Нормы использования бензина на завод авто

Новиков Константин, консультант
Бюджетная бухгалтерия Апрель, 2016/№ 14
В избранном В избранное
Печать
Бюджетным учреждением от спонсоров получен автомобиль Daewoo Nexia, на котором установлено газобаллонное оборудование 4 поколения, переключающееся на газ автоматически после завода двигателя на бензине. По каким нормам списывать бензин, расходуемый для запуска двигателя автомобиля, при том, что наше учреждение пользуется Нормами расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденными приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43?

Газобаллонные автомобили могут использовать при работе такие виды газового топлива, как сжиженный нефтяной газ (СНГ) и сжатый природный газ (СПГ).

Наиболее распространенным для использования легковыми автомобилями является газобаллонное оборудование, работающие на СНГ.

Газобаллонное оборудование 4 поколения имеет систему импульсного впрыскивания газовоздушной смеси, работающую с помощью отдельного блока управления, соединенного с микропроцессором.

Такое оборудование само с помощью блока управления и микропроцессора переключает двигатель автомобиля после его пуска с бензина на газ автоматически, когда двигатель достигнет нужной температуры и оборотов, чтобы система могла подогревать холодный газ.

Условиями п.п. 3.4.5 Норм расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43 (далее — Нормы № 43), предусмотрена возможность использования норм дополнительного потребления топлива на запуск автомобилей, работающих на СПГ или СНГ.

Такие нормы устанавливаются в процентах от значения базовой линейной нормы при работе на жидком топливе на каждый календарный день эксплуатации (использования) в зависимости от фактической температуры воздуха окружающей среды:

+15 °C и выше — до 0,5 % (для автомобилей с системой впрыскивания газа, конструкция которых требует запуска на бензине);

ниже +15 °C до +5 °C включительно — до 1 % (для автомобилей с системой впрыскивания газа, конструкция которых требует запуска на бензине);

ниже +5 °C до -5 °C включительно — до 2 %;

ниже -5 °C и до -10 °C включительно — до 3 %;

ниже -10 °C и до -15 °C включительно — до 4 %;

ниже -15 °C — до 5 %.

Применение такого дифференцированного подхода обусловлено тем, что при изменении температуры воздуха окружающей среды в сторону уменьшения увеличивается количество топливовоздушной смеси, т. е. смеси с малым содержанием воздуха и увеличенным содержанием бензина, которая необходима для запуска двигателя. Кроме того, после запуска двигателя он еще некоторое время работает на обогащенной бензином смеси.

Вроде бы все просто, однако применение таких норм дополнительного потребления топлива разрешается при условии, что это будет надлежащим образом обосновано и задокументировано записями ответственных лиц в отчетных документах согласно порядку, утвержденному приказом (распоряжением) руководства учреждения.

Итак, рассмотрим порядок определения норм дополнительного потребления топлива на запуск автомобилей, работающих на СПГ или СНГ.

Так, норма дополнительного потребления топлива применяется в зависимости от фактической средней температуры воздуха в пределах определенного диапазона по данным Украинского гидрометеорологического центра Государственной гидрометеорологической службы, других достоверных официальных источников либо по результатам собственных измерений, надлежащим образом задокументированных.

Температура, принимаемая для расчетов, определяется как среднее значение температуры воздуха окружающей среды для определенного отчетного периода эксплуатации, в нашем случае — запуска двигателя автомобиля, который выбирается по решению руководства учреждения.

Для расчетов может браться значение среднесуточной температуры либо, при необходимости, средней температуры за определенную часть суток (ночь, утро, день, вечер) или их комбинации (например, средняя температура за утро-день или за утро-день-вечер и т. п.), которое приходится на время эксплуатации техники (запуска двигателя автомобиля).

Среднее значение может быть установлено на основании температур на время начала и конца движения в соответствии с записями в путевых листах и/или других отчетных документах и т. п.

Таким образом, конкретный порядок учета климатических условий при расчетах дополнительного потребления топлива определяется по решению руководства учреждения и утверждается соответствующим приказом (распоряжением) по учреждению.

Во-первых, для применения нормы дополнительного потребления топлива следует определиться с отчетным периодом эксплуатации автомобиля.

Допустим, автомобиль Daewoo Nexia (базовая линейная норма — 8,2 л/100 км) используется для служебных поездок должностных лиц учреждения с 9:00 до 18:00, что и может быть отчетным периодом его эксплуатации.

Однако, как указывалось выше, отчетный период эксплуатации выбирается по решению руководства учреждения, следовательно, должен быть указан в приказе (распоряжении) по учреждению.

Во-вторых, необходимо определиться со средней (для отчетного периода эксплуатации) температурой воздуха в пределах определенного диапазона.

Так, наиболее приемлемым, по нашему мнению, для работы автомобиля, используемого для служебных поездок должностных лиц учреждения, является комбинация средней температуры за определенную часть суток, а именно средняя температура за утро-день-вечер, приходящаяся на время эксплуатации автомобиля.

Допустим, температура воздуха на время эксплуатации автомобиля составляла на:

— утро (9:00) — -18 °C;

— день (13:00) — -12 °C;

— вечер (18:00) — -15 °C.

Таким образом, средняя температура воздуха в пределах определенного диапазона составляет -15 °C ((18 + 12 + 15) : 3).

Следовательно, норма дополнительного потребления топлива может составлять до 4 % от значения базовой линейной нормы на каждый календарный день эксплуатации, т. е. 0,33 л (8,2 л х 4 %).

Также среднее значение температуры может быть установлено на основании температур на время начала и конца движения автомобиля в соответствии с записями в путевых листах и/или других отчетных документах и т. п.

Допустим, что температура воздуха на время эксплуатации автомобиля составляла на:

— начало движения (9:00) — -22 °C;

— конец движения (18:00) — -15 °C.

Таким образом, средняя температура воздуха в пределах определенного диапазона составляет -18,5 °C ((22 + 15) : 2).

Следовательно, норма дополнительного потребления топлива может составлять до 5 % от значения базовой линейной нормы на каждый календарный день эксплуатации, т. е. 0,41 л (8,2 л х 5 %).

При осуществлении перевозок в другие климатические зоны, в том числе за пределы Украины, дополнительное потребление топлива устанавливается с учетом температурных условий начального и конечного (а при необходимости — и промежуточных) пунктов следования.

За пределами Украины значения температуры воздуха определяются по результатам надлежащим образом задокументированных собственных измерений либо по данным Украинского гидрометеорологического центра Государственной гидрометеорологической службы, метеорологических служб других стран, прочих достоверных официальных источников.

При использовании собственных измерений температуры руководство учреждения назначает ответственное лицо и организует ведение на постоянной основе соответствующего журнала.

Рекомендовано использование термометров с абсолютной погрешностью измерения температуры не более ± 1 °C.

Измерение температуры осуществляется в месте, защищенном от влияния прямых солнечных лучей, на высоте около 2 метров от поверхности земли.

Допускается использование штатного указателя температуры воздуха окружающей среды (в случае оснащения им автомобиля) либо переносных термометров (предоставляемых водителям) при условии отсутствия существенных расхождений в результатах измерения между разными автомобилями (а также относительно стационарно установленных термометров), которые эксплуатируются учреждением в одинаковых климатических условиях (в пределах одного населенного пункта или района и т. п.).

Должно быть обеспечено отсутствие существенных расхождений между результатами измерения и данными Украинского гидрометеорологического центра Государственной гидрометеорологической службы или метеорологических служб других стран (при осуществлении перевозок за пределы Украины).

Существенными считаются расхождения, которые равны или превышают 5 °C по значениям средней (для отчетного периода эксплуатации, который выбирается по решению руководства учреждения) температуры воздуха и не могут быть инструментально доказаны и обоснованы локальными климатическими условиями.

Если учреждение приняло решение об использовании собственных измерений температуры, можно посоветовать только одно — по возможности сравнивать данные собственных измерений температуры с данными Украинского гидрометеорологического центра Государственной гидрометеорологической службы, например, с помощью средств телефонной связи.

Отдельно хотелось бы рассмотреть некоторые ограничения и условия применения норм дополнительного потребления топлива на запуск автомобилей, предусмотренные Нормами № 43.

1. В частности, при эксплуатации автомобилей на жидком топливе норма дополнительного потребления топлива на запуск автомобилей не применяется. То есть в случае, если в определенный период времени (день, неделя, месяц) автомобиль работал на бензине, то норма дополнительного потребления топлива на его запуск не может быть применена.

2. Норма дополнительного потребления топлива устанавливается при условии имеющегося факта запуска (запусков) двигателя на жидком топливе и осуществления дальнейшего пробега на газовом топливе в соответствии с путевым листом и/или другим отчетным документом.

Следовательно, документально должна быть подтверждена работа автомобиля в определенный период времени исключительно на газовом топливе.

3. Конкретное значение нормы дополнительного потребления топлива выбирается в регламентированных пределах в зависимости от количества (частоты) запусков двигателя на отчетный (расчетный) период. При этом большие значения выбираются для условий эксплуатации, требующих частых запусков, особенно если им предшествуют вынужденные долговременные простои с выключенным двигателем, и предусматривают поездки на относительно небольшие расстояния. В ином случае избираются минимально возможные значения нормы в соответствии с фактическими потребностями.

Следовательно, руководителем при утверждении норм дополнительного потребления топлива в регламентированных пределах следует объективно учитывать специфику постоянной работы автомобиля.

4. Норму дополнительного потребления топлива на запуск применяют в регламентированных пределах с учетом рекомендаций (ограничений) завода — производителя автомобиля или газобаллонного либо газодизельного оборудования.

5. Другие значения нормы дополнительного потребления топлива для автомобилей, работающих на СПГ или СНГ, а также автомобилей, которые используют другие виды альтернативного или смесевого топлива, в случае необходимости могут быть установлены главным институтом Министерства инфраструктуры Украины ГосавтотрансНИИпроектом по запросу (по заказу) заводов-производителей или предприятий — собственников автомобилей, в зависимости от свойств топлива и особенностей конструкции автомобилей.

В заключение отметим, что вполне возможны случаи, когда у автомобиля внезапно закончился газ, при этом необходимо срочно выполнять работу или ехать на газовую станцию заправлять автомобиль. В этом случае автомобиль определенный период времени будет двигаться на бензине и этот факт необходимо обязательно задокументировать в путевом листе или другом отчетном документе.

Для удобства документирования работы автотранспортных средств, оснащенных газовым оборудованием, советуем разработать собственную форму путевого листа, в котором было бы возможно отражать использование двух видов горючего (бензин и газ).

Тем более что такая возможность появилась с 16.04.2013 г., с утратой силы приказа Госкомстата от 17.02.98 г. № 74, которым были утверждены форма и порядок заполнения путевого листа.

Напомним: Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV предусмотрено, что в учреждении должны быть первичные документы на списание горюче-смазочных материалов, составленные с учетом требований законодательства о реквизитах первичных документов. А в соответствии с п. 2.7 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88, форму первичного документа для учета работы транспортного средства учреждение может разработать самостоятельно. При этом такая форма должна иметь все обязательные реквизиты, указанные в п. 2.4 этого Положения. Самостоятельно разработанную форму и порядок ее использования необходимо утвердить приказом (распоряжением) руководителя учреждения.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд