметить, что способы устранения выявленных нарушений указываются специалистами Госфининспекции только в форме предложений или рекомендаций и направлены на конечную цель принятых мер.

Чем же угрожает невыполнение указанных специалистами Госфининспекции требований? А тем, что орган госфинконтроля инициирует рассмотрение вопроса о соответствии руководителя объекта контроля занимаемой должности и имеет право обратиться в суд в интересах государства, о чем шла речь выше.

Поэтому не советуем пренебрегать требованиями специалистов Госфининспекции.

Для наглядности приведем пример требования, которое отвечает правилам, указанным в комментируемом письме:

Харьковской объединенной государственной финансовой инспекцией во исполнение п. 1.1 плана работы Государственной финансовой инспекции в Харьковской области на II квартал 2015 года проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности Общеобразовательной школы <...> (далее — Школа) за период с 01.01.2012 г. по 01.04.2015 г., которой установлен ряд нарушений, что отражено в акте ревизии от 15.06.2015 г. № 11-12/111.

Во время ревизии установлены следующие нарушения законодательства:

1. В нарушение требований ст. 94 Кодекса законов о труде Украины от 10.12.71 г. № 322-VIII, ст. 1, 2 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР, ч. 1 ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV и Таблицы Типовых штатных нормативов общеобразовательных учебных заведений, утвержденных приказом Министерства образования и науки Украины от 06.12.2010 г. № 1205, за период с 01.01.2012 г. по 31.08.2013 г. в результате введения сверхнормативных должностей руководителя кружка и заместителя директора по учебно-воспитательной работе, которые фактически были заняты, безосновательно произведены расходы на оплату труда за неотработанное рабочее время в общей сумме 25500,00 грн. и, как следствие, излишне уплачен единый социальный взнос в Пенсионный фонд Украины в общей сумме 9256,50 грн. В результате этого нанесен материальный ущерб (убытки) на общую сумму 34756,50 грн.

2. В нарушение требований ч. 1 ст. 3 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI за период с 01.01.2012 г. по 31.03.2015 г. бухгалтерией школы не были перечислены в бюджет суммы заработной платы, удержанные с работников за предыдущие бюджетные периоды. Это привело к недополучению бюджетом г. Харькова средств на общую сумму 1800,00 грн., чем нанесены убытки бюджету г. Харькова на общую сумму 1800,00 грн.

3. В нарушение требований ч. 1 ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-ХIV и п. 2.1 разд. 2 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 25.05.95 г. № 88, за период с 01.01.2012 г. по 31.03.2015 г. в результате безосновательного завышения площади земельного участка школы уплачено за фактически непредоставленные услуги водоотведения (приема дополнительного количества сточных вод) КП «Водоканал» в сумме 450,00 грн., в результате чего нанесен материальный ущерб (убытки) на соответствующую сумму.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 8, п. 7 ст. 10, ч. 2 ст. 15 Закона Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-XI, п.п. 15 п. 6 Положения о Государственной финансовой инспекции Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 06.08.2014 г. № 310 пп. 46, 49 — 50, 52 Порядка проведения инспектирования Государственной финансовой инспекцией, ее территориальными органами, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 20.04.2006 г. № 550, Харьковская объединенная государственная финансовая инспекция требует:

1. Проработать материалы ревизии и устранить выявленные нарушения законодательства, в том числе возместить убытки, нанесенные указанными нарушениями, в установленном законодательством порядке.

2. Рассмотреть вопрос о привлечении работников Управления образования, виновных в нарушениях, к установленной законом ответственности.

3. Возместить завышенную потребность в бюджетных ассигнованиях на общую сумму 34756,50 грн., из которой на оплату труда — 25500,00 грн. и на уплату единого социального взноса в Пенсионный фонд Украины — 9256,50 грн., допущенных в результате введения в штатное расписание за период с 01.01.2012 г. по 31.08.2013 г. сверхнормативных должностей руководителя кружка и заместителя директора по учебно-воспитательной работе, путем уменьшения ассигнований на оплату труда и начислений на нее на текущий год по общему фонду сметы на общую сумму 34756,50 грн., из которых на оплату труда — на сумму 25500,00 грн. и на уплату единого социального взноса в Пенсионный фонд Украины — 9256,50 грн.

4. Возместить за счет доходов специального фонда сметы учреждения в бюджет г. Харькова на счет <…> недополученные средства в результате неперечисления в бюджет сумм заработной платы, удержанных с работников за предыдущие бюджетные периоды, в сумме 1800,00 грн.

5. Возместить излишние расходы бюджетных средств в результате безосновательного завышения площади земельного участка школы и уплаты за фактически непредоставленные услуги водоотведения (приема дополнительного количества сточных вод) КП «Водоканал» в сумме 450,00 грн. путем уменьшения ассигнований на оплату водоснабжения и водоотведения. Составить дополнительные соглашения с КП «Водоканал» с указанием площадей, фактически занимаемых Школой.

Исчерпывающую информацию о принятых мерах по устранению нарушений и недостатков вместе с заверенными копиями подтверждающих первичных, распорядительних и других документов предоставить в Харьковскую объединенную государственную финансовую инспекцию до 31.07.2015 г.

В случае неустранения в установленный срок выявленных нарушений законодательства Харьковская объединенная государственная финансовая инспекция, руководствуясь нормами п. 15 ст. 10 Закона Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-XI и п. 2 постановления Кабинета Министров Украины «О состоянии финансово-бюджетной дисциплины, мерах по усилению борьбы с коррупцией и контролю за использованием государственного имущества и финансовых ресурсов» от 29.11.2006 г. № 1673, будет инициировать рассмотрение вопроса о соответствии руководителя занимаемой должности.

В то же время информируем, что в соответствии с пп. 8 и 10 ст. 10 Закона Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-XI, если подконтрольным учреждением не обеспечено выполнение требований по устранению выявленных в ходе осуществления государственного финансового контроля нарушений законодательства по вопросам сохранности и использования активов, орган Госфининспекции имеет право обратиться в суд в интересах государства.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-XI законные требования служебных лиц государственной финансовой инспекции являются обязательными для исполнения служебными лицами ревизуемых субъектов

Александр ЛЕВИЧЕВ, заведующий сектором инспектирования учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, Харьковской объединенной государственной финансовой инспекции

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить