Случаи, когда бюджетные учреждения являются только балансодержателями, а не собственниками недвижимого имущества, предоставляемого в аренду, не редки. И в таких случаях действительно заключается договор аренды между собственником и арендатором.
Основным нормативным документом, регулирующим арендные отношения по государственному и коммунальному имуществу, является Закон Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» от 10.04.92 г. № 2269-XII.
Напомним, что согласно п. 1 ст. 2 данного Закона арендой является основанное на договоре срочное платное пользование имуществом, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и другой деятельности.
В рассматриваемой ситуации важным является то, что арендодателем выступает именно Фонд государственного имущества. В этой связи при распределении арендной платы следуют руководствоваться абз. 3 п. 17 Методики расчета арендной платы за государственное имущество и пропорций ее распределения, утвержденной постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786.
Так, этим абзацем определено, что за недвижимое имущество государственных предприятий, учреждений, организаций (кроме предприятий, учреждений и организации сферы кинематографии, относящихся к сфере управления Минкультуры, — на период до 31 декабря 2019 года) 70 % арендной платы зачисляется в государственный бюджет, 30 % — государственному предприятию/организации, на балансе которого состоит это имущество.
То есть в вашем случае является правильным и соответствует действующему законодательству то, что 30 % арендной платы принадлежат вашему учреждению-балансодержателю.
В отношении расходования этих средств отметим следующее.
Независимо от того, какой процент платы за пользование недвижимым имуществом получает ваше учреждение, эти средства являются арендной платой.
Плата за аренду имущества бюджетных учреждений в соответствии с п. 4 ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI относится к третьей подгруппе первой группы собственных поступлений.
За счет поступлений этой группы в соответствии с п. 4 ст. 13 этого Кодекса можно проводить расходы на содержание, обустройство, ремонт и приобретение имущества бюджетных учреждений.
Поэтому, как видим, на указанные цели могут проводиться как текущие расходы (текущий ремонт, приобретение материалов и т. п.), так и капитальные (капитальный ремонт, приобретение основных средств и т. п.).
Также следует помнить об очередности расходования средств специального фонда, установленной Порядком составления, рассмотрения, утверждения и основными требованиями к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденным постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.
Так, в соответствии с пп. 23 и 49 этого Порядка расходы специального фонда сметы за счет собственных поступлений планируются и расходуются в следующей последовательности:
1) по установленным направлениям использования;
2) на погашение задолженности учреждения по бюджетным обязательствам по специальному и общему фондам сметы;
3) на проведение мероприятий, связанных с выполнением основных функций, не обеспеченных (или частично обеспеченных) расходами общего фонда.