Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Порядка предоставления государственным служащим материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов

Кабинет Министров Украины
Постановление от 08.08.2016 г. № 500

В соответствии с частью второй статьи 54 Закона Украины «О государственной службе» Кабинет Министров Украины постановляет:

Утвердить Порядок предоставления государственным служащим материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов (прилагается).

Премьер-министр Украины В. Гройсман

Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 08.08.2016 г. № 500

Порядок предоставления государственным служащим материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов

1. Настоящий Порядок определяет условия предоставления государственным служащим материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов (далее — материальная помощь) и ее размер.

2. Государственным служащим материальная помощь может предоставляться один раз в год в размере среднемесячной заработной платы на основании личного заявления.

3. Решение о предоставлении материальной помощи государственным служащим принимается руководителем государственной службы в государственном органе в пределах утвержденного фонда оплаты труда.

4. Решение о предоставлении руководителю государственной службы в государственном органе и его заместителям материальной помощи принимается руководителем соответствующего государственного органа по согласованию с соответствующим органом высшего уровня (при наличии такого органа).

5. Государственным служащим, переведенным из одного государственного органа в другой, материальная помощь предоставляется при условии, что они не получали ее по предыдущему месту работы в году, в котором были переведены.

Комментарий редакции

«Социально-бытовая» помощь госслужащим: Правительство определило условия и размер

Комментируемым постановлением Кабмин утвердил порядок предоставления государственным служащим материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов (далее — Порядок). Указанный Порядок (вступил в силу 16.08.2016 г.) утвержден во исполнение ч. 2 ст. 54 Закона Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VІІ.

Что устанавливает новый документ?

Периодичность выплаты и размер. Каждый украинский госслужащий может претендовать раз в году на материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов. Ее будут выплачивать в размере среднемесячной заработной платы работника. Существовавшие ранее условия оплаты труда госслужащего устанавливали такой размер «бытовой» помощи как максимальный. Новый Порядок отныне четко определяет: один раз в год и в размере среднемесячной зарплаты. Правила для определения среднемесячного заработка регламентирует Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100 (далее — Порядок № 100).

Основание для выплаты. Для получения такой помощи госслужащий-претендент должен подать личное заявление. В отличие от проекта такого документа, который был подготовлен еще в мае текущего года, комментируемое постановление не содержит каких-либо уточнений в отношении перечня обстоятельств, при которых она может быть предоставлена, и необходимости обоснования таких обстоятельств.

Следовательно, законодатель не устанавливает определения социально-бытовых вопросов, относящегося к ним перечня обстоятельств, а также требования по их обоснованию госслужащим (истребования у заявителя дополнительных документов, которые будут удостоверять определенные социально-бытовые нужды).

Ранее, например, в письмах от 19.01.2015 г. № 39/13/84-15 и от 21.07.2015 г. № 409/13/116-15 Минсоцполитики приводило примеры, когда госслужащий мог претендовать на помощь для решения социально-бытовых вопросов: в случае тяжелого материального положения, в связи с продолжительной болезнью и т. п. Также учитывались обстоятельства, изложенные в заявлении (имелось в виду, что основание должно быть обоснованно). Ведомство советовало: обстоятельства, при которых «бытовая» помощь выплачивается, а также кому именно она может быть выплачена в первую очередь, рекомендуется определять в соответствующем Положении, утвержденном в данном органе.

И, видимо, именно потому, что существует законодательная неопределенность в этом вопросе, от детальной конкретики в комментируемом постановлении решили отойти.

Принятие решения для выплаты. Окончательное решение о предоставлении такой помощи госслужащим будет приниматься руководителем государственной службы в государственном органе в пределах утвержденного фонда оплаты труда (п. 3 Порядка). То есть руководители госструктур на местах вынесут свой окончательный вердикт для «бытовой» помощи госслужащему-претенденту исходя из финансовых возможностей — фонда оплаты труда, утвержденного в смете соответствующего госоргана. Разумеется, если принято решение о предоставлении, оно должно быть оформлено соответствующим приказом (распоряжением) руководителя госоргана.

По отношению к самим руководителям госслужбы и их заместителям решение о предоставлении такой помощи принимается руководителем соответствующего государственного органа по согласованию с соответствующим органом высшего уровня (при наличии такого органа) (п. 4 Порядка).

Как видим, помощь для решения социально-бытовых вопросов осталась необязательной выплатой для госслужащих. Если средств на ее выплату недостаточно, то и нет возможности ее начислять и выплачивать.

Перевод в течение года. Наконец урегулирован вопрос с переводом госслужащих из одного госоргана в другой в течение бюджетного года и возможностью получить «бытовую» помощь. Пунктом 5 Порядка установлено: государственным служащим, переведенным из одного государственного органа в другой, материальная помощь предоставляется при условии, что они не получали ее по предыдущему месту работы в году, в котором были переведены.

Соответственно такой факт неполучения должен быть подтвержден справкой с бывшего места работы, которую госслужащий предоставит новому работодателю. Если на предыдущем месте работы «бытовую» помощь уже выплачивали, то в этом самом году перевода по новому месту работы она не может быть выплачена (дважды не выплачивается).

Никаких других требований для предоставления материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов госслужащим Порядок не устанавливает.

Следовательно, именно руководитель вправе принять решение, например, о выплате такой помощи работникам, находящимся в отпуске для ухода за ребенком до трех (шести) лет, а также тем, кто отработал менее шести месяцев в таком госоргане, и т. п., предварительно оценив возможности утвержденного фонда оплаты труда.

Со своей стороны, дополним: если решение о выплате «бытовой» помощи принято (есть соответствующий приказ (распоряжение)), то бухгалтер для начисления такой помощи ориентируется именно на дату издания приказа (распоряжения) о выплате помощи для решения социально-бытовых вопросов. В общем случае расчетным периодом для исчисления такой помощи являются два последних календарных месяца, предшествующих событию, с которым связана соответствующая выплата ( абз. 3 п. 2 Порядка № 100).

Именно поэтому два предыдущих месяца (в общем случае), предшествующих дате выдачи распорядительного документа, будут расчетным периодом. И от даты издания распоряжения руководителя (не от даты написания заявления) у учреждения возникают обязательства по начислению такой «бытовой» помощи.

Людмила ТРОХИМЕНКО, эксперт по вопросам оплаты труда

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше