* См. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 1-2, с. 4
** См. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 1-2, с. 13
Начнем с рассмотрения новаций в сфере культуры.
Так, Законом № 911 внесены изменения в Закон о культуре и, как следствие, в законы о музеях, библиотеках и театрах, в соответствии с которыми теперь прописаны положения о собственных поступлениях и платных услугах учреждений и заведений культуры. В частности, теперь такие положения указанных законов соответствуют нормам БКУ. Поэтому не будем медлить и рассмотрим их подробнее.
Изменения в Закон о культуре
В ст. 26 Закона о культуре уточнено, что заведения культуры, кроме предусмотренных ранее источников, содержатся за счет:
— средств, полученных за работы (услуги), выполненные заведениями культуры на заказ предприятий, учреждений, организаций и физических лиц;
— доходов от реализации продукции мастерских, предприятий, цехов и хозяйств, от предоставления в аренду помещений, сооружений, оборудования;
— средств, полученных государственными и коммунальными заведениями культуры как проценты на остаток собственных поступлений, полученных в качестве платы за услуги, предоставляемые ими согласно основной деятельности, благотворительных взносов и грантов, и размещенных на текущих счетах, открытых в банках государственного сектора.
Важно отметить: такие источники и ранее были разрешены законодательством, в частности БКУ, но они не были прописаны непосредственно в Законе о культуре.
Внимание! В случае получения средств от предоставления платных услуг, добровольных пожертвований физических и юридических лиц, в том числе иностранных, из других источников, не запрещенных законодательством, бюджетные ассигнования государственных и коммунальных заведений культуры не уменьшаются.
Также в Законе о культуре теперь уделено внимание положениям о предоставлении платных услуг учреждениями культуры.
Так, в частности, теперь в Законе четко определенно, что размер платы за предоставление платных услуг устанавливается государственными и коммунальными заведениями культуры ежегодно в национальной валюте Украины, т. е. в гривне.
Перечень платных услуг, которые могут предоставлять государственные и коммунальные заведения культуры, утверждает Кабмин. Напомним: на сегодняшний день действующим является Перечень № 1271.
Порядок предоставления платных услуг заведениями культуры, основанными на государственной и коммунальной форме собственности, утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере культуры. На сегодняшний день действует Порядок № 732.
Изменения в Закон о музеях
Музеи относятся к заведениям культуры, поэтому соответственно внесены изменения и в Закон о музеях. В данном Законе также определены дополнительные источники финансирования музеев, как и всех остальных заведений культуры в Законе о культуре.
Так, кроме ранее определенных в ст. 13 Закона о музеях дополнительных источников финансирования, теперь предусмотрены следующие:
— средства, поступающие от хозяйственной деятельности и предоставления платных услуг;
— доходы от предоставления в аренду помещений, сооружений, оборудования;
— гранты, благотворительные взносы, добровольные пожертвования, денежные взносы, материальные ценности, полученные от физических и юридических лиц, в том числе иностранных;
— средства, полученные государственными и коммунальными музеями как проценты на остаток собственных поступлений, полученных в качестве платы за услуги, предоставляемые ими согласно основной деятельности, благотворительные взносы и гранты и размещенные на текущих счетах, открытых в банках государственного сектора.
Кроме того, в Законе о музеях теперь также уделено внимание положениям о предоставлении платных услуг музеями.
Такие положения продублированы из Закона о культуре, поэтому повторяться и отдельно останавливаться на них не будем.
Изменения в Закон о библиотеках
Библиотеки также являются заведениями культуры, поэтому логично, что и в профильный Закон о библиотеках внесены соответствующие изменения.
Кроме указанных ранее в ст. 26 данного Закона дополнительных источников финансирования библиотек, теперь значатся следующие:
— средства, полученные за работы (услуги), выполненные на заказ предприятий, учреждений, организаций и физических лиц;
— доходы от предоставления в аренду помещений, сооружений, оборудования;
— гранты, благотворительные взносы, добровольные пожертвования, денежные взносы, материальные ценности, полученные от физических и юридических лиц, в том числе иностранных;
— средства, полученные библиотеками как проценты на остаток собственных поступлений, полученных в качестве платы за услуги, предоставляемые ими согласно основной деятельности, благотворительные взносы и гранты и размещенные на текущих счетах, открытых в банках государственного сектора;
— другие не запрещенные законодательством источники.
Отметим, что положение о предоставлении платных услуг также продублировано из Закона о культуре и Закона о музеях, поэтому повторяться и отдельно останавливаться на них не имеет смысла.
Кроме того, обратим внимание на то, что те же положения о предоставлении платных услуг продублированы отныне еще в одном профильном законе об учреждениях культуры — Законе о театрах.
Подытоживая изменения, внесенные в указанные законы по заведениям культуры, можно сделать вывод, что законодатель имеет целью расширение источников финансирования заведений культуры путем стимулирования внебюджетного финансирования культуры (налаживания связей между заведениями культуры и бизнесом (фандрейзинг)). Именно об этом идет речь в п.п. 2 п. 6 разд. II «Заключительные положения» Закона № 911.
Далее продолжим рассматривать новации в других бюджетных сферах.
Новые полномочия исполнительных органов местных советов в сфере образования и финансирования ПТУЗ
К ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов отныне относятся обеспечение получения профессионально-технического образования в государственных и коммунальных общеобразовательных, профессионально-технических учебных заведениях, высшего образования в коммунальных высших учебных заведениях (обновлен п.п. 2 п. «а» ст. 32 Закона о местном самоуправлении).
И это неспроста, ведь в ст. 27 Закона о Госбюджете-2016 определено, что Кабмин до 1 января 2016 года должен обеспечить передачу в установленном порядке расходов на подготовку рабочих кадров в профессионально-технических и других учебных заведениях на финансирование из местных бюджетов.
Кстати, в соответствии с п.п. «е» п. 2 ст. 89 БКУ расходы на оплату услуг по подготовке квалифицированных рабочих на условиях государственного и/или регионального заказа в профессионально-технических и других учебных заведениях государственной и/или коммунальной собственности, расположенных на территории городов областного значения, осуществляются за счет бюджетов городов областного значения.
Расходы на финансирование остальных профессионально-технических учебных заведений осуществляются из областных бюджетов ( п.п. «б» п. 2 ст. 90 БКУ).
Итак, именно с этого года начинается реформирование системы профессионально-технических учебных заведений, которое будет продолжаться по меньшей мере в течение трех лет.
Это следует из того, что Кабмин должен:
— обеспечить передачу из государственной собственности в коммунальную соответствующих учреждений, заведений и организаций;
— принять меры по модернизации сети профессионально-технических учебных заведений с учетом необходимости их укрупнения и осуществления подготовки рабочих кадров в соответствии с потребностями региона и рынка труда, использования потенциала таких учебных заведений для осуществления подготовки и переподготовки незанятого населения, не допустив при этом их закрытие или перепрофилирование в течение 2016 — 2018 годов, а также сокращения численности работников не более 10 % ежегодно;
— по итогам первого квартала 2016 года провести мониторинг финансового обеспечения профессионально-технических учебных заведений государственной формы собственности за счет средств областных и городских (городов областного значения) бюджетов и в случае необходимости внести предложения по изменениям в бюджетное законодательство.
Надеемся, что такое реформирование пойдет на пользу профессионально-техническим учебным заведениям и в конце концов поднимет их на новый профессиональный уровень, ведь рабочие специальности нашей стране крайне необходимы.
Назначение временной государственной помощи детям
Подверглась изменениям ст. 181 Семейного кодекса.
Так, согласно обновленному п. 8 ст. 181 этого Кодекса если место проживания или пребывания родителей неизвестно, либо они уклоняются от уплаты алиментов, либо не имеют возможности содержать ребенка, ребенку назначается временная государственная помощь с учетом материального положения семьи, в которой он воспитывается.
Напомним, что ранее такая помощь назначалась в размере не менее 30 % прожиточного минимума (далее — ПМ) для ребенка соответствующего возраста.
То есть теперь минимальных ограничений в отношении этой помощи нет и прежде всего будет учитываться материальное положение семьи, в которой воспитывается ребенок.
Помощь на детей одиноким матерям
Подвергся изменениям подход к определению размера помощи на детей одиноким матерям, причем явно не в лучшую сторону ☹.
Размер помощи теперь равен разнице между 100 % ПМ для ребенка соответствующего возраста и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одного человека за предыдущие шесть месяцев (обновлена ст. 183 Закона Украины «О государственной помощи семьям с детьми» от 21.11.92 г. № 2811-ХII).
Ранее эта разница была на уровне 50 % ПМ.
То есть теперь для назначения помощи будут сравнивать среднемесячный совокупный доход семьи на одного человека не с 50 % соответствующего ПМ, а со 100 %, что сразу уменьшит круг лиц, которые получат право на такую помощь.
Кроме того, до изменений предусматривалось, что размер помощи на детей не должен быть ниже 30 % ПМ. Теперь же эта норма отменена.
Другие социальные гарантии детям
Также нерадостные изменения внесены в ч. 3 ст. 21 Закона № 651.
Отныне органы местного самоуправления и местные органы исполнительной власти должны обеспечивать бесплатным питанием детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, детей с особыми образовательными потребностями, обучающихся в специальных и инклюзивных классах, и учащихся 1 — 4 классов из семей, получающих помощь в соответствии с Законом № 1768.
Это же подтверждается и внесенными изменениями в ст. 5 Закона № 2402.
Таким образом, порядок бесплатного питания детей в школах изменен. В 1 — 4 классах бесплатное питание, которое до сегодняшнего дня предоставлялось всем детям, теперь предусмотрено только для детей из малообеспеченных семей.
Расходы на такое питание должны осуществляться из местных бюджетов.
Но при этом следует отметить, что органы местного самоуправления могут оставить бесплатное питание для всех учащихся 1 — 4 классов, предусмотрев на это средства местных бюджетов и приняв соответствующие решения на этот счет.
Далее обратим внимание на такой важный момент: внесенными изменениями в ст. 19 Закона № 2402 уточнено, что бесплатное получение высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях происходит на конкурсной основе.
Так, из ст. 19 Закона № 2402 исключено право на льготные условия для поступления в государственные и коммунальные профессионально-технические, высшие учебные заведения детей, относящихся к незащищенным слоям населения, а именно: детей-инвалидов, детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, детей из многодетных семей и т. п.
Но, пока не следует паниковать насчет всех льготников. Разбираемся.
В соответствии с разд. ХІ Условий приема — 2016 вне конкурса зачисляются:
— лица, которым в соответствии с Законом Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» предоставлено такое право;
— инвалиды I, II групп и дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, которым не противопоказано обучение по избранному направлению (избранной специальности), в соответствии с Законом Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине»;
— лица, которым в соответствии с Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» предоставлено такое право;
— лица, которым в соответствии с Законом Украины «О повышении престижности шахтерского труда» предоставлено такое право;
— лица, которым в соответствии с Законом Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» предоставлено такое право;
— члены сборных команд Украины, которые принимали участие в международных олимпиадах, перечень которых определен центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки;
— чемпионы и призеры Олимпийских и Паралимпийских игр — по специальностям в сфере физической культуры и спорта.
Итак, вышеуказанными профильными законами продолжает предусматриваться право на поступление вне конкурса в государственные и коммунальные профессионально-технические, высшие учебные заведения детей определенных социальных категорий, в частности, ст. 22 Закона № 875, ст. 12 Закона № 3551 и т. п.
В то же время ни в Законе № 2402, ни в Законе № 1556 теперь нет вообще понятия «вне конкурса». Поэтому, к сожалению, существует вероятность исключения таких льгот и из вышеуказанных профильных законов. Но пока такие льготы в них остаются.
А вот такие категории, как:
1) члены сборных команд Украины, которые принимали участие в международных олимпиадах, перечень которых определен центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки;
2) чемпионы и призеры Олимпийских и Паралимпийских игр — по специальностям в сфере физической культуры и спорта,
исключены из п. 13 Закона № 1556 как имеющие право на зачисление вне конкурса.
Кроме того, в соответствии с изменениями, внесенными в Закон № 1556, принимать участие в конкурсе по результатам вступительных экзаменов по конкурсным предметам в высшем учебном заведении в пределах установленных квот приема в высшие учебные заведения Украины имеют право:
— лица (по их выбору), имеющие заболевания, которые могут быть препятствием для прохождения внешнего независимого оценивания,
— дети-сироты;
— лица, законом признанные участниками боевых действий и которые защищали независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины, принимали участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения.
Также обратим внимание: студенты высших учебных заведений из числа детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, находятся на полном обеспечении государства.
Студентам, являющимся детьми-инвалидами и инвалидами I — III групп, студентам из семей, получающим помощь в соответствии с Законом № 1768, включая студентов из многодетных семей, назначается социальная стипендия и может предоставляться дополнительная социальная и материальная помощь.
Также есть еще одна грустная новость ☹: исключено право детей из многодетных семей на освобождение от платы за обучение в высших учебных заведениях государственной и коммунальной формы собственности (исключена ч. 11 ст. 19 Закона № 2402). То есть теперь такие дети должны платить за обучение на общих основаниях.
Размер платы за питание в детских садиках определяют местные советы
Подвергся значительным изменениям подход к определению размера платы за питание детей в дошкольных учебных заведениях.
Важно! С 2016 года родители или заменяющие их лица вносят плату за питание детей в государственном и коммунальном дошкольном учебном заведении в размерах, определенных органами местного самоуправления или соответствующими органами управления.
Напомним: ранее родители или заменяющие их лица вносили плату за питание детей в государственном и коммунальном дошкольном учебном заведении в размере, составляющем не менее 60 % (в городской местности) и не менее 40 % (в сельской местности) от стоимости питания в день. Это было указано в ст. 35 Закона № 2628, в которую Законом № 911 внесены соответствующие изменения.
А вот в п. 2.1 Порядка № 667 эта норма пока осталась без изменений. Поэтому ожидаем внесения соответствующих изменений в данный Порядок.
Также п. 19 Закона № 911 устанавливается, что льготные условия оплаты питания детей в дошкольных учебных заведениях для многодетных и малообеспеченных семей и других категорий, нуждающихся в социальной поддержке, предоставляются по решению органа местного самоуправления за счет средств местного бюджета.
При этом от платы за питание ребенка освобождаются родители или заменяющие их лица, в семьях которых совокупный доход на каждого члена семьи за предыдущий квартал не превышал уровень обеспечения ПМ (гарантированного минимума), который ежегодно устанавливается законом о Государственном бюджете Украины для определения права на освобождение от платы за питание ребенка в государственных и коммунальных дошкольных учебных заведениях.
Кстати, эта норма существовала и ранее, но гарантированный минимум ежегодно меняется.
Поэтому здесь следует обратиться к Закону о Госбюджете-2016.
Так, ст. 7 данного Закона в 2016 году ПМ на одного человека в расчете на месяц установлен в размере: с 1 января — 1330 грн., с 1 мая — 1399 грн., с 1 декабря — 1496 грн.
Для определения гарантированного минимума сначала необходимо определить средний размер ПМ на 2016 год. Он будет составлять 1408,33 грн. ((1330 грн. + 1399 грн. + 1496 грн.) : 3) ≈ 1408 грн.
Для расчета индекса роста среднего размера ПМ в 2016 году, в сравнении с 2015 годом, необходимо рассчитать средний размер ПМ в 2015 году.
Так, согласно ст. 7 Закона о Госбюджете-2015 в 2015 году установлен ПМ на одного человека в расчете на месяц: с 1 января в размере 1176 грн., с 1 сентября — 1330 грн.
Таким образом, средний размер ПМ в 2015 году составлял 1253 грн. ((1176 грн. + 1330 грн.) : 2).
Индекс роста среднего размера ПМ в 2016 году, в сравнении с 2015 годом, составляет ≈ 1,1237 (1408 грн. : 1253 грн.).
Уровень обеспечения ПМ на одного члена семьи в 2015 году составлял 410 грн. (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 42, с. 19).
Таким образом, в 2016 году уровень обеспечения ПМ (гарантированного минимума) на одного члена семьи составляет 461 грн. (410 грн. х 1,1237 = = 460,717 грн. ≈ 461 грн.).
Сделаем вывод: родители, или заменяющие их лица освобождаются от платы за питание ребенка в детском саду при условии, если совокупный доход на каждого члена их семьи за предыдущий квартал не превышал 461 грн.
Обратим внимание на то, что теперь согласно п. 19 Закона № 911 органы местного самоуправления и местные органы исполнительной власти также обеспечивают бесплатным питанием за средства местных бюджетов детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, детей-инвалидов и детей из семей, получающих помощь в соответствии с Законом № 1768.
Ограничения пенсии — 2016
Здесь в первую очередь обратим внимание на максимальное ограничение размера пенсии. До внесения изменений в ч. 3 ст. 85 Закона № 1788 (до 1 января 2016 года) положение о максимальном ограничении размера пенсии звучало так: максимальный размер пенсии не может превышать 10 размеров ПМ, установленного для лиц, утративших трудоспособность.
Законом № 911 в ч. 3 ст. 85 Закона № 1788 внесено дополнение: временно, в период с 1 января по 31 декабря 2016 года, максимальный размер пенсии (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплат к надбавкам отдельным категориям лиц, которые имеют особые заслуги перед Родиной) не может превышать 10740 грн.
Вместе с тем стоит уточнить, что в п. 2 разд. II «Заключительные положения» Закона № 911 указано, что действие этого Закона относительно определения максимального размера пенсии применяется к пенсии, которая назначается начиная с 1 января 2016 года.
Что это значит? А то, что для лиц, которым назначили пенсию до 1 января 2016 года, в 2016 году действует ограничение по максимальной ее величине в размере 10 ПМ для лиц, утративших трудоспособность. Поскольку этот размер будет изменяться в течение 2016 года, то и максимальный размер пенсии для указанных лиц в этом году будет меняться. Максимальный размер пенсии с 1 января 2016 года — 10740 грн., с 1 мая — 11300 грн., с 1 декабря — 12080 грн.
Для лиц, которым пенсия будет назначена в 2016 году, будет действовать ограничение по максимальному ее размеру в сумме 10740 грн. без изменения в течение всего 2016 года.
Считаем, что такое ограничение действует относительно суммы пенсии любого пенсионера независимо от того, работает он или нет.
Рассмотрим теперь, какие же условия выдвинуты действующим законодательством по ограничению пенсий работающих пенсионеров.
Как и в 2015-м, в 2016 году ограничения, а именно — уменьшение пенсии, работающим пенсионерам сохранились. Соответствующие изменения о продлении срока действия на 2016 год норм об уменьшении размера пенсии работающим пенсионерам были внесены в ст. 85 Закона № 1788 и другие соответствующие законы.
Таким образом, в 2016 году, если размер пенсии работающего пенсионера превышает 150 % ПМ, установленного для лиц, утративших трудоспособность, его пенсия составляет 85 % от назначенного размера. При этом размер пенсии не может быть менее 150 % ПМ, установленного для лиц, утративших трудоспособность. То есть у работающего пенсионера соответствующим образом уменьшаются пенсии, размер которых превышает:
— в январе — апреле 2016 года — 1611 грн. (1074 грн. х 150 %);
— в мае — ноябре 2016 года — 1695 грн. (1130 грн. х 150 %);
— в декабре 2016 года — 1812 грн. (1208 грн. х 150 %).
Как и в прошлом году, указанные ограничения не касаются инвалидов I и II групп, инвалидов войны III группы и участников боевых действий, а также лиц, на которых распространяется действие п. 1 ст. 10 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.10.93 г. № 3551-XII. Кроме того, п. 3 разд. II «Заключительные положения» Закона № 911 предусмотрены должности работников, на которых не распространяются ограничения по выплате пенсии или ежемесячного пожизненного денежного содержания. Данное освобождение, к примеру, действует в течение особого периода для лиц, проходящих военную службу или занимающих должности в Минобороне, СБУ, Нацгвардии и т. п. или для лиц, участвующих в АТО.
Определен круг работающих пенсионеров, которым вообще не будет выплачиваться пенсия в 2016 году. Так, лицам, которые работают, в частности, на должностях и условиях, предусмотренных законами Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-XII, «О прокуратуре» от 14.10.2014 г. № 1697-VII, «О судоустройстве и статусе судьей» от 07.07.2010 г. № 2453-VI, назначенные пенсии или ежемесячное пожизненное денежное содержание в 2016 году не выплачиваются.
Отдельно отметим изменения, которые внесены в порядок назначения пенсии за выслугу лет. Это касается, в том числе, пенсии за выслугу лет, назначаемую работникам образования, здравоохранения, социального обеспечения ( п. «е» ч. 1 ст. 55 Закона № 1788). С 1 января 2016 года установлен минимальный возраст для выхода на пенсию за выслугу лет. Раньше существовало только лишь требование о минимальном трудовом стаже, необходимом для выхода на пенсию за выслугу лет. Так, минимальный возраст для выхода на пенсию за выслугу лет для работников образования, здравоохранения, социального обеспечения определен в 55 лет (для лиц, родившихся с 01.01.71 г.). Согласно ст. 55 Закона № 1788 для лиц, родившихся с 01.01.66 г. до 01.01.71 г., этот минимальный возраст установлен с 50 до 55 лет (на каждые полгода — полгода увеличения минимального возраста).
Сокращение штатов — 2016
К сожалению, в 2016 году работникам бюджетной сферы не избежать сокращений. Причем отдельные нормы по сокращению работников прописаны в Законе № 911 прямо, а отдельные — как последствия предписаний, которые нужно будет выполнять по заданию КМУ. Как говорится, читаем между строк.
Так, областным госадминистрациям, Киевской городской госадминистрации, органам местного самоуправления поручено провести сокращения работников общеобразовательных учебных заведений минимум на 10 %. Не попадут под сокращение в рамках выполнения этой нормы лишь педработники ( п.п. 4 п. 6 разд. II «Заключительные положения» Закона № 911).
Но все же для некоторых педработников есть угроза попасть под сокращение. Связано это с тем, что в 2016 году продолжаются мероприятия по оптимизации сети общеобразовательных учебных заведений, в частности, путем объединения малокомплектных школ, с сокращением их численности ( п.п. 5 п. 6 разд. II «Заключительные положения» Закона № 911). Ориентировочно такая оптимизация произойдет на 5 % за счет объединения малокомплектных школ, изменения их типа и/или степени, реорганизации и т. п.
Модернизация ожидает и сеть профессионально-технических и высших учебных заведений I — II уровней аккредитации — их собираются укрупнять. Это определено в п.п. 5 п. 6 разд. II «Заключительные положения» Закона № 911. Вроде бы как о сокращении речи не идет, однако в ст. 27 Закона о Госбюджете-2016 все же указан предельный размер сокращения численности работников таких заведений — не больше 10 % ежегодно. Модернизацию сети профессионально-технических и высших учебных заведений I — II уровней аккредитации планируют провести на протяжении 2016 — 2018 годов.
Кстати, согласно п. 5 разд. II «Заключительные положения» Закона № 911 Кабмину дано поручение пересмотреть типовые и примерные штаты бюджетных учреждений с целью сокращения руководящего, административного, управленческого, хозяйственно-обслуживающего персонала, водителей, работников, обслуживающих общественные здания, минимум на 10 %. На это задание Правительству отведено 3 месяца с момента вступления в силу Закона № 911, а именно с 1 января 2016 года.
Это означает, что Кабмин вправе пересмотреть типовые (примерные) штаты любого бюджетного учреждения или дать такое задание ведомству, ответственному за утверждения типовых (примерных) штатов в определенной бюджетной сфере. Понятное дело, что с целью тотальной экономии бюджетных средств в таких типовых (примерных) штатах некоторые должности будут исключены, а это опять же чревато сокращением штатов ☹.
Банковская тайна: при оформлении соцвыплат она может быть раскрыта
С 1 января 2016 года банкам разрешено раскрывать банковскую тайну по запросу центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной финансовой политики, для проверки данных, которые граждане предоставили при оформлении социальных выплат. Законом № 911 дополнена ч. 1 ст. 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» от 07.12.2000 г. № 2121-III соответствующим пунктом 10. Такой возможностью данный орган может воспользоваться во время бюджетного процесса с целью проведения верификации и проверки достоверной информации, поданной физическими лицами для начисления и получения социальных льгот, субсидий, пенсий, заработных плат, других выплат, которые проводятся за счет бюджетных средств.
В частности, по запросу Минфина банками должна предоставляться информация относительно открытых на имя физических лиц счетов (текущих, кредитных, депозитных и т. п.), операций и остатков по ним. В случае начисления и получения соцвыплат, назначенных на семью или домохозяйство, информация предоставляется на каждого члена семьи или домохозяйство.
Отметим, что в Законом Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины» от 24.12.2015 г. № 914-VIII внесены соответствующие изменения в БКУ по данному вопросу. Так, п. 40 разд. IV «Заключительные и переходные положения» БКУ установлено, что во время осуществления полномочий по контролю за соблюдением бюджетного законодательства в части мониторинга пенсий, помощи, льгот, субсидий, прочих социальных выплат Минфин имеет право получать информацию, которая содержит банковскую тайну, персональные данные.
Для получения и обработки таких персональных данных Минфину не нужно получать согласие от физических лиц, если такое согласие уже предоставлено другому центральному органу исполнительной власти во время предоставления такой информации.
По нашему мнению, такие изменения к вышеуказанным законодательным актам были внесены в связи с увеличением расходов на социальные выплаты (в частности, субсидии) в Госбюджете-2016. Безусловно, такие нововведения повлияют на работу банков и органов социальной защиты, которые оформляют субсидии и льготы физлицам.
Что значит — «…применяются в порядке и размерах, установленных Кабмином, исходя из имеющихся финансовых ресурсов государственных и местных бюджетов…»?
В п. 11 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2016 установлено, что нормы и положения целого ряда законодательных документов применяются в порядке и размерах, установленных КМУ, исходя из наличия финансовых ресурсов государственного и местных бюджетов и бюджета Фонда социального страхования Украины.
Причем этот перечень законов достаточно большой. Но стоит отметить, и в 2015 году действовали такие же уточнения по многим положениям упомянутых и сейчас законов. Так, например, нормы и положения Закона Украины «О высшем образовании» от 01.07.2014 г. № 1556-III в 2015 году должны были применяться в порядке и размерах, установленных КМУ, исходя из наличия финансовых ресурсов государственного и местных бюджетов и бюджета фондов социального страхования. То же самое касается и 2016 года.
Еще пример: положения ст. 57 Закона Украины «Об образовании» от 23.05.91 г. № 1060-XII и в 2015 году, и в 2016 году применяются в порядке и размерах, установленных КМУ, исходя из наличия финансовых ресурсов государственного и местных бюджетов.
Напомним, что положения ст. 57 этого Закона касаются гарантий государства педагогическим, научно-педагогическим работникам и другим категориям. К ним, в том числе, относятся: выплата педагогическим и научно-педагогическим работникам надбавок за выслугу лет ежемесячно в процентах к должностному оклады (ставки заработной платы) в зависимости от стажа педагогической работы в соответствующих размерах; предоставление педагогическим работникам ежегодного денежного вознаграждения в размере до одного должностного оклада (ставки заработной платы) за добросовестный труд, образцовое выполнение служебных обязанностей; выплата педагогическим и научно-педагогическим работникам помощи на оздоровление в размере месячного должностного оклада (ставки заработной платы) при предоставлении ежегодного отпуска и другие государственные гарантии.
Условием «…исходя из наличия финансовых ресурсов государственных и местных бюджетов…» охватили и некоторые ранее (в 2015 году) не охваченные положения отдельных законов. Так, например, это касается ст. 41 Закона Украины «О профессионально-техническом образовании» от 10.02.98 г. № 103/98-ВР в части права на особенную социальную защиту от государства определенным в указанной статье лицам до окончания учебных заведений, или не дольше чем до достижения ими 23 лет.
Вместе с тем стоит отметить: учитывая опыт прошлого года, это не значит, что тут же все гарантийные законодательные нормы урежут под предлогом недостаточности финансовых ресурсов государственного и местных бюджетов. Вовсе нет. Просто у КМУ есть прекрасная возможность, не проходя длинную процедуру по инициативе внесения изменений в соответствующий закон через Верховную Раду Украины, в случае необходимости принять соответствующее постановление и урезать определенные выплаты. Как это будет происходить на практике и будет ли вообще происходить — покажет время.
Финансирование малокомплектных школ
Пунктом 4 разд. II «Заключительные положения» Закона № 911 определено, что с 1 сентября 2016 года финансирование общеобразовательных учебных заведений, в которых обучается менее 25 человек, за счет образовательной субвенции осуществляться не будет. Эта норма не касается только заведений начальной школы.
То есть расходы на содержание малокомплектных школ с сентября 2016 года должны проводиться из местных бюджетов. Не исключено также, что на местном уровне могут быть приняты решения о ликвидации таких школ.
И здесь самое время перейти к следующей новости, связанной с оптимизацией сети бюджетных учреждений.
Оптимизация сети бюджетных учреждений
Статьей 28 Закона о Госбюджете-2016 поручено Кабмину вместе с Нацакадемией наук, Нацакадемией педагогических наук, Нацакадемией медицинских наук, Нацакадемией искусств, Нацакадемией правовых наук, Нацакадемией аграрных наук:
— обеспечить концентрацию бюджетных расходов и научно-технического потенциала на осуществлении фундаментальных и прикладных научных исследований по важнейшим проблемам;
— провести государственную аттестацию заведений, учреждений, организаций и определить эффективность их деятельности;
— до 1 августа 2016 года принять меры по оптимизации сети учреждений, заведений, организаций, численности их работников, в частности, реорганизации, объединению, ликвидации неэффективных заведений, учреждений и организаций или прекращению их деятельности.
То есть следует учитывать, что Правительством будет проведена работа по определению целесообразности существования некоторых бюджетных организаций, заведений и учреждений.
Расширение перечней платных услуг, которые могут предоставлять бюджетные учреждения
Законодатели предусмотрели расширение перечней платных услуг, которые могут предоставляться государственными и коммунальными заведениями образования, науки, культуры, средствами массовой информации и другими бюджетными учреждениями. Об этом говорится в п. 5 разд. II «Заключительные положения» Закона № 911.
Осуществление таких шагов законодателей, очевидно, имеет целью уменьшение бюджетного финансирования и перевод бюджетных учреждений в большей степени на самоокупаемость. Тем более что отдельно в п. 6 разд. II «Заключительные положения» Закона № 911 предусмотрен перевод отдельных типов заведений на самоокупаемость.
Поэтому ожидаем в ближайшее время внесения изменений в перечни платных услуг, которые могут предоставлять бюджетные учреждения, утвержденные Кабмином.
Также предусмотрен пересмотр и установление экономически обоснованных размеров платных услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями.
Кроме того, п.п. 1 п. 6 разд. II «Заключительные положения» Закона № 911 предусмотрено, что областные государственные администрации, Киевская городская государственная администрация и органы местного самоуправления должны обеспечить установление руководителями государственных и коммунальных заведений и учреждений перечня платных услуг, предоставляемых ими, с указанием способа и порядка предоставления каждой из услуг, расчета их стоимости в соответствии с экономически обоснованными расходами, связанными с их предоставлением.
Не совсем понятно, что именно законодатель имел в виду, ведь, как правило, все бюджетные учреждения, предоставляющие платные услуги, сначала определяют конкретный перечень тех услуг, которые планируется предоставлять за плату, и определяют стоимость и порядок предоставления каждой услуги. Поэтому, возможно, этим пунктом законодатель предусмотрел, что плату за услуги следует своевременно пересматривать и следить за тем, чтобы стоимость платных услуг состояла только из экономически обоснованных расходов.
Создание образовательных и культурных округов
И еще одна новация — создание образовательных и культурных округов.
Для чего это нужно? Как говорит законодатель — для удовлетворения потребностей населения в высококачественных образовательных и культурных услугах.
Так, создание образовательных и культурных округов должно обеспечить:
— реформирование системы заведений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в интересах каждого ребенка; преобразование существующих школ-интернатов для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в детские дома для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, или в общеобразовательные учебные заведения; перепрофилирование заведений и оптимальное их использование;
— продолжение работы по оптимизации сети общеобразовательных учебных заведений, других отраслей бюджетной сферы, в первую очередь оптимизации сети общеобразовательных учебных заведений с сокращением их количества (ориентировочно на 5 % за счет объединения малокомплектных школ, изменения их типа и/или степени, реорганизации и т. п.), повышения наполняемости классов, групп;
— модернизацию сети профессионально-технических и высших учебных заведений I — II уровней аккредитации с учетом необходимости их укрупнения и осуществления подготовки специалистов и рабочих кадров в соответствии с потребностями региона и рынка труда, использование потенциала таких учебных заведений для осуществления подготовки и переподготовки незанятого населения;
— построение новой модели предоставления услуг музеями и библиотеками, расширение перечня услуг по организации досуга населения с использованием новейших технологий; создание на базе библиотек государственной и коммунальной собственности центров обслуживания граждан, основной задачей которых является удовлетворение потребностей граждан в публичной информации, обеспечение их доступа к государственным и региональным электронным информационным ресурсам, предоставление консультативных услуг по вопросам электронного оформления обращений в органы государственной власти.
В двухмесячный срок (т. е. в течение января — февраля 2016 года) должны быть утверждены планы создания образовательных и культурных округов, объединения учебных заведений, заведений культуры, других бюджетных учреждений (с сохранением финансовой самостоятельности) для рациональной концентрации и эффективного использования материальных, финансовых, кадровых ресурсов региона.
На 2016 год приостановлено действие существенного условия договора аренды имущества — индексации арендной платы
Так, в соответствии с п. 9 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2016 на этот год прекращено действие нормы ст. 10 Закона об аренде в части индексации арендной платы.
Напомним: в соответствии с п. 1 ст. 10 Закона об аренде одним из существенных условий договора аренды является арендная плата с учетом ее индексации.
При этом не все так просто.
Порядок определения размера аренды прописан в Методике № 786. Эта Методика продолжает содержать требования об индексации арендной платы.
Далее — Типовой договор аренды индивидуально определенного (недвижимого или другого) имущества, относящегося к государственной собственности, утвержденный приказом № 1774, также содержит требования об индексации аренды.
Так, в частности, в п. 3.3 данного Типового договора прописано следующее: «Арендная плата за каждый следующий месяц определяется путем корректировки арендной платы за предыдущий месяц на индекс инфляции за следующий месяц. Оперативная информация об индексах инфляции, рассчитанных Государственной службой статистики Украины, размещается на веб-сайте Фонда государственного имущества Украины».
А в той же ст. 10 Закона об аренде (в ее п. 2) четко определено, что заключенный сторонами договор аренды в части существенных условий должен соответствовать типовому договору аренды соответствующего имущества, в котором, как мы уже отметили, содержится требование об индексации арендной платы.
Следует отметить, что типовые договоры аренды имущества коммунальной собственности составлены на основании Типового договора, утвержденного приказом № 1774, и также содержат требование об индексации арендной платы.
При этом, как видим, эта норма Закона о Госбюджете-2016 не содержит прямого запрета проведения индексации арендной платы в 2016 году.
То есть остается вопрос — нужно ли вообще индексировать арендную плату в 2016 году, или внесенные изменения говорят нам только о том, что индексация арендной платы не является существенным условием договора аренды?
Надеемся на разъяснение законодателей по этому поводу в ближайшее время, ведь этот вопрос на сегодняшний день остается законодательно несогласованным.
Отношения объединенных территориальных громад с госбюджетом
В рамках процесса децентрализации в Украине на сегодняшний день в отдельных регионах уже успешно прошли выборы и созданы объединенные территориальные громады.
Одной из привилегий для вновь созданных объединенных территориальных громад является переход на прямые межбюджетные отношения с государственным бюджетом. Это значит, что деньги не будут распределяться из области или района, как было ранее, а напрямую будут поступать из государственного бюджета объединенным территориальным громадам.
Так, ст. 24 Закона о Госбюджете-2016 установлено, что в 2016 году межбюджетные отношения с государственным бюджетом имеют бюджеты объединенных территориальных громад, приведенные в приложении 10 к данному Закону, в которых 25 октября 2015 года состоялись первые местные выборы.
То есть конкретный перечень бюджетов объединенных территориальных громад, которые в 2016 году имеют прямые межбюджетные отношения с госбюджетом, указан в приложении 10 к Закону о Госбюджете-2016.
Создание Государственного фонда регионального развития в 2016 году не ограничено размером
Пунктом 8 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2016 предусмотрено приостановление в этом году действия абз. 2 ч. 1 ст. 24-1 БКУ.
Именно в этом абзаце было сказано о том, что при составлении проекта госбюджета и прогноза госбюджета на следующие за плановым два бюджетных периода Государственный фонд регионального развития предусматривается в объеме не менее 1 % прогнозного объема доходов общего фонда проекта госбюджета на соответствующий бюджетный период. То есть этой нормой был предусмотрен размер, в котором следует создавать Государственный фонд регионального развития.
Получается, что в 2016 году этот размер не ограничен.
Кстати, в соответствии с приложением 3 к Закону о Госбюджете-2016 Государственный фонд регионального развития утвержден в сумме 3000000 тыс. грн.
Отметим: средства Государственного фонда регионального развития направляются на выполнение инвестиционных программ и проектов регионального развития (в том числе проектов сотрудничества и добровольного объединения территориальных громад), имеющих целью развитие регионов, создание инфраструктуры индустриальных и инновационных парков и соответствующих приоритетам, определенным в Государственной стратегии регионального развития и соответствующих стратегиях развития регионов.
Нормативные документы
Семейный кодекс — Семейный кодекс Украины от 10.01.2002 г. № 2947-III.
БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.
Закон о культуре — Закон Украины «О культуре» от 14.12.2010 г. № 2778-VI.
Закон о музеях — Закон Украины «О музеях и музейном деле» от 29.06.95 г. № 249/95-ВР.
Закон о Госбюджете-2016 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» от 25.12.2015 г. № 928-VIII.
Закон о Госбюджете-2015 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» от 28.12.2014 г. № 80-VIII.
Закон № 2628 — Закон Украины «О дошкольном образовании» от 11.07.2001 г. № 2628-III.
Закон № 911 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 24.12.2015 г. № 911-VIII.
Закон № 1768 — Закон Украины «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям» от 01.06.2000 г. № 1768-III.
Закон № 651 — Закон Украины «Об общем среднем образовании» от 13.05.99 г. № 651-XIV.
Закон о библиотеках — Закон Украины «О библиотеках и библиотечном деле» от 27.01.95 г. № 32/95-ВР.
Закон № 2402 — Закон Украины «Об охране детства» от 26.04.2001 г. № 2402-III.
Закон № 875 — Закон Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-XII.
Закон № 3551 — Закон Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.10.93 г. № 3551-XII.
Закон № 1788 — Закон Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.91 г. № 1788-XII.
Закон № 1556 — Закон Украины «О высшем образовании» от 01.07.2014 г. № 1556-VII.
Закон о театрах — Закон Украины «О театрах и театральном деле» от 31.05.2005 г. № 2605-IV.
Закон об аренде — Закон Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» от 10.04.92 г. № 2269-XII.
Закон о местном самоуправлении — Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.
Методика № 786 — Методика расчета арендной платы за государственное имущество и пропорции ее распределения, утвержденная постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786.
Перечень № 1271 — Перечень платных услуг, которые могут предоставляться заведениями культуры, основанными на государственной и коммунальной форме собственности, утвержденный постановлением КМУ от 12.12.2011 г. № 1271.
Порядок № 732 — Порядок предоставления платных услуг заведениями культуры и искусств, утвержденный совместным приказом Минкультуры, Минфина и Минэкономики от 21.12.99 г. № 732/306/152.
Порядок № 667 — Порядок установления платы для родителей за пребывание детей в государственных и коммунальных дошкольных и интернатных учебных заведениях, утвержденный приказом Министерства образования и науки Украины от 21.11.2002 г. № 667.
Условия приема — 2016 — Условия приема на обучение в высшие учебные заведения Украины в 2016 году, утвержденные приказом Министерства образования и науки Украины от 15.10.2015 г. № 1085.
Приказ № 1774 — приказ Фонда государственного имущества Украины «Об утверждении договоров аренды» от 23.08.2000 г. № 1774.