Темы статей
Выбрать темы

Сокращаем штат: когда составить новое штатное расписание

Тубелец Алексей, главный специалист отдела по вопросам регулирования трудовых отношений Юридического департамента
В октябре 2015 года принято решение о сокращении штата бюджетного учреждения. Работники, штатные должности которых подлежат сокращению, предупреждены о последующем увольнении за два месяца, т. е. расторжение трудовых договоров с ними было запланировано на декабрь 2015 года. Поскольку согласно распоряжению вышестоящего органа сокращение штата следовало провести именно в октябре 2015 года, мы в этом месяце ввели в действие новое штатное расписание (без должностей, подлежащих сокращению). Из-за этого с работниками, должности которых подлежат сокращению, в течение октября — декабря 2015 года трудовые отношения не прекращали, но фактически их должности уже не были предусмотрены новым штатным расписанием, т. е. такие работники оказались вне штата. Нужно ли было работникам, должности которых сокращают, повысить должностные оклады с декабря 2015 года согласно правительственному постановлению № 1013?

В последние годы в бюджетных учреждениях наблюдаются процессы сокращения штатов. Напомним, что сокращение штата — это изменение штатного расписания за счет ликвидации определенных должностей или уменьшения количества штатных единиц по определенным должностям. Сокращение штата допустимо проводить только при наличии обусловленных оснований. Сама по себе процедура сокращения штатов достаточно кропотлива и требует соблюдения ряда требований.

Отметим, что в действующем законодательстве нет такого понятия, как «выведение работников за штат». Но на практике бюджетные учреждения вынуждены это делать. Чтобы разобраться в этом вопросе, сначала расскажем, как надо проводить процедуру сокращения штатов согласно нормам действующего законодательства.

Прежде всего работодатель издает приказ (распоряжение) о сокращении штата. В нем указывают причины (основания) сокращения штата, конкретные должности и работы, подлежащие сокращению.

Одним из последствий сокращения штата является исключение штатной единицы из штатного расписания учреждения. Поэтому следующим шагом после издания приказа (распоряжения) о сокращении штата является составление и утверждение нового штатного расписания или внесение изменений в действующее штатное расписание. Новое или измененное штатное расписание должно быть составлено без учета должностей, подлежащих сокращению. На обновленном штатном расписании указывают дату, с которой оно вводится в действие. При определении этой даты следует учесть определенный нюанс.

Дело в том, что сокращение штата сопровождается увольнением работников, должности которых не войдут в новое или измененное штатное расписание учреждения (если эти работники не имеют статуса, запрещающего их увольнение ( ст. 184, 1861, 197, 198 и 252 КЗоТ) и если нет возможности предложить работникам другую работу). Такое увольнение происходит на основании, изложенном в п. 1 ст. 40 КЗоТ.

Итак, работников необходимо предупредить о расторжении с ними трудовых договоров на основании п. 1 ст. 40 КЗоТ не позже чем за 2 месяца до увольнения ( ч. 1 ст. 492 КЗоТ). Только по окончании двухмесячного срока работодатель имеет право уволить работников по п. 1 ст. 40 КЗоТ. До этого времени они остаются работниками учреждения.

Важно! Новое или измененное штатное расписание (без учета должностей, подлежащих сокращению) должно быть введено в действие лишь после даты окончания двухмесячного срока предупреждения работников об их увольнении. Фактически обновленное штатное расписание начнет действовать после даты увольнения работников из-за сокращения штата на основании п. 1 ст. 40 КЗоТ.

Например, 19.10.2015 г. работников предупредили: 23.12.2015 г. их уволят из-за сокращения занимаемых ими должностей. Тогда на новом штатном расписании или изменениях к штатному расписанию должно быть указано: «Ввести в действие с 24.12.2015 г.».

До этой даты остается действующим старое штатное расписание, которым еще предусмотрены должности, подлежащие сокращению. Оплату труда работникам до их увольнения по п. 1 ст. 40 КЗоТ осуществляют согласно нормам трудового законодательства.

Выше мы рассмотрели требования трудового законодательства относительно процедуры сокращения штатов. Но на практике в бюджетных учреждениях процедура сокращения штатов выглядит несколько иначе.

Дело в том, что орган вышестоящего уровня сообщает бюджетным учреждениям решение о сокращении штатов в соответствующем распоряжении. В распоряжении указана дата выполнения этого предписания. Как правило, такой датой не учтен двухмесячный период для предупреждения работников о их дальнейшем высвобождении.

Вот так в бюджетных учреждениях возникает двоякая ситуация. С одной стороны, они должны выполнить предписание о сокращении штата в обусловленные сроки. С другой — работодатель должен обеспечить выполнение нормы ч. 1 ст. 492 КЗоТ и предупредить работников, занимающих сокращаемые должности, о дальнейшем расторжении с ними трудового договора по п. 1 ст. 40 КЗоТ не позже чем за два месяца до даты увольнения.

Поэтому в бюджетном учреждении составляют новое штатное расписание или вносят изменения в действующее штатное расписание без учета сокращаемых должностей. При этом вводят обновленное штатное расписание с даты, указанной в распоряжении вышестоящего органа о сокращении штата. Также предупреждают соответствующих работников о последующем расторжении с ними трудовых договоров на основании п. 1 ст. 40 КЗоТ не позже чем за 2 месяца до увольнения ( ч. 1 ст. 492 КЗоТ).

Фактически работники по сокращенным должностям оказываются вне штата — их уже нет в обновленном штатном расписании, но трудовые отношения с ними продолжаются еще в течение гарантированного двухмесячного срока. Подчеркнем: в течение двух месяцев они остаются работниками и на них распространяется трудовое законодательство в полном объеме. Это подтверждает и Минюст в разъяснении от 25.01.2011 г. То есть независимо от того, что фактически должность работника оказалась вне штата, на него распространяются нормы трудового законодательства ввиду того, что он до сих пор находится в трудовых отношениях с работодателем.

Таким образом, при повышении должностных окладов (надбавок, доплат) согласно правительственному постановлению (в приведенном случае — согласно постановлению КМУ «Об упорядочении структуры заработной платы, особенностях проведения индексации и внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты» от 09.12.2015 г. № 1013) должны быть пересмотрены и размеры зарплаты всех работников, в том числе и таких «внештатных» работников.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше