Темы статей
Выбрать темы

О размещении средств на текущих счетах в банках

Письмо от 26.05.2016 г. № 31-07010-07-10/14966

Министерство финансов Украины рассмотрело обращение <…> и в пределах компетенции сообщает.

В соответствии с Порядком размещения на текущих счетах в банках государственного сектора и использования собственных поступлений государственных и коммунальных высших учебных заведений, научных учреждений и заведений культуры, полученных как плата за услуги, предоставляемые ими согласно основной деятельности, благотворительные взносы и гранты, и осуществления контроля за использованием собственных поступлений, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 02.09.2015 г. № 719 (далее — Порядок), коммунальные высшие учебные заведения и заведения культуры принимают решение о размещении на текущих счетах в банках собственных поступлений, полученных как плата за услуги, предоставляемые ими согласно основной деятельности, благотворительные взносы и гранты, не позже 25 декабря года, предшествующего плановому, которое в течение такого периода не изменяется.

Таким образом, учебные заведения, научные учреждения и заведения культуры (далее — распорядители бюджетных средств) получили право размещать средства на счетах в банках начиная с 2016 года.

Учитывая изложенное, в случае размещения собственных поступлений, полученных как плата за услуги, предоставляемые ими согласно основной деятельности, благотворительные взносы и гранты на счетах в банках, распорядители бюджетных средств начинают подавать в органы Государственной казначейской службы Украины бюджетную отчетность за январь 2016 года в феврале.

Согласно пункту 7 Порядка в случае размещения заведением, учреждением собственных поступлений, полученных заведением, учреждением как плата за услуги, предоставляемые согласно основной деятельности, или благотворительные взносы, или гранты, на текущем счете в банке, в течение операционного дня указанные средства аккумулируются на соответствующем специальном регистрационном счете заведения, учреждения, открытом в органе Казначейства. На основании платежного поручения, предоставленного заведением, учреждением, где указана сумма собственных поступлений, полученная заведением, учреждением как плата за услуги, предоставляемые согласно основной деятельности, или благотворительные взносы, или гранты, на определенную дату, орган Казначейства перечисляет указанные средства в полном объеме на соответствующий текущий счет заведения, учреждения, открытый в банке.

Пунктом 3 Порядка определено, что размещение собственных поступлений, полученных учебными заведениями как плата за услуги, предоставляемые ими согласно основной деятельности в отрасли образования, осуществляется только в национальной валюте.

С целью раскрытия информации об использовании средств, которые размещены в государственных банках и находятся вне казначейского обслуживания Министерством финансов в Порядок составления финансовой, бюджетной и другой отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 24.01.2012 г. № 44, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 09.02.2012 г. под № 196/20509, внесены соответствующие изменения, утвержденные приказом Министерства финансов Украины от 31.12.2015 г. № 1308, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 28.01.2016 г. под № 149/28279.

Согласно пункту 12 Порядка в случае нарушения заведением, учреждением требований бюджетного законодательства, главный распорядитель бюджетных средств имеет право принять решение о запрете заведению, учреждению размещать собственные поступления, полученные как плата за услуги, предоставляемые ими согласно основной деятельности, благотворительные взносы и гранты, на текущих счетах, открытых в банках.

В соответствии со статьей 4 Бюджетного кодекса Украины бюджетное законодательство состоит из Конституции Украины, Бюджетного кодекса Украины, закона о Государственном бюджете Украины, других законов, нормативно-правовых актов Кабинета Министров Украины и органов исполнительной власти, регулирующих бюджетные отношения.

Заместитель Министра Р. Качур

Комментарий редакции

Вопросы размещения собственных поступлений на счетах в банках: разъясняет Минфин

В первую очередь напомним: право размещать на текущих счетах в банках государственного сектора собственные поступления государственных и коммунальных высших учебных заведений, научных учреждений и заведений культуры, полученные как плата за услуги, предоставляемые ими согласно основной деятельности, благотворительные взносы и гранты, предусмотрено ч. 9 ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ).

Порядок размещения на текущих счетах в банках государственного сектора и использования собственных поступлений государственных и коммунальных высших учебных заведений, научных учреждений и заведений культуры, полученных как плата за услуги, предоставляемые ими согласно основной деятельности, благотворительные взносы и гранты, и осуществления контроля за использованием собственных поступлений был утвержден постановлением КМУ от 02.09.2015 г. № 719 (далее — Порядок № 719) и вступил в силу 01.12.2015 г.

В комментируемом письме Минфин дал ответы на вопросы о том, когда и в какой орган следует подавать информацию о размещении средств и в случае каких нарушений главный распорядитель имеет право принять решение о запрете учреждению размещать собственные поступления на текущих счетах, открытых в банках.

Так, в связи с тем, что решение о размещении указанных средств на текущих счетах в банках должно быть принято до 25 декабря года, предшествующего плановому (п. 3 Порядка № 719), научные учреждения, учебные заведения и заведения культуры фактически получили право размещать соответствующие средства на счетах в банках с 1 января 2016 года.

Поэтому, как отметил Минфин в комментируемом письме, научные учреждения, учебные заведения и заведения культуры в случае размещения собственных поступлений на счетах в банках начинают подавать бюджетную отчетность в органы Госказначейства с февраля 2016 года (за январь 2016 года).

Что касается нарушений, в результате которых главный распорядитель бюджетных средств может принять решение о запрете размещать собственные поступления на счетах в банках, то Минфин по этому поводу отметил лишь то, что это нарушения бюджетного законодательства.

Действительно, в соответствии с п. 12 Порядка № 719 в случае нарушения заведением, учреждением требований бюджетного законодательства и требований этого Порядка главный распорядитель бюджетных средств имеет право принять решение о запрете заведению, учреждению размещать собственные поступления, полученные как плата за услуги, предоставляемые ими согласно основной деятельности, благотворительные взносы и гранты, на текущих счетах, открытых в банках.

В таком случае заведения, учреждения в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты оформления такого решения главным распорядителем бюджетных средств, обязаны осуществить мероприятия, предусмотренные этим Порядком, в частности по возврату средств на специальные регистрационные счета, открытые в органе Казначейства, закрыть текущие счета в банке, уведомить о принятых мерах главного распорядителя бюджетных средств и орган Казначейства и т. п.

Отметим, что перечень нарушений бюджетного законодательства приведен в ст. 116 БКУ.

Считаем необходимым напомнить их вам. Эта информация, кстати, будет полезна не только заведениям и учреждениям, о которых идет речь в комментируемом письме, но и всем бюджетникам.

Так, нарушением бюджетного законодательства признается нарушение участником бюджетного процесса установленных БКУ или другим бюджетным законодательством норм по составлению, рассмотрению, утверждению, внесению изменений, выполнению бюджета и отчетности о его выполнении, а именно:

1) включение недостоверных данных в бюджетные запросы;

2) нарушение установленных сроков подачи бюджетных запросов или их неподача;

3) определение недостоверных объемов бюджетных средств при планировании бюджетных показателей;

4) планирование поступлений или расходов госбюджета (местного бюджета), не отнесенных к таковым БКУ или законом о Госбюджете;

5) нарушение установленного порядка или сроков подачи проекта закона о Госбюджете (проекта решения о местном бюджете) на рассмотрение ВРУ (ВР АР Крым, местного совета);

6) нарушение установленного порядка или сроков рассмотрения проекта и принятия закона о Госбюджете (решения о местном бюджете);

7) принятие решения о местном бюджете с нарушением требований БКУ или закона о Госбюджете (в том числе относительно составления бюджета в части межбюджетных трансфертов);

8) нарушение требований БКУ относительно утверждения госбюджета (местного бюджета) с дефицитом или профицитом;

9) включение в состав спецфонда бюджета поступлений из источников, не отнесенных к таковым БКУ или законом о Госбюджете;

10) зачисление доходов бюджета на любые счета, кроме единого казначейского счета (за исключением средств, которые получают учреждения Украины, функционирующие за рубежом, собственных поступлений государственных и коммунальных высших учебных заведений, научных учреждений и заведений культуры, полученных как плата за услуги, предоставляемые ими согласно основной деятельности, благотворительные взносы и гранты, и в случаях, предусмотренных абз. 3 и 4 ч. 2 ст. 78 БКУ), а также аккумулирование их на счетах органов, контролирующих взимание поступлений бюджета;

11) зачисление доходов бюджета в иной, нежели определен БКУ или законом о Госбюджете, бюджет, в том числе в результате осуществления распределения налогов и сборов и других доходов между бюджетами с нарушением определенных размеров;

12) осуществление государственных (местных) заимствований, предоставление государственных (местных) гарантий с нарушением требований БКУ;

13) принятие решений, которые привели к превышению предельных объемов государственного (местного) долга или предельных объемов предоставления государственных (местных) гарантий;

14) размещение временно свободных средств бюджета с нарушением требований БКУ;

15) создание внебюджетных фондов, нарушение требований БКУ относительно открытия внебюджетных счетов для размещения бюджетных средств;

16) нарушение порядка или сроков подачи, рассмотрения и утверждения смет и других документов, применяемых в процессе выполнения бюджета, утверждение в сметах показателей, не подтвержденных расчетами и экономическими обоснованиями;

161) нарушение требований БКУ относительно утверждения главными распорядителями бюджетных средств порядков использования бюджетных средств;

17) нарушение порядка или сроков подачи и утверждения паспортов бюджетных программ (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе);

18) нарушение установленных сроков доведения документов об объемах бюджетных ассигнований до распорядителей бюджетных средств низшего уровня или получателей бюджетных средств;

19) нарушение порядка и сроков открытия (закрытия) счетов в органах Казначейства;

20) взятие обязательств без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных БКУ либо законом о Госбюджете;

21) нарушение порядка регистрации и учета бюджетных обязательств, включая необоснованный отказ в регистрации или несвоевременную регистрацию бюджетных обязательств;

22) нарушение требований БКУ при осуществлении предварительной оплаты за товары, работы и услуги за счет бюджетных средств, а также нарушение порядка и сроков осуществления такой оплаты;

23) осуществление платежей за счет бюджетных средств без регистрации бюджетных обязательств, при отсутствии подтверждающих документов или при включении в платежные документы недостоверной информации, а также безосновательный отказ в проведении платежа органами Казначейства;

24) нецелевое использование бюджетных средств;

25) нарушение требований БКУ при осуществлении расходов госбюджета (местного бюджета) в случае несвоевременного вступления в силу закона о Госбюджете (несвоевременного принятия решения о местном бюджете);

26) предоставление кредитов из бюджета или возврат кредитов в бюджет с нарушением требований БКУ и/или установленных условий кредитования бюджета;

27) осуществление бюджетными учреждениями заимствований в какой-либо форме или предоставление бюджетными учреждениями юридическим либо физическим лицам кредитов из бюджета вопреки БКУ;

28) осуществление расходов, кредитования местного бюджета, которые в соответствии с БКУ должны производиться из другого бюджета;

29) осуществление расходов бюджета или предоставление кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышением вопреки БКУ или закону о Госбюджете;

30) нарушение требований БКУ относительно выделения средств из резервного фонда бюджета;

31) нарушение установленных требований относительно применения бюджетной классификации;

32) включение недостоверных данных в отчеты о выполнении госбюджета (местного бюджета), годовой отчет о выполнении закона о Госбюджете (решения о местном бюджете), а также нарушение порядка и сроков подачи таких отчетов;

33) нарушение установленных требований по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности о выполнении бюджетов;

34) нарушение установленных порядка или сроков подачи финансовой и бюджетной отчетности бюджетных учреждений, а также подача такой отчетности в неполном объеме;

35) несоответствие данных, приведенных в финансовой и бюджетной отчетности бюджетных учреждений, данным бухгалтерского учета;

36) включение недостоверных данных в отчеты о выполнении паспортов бюджетных программ (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе), а также нарушение порядка и сроков подачи таких отчетов;

37) издание нормативно-правовых актов, уменьшающих поступления бюджета или увеличивающих расходы бюджета вопреки закону;

38) осуществление расходов на содержание бюджетного учреждения одновременно из разных бюджетов вопреки БКУ или закону о Госбюджете;

39) нарушение требований ст. 28 БКУ относительно обнародования и доступности информации о бюджете;

40) иные случаи нарушения бюджетного законодательства участником бюджетного процесса.

Татьяна СТАНКУС, заместитель главного редактора

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше