Темы статей
Выбрать темы

Предоставление платных услуг медицинскими учреждениями (ч. 1)

Левичев Александр, заведующий сектором контроля учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, Харьковской объединенной государственной финансовой инспекции
Объем платных услуг в медицинских учреждениях, наверное, наибольший среди бюджетных учреждений всех сфер деятельности. В то же время предоставление платных услуг и расчет их стоимости в медицинских учреждениях самый сложный, ведь для этой отрасли законодательно утвержденных порядков предоставления платных услуг до сих пор нет. Вот и приходится специалистам таких учреждений в данном вопросе разбираться самостоятельно. Именно это и стало поводом для написания настоящей статьи. Давайте вместе разберемся в особенностях порядка предоставления платных услуг медицинскими учреждениями и расчета платы за них.

Основные принципы предоставления платных услуг медицинскими учреждениями

Прежде всего напомним, что согласно Конституции в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно.

Так, в ст. 49 Конституции записано:

«Каждый имеет право на здравоохранение, медицинскую помощь и медицинское страхование.

Здравоохранение обеспечивается государственным финансированием за счет бюджетных средств соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ.

Государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания. В государственных и коммунальных заведениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно; существующая сеть таких заведений не может быть сокращена. Государство способствует развитию лечебных заведений всех форм собственности».

Это следует понимать так, что первичная, а особенно скорая медицинская помощь в нашей стране в соответствии с законодательством бесплатная.

На практике же государственные и коммунальные медицинские заведения оказывают много платных услуг.

Интересно, что Конституционный Суд Украины в своем Решении № 10 отметил, что бесплатность медицинской помощи не исключает возможность финансирования этой отрасли за счет развития внебюджетных механизмов привлечения дополнительных средств, в том числе и путем создания больничных касс (союзов, фондов), а также установления законом официальных прямых платежей населения за медицинские услуги второстепенного значения.

Также Конституционный Суд решил, что положение ч. 3 ст. 49 Конституции («в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно») следует понимать так, что в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется всем гражданам независимо от ее объема и без предварительного, текущего или последующего их расчета за предоставление такой помощи. При этом понятие медицинской помощи, условия введения медицинского страхования, в том числе государственного, формирование и использование добровольных медицинских фондов, а также порядок предоставления медицинских услуг, выходящих за пределы медицинской помощи, на платной основе в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения и перечень таких услуг должны быть определены законом.

Отметим, что на сегодняшний день виды платных услуг, которые могут предоставлять медицинские заведения, определены Кабмином в Перечне № 1138.

Согласно положениям ст. 18 Закона № 2801 финансирование здравоохранения осуществляется за счет Госбюджета и местных бюджетов, фондов медицинского страхования, благотворительных фондов и любых других источников, не запрещенных законодательством.

Все заведения здравоохранения имеют право использовать для повышения качественного уровня своей работы средства, добровольно переданные предприятиями, учреждениями, организациями и отдельными гражданами, а также с разрешения собственника или уполномоченного им органа устанавливать плату за услуги в сфере здравоохранения.

Бюджетные организации имеют право предоставлять лишь те виды платных услуг, которые разрешены к предоставлению законодательством.

Как мы уже отметили выше, при выборе видов платных услуг, которые планируется предоставлять, медицинские учреждения должны руководствоваться Перечнем № 1138.

Обратим внимание: этот перечень исчерпывающий.

На основании Перечня № 1138 каждое медицинское заведение утверждает собственный список платных услуг, которые предоставляет именно оно.

А если медучреждение пожелает оказывать платные услуги, которых нет в Перечне № 1138? Сразу предупредим: предоставлять те виды платных услуг, которые не указаны в Перечне № 1138, нет смысла, ведь всю сумму средств, полученных от их предоставления, придется перечислить в бюджет. Так, Госказначейская служба в письме № 4520 и Минфин в письме № 8023 указывали, что доходы бюджетных учреждений, которые не относятся ни к одной из групп собственных поступлений, а также доходы, в отношении получения которых не имеется законодательных оснований, не могут принадлежать бюджетным учреждениям и должны перечисляться в бюджет. При этом такие средства должны быть перечислены в доход того бюджета, за счет которого осуществляется содержание учреждения, по коду классификации доходов бюджета 24060300 «Прочие поступления». На это обращала внимание Госказначейская служба в письме № 2970.

Законодательно определенного порядка предоставления платных услуг медицинскими учреждениями и заведениями на сегодняшний день нет. Однако на официальном сайте Министерства здравоохранения Украины содержатся проекты методик расчета стоимости медицинских услуг, поэтому не теряем надежды на то, что в ближайшее время окончательный вариант методики будет наконец официально утвержден.

Плата за медицинские услуги или благотворительные взносы?

К сожалению, для рядового гражданина — посетителя медицинских заведений не является тайной, что благотворительные взносы в медицине по своей сути являются платой за оказанные медицинские услуги (компенсацией за расходные материалы, препараты для осуществления анализов, обслуживания медицинской техники и т. п.).

Размер благотворительных взносов устанавливается самими медицинскими заведениями из расчета материальной компенсации за оказанные услуги.

Обычно медицинским заведениям так удобно, ведь, по сути, услуги предоставляются за счет общего фонда сметы, а потом плату за них получают в виде благотворительных взносов в специальный фонд сметы, которые медицинское заведение может расходовать по своему усмотрению.

Это является нарушением, и плату за медицинские услуги в таком случае следует «выводить из тени». Тем более что специалисты Госфининспекции обязательно проверяют этот вопрос при проведении контрольных мероприятий.

Так, согласно п. 13.7 Методических рекомендаций № 90 специалисты Госфининспекции в рамках вопроса проверки образования и использования собственных поступлений бюджетных учреждений проверяют, не заменяют ли благотворительные взносы плату за предоставление учреждениями и заведениями платных услуг по перечням, определенным в установленном порядке.

Положение о платных услугах

Перед тем как приступить к расчету стоимости платных услуг и непосредственного их предоставления, следует составить Положение о платных услугах.

Требования в отношении предоставления платных услуг и составления Положения о платных услугах для каждой сферы деятельности бюджетных учреждений (образовательная, социальная и т. п.) определены отдельно.

Но, как мы уже отмечали, для медицинской сферы нормативных документов, которые бы регулировали порядок предоставления платных услуг, в настоящее время нет.

В любом случае, даже если для вашей сферы деятельности не определено нормативными документами требование по составлению Положения о предоставлении платных услуг, считаем целесообразным при предоставлении учреждением платных услуг такое Положение составить и определить в нем основные аспекты предоставления платных услуг, такие как организация их предоставления, порядок расчета за услуги и т. п.

Для наглядности приведем условный пример Положения о предоставлении платных услуг.

СОГЛАСОВАНО:
Председатель профкома
Григорьева И. М.
«20» января 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Главный врач КЗОЗ
Иванов О. И.
«20» января 2015 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о платных услугах Городской поликлиники

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Перечнем платных услуг, предоставляемых государственными заведениями здравоохранения и высшими медицинскими заведениями образования, утвержденным постановлением КМУ от 17.09.96 г. № 1138.

1.2. Положение предлагает создание и введение новых форм организации оказания медицинской помощи населению с целью экономного использования бюджетных ассигнований в условиях дефицита финансирования и сохранения объемов предоставления медицинской помощи населению на надлежащем уровне.

2. Порядок предоставления платных услуг населению

2.1. Платные услуги, предоставляемые в Городской поликлинике, регламентированы следующими приказами:

Разрешительная система:

Порядок выдачи медицинской справки для получения разрешения (лицензии) на объект разрешительной системы, утвержденный приказом Минздрава от 20.10.99 г. № 252;

— приказ Департамента здравоохранения «О проведении медицинских осмотров для получения разрешения (лицензии) на объекты разрешительной системы» от 06.01.2015 г. № 5.

Управление автотранспортом:

приказ Минздрава и МВД «Об утверждении Положения о медицинском осмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств» от 31.01.2013 г. № 65/80;

— приказ Департамента здравоохранения «О проведении медицинских осмотров кандидатов в водители и водителей транспортных средств в 2015 году» от 06.01.2015 г. № 6.

Профилактические медицинские осмотры:

Порядок проведения медицинских осмотров работников определенных категорий, утвержденный приказом Минздрава от 21.05.2007 г. № 246;

Правила проведения обязательных профилактических медицинских осмотров работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с обслуживанием населения и может привести к увеличению инфекционных болезней, утвержденные приказом Минздрава от 23.07.2002 г. № 280.

Операция искусственного прерывания беременности в амбулаторных условиях:

Порядок предоставления комплексной медицинской помощи беременной женщине при нежелательной беременности, утвержденный приказом Минздрава от 24.05.2013 г. № 423.

Диагностика, профилактика и лечение народной и нетрадиционной медициной:

— приказ Минздрава «О штатных нормативах и типовых штатах заведений здравоохранения» от 23.02.2000 г. № 33;

Указ Президента Украины «О мерах по урегулированию деятельности в сфере народной и нетрадиционной медицины» от 31.07.98 г. № 823/98.

2.2. Городская поликлиника оказывает следующие платные услуги:

2.2.1. Медицинский осмотр кандидатов в водители и водителей транспортных средств для получения удостоверения водителя транспортного средства (получение свидетельства);

2.2.2. Медицинский осмотр для получения разрешения (лицензии) на объекты разрешительной системы;

2.2.3. Медицинский осмотр работников определенных категорий, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда;

2.2.4. Обязательный профилактический медицинский осмотр работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с обслуживанием населения и может привести к распространению инфекционных болезней;

2.2.4.1. Обязательный профилактический медицинский осмотр работников предприятий всех форм собственности — проведение лабораторно-диагностических исследований крови на сифилис (РМП);

2.2.4.2. Обязательный профилактический медицинский осмотр работников предприятий всех форм собственности — проведение лабораторно-диагностических исследований — мазок на гонорею;

2.2.4.3. Обязательный профилактический медицинский осмотр работников предприятий всех форм собственности — проведение лабораторно-диагностических исследований на бациллоношение;

2.2.4.4. Обязательный профилактический медицинский осмотр работников предприятий всех форм собственности — проведение лабораторно-диагностических исследований на стафилококк;

2.2.4.5. Обязательный профилактический медицинский осмотр работников предприятий всех форм собственности — проведение анализа на яйца глистов;

2.2.4.6. Обязательный профилактический медицинский осмотр работников предприятий всех форм собственности — проведение анализа на энтеробиоз;

2.2.5. Медицинское обслуживание по договорам с субъектами хозяйствования, страховыми организациями;

2.2.6. Проведение операции искусственного прерывания беременности в амбулаторных условиях (методом вакуум-аспирации);

2.2.7. Диагностика, профилактика и лечение больных народной и нетрадиционной медициной.

2.3. Медицинские услуги, указанные в п. 2.2, оказываются на основе калькуляций, утвержденных в прейскуранте (кроме ИОВ, УОВ, инвалидов 1 группы, инвалидов детства). Тарифы на медицинские услуги рассчитываются заместителем главного врача по экономическим вопросам (экономистом по спецсчету), утверждаются главным врачом и предоставляются к исполнению.

2.4. Структурные подразделения Городской поликлиники должны обеспечивать население бесплатной, доступной и достоверной информацией о порядке предоставления платных медицинских услуг и их тарифов.

2.5. Контроль за организацией и качеством предоставления медицинских услуг населению, а также за правильностью применения тарифов на платные услуги осуществляют руководители, ответственные за контрольные функции.

3. Организация платных услуг и контроль за исполнением требований к их качеству

3.1. Медицинский осмотр кандидатов в водители и водителей транспортных средств для получения удостоверения водителя транспортных средств (получение свидетельства).

3.1.1. Медицинское освидетельствование водителей и кандидатов в водители проводится с целью выявления возможности их допуска к управлению автотранспортными средствами разных категорий в зависимости от состояния здоровья;

3.1.2. Медицинская комиссия по медицинскому осмотру граждан при поликлиническом подразделении № 2 Городской поликлиники создается приказом по поликлинике с персональным согласованием врачей-специалистов в следующем обязательном составе: врач-терапевт, врач-хирург, врач-невропатолог, врач-офтальмолог, врач-отоларинголог. Председателем комиссии назначается один из врачей комиссии. В состав медицинской комиссии также входит регистратор медицинский, сестра медицинская и младшая медицинская сестра;

3.1.3. Лица, которые проходят медицинское освидетельствование, обязаны предварительно внести соответствующую сумму в кассу учреждений банка;

3.1.4. Денежные поступления за медицинское освидетельствование зачисляются на текущий счет Городской поликлиники как средства специального фонда и расходуются согласно утвержденной смете:

1) на оплату коммунальных услуг и возмещение расходов, связанных с организацией и предоставлением платных услуг;

2) на погашение задолженности учреждения по бюджетным обязательствам по специальному и общему фондам сметы;

3) на проведение мероприятий, связанных с выполнением бюджетным учреждением основных функций, не обеспеченных (или частично обеспеченных) расходами общего фонда;

4) на фонд материального стимулирования медицинских работников, оказывающих платные услуги;

3.1.5. Плановый уровень рентабельности на данную услугу предусматривается в размере до 25 % с целью развития материально-технической базы поликлиники;

3.1.6. За качество проведения медицинских осмотров несет ответственность председатель медицинской комиссии. Контроль работы этой комиссии обеспечивают главный врач Городской поликлиники.

3.2. Медицинский осмотр граждан для получения разрешения (лицензии) на объекты разрешительной системы.

3.2.1. Медицинское освидетельствование граждан для получения разрешения (лицензии) на объекты разрешительной системы проводится лечебно-консультативной комиссией с целью выявления наличия либо отсутствия противопоказаний для получения разрешения (лицензии) на объекты разрешительной системы;

3.2.2. Лечебно-консультативная комиссия при поликлиническом подразделении № 2 Городской поликлиники создается приказом по поликлинике с персональным утверждением врачей-специалистов в следующем обязательном составе: председатель комиссии врач-терапевт, врач-невропатолог, врач-офтальмолог, врач отоларинголог. В состав медицинской комиссии также входит сестра медицинская, регистратор медицинский и младшая медицинская сестра;

3.2.3. Лица, которые проходят медицинское освидетельствование, обязаны предварительно внести соответствующую сумму в кассу учреждений банка;

3.2.4. Денежные поступления за медицинское освидетельствование зачисляются на текущий счет Городской поликлиники как средства специального фонда и расходуются в соответствии с утвержденной сметой:

1) на оплату коммунальных услуг и возмещение расходов, связанных с организацией и предоставлением услуг;

2) на погашение задолженности учреждения по бюджетным обязательствам по специальному и общему фондам сметы;

3) на проведение мероприятий, связанных с выполнением бюджетным учреждением основных функций, не обеспеченных (или частично обеспеченных) расходами общего фонда;

4) на фонд материального стимулирования медицинских работников, оказывающих платные услуги;

3.2.5. Плановый уровень рентабельности на данную услугу предусматривается в размере до 25 % с целью развития материально-технической базы поликлиники;

3.2.6. За качество проведения медицинских осмотров несет ответственность председатель медицинской комиссии. Контроль работы этой комиссии обеспечивает главный врач Городской поликлиники.

3.3. Медицинский осмотр работников, занятых на тяжелых работах, работах, связанных с вредными и опасными условиями труда (в том числе первичный и периодический медосмотр).

3.3.1. Профилактический медицинский осмотр сотрудников соответствующих категорий проводится с целью установления физических и психологических способностей лиц к работам, связанным с тяжелыми и вредными условиями труда;

3.3.2. Организацию и проведение медицинских осмотров обеспечивает руководитель предприятия, организации независимо от форм собственности и видов деятельности;

3.3.3. Ежегодно лечебное заведение издает приказ о создании медицинской комиссии для проведения медосмотров, устанавливает место проведения, время, перечень специалистов-врачей, разрабатывает и согласовывает с заказчиками план-график проведения медицинских осмотров;

3.3.4. В соответствии с медицинскими показателями к медицинскому осмотру привлекаются и другие специалисты (онколог, уролог, эндокринолог, пульмонолог, инфекционист);

3.3.5. Заказчик определяет контингент лиц, которые обязаны проходить медицинский осмотр, выделяет ассигнования на организацию медицинского осмотра, издает приказ на проведение медосмотров в срок, согласованный с лечебным заведением, и осуществляет контроль за сроком их проведения;

3.3.6. Перечень профессий, работники которых подлежат медицинскому осмотру, а также форма медицинского заключения содержатся в приказе Минздрава от 21.05.2007 г. № 246;

3.3.7. Денежные поступления зачисляются на текущий счет Городской поликлиники как средства специального фонда и расходуются в соответствии с утвержденной сметой:

1) на оплату коммунальных услуг и возмещение расходов, связанных с организацией и предоставлением услуг;

2) на погашение задолженности учреждения по бюджетным обязательствам по специальному и общему фондам сметы;

3) на проведение мероприятий, связанных с выполнением бюджетным учреждением основных функций, не обеспеченных (или частично обеспеченных) расходами общего фонда;

4) на фонд материального стимулирования медицинских работников, оказывающих платные услуги;

3.3.8. Плановый уровень рентабельности на данную услугу предусматривается в размере до 25 % с целью развития материально-технической базы поликлиники.

3.4. Обязательный профилактический медицинский осмотр работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с обслуживанием населения и может привести к распространению инфекционных болезней.

3.4.1. Данные профилактические медицинские осмотры проходят сотрудники медицинских заведений, работники торговли и пищевых отраслей промышленности, а также сотрудники дошкольных и школьных заведений всех форм собственности. Главная цель профилактического осмотра — проверка состояния здоровья с целью предотвращения распространения инфекционных и паразитарных болезней среди населения;

3.4.2. Данный профилактический медицинский осмотр также проходят декретированные группы населения с целью выявления венерологических заболеваний;

3.4.3. Профилактический медицинский осмотр проводится при хозрасчетном кожно-венерологическом отделении Городской поликлиники, которое соответствует определенным требованиям, а именно:

— наличие необходимых квалифицированных врачей-специалистов (дерматовенерологов);

— наличие соответствующего помещения, оборудования, инструмента, а также наличие лабораторий, обеспечивающих полную возможность исследования на венерологические заболевания;

3.4.4. По результатам профилактического медицинского осмотра проводится оформление личных медицинских книг ф. № 1-ОМК в соответствии с приказом Минздрава от 21.02.2013 г. № 150 с указанием даты осмотра, разрешения на работу на указанный срок. При выявлении наличия заболевания гражданин направляется на лечение в лечебно-профилактическое заведение по месту жительства;

3.4.5. Администрация предприятия, сотрудники которого обязаны пройти медосмотр, ежегодно заключает соглашение с лечебным заведением, в установленный срок предоставляет списки работников на прохождение медосмотра и перечисляет денежные средства на специальный счет лечебного заведения;

3.4.6. Профилактический медицинский осмотр осуществляют специалисты, штат которых утвержден приказом по Городской поликлинике. Прием осуществляется ежедневно согласно графику работы поликлиники;

3.4.7. Оплата за медицинские услуги осуществляется непосредственно в кассу заведения либо через отделение банка в установленном порядке с соблюдением порядка ведения кассовых операций. Использование денежных поступлений возможно после их зачисления на специальный счет заведения, по статьям расходов, утвержденным в смете;

3.4.8. Денежные поступления зачисляются на текущий счет Городской поликлиники как средства специального фонда и расходуются в соответствии с утвержденной сметой:

1) на оплату коммунальных услуг и возмещение расходов, связанных с организацией и предоставлением платных услуг;

2) на погашение задолженности учреждения по бюджетным обязательствам по специальному и общему фондам сметы;

3) на проведение мероприятий, связанных с выполнением бюджетным учреждением основных функций, не обеспеченных (или частично обеспеченных) расходами общего фонда;

4) на фонд материального стимулирования медицинских работников, оказывающих платные услуги;

3.4.9. Работники детских дошкольных, школьных, внешкольных заведений района, сотрудники лечебных заведений района, сотрудники территориального центра обслуживания пенсионеров и одиноких нетрудоспособных граждан, жители района, которые оформляют ф. № 1-ОМК на работу в бюджетные учреждения района (при наличии направления), проходят медицинский осмотр бесплатно;

3.4.10. Плановый уровень рентабельности на медицинскую услугу — медосмотр работников предприятий и организаций пищевых отраслей промышленности, сотрудников дошкольных и школьных заведений всех форм собственности предусматривается в размере до 25 %, на проведение исследований крови на сифилис (РМП), исследований мазка на гонорею, бактериологических исследований на бациллоношение и стафилококк, анализов кала на яйца глистов и энтеробиоз — в размере до 25 % с целью развития материально-технической базы поликлиники.

3.5. Проведение операции искусственного прерывания беременности в амбулаторных условиях (методом вакуум-аспирации).

3.5.1. Искусственное прекращение беременности может проводиться по обращению пациентки, достигшей 14 лет, с ее разрешения ( ст. 284 Гражданского кодекса Украины) со сроком беременности 6 — 8 недель;

3.5.2. Ежегодно лечебное заведение издает приказ об организации и проведении операций искусственного прекращения беременности, утверждает медицинский персонал, устанавливает место и время проведения;

3.5.3. В соответствии с медицинскими показаниями к медицинскому осмотру привлекаются и другие специалисты (проводятся диагностические исследования: клинический анализ выделений, кровь на РМП, флюорография, УЗИ);

3.5.4. Оплата за медицинские услуги осуществляется непосредственно в кассу лечебного заведения в установленном порядке, с соблюдением порядка ведения кассовых операций;

3.5.5. Денежные поступления зачисляются на текущий счет Городской поликлиники как средства специального фонда и расходуются в соответствии с утвержденной сметой:

1) на оплату коммунальных услуг и возмещение расходов, связанных с организацией и предоставлением услуг;

2) на погашение задолженности учреждения по бюджетным обязательствам по специальному и общему фондам сметы;

3) на проведение мероприятий, связанных с выполнением бюджетным учреждением основных функций, не обеспеченных (или частично обеспеченных) расходами общего фонда;

4) на фонд материального стимулирования медицинских работников, оказывающих платные услуги;

3.5.6. Плановый уровень рентабельности на данную услугу предусматривается в размере до 25 % с целью развития материально-технической базы поликлиники.

3.6. Диагностика, профилактика и лечение больных методом народной и нетрадиционной медицины.

3.6.1. Кабинеты народной и нетрадиционной медицины расположены в поликлинике и при поликлиническом подразделении № 2 Городской поликлиники;

3.6.2. Врач применяет методы народной и нетрадиционной медицины по профилактике, диагностике и лечению больных. Осуществляет надзор за побочными реакциями/действиями лекарственных средств. Проводит консультации по вопросам: мануальной терапии, биоэнергетики. Ведет врачебную документацию. Планирует работу и проводит анализ ее результатов;

3.6.3. Ежегодно лечебное заведение издает приказ об организации и проведении диагностики, профилактики и лечения больных в кабинетах врачей по народной и нетрадиционной медицине, утверждает медицинский персонал, устанавливает место и время проведения;

3.6.4. Лица, которые проходят диагностику, профилактику и лечение у врача по народной и нетрадиционной медицине, обязаны предварительно внести соответствующую сумму в кассу лечебного заведения либо в кассу учреждений банка;

3.6.5. Денежные поступления за медицинские услуги зачисляются на текущий счет Городской поликлиники как средства специального фонда и расходуются в соответствии с утвержденной сметой:

1) на оплату коммунальных услуг и возмещение расходов, связанных с организацией и предоставлением услуг;

2) на погашение задолженности учреждения по бюджетным обязательствам по специальному и общему фондам сметы;

3) на проведение мероприятий, связанных с выполнением бюджетным учреждением основных функций, не обеспеченных (или частично обеспеченных) расходами общего фонда;

4) на фонд материального стимулирования медицинских работников, оказывающих платные услуги;

3.6.6. Плановый уровень рентабельности на данную услугу предусматривается в размере до 25 % с целью развития материально-технической базы поликлиники;

3.6.7. За качество проведения медицинских осмотров несет ответственность врач народной и нетрадиционной медицины. Контроль работы обеспечивает главный врач Городской поликлиники.

4. Порядок установления тарифов на медицинские услуги

4.1. Тарифы на медицинские услуги, предоставляемые населению в Городской поликлинике, рассчитаны индивидуально с учетом экономически обоснованных расходов.

4.2. Базой для установления тарифов на медицинские услуги является их себестоимость, в которую входят:

— расходы на оплату труда персонала, непосредственно занятого выполнением медицинских услуг;

— отчисления на социальное страхование, в целевые фонды, предусмотренные законодательством;

— материальные расходы, которые определены по расчетным показателям, и объективно обоснованные расчеты расходов по подразделениям;

— прочие расходы с учетом конкретных условий функционирования заведения.

Данная сумма определяется в процентном отношении от общей суммы расходов по поликлинике. Уровень рентабельности составляет до 25 % от себестоимости медицинской услуги.

4.3. Расчет тарифов на медицинские услуги производится ежегодно, с учетом фактических расходов заведения.

4.4. Тарифы рассчитываются заместителем главного врача по экономическим вопросам (экономистом хозрасчетного отдела), утверждаются главным врачом Городской поликлиники и предоставляются к исполнению.

img 1

Договор о предоставлении платных услуг

Основные требования по заключению договоров о предоставлении услуг определены ГКУ.

Договор о предоставлении медицинским учреждением платных услуг должен соответствовать требованиям, определенным для договоров о предоставлении услуг, которые приведены в гл. 63 ГКУ.

Согласно положениям п. 1 ст. 901 ГКУ по договору о предоставлении услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию второй стороны (заказчика) оказать услугу, которая потребляется в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности, а заказчик обязуется уплатить исполнителю указанную услугу, если иное не установлено договором.

Если договором предусмотрено предоставление услуг за плату, заказчик обязан уплатить оказанную ему услугу в размере, в сроки и в порядке, установленных договором ( п. 1 ст. 903 ГКУ).

Следует также обратить внимание на п. 2 ст. 632 ГКУ, в котором определено, что изменение цены после заключения договора допускается только в случаях и на условиях, установленных договором или законом.

Приведем условный пример договора о предоставлении платных услуг.

ДОГОВОР № 35

г. Харьков

«06» августа 2015 года

Коммунальное заведение здравоохранения «Городская поликлиника», именуемое в дальнейшем Исполнитель, в лице главного врача Иванова О. И., действующего на основании Устава, с одной стороны и ООО «СТАРТ», именуемое в дальнейшем Заказчик, в лице директора Сергиенко Е. В., действующего на основании Устава, с другой стороны заключили настоящий договор о следующем:

1. Предмет договора

1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязанности по выполнению следующей услуги: «Проведение периодического медицинского осмотра работников определенных категорий с целью профилактики профессиональных заболеваний и производственного травматизма».

1.2. Требования к выполнению услуги по договору базируются на действующем законодательстве Украины согласно приказу Минздрава от 21.05.2007 г. № 246 «Об утверждении Порядка проведения медицинских осмотров работников определенных категорий» (далее — приказ Минздрава № 246).

1.3. Количество работников определенных категорий, которые подлежат периодическому медицинскому осмотру, составляет 15 человек.

1.4. После предоставления услуги Исполнитель обязан предоставить Заказчику заключительный акт медицинского осмотра работников согласно приказу Минздрава № 246.

2. Обязанности сторон

2.1. Для выполнения услуги, предусмотренной п. 1.1., Заказчик передает Исполнителю согласованный с санитарно-эпидемиологической станцией список работников, которые подлежат периодическому медицинскому осмотру.

2.2. Отдельные лица, для которых является обязательным периодический наркологический, психиатрический и психофизиологический осмотры, должны предоставить медицинской комиссии Городской поликлиники соответствующие сертификаты, а также результаты лабораторных обследований согласно приказу № 246, которые не выполняются клинической лабораторией Городской поликлиники.

2.3. Исполнитель обеспечивает качество выполненной услуги по договору и соответствие выданных документов согласно приказу Минздрава № 246.

2.4. При проведении медицинского осмотра на территории предприятия Заказчик обязан предоставить автотранспорт.

3. Цена договора и порядок расчетов

3.1. За выполненную услугу по предоставлению медицинского осмотра работников Заказчик уплачивает Исполнителю сумму, определенную исходя из количества проведенных медицинских осмотров и лабораторно-диагностических исследований по действующим расценкам согласно калькуляции.

3.2. Взаиморасчеты проводятся на основании оформленного и подписанного двумя сторонами акта выполненных работ.

3.3. Заказчик обязан проводить расчет за оказанную услугу в течение 3 банковских дней после получения акта выполненных работ.

3.4. В период срока действия договора стоимость медицинской услуги по профосмотру может изменяться в связи с ростом заработной платы медработников, участвующих в проведении медосмотров, стоимости лабораторных исследований, накладных расходов.

4. Порядок сдачи и приема выполненных работ

4.1. Перечень документов, который подлежит оформлению и сдаче Исполнителем Заказчику после окончания предоставления услуги (или этапов услуги):

— заключительный акт согласно приказу Минздрава № 246;

— акт сдачи-приемки выполненных работ.

4.2. Заказчик в течение 3 дней после дня получения акта сдачи-приемки выполненных работ и документов, указанных в п. 4.1 данного договора, обязан направить Исполнителю подписанный акт сдачи-приемки выполненных работ.

5. Ответственность сторон

5.1. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения своих обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Украины.

5.2. Стороны не несут ответственности за нарушение своих обязательств, если докажут, что это случилось не по их вине.

6. Срок действия договора

6.1. Договор вступает в действие с момента его подписания сторонами и действует до 14.08.2015 г., а в части выполнения сторонами своих обязательств по настоящему Договору — до полного их выполнения.

6.2. Осмотр планируется 11 — 13 августа 2015 года.

7. Прочие условия

7.1. Количество медицинских осмотров может быть изменено с согласия сторон.

7.2. Все изменения и дополнения в отношении условий настоящего договора обеспечиваются путем заключения дополнительного соглашения, которое является неотъемлемой частью договора.

7.3. Осуществление хозяйственных операций по настоящему договору не допускается с использованием факсимильного воспроизведения подписи уполномоченных лиц.

7.4. Договор может быть прекращен по желанию любой из сторон с уведомлением другой стороны в срок не менее 10 дней до даты прекращения договора.

7.5. Все документы, касающиеся настоящего договора, оформляются на государственном языке.

7.6. Стороны обязуются в случае изменения их статуса как плательщиков налога на прибыль или любых реквизитов в письменном виде уведомить об этом другую сторону в течение 3 календарных дней, следующих за днем, в котором произошло изменение или утрата статуса плательщика налога на прибыль.

7.7. Все споры разрешаются путем переговоров сторон. При невозможности решения разногласий путем переговоров каждая из сторон имеет право действовать в соответствии с действующим законодательством.

7.8. Полномочные представители, которые подписывают настоящий договор от имени сторон своими подписями, подтверждают согласие на обработку и дальнейшее использование своих персональных данных исключительно с целью выполнения данного договора в течение срока его действия. Полномочные представители, которые подписывают настоящий договор, уведомлены об их правах, предусмотренных ст. 8 Закона Украины «О защите персональных данных» от 01.06.2010 г. № 2297-VI, о включении их персональных данных, указанных в преамбуле договора, в базы персональных данных сторон договора исключительно с целью его выполнения.

7.9. Во всем прочем, что прямо не предусмотрено данным договором, стороны руководствуются действующим законодательством.

7.10. Данный договор составлен в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон, имеющих одинаковую юридическую силу.

8. Юридические адреса сторон

ИСПОЛНИТЕЛЬ

г. Киев,

ул. Саратовская, 25

Главный врач

Иванов О. И. Иванов

М. П.

ЗАКАЗЧИК

г. Киев

ул. Павлова, 6

Директор

Сергиенко Е. В. Сергиенко

М. П.

Штатное расписание по специальному фонду сметы

Нужно ли составлять отдельное штатное расписание по штатным единицам, занимающимся предоставлением платных услуг?

Следует отметить, что ни один нормативно-правовой акт не содержит конкретного требования по составлению отдельного штатного расписания по специальному фонду сметы, но такое требование следует из положений действующего бюджетного законодательства.

Так, согласно п. 28 Порядка № 228 нижестоящие распорядители уточняют проекты смет, составляют проекты планов ассигнований общего фонда бюджета, планов предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планов специального фонда, планов использования бюджетных средств (кроме планов использования бюджетных средств получателей), помесячных планов использования бюджетных средств и подают данные документы главным распорядителям для уточнения показателей проектов сводных смет и составления проектов сводных планов ассигнований общего фонда бюджета, сводных планов предоставления кредитов из общего фонда бюджета и сводных планов специального фонда, планов использования бюджетных средств (кроме планов использования бюджетных средств получателей), помесячных планов использования бюджетных средств, а также проектов сводных планов использования бюджетных средств и сводных помесячных планов использования бюджетных средств.

При этом штатная численность работников, подлежащая утверждению по штатному расписанию, должна быть приведена в соответствие с определенным фондом оплаты труда, доведенным в бюджетных назначениях на оплату труда.

Таким образом, исходя из вышеизложенного и того, что расчеты к смете по специальному и общему фондам составляются отдельно, а численность работников должна быть приведена в соответствие с фондом оплаты труда, штатные расписания по специальному фонду целесообразно составлять отдельно.

Если медицинское заведение не утвердит отдельное штатное расписание по специальному фонду сметы, может возникнуть ситуация, когда платные услуги будут предоставляться основным штатным составом без отработки ими дополнительного рабочего времени при предоставлении платных услуг, что приведет к лишним расходам по заработной плате.

Отметим: для штатного расписания по специальному фонду применяются те же штатные нормативы, что и по общему, а именно Штатные нормативы № 33.

По этому вопросу разъяснения также предоставляли Минздрав в письме № 3131 и Минфин в письме № 22626.

В этих письмах министерства отмечали, что в штатном расписании по специальному фонду отдельные должности могут быть утверждены только в случае, если работы выполняются:

1) хозрасчетными структурными подразделениями бюджетного учреждения;

2) работниками, занятыми предоставлением платных услуг сверх норм их рабочего времени.

Не вызывает возражений тот факт, что в случае существования в бюджетном учреждении отдельного хозрасчетного подразделения, занимающегося предоставлением платных услуг, в штатном расписании по специальному фонду следует утверждать отдельные штатные должности.

А вот со вторым утверждением согласиться трудно, ведь работник должен полностью отработать рабочее время, за которое он получает заработную плату за счет общего фонда сметы. Поэтому в пределах своей нормы рабочего времени, за которую работник получает заработную плату за счет средств общего фонда, предоставлять платные услуги он не имеет права. Нужно четко разграничивать рабочее время, за которое работник получает зарплату за счет средств общего фонда, и рабочее время, за которое он получает зарплату за счет средств специального фонда.

Имейте в виду, что расходование средств из общего фонда на расходы (в этом случае по заработной плате), которые должны быть осуществлены за счет средств специального фонда, является не чем иным, как излишним расходованием бюджетных средств.

То есть у работника должна быть четкая норма рабочего времени, которую ему нужно отрабатывать за счет общего фонда сметы, и норма, которую ему следует отрабатывать за счет специального фонда сметы.

Предоставлять платные услуги в пределах нормы рабочего времени, которую работник должен отрабатывать за счет средств общего фонда, нельзя.

Идеальным вариантом является разграничение работников, предоставляющих платные услуги, и работников, работающих только за счет средств общего фонда, но, к сожалению, такой вариант не всегда возможен.

Все это еще раз подтверждает целесообразность составления отдельного штатного расписания.

Формирование тарифов на платные медицинские услуги

Цены на платные услуги бюджетные учреждения устанавливают самостоятельно.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона № 5007 свободные цены устанавливаются субъектами хозяйствования самостоятельно с согласия сторон на все товары, кроме тех, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен.

Как мы уже отмечали, отдельного нормативного документа, который бы регулировал порядок расчета стоимости платных медицинских услуг, нет. Поэтому при формировании стоимости платных медицинских услуг целесообразно руководствоваться общими принципами формирования стоимости услуг.

Базой для определения цены услуги является расчет расходов, связанных с непосредственным ее предоставлением.

Ранее состав расходов, включавшихся в себестоимость, определялся в соответствии со ст. 138 НКУ.

С этого года указанная статья НКУ отменена, поэтому в качестве отправной точки можно использовать П(С)БУ 16* и порядки определения стоимости платных услуг для других бюджетных сфер.

* Действие П(С)БУ 16 не распространяется на бюджетные учреждения, поэтому берем их только за основу в связи с отсутствием соответствующих нормативных документов для медицинской сферы.

Так, согласно п. 11 П(С)БУ 16 себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) состоит из производственной себестоимости продукции (работ, услуг), которая была реализована в течение отчетного периода, нераспределенных постоянных общепроизводственных расходов и сверхнормативных производственных расходов.

В производственную себестоимость продукции (работ, услуг) включаются:

— прямые материальные расходы;

— прямые расходы на оплату труда;

— другие прямые расходы;

— переменные общепроизводственные и постоянные распределенные общепроизводственные расходы.

Перечень и состав статей калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются предприятием.

Также, для примера, рассмотрим нормы о включении расходов в калькуляцию, определенные Порядком № 736/902/758, который утвержден для учреждений сферы образования.

В соответствии с п.п. 2.2 разд. ІІ этого Порядка составляющими стоимости расходов являются:

— расходы на оплату труда работников;

— начисления на оплату труда в соответствии с законодательством;

— непосредственные расходы и оплата услуг других организаций;

— капитальные расходы;

— индексация заработной платы, прочие расходы в соответствии с действующим законодательством.

Поэтому, учитывая указанное, делаем вывод: установление стоимости платной медицинской услуги осуществляется на базе экономически обоснованных расходов, связанных с ее предоставлением.

Теперь приведем примеры расчета стоимости платных медицинских услуг.

Медицинский осмотр работников определенных категорий с целью профилактики заболеваний и производственного травматизма

Первым проведем расчет такой платной услуги, как «Медицинский осмотр работников определенных категорий с целью профилактики заболеваний и производственного травматизма». Право предоставления такого вида платной медицинской услуги предусмотрено п. 8 Перечня № 1138.

Предположим, что для проведения медицинских профилактических осмотров будут привлечены следующие врачи: врач-профпатолог, врач-хирург, врач-невропатолог, врач-отоларинголог, врач-офтальмолог, врач-дерматовенеролог, врач-онколог, врач-уролог, врач-эндокринолог и врач-инфекционист.

Кроме осмотра врачей, полный медицинский осмотр включает в себя клинический анализ крови, клинический анализ мочи, анализ крови на сахар, флюорообследование, осмотр гинеколога / осмотр мужчин, аудиометрию. Кроме того, необходимо сделать электрокардиограмму, реовазографию, рентген легких и проверку функций внешнего дыхания.

Сначала рассчитаем расходы на оплату труда врачей, которые будут принимать участие в проведении медицинского осмотра.

Для этого у бухгалтера по зарплате возьмем данные о фактических окладах врачей.

Нормативное число посещений на 1 час работы определяется расчетным путем каждым медицинским учреждением самостоятельно в соответствии с проведенными хронометражами.

Норма рабочего времени для врачей общих специальностей при 38,5-часовой рабочей неделе равна 1932,70 часа на 2015 год, что составляет 161,06 часа в месяц (1932,70 час. : 12 мес.).

Кроме того, врачу-дерматовенерологу и врачу-инфекционисту при наличии вредных условий труда установлена 36-часовая рабочая неделя. При этом норма часов на 2015 год равна 1807,20 часа, что составляет 150,60 часа в месяц.

Также сокращенная норма продолжительности рабочего времени при наличии вредных условий труда установлена врачу-рентгенологу и рентген-лаборанту — 30-часовая рабочая неделя. При этом норма часов на 2015 год равна 1506,00 часа, что составляет 125,50 часа в месяц.

Расчет расходов по заработной плате
на медицинскую услугу: Медицинский осмотр работников определенных категорий с целью профилактики профессиональных заболеваний и производственного травматизма

Должность

Оклад, грн.

Норма времени, ч

Зарплата в минуту (гр. 2 : : гр. 3 : 60), грн.

Нормативное число посещений на 1 час работы

Затраты времени на 1 посещение (60 : гр. 5), мин

Стоимость расходов на услугу (гр. 4 х х гр. 6), грн.

1

2

3

4

5

6

7

Врач-профпатолог

2181,40

161,06

0,226

5

12

2,71

Врач-хирург

2514,20

161,06

0,260

8

7,5

1,95

Врач-невропатолог

2514,20

161,06

0,260

5

12

3,12

Врач-отоларинголог

2167,20

161,06

0,224

8

7,5

1,68

Врач-офтальмолог

2680,60

161,06

0,277

6

10

2,77

Врач-дерматовенеролог

2891,33

150,60

0,320

4

15

4,80

Врач-онколог

2320,08

161,06

0,240

5

12

2,88

Врач-уролог

2167,20

161,06

0,224

5

12

2,69

Врач-эндокринолог

1861,20

161,06

0,193

5

12

2,32

Врач-инфекционист

2668,92

150,60

0,295

5

12

3,54

Всего

28,46

Начисления ЕСВ на заработную плату составят 10,33 грн. (28,46 грн. х 36,3 %).

Далее рассчитаем накладные расходы.

Накладные расходы, в отличие от основных, представляют собой дополнительные расходы на управление, организацию и обслуживание производства. Накладные расходы не связаны непосредственно с основным производством товаров или предоставлением услуг, не входят в стоимость материалов и оплату труда.

Накладные расходы обязательно учитываются в себестоимости, но не прямо, а опосредствовано, пропорционально стоимости материалов и сырья, суммы заработной платы и т. п.

Накладные расходы включают в себя:

1) расходы на текущий ремонт зданий и сооружений, оборудования;

2) расходы на оплату труда, обучение и содержание административно-управленческого аппарата;

3) расходы на оплату коммунальных услуг и энергоносителей;

4) отчисления на уплату ЕСВ на эту зарплату;

5) расходы по обслуживанию транспортных средств, состоящих на балансе;

6) арендную плату;

7) различного рода обязательные платежи;

8) расходы, связанные с эксплуатацией и содержанием основных средств;

9) расходы на консультационные услуги;

10) расходы на услуги связи (телефон, Интернет) и т. п.

При планировании накладных расходов чаще всего применяют метод определения расходов пропорционально фонду оплаты труда медицинских работников.

Процент накладных расходов определим как соотношение фактических расходов по вышеперечисленным статьям к фактическим расходам на оплату труда медицинского персонала с начислениями, проведенными в предыдущем бюджетном периоде. В этом примере примем процент накладных расходов 45,5 % от расходов на оплату труда медицинских работников, привлеченных к предоставлению платной услуги.

Поэтому сумма накладных расходов, которую необходимо учесть в калькуляции, составляет 17,65 грн. ((28,46 грн. + 10,33 грн.) х 45,5 %).

Заработную плату других врачей, принимающих участие в различных процедурах, исчислим аналогично расчету заработной платы врачей, который был приведен выше. Расходы материалов и медикаментов рассчитаем по факту их использования.

Проведем расчет стоимости клинического анализа крови.

Расчет расходов
на проведение клинического анализа крови
на медицинскую услугу: Медицинский осмотр работников определенных категорий с целью профилактики профессиональных заболеваний и производственного травматизма

Расчет заработной платы

Должность

Оклад, грн.

Норма времени, ч

Зарплата в минуту (гр. 2 : гр. 3 : : 60), грн.

Затраты времени на 1 процедуру (путем измерения), мин

Стоимость расходов на услугу (гр. 4 х гр. 5), грн.

1

2

3

4

5

6

Биолог

1783,65

150,60

0,197

27,5

5,42

Фельдшер-лаборант

2140,38

150,60

0,237

29

6,87

Итого

12,29

Начисления на заработную плату (36,3 %)

4,46

Накладные расходы (45,5 %)

7,62

Всего

24,37

Расходы медикаментов и материалов

Наименование

Количество на 1 исследование

Ед. измерения

Цена, грн.

Стоимость на 1 исследование, грн.

1

2

3

4

5

Скарификатор

1 шт.

200 шт.

51,54

0,258 (51,54 грн. : 200 шт.)

Вата

3 г

100 г

6,00

0,180 (3 г х 6 грн. : 100 г)

Спирт 70 %

2,5 г

кг

138,45

0,346 (2,5 г х 138,45 грн. : : 1000 г)

Перчатки нестерильные

1 пара

1 пара

1,29

1,290

Бинт нестерильный 7х14

1 шт. на 100 исследований

1 шт. на 100 исследований

5,10

0,051 (5,10 грн. : 100 иссл.)

Натрия хлорид 0,9 %

4 мл

200 мл

5,90

0,118 (5,90 грн. х 4 мл : : 200 мл)

Азур-эозин по Романовскому

0,3 мл

1 л

98,40

0,030 (0,3 мл х 98,40 грн. : : 1000 мл)

Эозин-метиленовый синий по Май-Грюнвальду

0,3 мл

1 л

57,90

0,017 (0,3 мл х 57,90 грн. : : 1000 мл)

Набор для определения гемоглобина

1 набор на 400 определений

1 набор на 400 определений

86,00

0,215 (86,00 грн. : : 400 определ.)

Ретикулофарб

1 набор на 1000 определений

1 набор на 1000 определений

64,00

0,064 (64,00 грн. : : 1000 определ.)

Стекло покровное 18х18

3 шт.

шт.

0,035

0,105 (0,035 грн. х 3 шт.)

Пробирка Вассермана

3 шт.

1 шт. на 300 исследований

1,08

0,011 (1,08 грн. : 300 иссл. х х 3 шт.)

Пробирка Видаля

3 шт.

1 шт. на 300 исследований

1,50

0,015 (1,50 грн. : 300 иссл. х х 3 шт.)

Стекло предметное

1 шт.

1 шт. на 10 исследований

0,30

0,030 (0,3 грн. : 10 иссл.)

Всего

2,73

Следовательно, стоимость одного клинического анализа крови составляет 27,10 грн. (24,37 + 2,73).

Далее рассчитаем стоимость клинического анализа мочи.

Расчет расходов
на проведение клинического анализа мочи
а медицинскую услугу: Медицинский осмотр работников определенных категорий с целью профилактики профессиональных заболеваний и производственного травматизма

Расчет заработной платы

Должность

Оклад, грн.

Норма времени, ч

Зарплата в минуту (гр. 2 : гр. 3 : : 60), грн.

Затраты времени на 1 процедуру (путем измерения), мин

Стоимость расходов на услугу (гр. 4 х гр. 5), грн.

1

2

3

4

5

6

Биолог

1783,65

150,60

0,197

6

1,18

Фельдшер-лаборант

2140,38

150,60

0,237

28,5

6,75

Итого

7,93

Начисления на заработную плату (36,3 %)

2,88

Накладные расходы (45,5 %)

4,92

Всего

15,73

Расходы медикаментов и материалов

Наименование

Количество на 1 исследование

Ед. измерения

Цена, грн.

Стоимость на 1 исследование, грн.

ГлюкоФАН

1 шт.

50 шт.

79,00

1,58 (79,00 грн. : 50 шт.)

КетоФАН

1 шт.

50 шт.

57,60

1,152 (57,60 грн. : : 50 грн.)

Спирт 96 %

0,05 мл

100 мл

12,96

0,006 (0,05 мл х х 12,96 грн. : 100 мл)

Стекло покровное 18х18

1 шт.

1 шт.

0,035

0,035

Перчатки нестерильные

1 пара на 50 исследований

1 пара на 50 исследований

1,29

0,026 (1,29 грн. : : 50 исслед.)

Ареометр АУ (1000-1050)

1 шт. на 200 исследований

1 шт. на 200 исследований

31,25

0,156 (31,25 грн. : : 200 исслед.)

Всего

2,95

Таким образом, стоимость одного клинического анализа мочи составляет 18,68 грн. (15,73 + 2,95).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше