Темы статей
Выбрать темы

О рассмотрении тендерных предложений участников процедур закупок, ожидаемая стоимость которых превышает стоимостные пределы, установленные в части четвертой статьи 10 Закона

Министерство экономического развития и торговли Украины
Письмо от 05.08.2016 г. № 3302-06/24704-06

Министерство экономического развития и торговли Украины в связи с введением в действие Закона Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII (далее — Закон) с 1 августа 2016 года для всех заказчиков и на многочисленные обращения субъектов сферы публичных закупок о рассмотрении и оценке тендерных предложений участников сообщает.

Закон устанавливает правовые и экономические принципы осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд государства и территориальной громады.

В соответствии с частью первой статьи 10 Закона объявление о проведении процедуры закупки и тендерную документацию заказчик обнародует на веб-портале Уполномоченного органа в порядке, установленном Уполномоченным органом и Законом.

В свою очередь, согласно части четвертой статьи 10 Закона объявление о проведении процедуры закупки в сроки, установленные в части первой статьи 10 Закона, обязательно дополнительно обнародуется на веб-портале Уполномоченного органа на английском языке, если ожидаемая стоимость закупки превышает сумму, эквивалентную: для товаров и услуг — 133 тысячам евро; для работ — 5150 тысячам евро.

Вместе с тем Закон содержит разные алгоритмы осуществления рассмотрения и оценки тендерных предложений на соответствие требованиям тендерной документации в зависимости от ожидаемой стоимости закупки.

В соответствии со статьей 25 Закона тендерное предложение подается в электронном виде через электронную систему закупок. Документ с тендерным предложением подается в электронном виде путем заполнения электронных форм с отдельными полями, где указывается информация о цене, других критериях оценки (в случае их установления заказчиком), информация от участника о его соответствии квалификационным (квалификационному) критериям, требованиям, определенным в статье 17 Закона и в тендерной документации, и загрузка необходимых документов, которые требуются заказчиком в тендерной документации.

При этом подача участниками документов, которые требуются заказчиком в тендерной документации, в бумажной форме Законом не предусмотрена.

Исходя из содержания частей третьей и пятой статьи 25 Закона участник имеет право подавать тендерное предложение, вносить в него изменения или отзывать свое тендерное предложение только до окончания срока подачи тендерных предложений. Изменения в тендерное предложение, полученные после окончания срока подачи тендерных предложений, электронной системой закупок не учитываются.

В соответствии с частью шестой статьи 28 Закона по результатам рассмотрения и оценки тендерного предложения заказчик определяет победителя и принимает решение о намерении заключить договор согласно данному Закону.

В свою очередь, исходя из содержания абзаца второго части пятой статьи 28 Закона, по результатам рассмотрения тендерных предложений участников составляется протокол рассмотрения тендерных предложений по форме, установленной Уполномоченным органом. После обнародования указанного протокола электронной системой закупок автоматически рассылаются сообщения всем участникам тендера и обнародуется перечень участников, тендерные предложения которых не отклонены согласно Закону.

При этом согласно части первой статьи 28 Закона оценка тендерных предложений производится автоматически электронной системой на основе критериев и методики оценки, указанных заказчиком в тендерной документации, и путем применения электронного аукциона.

Таким образом, поскольку в случае осуществления закупки, ожидаемая стоимость которой превышает 133 тысячи евро для товаров и услуг и 5150 тысяч евро для работ, к оценке допускаются только тендерные предложения участников, которые не были отклонены согласно Закону, осуществление рассмотрения тендерных предложений на соответствие требованиям тендерной документации предшествует проведению электронного аукциона.

В то же время основания для отмены торгов определены частью первой статьи 31 Закона.

При этом, исходя из содержания статьи 11 Закона, решения принимаются тендерным комитетом или уполномоченным лицом и оформляются протоколом.

Вместе с тем отмечаем, что письма Министерств не устанавливают норм права, носят исключительно рекомендательный и информативный характер.

Директор Департамента регулирования государственных закупок А. Стародубцев

Комментарий специалиста

Проведение «международных» торгов: расставляем основные акценты

Необходимо отметить, что алгоритм рассмотрения заказчиком тендерных предложений и их оценки электронной системой закупок (далее — ЭСЗ) условно можно разделить на два вида в зависимости от того, какова ожидаемая стоимость предмета закупки. Для удобства такие два алгоритма называют «украинские» торги — если ожидаемая стоимость товаров/услуг не превышает 133 тыс. евро, а работ — меньше 5150 тыс. евро, и «международные» торги — когда ожидаемая стоимость равна или превышает указанные суммы.

И если с «украинскими» торгами все более-менее понятно: сначала ЭСЗ автоматически оценивает тендерные предложения участников путем проведения электронного аукциона и выбирает участника с самой низкой ценой, а потом уже сам заказчик рассматривает все тендерные предложения участников на соответствие требованиям в тендерной документации, то механизм проведения «международных» торгов постоянно вызывает вопросы и сомнения в правильности их проведения.

Так, одни считают, что «международные» торги необходимо проводить так, как и «украинские», но с точностью до наоборот: сначала рассмотрение тендерных предложений на соответствие всем требованиям тендерной документации, а потом аукцион.

Другие же склонны считать, что в «международных» торгах сначала идет предквалификация — это рассмотрение заказчиком тендерных предложений на соответствие квалификационным и техническим требованиям тендерной документации, потом система проводит аукцион среди неотклоненных предложений. А уже после этого идет постквалификация победителя на предмет соответствия его предложения другим требованиям тендерной документации, в том числе и ст. 17 Закона Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII (далее — Закон № 922).

Учитывая указанное, наверное, все госзакупочное сообщество ожидало конкретного ответа на вопрос: какой же из двух алгоритмов проведения «международных» торгов будет правильным?

К сожалению, Минэкономразвития в комментируемом письме не предоставило четкого ответа на поставленный вопрос, а лишь сослалось на нормы Закона № 922 и, как всегда, напомнило, что такие письма не устанавливают норм права и носят исключительно информативный и рекомендательный характер.

Поэтому, принимая для себя тот или иной алгоритм проведения «международных» торгов, заказчик должен понимать, что по такому алгоритму следует проводить все «международные» торги. При этом, если в будущем позиции заказчика и контролирующего органа не будут совпадать, то заказчику необходимо будет либо доказывать свою позицию, либо признать правоту контролера и ждать административного протокола и ответственности.

Со своей стороны мы советуем заказчикам придерживаться при проведении «международных» торгов той позиции, что прежде заказчик должен рассмотреть все тендерные предложения участников на соответствие всем требованиям тендерной документации, а при наличии оснований для отклонения каких-то предложений принять решение о таком отклонении.

Напомним, что по результатам рассмотрения предложений заказчик составляет протокол рассмотрения тендерных предложений по форме, установленной приказом Минэкономразвития «Об утверждении форм документов в сфере публичных закупок» от 22.03.2016 г. № 490, и обнародует такой протокол на веб-портале Уполномоченного органа в течение 1 календарного дня со дня его утверждения.

При этом для проведения ЭСЗ оценки предложений заказчику следует допустить те предложения, которые в полной мере соответствуют требованиям тендерной документации и в отношении которых отсутствуют законные основания принять решение об их отклонении.

Так, в соответствии с ч. 5 ст. 28 Закона № 922 в случае, если объявление о проведении процедуры закупки обнародуется в соответствии с нормами ч. 4 ст. 10 данного Закона (т. е. в случае проведения «международных» торгов), заказчик рассматривает тендерные предложения на соответствие техническим требованиям, определенным в тендерной документации, и определяет соответствие участников квалификационным критериям к проведению автоматической оценки тендерных предложений в срок, не превышающий 20 рабочих дней.

Вместе с тем в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 28 Закона № 922 в случае, если объявление о проведении процедуры закупки обнародуется в соответствии с нормами ч. 4 ст. 10 данного Закона (т. е. в случае проведения «международных» торгов), проводится оценка только тех тендерных предложений, которые не были отклонены согласно этому Закону.

При этом основания для отклонения тендерного предложения участника законодатель предусмотрел в ст. 30 Закона № 922.

Так, заказчик отклоняет тендерное предложение, если участник:

— не соответствует квалификационным (квалификационному) критериям, установленным ст. 16 Закона № 922;

— не предоставил обеспечение тендерного предложения, если такое обеспечение требовалось заказчиком.

Также тендерное предложение участника должно быть отклонено, если имеются основания, указанные в ст. 17 и ч. 7 ст. 28 Закона № 922, и если тендерное предложение не соответствует условиям тендерной документации.

Информация об отклонении тендерного предложения в течение одного дня со дня принятия решения должна быть обнародована заказчиком в ЭСЗ и автоматически направляется участнику/победителю, тендерное предложение которого отклонено через ЭСЗ.

Заметьте, что согласно Закону № 922 заказчик отменяет торги в случае, если к оценке допущены менее двух тендерных предложений, а также в случае отклонения всех тендерных предложений согласно этому Закону.

Если же заказчик допустил к оценке предложения, в полной мере соответствующие требованиям тендерной документации, и отсутствуют основания для их отклонения согласно Закону № 922, ЭСЗ проводит оценку таких предложений путем проведения электронного аукциона по критериям и методике, указанным заказчиком в тендерной документации.

По результатам рассмотрения тендерных предложений и оценки их ЭСЗ заказчик определяет победителя торгов. В день определения победителя заказчик принимает решение о намерении заключить договор о закупке.

Таким образом, по нашему мнению, «международные» торги должны проводиться так же, как и «украинские», в два этапа, только наоборот:

— при «украинских» : аукцион рассмотрение тендерного предложения победителя;

— при «международных»: рассмотрение тендерных предложений участников аукцион.

Отметим, что решение тендерного комитета или уполномоченного лица по всем процедурным вопросам в отношении закупок оформляется протоколом. В решении должны быть отражены результаты поименного голосования членов тендерного комитета, присутствующих на его заседании, по каждому вопросу.

Также нелишне будет напомнить: за нарушение требований, установленных Законом № 922 в части принятых решений по процедуре закупки, ответственность несут члены тендерного комитета или уполномоченное лицо (лица) персонально.

Ярослава ДУБРОВА, консультант по вопросам публичных закупок

Теги тендер
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше