Темы статей
Выбрать темы

Повышение основных соцгарантий

Ушакова Лилия, эксперт по вопросам оплаты труда
Ура, ура!!! Это чудо, но народная мудрость «обещанного три года ждут» вдруг не сработала в вопросе анонсированного Премьер-министром повышения прожиточного минимума (далее — ПМ) и минимальной заработной платы (далее — МЗП) с сентября 2015 года. Может, действительно нужно ждать изменений к лучшему или все это только лишь завуалированная борьба за голоса на выборах в местные органы власти? Гадать не будем. Неблагодарное это дело. Давайте лучше поговорим о том, на что повлияют положения Закона № 704, и познакомимся с постановлением № 731.

Дата вступления в силу

Закон № 704 вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования. Это прямо указано в его п. 2.

Опубликован Закон № 704 был 19 сентября 2015 года, но… без приложений к нему. Так заработали ли положения комментируемого Закона? Учитывая разъяснения, приведенные Минюстом по аналогичной ситуации в письме от 30.09.2014 г. № 8546-0-4-14/10.2, можно сделать вывод: Закон № 704 следует считать вступившим в силу с 20 сентября 2015 года, то есть с даты, следующей за датой его опубликования, пусть и без приложений к нему.

ПМ и МЗП. Даже и мечтать не могли!

В 2015 году повышение ПМ и МЗП должно было произойти аж в декабре. Но к счастью, это произошло раньше. С 1 сентября 2015 года (т. е. фактически «задним числом») благодаря изменениям, внесенным Законом № 704 в Закон о Госбюджете-2015, действуют новые размеры ПМ и МЗП. Приведем их в табл. 1 и 2 (на с. 12) соответственно.

Таблица 1

Социальные и демографические группы населения

Размер ПМ, грн.

01.01.2015 г. — 31.08.2015 г.

01.09.2015 г. — 31.12.2015 г.

Дети в возрасте до 6 лет

1032,00

1167,00

Дети в возрасте от 6 до 18 лет

1286,00

1455,00

Трудоспособные лица

1218,00

1378,00

Лица, которые утратили трудоспособность

949,00

1074,00

Общий показатель

1176,00

1330,00

Таблица 2

Период

МЗП, грн.

в месячной размере

в почасовом размере

01.01.2015 г. — 31.08.2015 г.

1218,00

7,29

01.09.2015 г. — 31.12.2015 г.

1378,00

8,29

На что повлияет такая «щедрость»? Разбираемся!

Должностные оклады госслужащих

Напомним: ст. 3 Закона об оплате труда предусматривает, что оплата труда за выполненную работником месячную, почасовую норму труда (объем работ) не может осуществляться ниже МЗП. В минзарплату не включаются доплаты, надбавки, поощрительные и компенсационные выплаты.

С целью соблюдения вышеуказанной нормы в свое время было принято постановление № 482, определяющее, что должностные оклады работников аппарата органов исполнительной власти, местного самоуправления, органов прокуратуры, судов и других органов, определенные постановлением № 268, которые меньше МЗП, должны устанавливаться на ее уровне.

Следовательно, с увеличением МЗП должностные оклады таких работников, которые меньше минзарплаты, в штатных расписаниях необходимо устанавливать на ее уровне. Все доплаты и надбавки нужно рассчитывать уже исходя из нового размера оклада.

Должностные оклады рабочих, обслуживающих органы исполнительной власти

Приказом Минтруда от 31.05.2010 г. № 117 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 25, с. 9) был изменен подход к установлению должностных окладов рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов, оплата труда которых осуществляется согласно приказу № 77.

Так, размеры месячных окладов (тарифных ставок), указанные в приложениях 1 — 3 к этому приказу, изменяются пропорционально повышению должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда. При этом те должностные оклады, которые меньше размера МЗП, в штатном расписании устанавливаются на уровне минзарплаты.

Должностные оклады (тарифные ставки) по ЕТС

16 сентября 2015 года КМУ принял постановление № 731 (см. на с. 5). Оно вступает в силу одновременно с Законом № 704 и должно применяться с 1 сентября 2015 года.

Этим постановлением размер должностного оклада работника 1-го тарифного разряда по единой тарифной сетке (далее —ЕТС) увеличен с 1 сентября 2015 года с 852,00 грн. до 1012,00 грн. (см. п. 1 постановления № 731).

Им же установлены новые размеры должностных окладов (тарифных ставок) для работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы. Ознакомиться с размерами должностных окладов, которые должны быть установлены в штатных расписаниях с 1 сентября 2015 года, согласно п. 2 постановления № 731 вы можете на с. 5.

Обратите внимание: для сентябрьского повышения КМУ самостоятельно рассчитал размеры должностных окладов (тарифных ставок) для всей сетки разрядов (с 1-го по 25-й тарифный разряд), чем облегчил работу кадровикам и бухгалтерам. По сентябрю можете смело ориентироваться на эти цифры.

Напомним: повышение размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда повлияет также на выплаты, которые рассчитываются исходя из его размера. Речь идет о почасовой оплате труда работников:

— всех отраслей экономики за проведение учебных занятий, определенной приложением 5 к постановлению № 1298;

— которые привлекаются заведениями, учреждениями и организациями для проведения консультаций, определенной п. 2.3 Условий № 308/519.

Также отметим: Закон № 704 дополнил Закон о Госбюджете-2015 новой ст. 33. Она разрешает органам власти осуществлять повышение заработной платы сверх размеров, определенных согласно решениям КМУ, за счет и в пределах собственных средств, с учетом принятых решений по состоянию на 1 сентября 2015 года и возможностей, предоставленных ст. 101 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VІ. Но кричать «Ура!» не стоит. Согласно устным разъяснениям специалистов, принимавших участие в разработке законопроекта, здесь речь идет о возможности органов местного самоуправления за счет своих средств и средств межбюджетных трансфертов выделять дополнительные средства на выплату всех составляющих зарплаты, предусмотренных действующим законодательством. Придется ждать официальных разъяснений…

Индексация

Заработную плату работников индексируют в пределах ПМ, установленного для трудоспособных лиц ( абз. 2 п. 4 Порядка № 1078). Его величина изменилась (см. табл. 1 на с. 11). Поэтому возможную сумму текущей индексации за сентябрь 2015 года определяйте с учетом нового размера ПМ для трудоспособных лиц — 1378,00 грн.

Для бюджетников, труд которых оплачивается на основе ЕТС, сентябрь 2015 года (месяц повышения должностных окладов) становится базовым при исчислении индекса потребительских цен. Подробнее — на с. 16.

Больничные, декретные

Страховой стаж. Бухгалтер, который производит расчет больничных, знает, что от страхового стажа работника зависит сумма оплаты дней временной нетрудоспособности. Исчисляют такой страховой стаж в месяцах. И чтобы отработанный работником месяц вошел в стаж как полный, ЕСВ с его дохода должен быть уплачен в сумме не меньше минимального страхового взноса (далее — МСВ). Чему равен МСВ? Сумме средств, которую определяете расчетно, умножая МЗП на ставку ЕСВ, установленные законом на месяц, за который начислена зарплата (доход).

С 01.09.2015 г. размер МСВ по обычному работнику-бюджетнику равен:

1378,00 х 36,3 : 100 + 1378,00 х 3,6 : 100 = = 549,82 (грн.).

Больничные. Сумма пособия по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком или больным членом семьи) в расчете на месяц не должна превышать размера максимальной величины базы взимания ЕСВ (см. табл. 3 на с. 14).

Если за последние 12 месяцев перед наступлением временной нетрудоспособности по данным Госреестра* работник заработал себе страховой стаж меньше 6 месяцев, сумму больничных определяете исходя из начисленной заработной платы, с которой уплачивался ЕСВ, но в расчете на месяц не выше размера МЗП, установленного законом в месяце наступления страхового случая (см. табл. 2 на с. 12). Для того чтобы выполнить это требование, необходимо фактическую среднедневную зарплату сравнить с показателем среднедневной минимальной зарплаты. Как рассчитать этот показатель? Разделить МЗП, установленную в месяце наступления страхового случая, на среднемесячное количество календарных дней (30,44). В сентябре — декабре 2015 года этот показатель будет равен:

* Здесь и далее — Государственный реестр общеобязательного государственного социального страхования.

1378,00 : 30,44 = 45,27 (грн.).

Декретные. Сумма пособия по беременности и родам в расчете на месяц не должна:

превышать размер максимальной величины базы взимания ЕСВ (см. табл. 3 на с. 14);

быть ниже чем размер МЗП, установленный на момент наступления страхового случая (см. табл. 2 на с. 12).

Если за последние 12 месяцев перед наступлением отпуска в связи с беременностью и родами по данным Госреестра работница заработала себе страховой стаж меньше 6 месяцев, сумму декретных определяете исходя из начисленной заработной платы, с которой уплачивался ЕСВ, но в расчете на месяц:

не выше двукратного размера МЗП;

не ниже размера МЗП.

Для того чтобы выполнить требование по работникам со страховым стажем меньше 6 месяцев, необходимо фактическую среднедневную зарплату сравнить с показателями среднедневной минимальной зарплаты и среднедневной двойной минимальной зарплаты.

Среднедневную минзарплату находим, разделив МЗП, установленную законом в месяце наступления страхового случая, на среднемесячное количество календарных дней (30,44). Если страховой случай наступил в сентябре — декабре 2015 года, этот показатель будет равен:

1378,00 : 30,44 = 45,27 (грн.).

Среднедневную двойную минзарплату получим, разделив двукратный размер МЗП, установленной законом в месяце наступления страхового случая, на среднемесячное количество календарных дней (30,44). По страховому случаю, наступившему в сентябре — декабре 2015 года, получим:

1378,00 х 2 : 30,44 = 90,54 (грн.).

А как быть, если расчеты ограничений произведены исходя из МЗП в размере 1218,00 грн. и декретные (больничные) уже выплачены работнику? Тут придется пересчитать и доплатить необходимую сумму пособия.

Если в расчетном периоде не было заработка. В такой ситуации среднедневную зарплату рассчитывают путем деления тарифной ставки (оклада) или ее части, установленной на день наступления болезни (декретного отпуска), на среднемесячное количество календарных дней (30,44). Если вы рассчитали сумму больничных (пособия по беременности и родам) исходя из старой тарифной ставки (оклада), поскольку не знали размер новой, сумму больничных (пособия по беременности и родам) необходимо будет пересчитать и доплатить работнику разницу.

Отпускные, командировочные, «военные» и иже с ними

В этом разделе мы с вами поговорим о выплатах, которые рассчитывают согласно Порядку № 100. А точнее — о требованиях п. 10 этого Порядка.

При повышении тарифных ставок и должностных окладов в учреждении в соответствии с актами законодательства, а также на основании решений, оговоренных в коллективных договорах (соглашениях), этим пунктом предусмотрено проведение корректировки выплат, учитываемых при расчете средней заработной платы и начисленных до такого повышения, на коэффициент их повышения.

Если тарифная ставка (оклад) работника была повышена в сентябре 2015 года, то при расчете выплат, исчисляемых в соответствии с Порядком № 100, например, отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, оплаты дней командировки, времени выполнения государственных или общественных обязанностей (в том числе и дней службы «солдатов учреждения», когда за ними в соответствии со ст. 119 КЗоТ сохраняются место работы, должность и средний заработок), необходимо помнить о коэффициенте повышения.

Причем, если тарифная ставка (оклад) повышена:

— в расчетном периоде, за который производится расчет средней заработной платы, — корректируют заработок за промежуток времени до повышения ( абз. 1 п. 10 Порядка № 100). Исходя из откорректированной зарплаты определяют среднедневной (часовой) заработок. Например, работник уходит в отпуск в октябре 2015 года. Расчетный период — октябрь 2014 года — сентябрь 2015 года. С 01.09.2015 г. работнику повысили оклад. Поскольку повышение оклада произошло в расчетном периоде, нужно откорректировать заработок за месяцы до повышения, т. е. за октябрь 2014 года — август 2015 года и рассчитать отпускные исходя из откорректированного заработка;

— в периоде, в течение которого за работником сохранялся средний заработок, — корректируют средний заработок за период со дня повышения тарифной ставки (оклада) ( абз. 2 п. 10 Порядка № 100). Допустим, что работник был в отпуске с 25.08.2015 г. по 17.09.2015 г. С 01.09.2015 г. ему повышают оклад. Работнику следует откорректировать отпускные за период с 01.09.2015 г. по 17.09.2015 г.

Более детально о коэффициентах корректировки расскажем в следующем номере нашей газеты.

Работник уволился

Работник уволился в сентябре 2015 года до того, как в штатное расписание учреждения были внесены изменения (повышены тарифные ставки (оклады)) и все расчеты с ним были произведены исходя из старой тарифной ставки (оклада). В этом случае после утверждения изменений в штатное расписание необходимо провести перерасчет для уже бывшего работника и выплатить все причитающиеся ему суммы.

А если работник в установленный день не смог прийти за своими деньгами? Не беда — отправьте их на депонент.

Не забывайте о специальной норме взимания ЕСВ из сумм, начисленных уволенным работникам в месяцах, следующих за месяцем увольнения. Если такие выплаты являются выплатами:

— за отработанное время (например, зарплата за фактически отработанные дни, премии), то с них взимают ЕСВ по «зарплатным» ставкам;

— за неотработанное время (например, компенсация за неиспользованный отпуск, отпускные), то ЕСВ с них взимать не нужно.

ЕСВ и НДФЛ

ЕСВ. С 1 сентября вырос размер максимальной величины базы взимания ЕСВ. Он равен 17 размерам ПМ для трудоспособных лиц (см. табл. 3).

Таблица 3

Период

Размер максимальной величины базы взимания ЕСВ, грн.

01.01.2015 г. — 31.08.2015 г.

20706,00

01.09.2015 г. — 31.12.2015 г.

23426,00

Также увеличился минимальный ЕСВ. Помните: если база взимания ЕСВ (кроме вознаграждения по ГПД) по основному работнику меньше МЗП, работодатель обязан уплатить ЕСВ в части начислений с МЗП. В связи с ростом МЗП с 01.09.2015 г. по работникам, у которых база взимания ЕСВ ниже 1378,00 грн., сумму ЕСВ в части начислений определяете, умножая 1378,00 грн. на ставку ЕСВ в части начислений.

Заметим, что требование об уплате ЕСВ с МЗП не работает:

— при начислении ЕСВ по ставке 8,41 % на доход инвалида;

— при начислении ЕСВ на доход работника-совместителя;

— при определении размера ЕСВ в части удержаний с зарплаты всех работников;

— если база начисления ЕСВ по работнику в отчетном месяце равна нулю, поскольку он весь месяц находился в отпуске для ухода за ребенком; был в отпуске без сохранения заработной платы; прогуливал работу; был нетрудоспособен, однако больничный оплате не подлежит;

— в месяце приема/увольнения работника, если такой месяц не был отработан им полностью.

НДФЛ. Здесь все без изменений. Дело в том, что предельный размер, к которому применяют ставку 15 %, привязан к размеру МЗП, установленной законом на 1 января отчетного налогового года. Этот показатель не изменился и составляет 1218,00 грн. Поэтому, как и ранее, ставку:

— 15 % применяйте к базе налогообложения дохода (его части), сумма которой за месяц не превышает 12180,00 грн.;

— 20 % — к части базы налогообложения, превышающей указанную величину.

Тот же «коленкор» и с налоговыми социальными льготами (далее — НСЛ). Размеры НСЛ зависят от размера ПМ для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года, а предельный размер дохода, к которому применяют НСЛ, — от МЗП, установленной законом на 1 января отчетного налогового года. Следовательно, в 2015 году размер:

— «обычной» НСЛ равен 609,00 грн.;

— «повышенной» НСЛ — 913,50 грн.;

— «максимальной» НСЛ — 1218,00 грн.

По общему правилу в 2015 году претендовать на НСЛ могут налогоплательщики, заработная плата которых не превышает 1710,00 грн. Исключение из этого правила предусмотрено Налоговым кодексом Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI для плательщиков налога, имеющих право на НСЛ на детей. Для таких лиц предельный размер зарплаты, дающий право на применение НСЛ, определяется кратно количеству детей (в 2015 году — 1218,00 грн. х количество детей в возрасте до 18 лет). А вот для второго родителя, имеющего право на НСЛ на детей, предельный размер зарплаты, дающий право на ее применение, определяется в общем порядке (т. е. в 2015 году он равен 1710,00 грн.).

Как видите, рост МЗП и ПМ повлияет на многие показатели. Учесть эти изменения вам поможет наша статья.

Нормативные документы

Закон № 704 — Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» от 17.09.2015 г. № 704-VІІІ.

Закон о Госбюджете-2015 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» от 28.12.2014 г. № 80-VІІІ.

Закон об оплате трудаЗакон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Постановление № 482постановление КМУ «Некоторые вопросы оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов, финансируемых из бюджета» от 20.05.2009 г. № 482.

Постановление № 268 — постановление КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268.

Постановление № 731 — постановление КМУ «О повышении оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 16.09.2015 г. № 731.

Постановление № 1298 — постановление КМУ «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298.

Условия № 308/519 — Условия оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденные совместным приказом Минтруда и Минздрава от 05.10.2005 г. № 308/519.

Приказ № 77 — приказ Минтруда «Об условиях оплаты труда работников, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» от 02.10.96 г. № 77.

Порядок № 100 — Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

Порядок № 1078 — Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше